Муниципальное учреждение «Методический центр» Романовского муниципального района Саратовской области
Реферат на тему:
«Интерактивные приемы, методы, формы преподавания русского языка и литературы в школе»
Выполнила Горкавченко Е.С.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Бобылевская ООШ с. Бобылевка Романовского района
Саратовской области».
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………… 3-4
Основная часть:
I. Сущность интерактивных методов…………………………… ………4-6
II. Новые методы и подходы в обучении………………..………….. ……6-9
III. Интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в малокомплектной сельской школе………………….. 9-11
Заключение…………………………………………………………………...12-13
Список использованных источников…………………………………………. 14
ВВЕДЕНИЕ
“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны.
В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве.
Как известно, в образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока.
Принимая во внимание переход на ФГОС, фундаментальной идей в образовании является - развитие. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
ФГОС нового поколения на первый план выдвигает взаимосвязанную деятельность учителя и ученика, нацеленную на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Поэтому для учителя становится важным в своей работе использовать современные технологии активизации обучения. Одной из инновационных технологий активизации работы и является применение на уроках интерактивных методов обучения.
Под интерактивными методами в образовательном процессе понимают «такие методы, в которых учащийся выступает в субъектно-объектных отношениях относительно обучающийся системы, периодически становясь её автономным активным элементом» [3]. Интерактивное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Внедрение Федеральных государственных стандартов актуализировало значимость интерактивных технологий и методов в процессе обучения. «Выбор образовательных методов учитель должен делать, ориентируясь на то, что ему необходимо сформировать такие компетенции, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя, что внесет в урок смыслообразование и приведет к положительной мотивации обучения»[1].
Объект работы – интерактивные методы обучения.
Предмет работы – интерактивные методы работы на уроках русского языка в школе.
Цель работы – рассмотреть особенности применения интерактивных методов работы на уроках русского языка в средних классах общеобразовательной школы.
Задачи:
- определить понятие «интерактивные методы в обучении», их классификацию;
- охарактеризовать интерактивные методы, применяемые в школе на уроках русского языка;
I. СУЩНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
О методике преподавания русского языка в современной школе говорят работы таких ряда исследователей: Т.М. Воителевой, М.Т. Баранова, Н.А.Ипполитовой. Они рассматривают концепции обучения русскому языку в условиях реформируемой системы образования, систематизируют знания об основных положениях методики, обобщают имеющийся опыт преподавания русского языка в школе. Подходы к термину «интерактивные методы», анализ возможности использования интерактивного обучения технологий изложены в работах А.Г. Пекшевой, Л.В. Приступиной, Е.Е. Сивоконь, Е.В. Суворовой, Т.В.Зерщиковой и др
В настоящий момент происходит формирование новой информационно-коммуникационной среды жизни, образования, общения и производства. Учащиеся оказываются вовлечены в мощные высокоскоростные информационные поля, обеспечивающие мгновенный доступ к самым актуальным и разноплановым источникам. В связи с этим классическая модель российского образования утратила свою действенность. На смену учительскому монологу приходят интерактивные методы обучения, в рамках которых учитель и ученики вступили в диалог. «Открытое межличностное общение обучаемых и обучающего выявило отсутствие единого социального языка, способного обеспечить взаимную референтность и высокую скорость обратных связей. Когда учитель выходит на прямой контакт с учениками в процессе интерактивных уроков, класс распадается на личности непохожие друг на друга» [2].
Новые стандарты систематизировали опыт и научные труды прогрессивных педагогов, теоретиков и практиков. ФГОС законодательно закрепили обязательность для каждого учителя взаимосвязь предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. ФГОС определяет 5 основных требований к уроку:
- «знание субъекта своей работы – ученика;
- осознание помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла
любого изучаемого на уроке материала;
- продумывание, формулирование реализация ценностных оснований
содержания учебного материала;
- обязательное включение в содержание урока упражнений творческого
характера;
ФГОС нового поколения предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где перед учителем встают новые задачи:
- «Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика»