Нормативно-правовое регулирование операций кредитных организаций с денежной наличностью




Введение

кредитный кассовый денежный наличность

Операции с денежной наличностью клиента - непростая система, связывающая как главные первоосновные свойства наличных средств, так и машины, методы применения наличных средств с целью содействия финансовому и общественному формированию государства.

Операции с денежной наличностью клиента разделяется на две области: наличную и безденежную. Между ними есть близкая и обоюдная взаимозависимость: средства регулярно переводятся с одной области вращения в иную, изменяя конфигурацию доступных валютных символов в вклад в банке. Доход безденежных денег в банке - незаменимое требование с целью выдачи наличных средств. По этой причине безденежные и налично-финансовые операции совместно формируют общий финансовый кругооборот государства, в котором циркулируют общие средства одного названия.

Кругооборот валютной наличности покупателя содержит перемещение налично-валютных средств в конкретный промежуток периода среди физических и юридических организаций, среди организаций и муниципальных органов, среди физических лиц и муниципальных органов.

Движение валютной наличности покупателя исполняется с поддержкой разных типов наличных средств: купюр, металлических монет, хлопчатобумажных наличных средств (казначейских билетов). Эмиссию доступных наличных средств исполняет Центральный Банк (правительственный). Центральный Банк изготавливает денежные средства в обороты и изымает их, в случае если они стали негодными, а кроме того замещает средства на новейшие банкноты и монеты.

Денежные средства применяются: с целью кругооборота продуктов и услуг; с целью расчетов, никак не объединенных напрямую с перемещением продуктов и услуг, и непосредственно: расчетов по выплате заработной плате, премии, пособий; согласно выплате страховых расходов согласно соглашениям страхования; платы по ценным бумагам и выплат согласно их заработка; платежам жителей за общественное обслуживание и др.

Целью данной работы является рассмотрение планирования операций с денежной наличностью клиента. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

- рассмотрение теоретических аспектов операций с денежной наличностью клиента, в том числе нормативно-правовое регулирование операций кредитных организаций с денежной наличностью, а также организации кассовой работы с денежной наличностью в кредитной организации;

- описание планирования операций с денежной наличностью клиента, в том числе расчета прогноза кассовых оборотов в Сбербанке Российской Федерации и составления календаря выдач наличных денег в Сбербанке Российской Федерации;

- проведение анализа планирования операций с денежной наличностью клиента на примере ОАО «Сбербанк».

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Теоретические аспекты операций с денежной наличностью клиента

кредитный кассовый денежный наличность

Нормативно-правовое регулирование операций кредитных организаций с денежной наличностью

 

Под законной регулировкой валютного обращения государства понимается комплекс законных общепризнанных мер, методов и способов, их показывающих, которые обеспечивают результативную, не опасную деятельность валютного обращения страны, соответствующего нуждам хозяйствующих субъектов государственной экономики. Основными вопросами законного регулировки валютного обращения в Российской Федерации считаются:

- предоставление точного распределения законных возможностей и ответственности в области валютного обращения среди Президента Российской Федерации, законотворческой и исполнительной структурами;

- поддержание нужного темпа подъема наличных денег в обращении и оптимального баланса среди наличных и безденежных операций с задачей устойчивого и результативного функционирования экономики государства;

- обеспечение законодательной и исполнительной структур законными общепризнанными мерами и методами, дозволяющими незамедлительно корректировать и осуществлять контроль наличных денег в государстве.

Распределение полномочий в сфере регулирования денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в статье 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами Российской Федерации рассматривается как нарушение государственной целостности. В статье 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Важная роль в организации денежного обращения в Российской Федерации отведена Конституцией Президенту Российской Федерации, который в соответствии с п. «г» статье 83 «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в денежной сфере.

При этом во избежание злоупотреблений со стороны Президента Российской Федерации в кадровом вопросе Государственная Дума осуществляет «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п. «в» статье 103 Конституции РФ).

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «б» статье 114) как исполнительный орган страны «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается в соответствии со статье 75 Конституции Российской Федерации на Центральный банк РФ. Данной статьей на Центрального банка Российской Федерации возложены исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации денежного обращения Российской Федерации, которую он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти, - защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка Российской Федерации по регулированию денежного обращения Российской Федерации дана в федеральных законах «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности», где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий. Ключевые законодательные моменты данных федеральных законов о роли и месте Центрального банка Российской Федерации (Банка Российской Федерации) в организации и регулировании национального денежного обращения были рассмотрены в предыдущем параграфе данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком Российской Федерации, не дает представления о порядке оперативного регулирования денежного обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Оперативное регулирование Банком Российской Федерации денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, осуществляется путем разработки Центрального банка Российской Федерации нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Так, гл. 46, статье 861 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривают, что «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статье 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке», а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что «расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом».

Банк Российской Федерации, выполняя установленные Гражданским Кодексом Российской Федерации строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми Центрального банка Российской Федерации, регулирующими данную сферу, являются:

. Указание «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

. Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 31.

. Положение «Положение Центрального банка Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка Российской Федерации в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Центральным по своей значимости является Указание №3210-У, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка Российской Федерации, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в Российской Федерации: прогнозирование; лимитирование; системное банковское контролирование; ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Указанием №3210-У организациям, предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Указанием №3210-У определено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Лимиты остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки Указанием №3210-У кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

- обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;

- проверка соблюдения предприятиями определенного Банком Российской Федерации порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

- проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;

- ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре производится за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов - предприятий и граждан территориальные учреждения Банка Российской Федерации или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка Российской Федерации.

В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий Указанием №3210-У учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком Российской Федерации порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствующей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Со своей стороны в соответствии с Указанием №3210-У территориальные учреждения Банка Российской Федерации осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка Российской Федерации и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка Российской Федерации по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные статье 75 Федерального закона «О Центральном банке».

В целом существующую систему нормативного регулирования наличного денежного обращения, созданную усилиями Центрального банка Российской Федерации, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов, так как это может привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в группе «положительных» банков с точки зрения государственного управления Центрального банка Российской Федерации или не быть.

Несмотря на предпринимаемые Банком Российской Федерации меры по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения - высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д. В промышленно развитых странах отсутствует столь строгое разграничение сфер наличного и безналичного платежных оборотов и жесткое регулирование наличных расчетов юридических лиц. Вместе с тем сфера безналичного оборота там постоянно расширяется и близка к своему абсолютному максимуму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: