Основные факты во время войны




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Введение……………………………………………………………..…………..1

 

2. Основная часть……………………………………………………….…............4

2.1. Основные факты во время войны……………………………….…………...4

2.2. Из воспоминаний………………………………………………………...…....5

 

3. Практическая часть…………………………………………………..….….8

3.1.Война и современные дети……………………………………………..….….8

 

4. Заключение……………………………………………………………...….10

 

Список использованной литературы………………………………………….....12

 

Приложение……………………………………………………………………......13

Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь-полынь и сейчас на губах

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны, военная история моего края. Разговаривая с одноклассниками, друзьями, я выяснили, что у многих из нас дедушки и бабушки родились в 30-егоды, то есть, их детство проходило в годы фашистской оккупации. Но мало кто знает, что наши близкие перенесли в военное время, с какими трудностями и невзгодами им пришлось столкнуться, каковы их детские впечатления о той страшной войне. И я решила узнать у живых свидетелей войны об их детстве, которое проходило в эти суровые годы.

Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира – вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны, как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».

Я выбрала эту тему, потому что я сама ребёнок, и я не хочу войны, а также мне не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.

Как же жили тогда, дети войны?

Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.

Гипотеза:

Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое не только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

Цель исследования:

Доказать на примере жизни наших земляков, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства; восстановить связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, и не только. Хочу провести параллель между детством, опаленным войной и сегодняшним детством, детством моих сверстников.

Объект исследования:

События Великой Отечественной войны.

Предмет исследования:

Условия жизни детей в период Великой Отечественной войны и вклад в дело борьбы с фашизмом.

Хронологические рамки: период Отечественной войны с 1941 по 1945 годы.

Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести анкетирование и интервьюирование при личных встречах с жителями города.

3. Провести фото и видео фиксацию этих встреч.

4. Проанализировать, отредактировать и оформить собранный материал о детях войны в презентацию-, видеозаписи.

5. Научить современных детей уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

Методы исследования:

Теоретические исследования:

1. Изучение теории вопроса на основе литературных источников

2. Описательный метод

Практические исследования:

1. Анкетирование

2. Интервьюирование

3. Графический метод

4. Метод сравнительного анализа

Проблема исследования:

Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков в годы Великой Отечественной войны, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей нашей страны.

О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Они, также как и я, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет. В своей книге «Герои и судьбы» А. Недогонов пишет:

Мы книги читали о счастье – они их сжигали в огне;

Мы ставили звезды на елках – они на еврейской спине.

Мы ландыши рвали руками – они их срезали ножом,

Стрижей мы ловили силками - они их сбивали ружьем…

Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря…

Некоторым повезло, они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою Родину.

Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.

О Великой Отечественной войне написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

План проведения проекта (ход поисково-исследовательской работы):

1. Постановка цели и задач проекта. Совместная выработка способов решения поставленных задач, и используемых при этом методов.

2. Практическая часть проекта. Выявление "детей войны" среди жителей нашего города. Сбор сведений о жизни детей в годы войны (с помощью интервью, изучения архивных материалов). Обобщение собранных сведений, подготовка презентации.

3. Презентация проекта. Участие в конференциях.

Предполагаемый результат:

- повышение внимания к поколению «Дети войны»

- углубление знаний истории Великой Отечественной войны у учащихся

- смягчение климата в семьях и отношениях с молодым поколением

- повышение нравственного самосознания и патриотизма у детей XXI века

- формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия

- развитие творческих способностей

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам, не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. нашими ровесниками, а ныне являющимися нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми? «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.

Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды.

Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: «Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи должен помочь проект «Дети войны – связь поколений».

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Основные факты во время войны

 

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Что такое «27 миллионов»? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это страшные для нас и вообще для любого нормального человека цифры. Дети и война – на первый взгляд два несовместимых понятия. Но несмотря ни на что дети жили и работали наравне с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» – так называют сегодняшних 67-85-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. В нашем городе на сегодняшний день проживает 1249 бабушек и дедушек, переживших те страшные годы, и сейчас имеющих статус ребенка войны.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. Казалось, что настоящая победа куется там, на фронте, а в тылу тихо, спокойно и безопасно. Конечно, это было не так. Как бы воевали солдаты без продовольствия, обмундирования, оружия, без моральной поддержки жен.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

 

Виниченко Михаил Павлович, родился 28 июля 1935 года в селе Александринка Ольгинского района, Сталинской области. Сейчас Михаилу Павловичу 85 лет, в начале войны ему было 6 лет, его детская память сохранила многое о том периоде жизни. Он – житель посёлка Александринки, здесь родился, работал трактористом, здесь проживает и сейчас. Его дом, двор, хозяйственные постройки, сам уклад жизни говорят о том, что Михаил Павлович хороший хозяин, труженик, жена его, Екатерина Трофимовна, верная супруга и хорошая хозяйка. Вместе они отметили уже и золотую (50лет), и бриллиантовую (65 лет) свадьбу, приближаются к благодатной (65 лет)…

Трудно вспоминать свое детство Михаилу Павловичу, со слезами и болью вспоминает он свои детские годы: «Когда началась война, в 1941 году проживали мы в селе Александринка Ольгинского района, Сталинской области. В день начала войны в небе летали самолеты, ракеты, так, что светилось все село. Было очень страшно, хотя тогда мы ничего еще не понимали. Через несколько дней в село заехали немцы. Они заходили в наши дома и жили вместе снами. Потом одни заезжали, другие выезжали. Одни были злыми, агрессивными – могли и ударить и даже убить, если не понравится что-то. Но попадались и хорошие немцы: отдавали, то, что сами недоедали, иногда даже перепадали конфеты или шоколадки. Отец воевал, а мы жили с матерью. На войне отец был несколько раз ранен, но все равно возвращался н фронт. Вернулся с войны отец в июне 1946 года. У отца была медаль «За Победу над Германией». Страшное время было, воспоминаний много, все не расскажешь. Да и сейчас в трудное время живем… Цените жизнь, творите добро другим, трудитесь и живете в мире и согласии» – таковы пожелания Михаила Павловича для молодёжи и всех поколений (Приложение 1).

 

Сочило Раиса Григорьевна, родилась 25 ноября 1937 года под Черниговом. Когда началась война, её отец, офицер Красной армии уже был призван на Финскую войну. Поэтому когда началась война, отца с семьей не было. В то время мать с двумя детьми проживала в г. Никополе Днепропетровской области. Когда город подвергался бомбежке - все пряталась в бомбоубежище. Людей было столько, что даже повернуться было невозможно.

Мать, как жену офицера эвакуировали под Сталинград. О тех мытарствах, о том, что пришлось им испытать по дороге на родину, Раиса Григорьевна не забывает никогда. Так случилось, что их состав, в котором были одни дети и женщины, подвергся бомбёжке на станции Ясиноватая, отцу потом передали, что его семья вся погибла. Воспоминания Сочило Раисы Григорьевны вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: «Когда нас эвакуировали из Никополя, нас вместе с мамой и братиком (ему было 6 лет) посадили на пассажирский поезд. В нашем поезде было 24 вагона полностью заполненных людьми. Когда мы доехали до станции Ясиноватая, нам по громкой связи объявили, что летят самолеты, и мы должны выйти с вагонов и бежать, как можно дальше и быстрее. Бежали мы в кукурузное поле. Было около двух часов ночи, когда налетели самолеты и начали бомбить Ясиноватую… Это было так страшно, то мне запомнилось это на всю мою жизнь. Потом нам сказали, чтоб мы шли, как можно быстрее еще дальше, так как будут еще бомбить. Людей была такая масса, что передать невозможно. Мама нас с братиком тянула за ручки по кукурузному полю. И мне страшно запомнилось, когда мы быстро шли по «кукрузке», кукурузные кочанчики, так били мне по лицу, что мои детские щечки были набиты и очень болели, так что они пекли всю мою жизнь… Но не один ребенок тогда не плакал, все терпели. Братик мой, в тот день был ранен осколком в руку. Мы переждали ту страшную бомбежку и чудом остались живы. После того мы всю войну остались жить Ольгинке»

Дальнейшая жизнь Раисы Григорьевны наполнена большим, просто огромным смыслом: закончила школу, выучилась в техническом училище, после которого 4 года работала в шахте машинистом электровоза. В те годы она, активная в общественной жизни, избиралась депутатом городского совета г. Сталино (ныне – Донецк). Поступила и закончила рентгеновский техникум, получила специальность техник-электрик по монтажу рентгеновской и электрической медицинской аппаратуры.

Всю жизнь Раиса Григорьевнана училась, читала много, была примером своим дочерям, старшая дочь, например, закончила институт электроники, преподаёт в техническом университете в Майкопе…

Вообще, за весь трудовой стаж, а он немалый – 57 лет, она овладела 10-тью рабочими специальностями. Раиса Григорьевна и в быту - труженица и неугомонный человек: дом отремонтирован, огородик обрабатывает самостоятельно, недавно приобрела щенка, выкормила и вырастила его (это совершенно удивительная история по его спасению)…

Думаю, на таких людях, стойких, упорных в труде и учёбе, не поддающихся под ударами судьбы, и держится жизнь (Приложение 2).

 

Баева Лидия Максимовна - учитель украинского языка и литературы МОУ «Школа № 4 города Докучаевска», участник Великой Отечественной войны, ветеран труда, Отличник народного образования. В рамках проекта «Дети войны - связь поколений» состоялась встреча учеников 8-А и 8-Б классов с необыкновенным обычным человеком, участником Великой Отечественной войны, ветераном труда, Отличником народного образования, учителем украинского языка и литературы Баевой Лидией Максимовной.

 

Рассказ Лидии Максимовны потряс меня до глубины души. Лидия Максимовна воспоминает: «10 - летний девочкой я, как и вся страна в этот день, 22 июня 1941 года услышала: «…Киев бомбили, нам объявили, что началась война»… Мы с братьями проснулись от шума: танки идут, слышны крики немцев… Начался настоящий кошмар. Школы закрыли, мы не учились. Учеников старших классов угоняли в Германию. Нам не разрешалось никуда ходить. Родители не пускали нас, потому что немцы расстреливали евреев и для всех детей это было небезопасно. В начальной школе открыли лагерь для военнопленных советских солдат.

Во время оккупации мы были дома и делали то, что скажут родители. Однажды вместе с двумя соседками мы пошли в лес, чтобы наломать веток липы. Проходили мы мимо лагеря военнопленных и были в ужасе от увиденного. В каких страшных условиях находились военнопленные… Вошли мы в лес, меня подсадили на дерево. Я ломала ветки и бросала на землю, а соседки собирали их и услышали топот бегущих людей. Как оказалось, это были трое сбежавших военнопленных.

Мы пожелали им удачи и продолжили свою работу… Прошло несколько минут, мы услышали лай собак, топот сапог, крики незнакомой нам речи. Фашисты с автоматами на плечах подбежали к нам и, стянув меня с дерева, закричали: «Куда побежали военнопленные?»

Мы сказали, что не видели их. Они продолжили преследование беглецов, а мы с испугу «ноги в руки» - и домой. Я пришла домой и рассказала все родителям. Через несколько часов к нам в хату пришел комендант. Он схватил меня и увел на допрос. Бросив меня в подвал, немцы сказали: «Посиди, подумай, вспомни: может, видела кого?» Взволнованные родители стали думать, как вызволить свою дочь. Отец ходил и просил женщину, которая жила с комендантом, чтобы она уговорила своего сожителя и меня отпустили. Через 8 дней меня выбросили из подвала, предупредив, что «если еще раз попадешься, - тебе конец!».

Мы жили недалеко от леса и часто начали к нам приходить партизаны и просить у нас продукты питания. Родители безотказно делились тем, сто у нас было.

А однажды ночью партизаны принесли тяжелораненного летчика из сбитого немцами самолета. Он был в очень тяжелом состоянии: поломаны нога и рука, разбита голова. Мама приняла его, длительное время лечила и выхаживала светловолосого русского Николая. Никто не знал, что он находится у нас, кроме одной соседки, которая хранила тайну с нами вместе. Днем он находился в подвале, а ночью мама осторожно заносила в дом и «складывала по частям».

Прошло время, он почувствовал себя лучше: начал двигать рукой и ногой… И тут бежит соседки и сообщает, что идет облава… Рядом с нашим домом было помещение, в котором хранилось сено, солома для домашнего скота. И родители спрятали раненого вглубь – как можно дальше, затрамбовали соломой и сеном, а входную дверь закрыли.

… Продолжается облава… Когда дошла очередь до нашего двора, фашисты вошли в дом и перевернули все вверх дном. Мы с братьями сидели на печи за занавеской и дрожали от страха. Немцы, ничего не обнаружив, вышли из дома. Мама перекрестилась и сказала: «Слава Богу, что не нашли». И вдруг, выйдя во двор, она увидела, что немцы открыли сарай и штыками прокалывали сено и солому, за которыми был спрятан советский летчик.

Мама вошла в дом и со страхом сказала: «Найдут - нас всех расстреляют…»

Прошло совсем немного времени и немцы, оставив распахнутую дверь сарая, ничего не обнаружив, ушли дальше.

Мама еле вошла в дом и произнесла: «Мы спасены…» Вечером родители вытащили советского летчика из укрытия, завели в дом и сказали, что еще будут его лечить. Но он отказался, решив уйти в лес к партизанам, чтобы не подвергать нашу семью опасности…

О дальнейшей судьбе этого человека мы ничего не знаем, даже фамилии и его месте жительства! Знаем, только, что он русский летчик…

Потом начались артобстрелы. Снесли наш подвал, снаряды падали рядом… И мы решили перебраться в другой микрорайон. Один раз мама пошла в магазин за продуктами, а немцы в селе проводили облаву… Собрали всех жителей на поле возле школы… Когда мама пришла домой - дома никого нет. Тогда она увидела, как немцы уводят куда-то людей. Всех разделили на группы: отдельно мужчин, отдельно женщин с детьми. А еще она увидела коменданта и два танка направленных на людей. Комендант закричал: «Кто будет пытаться сбежать, того расстреляем на месте». Они тут же отвели в сторону шестерых мужчин и расстреляли.

Затем стали угонять всех из родного села. Сначала скот, потом мужчин и последними женщин с детьми. Нас довели до какого-то красивого села. Мужчин загнали в костел, а женщинам с детьми скомандовали: «Уходите. Если вернетесь, - расстреляем».

Нас оставила у себя одна семья, но нужно было искать отца. Мама узнала, что когда мужчин выведут из костела, посадят в машины и увезут на вокзал, а затем отправят в Германию… Но маме удалось спасти отца. После этого мы целых 2 месяца были без крыши над головой. Никто не хотел брать семью с мужчиной, а потом мы нашли пустой дом в соседнем селе, заселились туда и стали там жить.

Вспоминается еще, как мама искала пропитание в сточных канавах, куда немцы сбрасывали требуху от зарезанных коров, а мясо, конечно же, оставляли себе.

В тот момент, когда мама искала пригодное для употребления – кто – то постучал ее по плечу. Это был немец, который узнал, что мы живем в чужом соседнем селе и нам совсем нечего кушать. Он оказывал нам помощь продуктами питания. А однажды произошел удивительный случай… Он вошел к нам в дом и, увидев меня, взял к себе на руки. Затем сказал, что в Германии у него такая же белокурая дочь, и подарил авторучку с золотым пером… Да, о событиях той страшной войны забыть невозможно! Родное село Уладовка Хмельницкого района, что на Винничине, было сожжено до тла… Люди! Берегите мир!» - этими словами Лидия Максимовна завершает свой рассказ.

Крамаренко Лидия Егоровна, родилась 25 ноября 1940 года в г. Воронеже. Когда началась война, ей было всего 8 месяцев. О той страшной войне Лидия Егоровна помнит совсем мало. Рассказывает лишь из воспоминаний своей мамы. Отец во время начала войны служил в армии, поэтому сразу же был призван на фронт. Отца своего Лидия Егоровна не помнит. Помнит только, что получили извещение о том, что отец без вести пропал. Всю войну с матерью прожили в селе Ватюг-Матреновка в Воронежской области, куда они были эвакуированы с Воронежа. Вспоминает, что всегда хотелось есть, а кушать было почти нечего, ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было. После окончания войны переехали с мамой в Докучаевск. Здесь Лидия Егоровна закончила школу и техникум. Практически весь трудовой стаж проработала поваром-кондитером.

Радюк Виктор Гаврилович, родился 28 мая в 1939 году в г. Докучаевке, где и пережил военные годы и проживает и сегодня.

Из воспоминаний о войне и о детстве Виктора Гавриловича.

Я, конечно, помню смутно, так как, тогда был еще маленьким. Мне было всего 2 годика, когда она началась. Жили мы в бараке. И вот однажды к нам пришли полицаи. Мне тогда было годика 4, не больше. Но не фашистские, не немцы, а наши из местных. Их было 4 человека. Мама тогда больная лежала на кровати, и мы на неё накинули, все, что у нас было. Потому что её бил озноб и, наверное, была температура. Градусников тогда еще не было у нас, факт тот, что жар у неё был. Полицаи начали выдергивать у неё второе одеяло в пользу армии, как я понял, ну я же маленький еще был. Они тянут их, а мать не отдает, вцепилась руками за одеяла и лежит. И я подошел к одному из наших местных полицаев, точно помню его фамилию – Фадеев прокусил до крови ему руку и за это меня швырнули аж в коридор. Так что я это время запомнил на всю жизнь.

В голодные военные годы меня подкармливали у мамы на работе – повара, друзья, мамины подруги. То мамалыгу дадут, то кройку хлеба. А я всегда любил покушать. Они меня любили, потому, что я был маленький, чернявенький и красавчиком был.

Маленький я в сопровождении брата бегал в столовую воинской части, где работала Мария, это моя мама. Она пряталась, чтоб её никто не увидел, и ждала, когда сестра моя или брат что-нибудь из еды вынесут мне тайком. Нет - не пряник, а рыбьи головы, например, сухари или остатки с чьей-то тарелки. Галя, бывало, и сама поест, это моя старшая сестра и братьям принесёт немного. Просто представь, как было трудно моей маме воспитывать одной 5 детей. Я на тот момент был 4 ребенком и самым маленьким, а уже позже в Победном 1945 родился мой младший Вова.

В тёплое время года ещё было терпимо, хоть не мёрзли, а вот зимой - беда. Не было дров, некому было их привезти, заготавливали сами как могли. Старшая сестра и братья вместе с матерью носили вязанками хворост. Валенок на всех не хватало, по очереди одевали и ходили. Света не было, зажигали ненадолго керосиновую лампу. Спать ложились все вместе в одежде. Мама нас уложит спать и сидит рядом, плачет.

Помню, что в дом, ну как в дом, проще скажу в наш барак или гараж по вечерам приходили девчата возраста моей сестры, 13 - 15 лет. Они вязали для фронта носки и варежки с указательным пальцем, для того что бы удобнее было стрелять, те же кто умел шить – шили рукавички и кисеты (небольшие мешочки для курительного табака), в них вкладывали записки в которых желали незнакомым солдатам быстрее вернуться домой. Всё это затем собирали по всему посёлку и отправляли на фронт, куда конкретно – никто не знал.

В моём детстве был такой момент, который я запомнил на всю свою жизнь. Принеся домой горстку муки, мама испекла нам, детям, лепёшку. Я был ещё мал и не знал что это такое, взяв её, в свои маленькие ручки и отломив кусочек сестричке, откусил. Она была такая вкусная и сладкая, этот запах и эта сладость была такой, что лучше неё в то время было не найти.

А еще я помню, как окончилась война. Все люди ликовали. Мне уже было 6 лет. Люди прыгали, танцевали, целовали друг другу, мы узнали это на улице, не у многих были приемники. И так мы узнали о нашей победе.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: