УЧЕНОВА В.В. «У ИСТОКОВ ПУБЛИЦИСТИКИ» 12 глава




Одна из хроник рассказывает, что на некоторые народные сходки собирались по пригласительным билетам. "Билеты эти под звон колокольчиков раздавались женщинами на площадях и улицах решительно всем. Женщины громко возвещали, что все - стар и млад, люди образованные и невежественные, осторожные и неосторожные - должны собраться в Большой миланский театр, чтобы выслушать во имя спасения своей души назидательную речь Ариальда. Когда театр наполнился народом, туда прибыл Ариальд, поднялся на кафедру, носившую название Commune, потому что оттуда к толпе мог обратиться всякий желающий, и произнес речь. Влияние ее было таково, что собравшаяся толпа еще больше "воспламенилась ненавистью к духовенству", рассыпалась по городу и его предместью, напала на дома священников, враждебных народу, и, как выражается хроника, "подвергла их очень дурному обращению". Хозяином города стал народ"7.

Все для нас значимо в этом сообщении - и агитационно-организующая роль бунтарской проповеди, и распространение пригласительных билетов, и активное участие женщин в движении. Как были оформлены упомянутые билеты, что в них дословно значилось - об этом остается только догадываться. Но нельзя ли усмотреть в подобных письменных обращениях к массе эмбриональную форму призывных листовок, зерно, из которого вырастут многообразные прокламации, формы народной публицистики?

Массовые народные движения в городах Италии середины XII в. связаны с именем знаменитого борца против католической церкви Арнольда Брешианского (конец XI или нач. XII в. - 1155). В молодости он учился в Париже и был преданным последователем Пьера Абеляра (1079-1142)-выдающегося философа, противопоставившего доводы разума догматам откровения. Ярый защитник церковной ортодоксии, папист и мистик Бернард Клервоский (1090-1153) именовал Абеляра Голиафом и так писал в 1140 г. папе Иннокентию II:

5 Стоклицкая-Терешкова В. В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960. С. 87.

6 Там же.

7 Там же. С. 90.

Выступает Голиаф огромный телом, защищенный со всех сторон своими прославленными воинскими доспехами, и предшествует ему также его оруженосец Арнольд Брешианский. Чешуя с чешуею смыкается, и нет между ними доступа воздуху. И вот нажужжала пчела французская итальянской пчеле, и они соединились против господа и против Христа его. Натянули лук, приготовили в планах свои стрелы для того, чтобы поразить из засады праведных сердцем. Имея по жизни и образу вид благочестия, но добродетели его отрекшиеся, они обманывают многих, что преображаются в ангелов света, хотя суть ангелы сатаны 8.

Связь мировоззрения Арнольда с учением Абеляра характеризовал Ф. Энгельс: "Арнольд Брешианский, его ученик ("оруженосец Абеляра, который не чувствует потребности ни в еде, ни в питье", - говорит св. Бернард), придает в Италии политический характер этому освободительному теологическому учению"9.

Можно сказать, что ученик в известной мере пошел дальше учителя, став во главе одного из самых крупных антипапских восстаний римлян, длившегося с временными перемириями и отступлениями на протяжении 1143-1155 гг.

Главным оружием Арнольда Брешианского в этой борьбе была проповедь. "Часто Арнольд держал речи на Капитолии и в общественных собраниях. Он уже открыто поносил кардиналов и говорил, что их коллегия по их высокомерию, скупости, лицемерию и порочности стала не домом божиим, но домом торговли и вертепом разбойников"'°.

Враждебно относившийся к бунтарю известный историограф Оттон Фрейзингенский пишет о нем: "Он воодушевлял граждан, указывая им на пример древних римлян, которые благодаря мудрости сената, дисциплине и неиспорченности юного и храброго народа завладели всем земным шаром. Поэтому, учил он, Капитолий должен быть опять построен, сенаторское достоинство возобновлено, сословие всадников приведено в больший порядок. Управление городом совершенно не касается римского папы, достаточно того, что ему подлежит церковный суд" ".

На фоне церковных публицистов и хронистов, полемизировавших о двух мечах, радикальность суждений народного трибуна особенно выразительна. Арнольд Брешианский стоит у истоков возрождения опыта античной государственности, стремится восстановить идеи античного республиканизма. Задолго до знаменитого трактата Лоренцо Баллы о подложности так называемого "Константинова дара", обосновывавшего светские притязания "зп, реформатор из Брешии заявляет, что этот документ-фальшивка.

Обращение к римскому простонародью, разумеется, предполагало и народный язык. "Свои страстные речи, для которых темой служили и отцы церкви, и Виргилий, и законы Юстиниана, и

8 Цит. по: Сидорова И. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М„ 1953. С. 431.

9 Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1941. Т. 10. С. 300. г;

10 Цит. по Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб., 1900. Т. 1. С. 334.

11 Там же. С. 336.

Евангелие, Арнольд произносил на испорченном латинском языке, lingua rustica, языке мужицком, который привел бы в ужас Варрона и Цицерона, но этот же язык сто лет спустя стал языком Данте и создал новую литературу"12. Резонанс этих проповедей приобретал все более революционный характер.

Папа Евгений III, тщетно пытавшийся подчинить римлян своей воле: заставить их выдать на расправу дважды отлученного от церкви Арнольда, писал в 1152 г. одному из своих сторонников:

Еретиком Арнольдом недавно приведена в движение какая-то толпа грубых людей в Риме без ведома знатных и богатых. Около двух тысяч тайно сговорились с тем, чтобы в первые дни ноября месяца избрать сто постоянных вершителей их злых дел и двух консулов - одного для ведения дел внутри города, другого - вне его, которые будут распоряжаться государственными делами в соответствии с мнением этой сотни... и одного, которого хотят назвать императором и который, как они надеются, будет править с помощью этой сотни, двух консулов и всего римского народа .

С не меньшей настойчивостью, чем идеи античного государственного устройства, проводил в своих проповедях Арнольд учение о евангельской бедности. Он призывал полностью лишить церковь светских владений и светской власти. Таким образом, по словам Ф. Энгельса, его политические стремления были направлены и против папы, и против императоров 14.

Принципиальный демократизм программы этого еретика и путей ее осуществления делает его предтечей лидеров народных реформационных движений и "логическим следствием борьбы за инвеституру" 15.

После подавления римского восстания (1155) Арнольда повесили, труп его сожгли, а пепел бросили в Тибр - так власть имущие стремились уничтожить даже воспоминания о народном трибуне. Анонимный современник Брешианского писал после казни:

О мудрый Арнольд, какую пользу принесли тебе столь большая ученость, столь частые посты, столь большой труд и столь примерная жизнь, в которой ты пренебрегал отдыхом и телесными радостями? Что побудило тебя выступить против церкви с клеветой, приведшей тебя, несчастного, к трагической петле? Посмотри теперь на судьбу идеи, за которую ты пострадал: все доктрины гибнут, и твоя тоже скоро забудется. Она была поглощена пламенем и превращена вместе с тобой в небольшую горсточку пепла, чтобы не осталось случайно чего-нибудь такого, что могли бы почитать люди 16.

Полемист заблуждался: доктрина некорыстной церкви, объединения верующих без иерархии и регалий стала опорной идеей большинства народных ересей средневековья.

12 Грегоровиус Ф История города Рима в средние века. В 6 т. СПб., 1907. Т. 4. С. 414.

13 Цит. по: Бортник Н. А. Арнольд Брешианский - борец против католической церкви. М., 1956. С. 46.

14 Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. 10. С. 300.

Грегоровиус Ф. Указ. соч. С. 458.

16 Цит по: Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. М„ 1967. С. 214.

Она же легла в основу организации нищенствующих монашеских орденов, большую часть которых удалось подчинить интересам папского престола. Надежда на истинно братское, равноправное объединение верующих жила, и за ее осуществление шли на борьбу и казнь тысячи людей. "С Арнольда Брешианского начинается ряд знаменитых мучеников свободы, они погибали на кострах, но их смелый дух, как феникс, возрождался из пламени и продолжал жить в последующие века" 17.

Многие идеи Арнольда возродились в секте так называемых "апостолических братьев", созданной крестьянином из-под Пармы Герардо Сегарелли в середине XIII в. "Сегарелли открыто порицал упадок церкви. Их ("апостолических братьев". - В. У.) проповедь не ограничивалась призывом мирян к покаянию, но эти новые апостолы восставали против общего положения церкви, против прелатов, священников и монахов" 18.

С негодованием францисканский летописец Салимбене (1221- 1287) отмечает растущую популярность глашатаев благочестивой бедности. Они отвлекали внимание народа от самих францисканцев, очень непоследовательно осуществлявших идеал возврата к евангельской чистоте и бескорыстию. Салимбене с долей зависти сообщает, как более радикальная проповедь апостоликов привлекает к себе людей, уводя их из-под влияния францисканцев:

Однажды в Ферраре в францисканском конвенте выступал с проповедью фра+ Бонавентура из Изео. Он был опытный и хороший проповедник; обычно его слушали о таким вниманием, что никто не уходил из церкви до конца проповеди. И вот он с удивлением заметил, что часть слушающих поднялась и поспешно вышла. Когда же он спросил, что же такое неожиданное произошло, оставшиеся ему ответили, что в церкви св. Георгия предполагается проповедь одного из апостоликов, некоего юноши; туда собирается народ и поэтому многие торопятся, чтобы успеть занять место... И вот этого юношу те люди, которые называли себя апостоликами, водили по разным городам и заставляли проповедовать в церквах; в них было всегда огромное стечение народа, и мужчин и женщин, чрезвычайно им восхищавшихся, так как это было для них в новинку 19.

По некоторым предположениям 20, этот неназванный юноша- пришедший на смену погибшего на костре инквизиции Сегарелли - новый лидер апостольских братьев Дольчино. О его ораторском даре свидетельствуют различные источники. Но вскоре открытая проповедь апостоликам была запрещена, как, впрочем, и любым другим "простецам". В 1229 г. церковный собор в Тулузе запретил верующим даже читать Библию, особенно на народных языках.

17 Грегоровиус Ф. Указ. соч. С. 458.

18 Гаусрат А. Указ. соч. Т. 2. С. 241.

19 Из "Хроники" францисканского монаха Салимбене из Пармы // С а м а р-20 Восстание Дольчино. М., 1971. С. 28-29.

20 См., например: Гаусрат А. Указ. соч. Т. 2. С. 276.

"Запрещаем мирянам иметь у себя книги Ветхого и Нового завета, разве что псалтырь или молитвенник... Но и сии книги строжайше запрещаем иметь в переводе на народный язык"21.

Затем последовало еще более ограничивающее постановление собора в Безье (1246). "Что касается божественных книг, то мирянам не иметь их даже по-латыни, что же касается божественных книг на народном наречии, то не допускать их вовсе ни у клириков, ни у мирян"22.

Такая система запретов лишь способствовала стремлению неординарных людей постичь "тайну божественного слова" и стимулировала расширение нелегальных сект и новые способы их взаимодействий. Запреты на проповедь побудили обратиться к созданию и распространению письменных "подметных" текстов. Таковы послания, разосланные Дольчино своим сторонникам и сочувствующим в 1300 и 1303 гг. В материалах инквизиции упоминается о трех письмах Дольчино и подробно излагаются два из них. Исследователи единодушно признают агитационно-пропагандистский характер этих документов. По словам С. Д. Сказкина, "Дольчино превратил их (библейские пророчества. - В. У.) в подлинно революционные лозунги; его гневные, звучащие языком библейских пророков тирады, в которых он бичевал насильников и паразитов своего времени, его торжественные пророчества о грядущем вскоре царстве божием здесь, на земле, были призывами к восстанию и к насильственному переустройству всего общественного порядка на новых основаниях"23.

В протоколах Болонской инквизиции упоминаются лица, признававшие, что тайно распространяли учение, следуя письменным указаниям Дольчино, и переписывали его послания. На допросах называли "феррарского скорняка Уголино, привезшего в Болонью письмо, найденное в коммунальном палаццо и на алтаре церкви св. Петра, феррарца Микаеле, распространившего письмо по разным местам"24 и др. Подвергаясь гонениям и преследованиям, апостолики под руководством Дольчино перешли к вооруженному противодействию. Почти три года более тысячи "братьев" героически отстаивали свое понимание праведной жизни. Движение апостоликов перерастает из богословской ереси в революционный протест крестьянских масс против зла и неправды, царящих в феодальном мире. Стойкость и сравнительная организованность восстания Дольчино, считает Е. В. Гутнова, в значительной мере объясняются его идейно-пропагандистской подготовкой.

21 Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. И. П. Грацианского и С. Д Сказкина. В 2 т. М., 1950. Т. 2. С. 268.

22 Там же.

23 Сказкин С. Д. Первое послание Дольчино // Избранные труды по истории. М., 1973. С. 291; см. также: Сказкин С. Д. Восстание Дольчино // Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М, 1981.

24 Из протоколов Болонской инквизиции // Самаркин В. В. Указ. соч. С. 37.

"В этих случаях достигалось если не полное, то более заметное единство действий и некоторая дисциплина; иногда создавалось единое боеспособное крестьянское войско. Дольчино был единовластным руководителем своих отрядов в их долгих странствиях по горам и во время осады горы Цебелло"25. В укреплении консолидации восставших важнейшую публицистическую миссию выполнили послания - они идейно и организационно сплотили единомышленников.

Дальнейшее развитие жанр публицистических посланий и политических прокламаций нашел в грозных антифеодальных восстаниях, прокатившихся по Западной Европе в XIV столетии. Волнения начались в первое десятилетие века на севере Европы - во Фландрии и Франции. Движение простолюдинов (хронисты называют их "пастухами"), призывавших к экспроприации церковного имущества, в 1320 г. прошло через Париж и достигло наибольшей силы в Южной Франции. "Есть предположения о том, что "пастушки" имели контакты с еретиками-бегинами"26, т. е. о тяге к объединению различных сил антифеодального протеста.

Накал классовой борьбы и попытки консолидации "простонародья" развивались в условиях Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией. Всем своим бременем она легла на трудящиеся массы и сопровождалась крупнейшими классовыми битвами: Жакерией во Франции (1358), восстанием Уота Тайлера (1381) в Англии и многими не столь значительными, но грозными кровопролитными волнениями бедноты.

В ходе этих восстаний возникают агитационно-пропагандистские воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты. Сообщения о них содержатся в ряде летописей. Так, анонимная "Хроника первых четырех Валуа" пишет об усилиях, которые предпринимал вождь восставших Гильом Каль (в другом написании Гильом Шарль. - В. У.) для объединения восставших:

И увидел Гильом Шарль, что дело не может так оставаться. Ибо, если бы они стали действовать порознь, дворяне легко бы их одолели. Поэтому послал наиболее благоразумных и наиболее почтенных к купеческому старшине Парижа, написавши ему, что будет его помощником, если и тот окажет ему в случае нужды подмогу и помощь. Это очень обрадовало руководителей трех сословий, и отписали они Гильому Шарлю, что окажут ему помощь с полной готовностью27.

Переписка во имя согласования действий руководителей восставших выходит за рамки служебного, официально-делового документа. В ней звучит призыв к объединению. Подтверждение тому - характер писем Этьена Марселя, купеческого старшины Парижа, руководившего два года (1356-1358) борьбой за привилегии третьего сословия и политикой Генеральных штатов Франции.

25 Гутнова Е. В. Указ. соч. С. 243.

26 Керов В. Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII-начале XIV в. М., 1986. С. 48.

27 Из "Хроники первых четырех Валуа" // Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия. Документы. М,; Л., 1935. С. 69-70.

Именно на его помощь рассчитывал Гильом Каль. В свою очередь Этьен Марсель направляет регенту государства, будущему королю Карлу V, и ряду городов Пикардии и Фландрии подробное объяснение своей позиции. Призывая к единству действий горожан, купеческий старшина подробно описывает насилия, которым подвергаются все сословия от дворян.

Мы описываем вам все это, имея в виду три цели: во-первых, чтобы вы видели, что на нашей стороне благоразумие и справедливость, а против нас и народа совершаются преступления, вероломство и несправедливость; во-вторых, мы желаем иметь от вас совет и помощь, ибо все, что происходит, для нас очень важно, тяжело и опасно, и не только для нас и для разоряемых земель, но также и для вас, и для других стран, в которые нужно привозить товары и съестные припасы - хлеб и вино из стран, которые они (дворяне) так разорили без всякой причины..; в-третьих, так как многие дворяне Фландрии и других вышепоименованных земель, совершавшие означенные грабежи, унесли награбленное ими добро в эти земли, то все имущество, которое окажется в ваших землях и в вашей власти, вы отнимете у них силой и возьмете в свои руки, под свою охрану. Дворяне продолжают причинять бедствия, осаждая добрый город Па- ' раж с целью истребить нас, которые ничего дурного им не сделали; всех их мы не знаем, а имена некоторых мы посылаем вам в запечатанном пакете и с приложением печати города Парижа; мы умоляем вас, как только можем... чтобы вы, ради чести и спасения нашего, поступили с ними и их имуществом так, как ваша величайшая рассудительность подскажет вам, чтобы они не имели больше дерзости и силы причинять нам зло, ибо по вашему требованию и мы сделаем для вас то же самое в подобном случае 28.

Это послание - не только документ дипломатической переписки или текст для узкого служебного пользования. Здесь предложена политическая программа совместных действий на длительный период, провозглашено размежевание с дворянством, с одной стороны, и с восставшим крестьянством (Жакерией) - с другой. Установку на широкий публичный резонанс этого послания подтверждает его заключение: "Просим вас, после того как вы просмотрите и прочитаете настоящие письма, благоволите переслать их в другие добрые города Фландрии, их жителям и простолюдинам, которых мы просим, так же как и вас, исполнить то, о чем говорится выше"29. С точки зрения исследователя Парижского восстания 1356-1358 гг. Н. Радцига, письмо Этьена Марселя "рисует нам крупные публицистические таланты купеческого старшины и его помощников"30. Скажем еще раз: перед нами не только деловое послание, но и публицистическое произведение.

Впоследствии обмен политическими документами участников антифеодальных восстаний стал постоянным явлением. Анонимный историограф Карла VI говорит о городских и крестьянских движениях во Франции в конце XIV в.:

28 Письмо Этьена Марселя эшевенам городов Пикардии и Фландрии // Оловянишникова Е. В. Западная Европа в средние века (XII-XIV вв.). М.; Л, 1926. С 98-99.

29 Там же, С. 100.

30 Радциг Н. Общественное движение во Франции в 1355-1358 гг. // ЖМНП. 1913. Август. С. 202.

"Почти весь народ Франции был охвачен яростью, возбужденной, как гласила всеобщая молва, посланиями фламандцев, которых заедала зараза подобного же мятежа, а также и примером англичан, которые в тот же период восстали против короля и знати"31.

В Англии в 1381 г. разразилось крупнейшее антифеодальное восстание под руководством Уота Тайлера. В нем объединились различные силы протеста: зависимые крестьяне, выгнанные со своих земельных участков мелкие арендаторы, страдающие от непомерных налогов мелкие производители, не желающие терпеть гнет церковной иерархии, низшие священники. Из среды таких священнослужителей вышел ведущий идеолог восстания Джон Болл (?-1381). Многие летописцы отмечают радикальность и силу его проповедей. Пишет об этом и ярый противник простонародья "певец рыцарства" Фруассар (ок. 1337-после 1404). Он говорит, что лозунги восставших и раньше неоднократно высказывал "безумный" английский поп из графства Кент по имени Джон Болл, и за эти речи неоднократно заключал его в тюрьму архиепископ Кентерберийский.

Сей Джон Болл по воскресеньям после обедни, когда народ выходил из церкви, обыкновенно шел на погост, собирал вокруг себя народ и проповедовал следующее. "Добрые люди, дела в Англии не могут идти хорошо до тех пор, пока имущество не сделается общим, и не будет ни вилланов, ни благородных, и пока все мы не сравняемся. Почему те, которых мы зовем сеньорами, являются более господами, чем мы? Мы все происходим от одного отца и матери, от Адама и Евы. Почему они говорят, что они больше нас господа, и чем они могут доказать это? Разве тем, что они заставляют нас работать и добывать то, что они растрачивают?"32

С негодованием признает Фруассар огромный успех этих проповедей: "Слова его повторяли, напоминали о них друг другу в поле, по пути из одной деревни в другую и у себя дома: "Вон, что говорит Джон Болл, и говорит он истинную правду"33.

Этот проповедник не ограничился устной формой агитации за идеи всеобщего социального и имущественного равенства. Он пишет и распространяет прокламации, частично от собственного имени, частично от вымышленных лиц и аллегорических персонажей:

Джона Мельника, Джека Возчика, Джека Праведного и Петра Пахаря. Это персонажи фольклорного происхождения, из народных песен и баллад, из популярной поэмы Ленгленда "Видение Уильяма о Петре Пахаре". Стиль этих прокламаций проникнут той мерой иносказательности, которая побуждает одних исследователей видеть в ней средство конспирации, других - влияние религиозного мистицизма. Скорее всего в процессе создания прокламаций сказывались и первый и второй факторы.

31 См.: Гюрджан Н. Н. О политических тенденциях некоторых французских хроник XIV века // Средние века. М, 1955. Вып. 6 С. 470.

32 Средневековье в его памятниках / Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913 С. 66,

33 Гам же. С. 67.

Ритмичные и в оригинале рифмованные строки усиливали комплексное эмоциональное воздействие этих выдающихся произведений народной публицистики:

Джон Болл приветствует всех вас

И уведомляет, что он уже прозвонил в свой колокол,

А теперь бог торопит каждого действовать,

Применяя право и силу, волю и ум 34.

Известный медиевист Д. М. Петрушевский пишет о произведениях Джона Болла: "Язык прокламаций свидетельствует о сильном религиозном подъеме того, кто говорил на нем, и тех, кто его понимал. Это язык тех, кто называл себя ревнителями правды и справедливости, кто шел за Боллом громить дворцы, жечь монастыри, предавать казни "королевских изменников" не с тем, чтобы воспользоваться их неправдой нажитыми богатствами, не в качестве воров и грабителей, но охваченный религиозным пылом фанатика, с радостью отправляясь огнем и мечом насаждать попранный нечестивыми божий закон. В призывных словах своего пророка восставший народ видел высшую санкцию своему делу... и они, подобно тревожным звукам набатного колокола, поднимали даже ленивых" 35.

Стремление обеспечить восстанию наибольшую организованность - главная цель прокламаций Болла. "В этом смысле очень характерны неоднократно повторяющиеся в "посланиях" рассуждения о соотношении в приближающихся событиях "права" и "силы", "воли" и "ума", или "умения", - считает Е. В. Гутнова 36.

Джон Мельник просит помочь ему как следует поставить его мельницу.

Он смолол зерно мелко-мелко,

Сын царя небесного за все заплатит.

Смотрите, чтобы мельница шла хорошо со своими четырьмя нарядными крыльями,

С правом и силой, с уменьем и волей,

И пусть столб стоит крепко.

Когда сила будет помогать праву, а ум идти впереди воли,

Тогда наша мельница пойдет полным ходом.

Но если сила идет впереди права, а воля впереди уменья,

Тогда наша мельница будет плоха.

Остерегайтесь попасть в беду,

Отличайте ваших друзей от ваших врагов,

Скажите: "довольно" и кричите:

"Эй, сюда!"

И делайте хорошо и еще лучше, и бегите греха,

И ищите мира, и держитесь в нем.

Об этом просят вас Джон Правдивый и все его товарищи37.

34 Цит. по: ХилтонР., Фаган Г. Восстание английского народа в 1381 г. М., 1952. С. 102.

35 Петрушевский Д. М. Восстание Уота Тайлера. М., 1914. С. 194.

36 Гутнова Е. В. Указ. соч. С. 145.

37 Цит. по: Хилтон Р., Фаган Г. Указ. соч. С. 104.

Это восстание отмечено значительной организованностью центрального отряда повстанцев, занявших Лондон и выразивших свои требования королю в так называемых майлэндской и смитфилдской программах. В разгаре борьбы уже не столько нравоучительно-аллегорические прокламации Джона Болла, сколько прямые политические воззвания к объединению восставших становились злободневной народной публицистикой. Летописец Томас Уолсингем сообщает о роли таких документов: "А чтобы успешнее привести в исполнение свои желания, люди только двух деревень, творцы и первые возбудители этого зла, тотчас же постарались разослать во все деревни (приказание или призыв), чтобы все, как старики, так и люди цветущего возраста, без всяких оговорок сходились к ним вооруженные, кто как может"38. В короткое время собралось около пяти тысяч крестьян, свидетельствует хронист.

Восстание потерпело поражение после того, как его глава Уот Тайлер, выйдя без охраны на переговоры с королем, был вероломно убит. Но борьба с угнетателями продолжалась.

В конце XIV в. в Англии значительно активизировались еретические движения. Крупный ересиарх - оксфордский ученый Джон Уиклиф (ок. 1320-1384). Он написал и распространил более ста богословско-публицистических трактатов: "О гражданском рабстве" (1376), "О должности короля" (1376), "О слугах и господах" (1381), "О богохульстве" (1382) и др. Уиклиф выступает непримиримым противником светской власти пап, настаивает на секуляризации церковных и монастырских земель, утверждает, что восприятие священных книг доступно любому верующему без посредников. В связи с последней идеей оксфордский ученый организовал перевод Библии на английский язык. И хотя он не разделял радикализма Джона Болла, объективно его учение способствовало общему нарастанию протеста против феодальных и церковных злоупотреблений. Оно оказало влияние и на развитие лоллардизма, где имелась радикальная группировка, стремившаяся к решительным действиям. В 1395 г. в парламент была подана развернутая петиция с лоллардистскими требованиями. Одновременно эти требования вывешены на дверях собора св. Павла в Лондоне 39. Шаг, предвосхищающий поступок Мартина Лютера, в 1517 г. "опубликовавшего" свои 95 тезисов на дверях собора в Виттенберге, что стало, по словам Ф. Энгельса, молнией, попавшей в бочку пороха 40. Лоллардистская петиция, хотя имела значительно меньший резонанс, чем будущий демарш Лютера, основательно подрывала устои ортодоксальной религии. "Она резко осуждает католическое духовенство во главе с папой... отрицает права папы как великого грешника отпускать грехи людям,

38 Английская деревня XIII-XIV вв. и восстание Уота Тайлера. М.; Л., 1935. С. 175.

39 См.: Гутнова Е В. Указ. соч. С. 196,

'° См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 392.

отрицает необходимость тайной исповеди, видя в ней средство возвышения церковников и источник всяческих опасностей и грехов для мирян. Во всех этих вопросах авторы петиции высказываются много резче и определеннее, чем Уиклиф" 41.

Будучи широко обнародована, петиция - политико-правовой документ - приобретает характер манифеста, функции публицистического воззвания. Это происходит в случаях, когда конкретно адресованный, локально ориентированный текст раздвигает рамки своего применения, начинает служить целям массовой политической пропаганды и организации. Все больше подобных произведений создается в процессе народных движений. Одним из материалов, позволяющих судить о намерениях "бунтовщиков" из Йоркшира в 1394 г., является стихотворная прокламация, созданная деревенским жителем Джоном Берволдом-младшим, которая распространялась в районах, охваченных волнениями. Это страстный призыв к объединению и стойкости в начатом деле:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: