Транзактный анализ Берна




Лекция 6 по дисциплине: «Теория организации и организационное поведение»

На тему: Личность и психологические установки

План лекции.

1. Основные типы теории личности.

2. Понятие личности в теориях Фрейда, Юнга, Адлера, Берна.

3. Типологию личности Майерс - Бриггс (MBTI) и ее применение в организации.

4. Самовосприятие и обратная связь.

5. Модель «Окно Джохари».

Тема «Личность и психологические установки» всегда интересовала психологов, философов, социологов. Теорий, которые описывают личность и психологические установки существует бесчисленное множество. В рамках нашего курса мы не можем охватить все возможные теории и подходы к изучению личности. Наша задача познакомиться с некоторыми из них и понять, как можно эти подходы и знания о личности применять на практике. Таким образом основные задачи, в процессе изучения курса следующие: познакомиться с основные типами теории личности, определим понятие личности в теории Фрейда, Юнга, Берна. Рассмотрим типологию личности Майерс - Бриггс (MBTI) и ее применение в организации.

Основные типы теории личности

Личность – это совокупность устойчивых физических и психологических характеристик, позволяющих индивиду идентифицировать себя в обществе.

Личность человека воздействует на общество и общество воздействует на личность. Говорить о личности и психологических установках мы можем только рассматриваю ее в социуме.

Типы теорий личности

Психологические теории – объясняют развитие личности на основе взаимодействия структурных элементов психики: бессознательных влечений и комплексов (последователи Фрейд и Юнг).

Социодинамические теории – ведущая роль в развитии психики отводится социальным условиям существования личности и ее социальному окружению.

Интеракционистические теории объясняют развитие личности на основе взаимодействия внутренней психической структуры с внешней социальной средой.

Рассмотрим подробнее каждый из этих подходов.

Психодинамические теории.

Классический анализ Фрейда.

Анализ можно представить в виде айсберга (см. слайды). Верхняя часть которого – Область сознательного (Сверх – Я (добро и зло). Личность человека с позиции Фрейда – Сверх – Я это то, что осознает человек. Это поступки, которыми он управляет, которые он контролирует. Согласно Фрейду на область сознательного влияет общество. Сверх – Я - это критерии оценки (хорошо-плохо, добро и зло) но это всего 20% мотивации поступков человека.

Под водой – Область бессознательного: Оно – «котел страстей» (влечение, страсти, подавленные мысли, чувства) это 80% психических процессов, которые управляют жизнью и поступками людей. Все это человек наследует. По мнению автора данной теории, бессознательное изменить невозможно.

Между «Оно» и «сверх –Я» существует посредник это «Я», это внутренняя цензура, этот посредник контролирует бессознательные импульсы и страсти, перед тем как они выйдут на область осознаваемого, облекутся в слова, поступки и действия. Поэтому согласно теории Фрейда – психика и жизнь человека это постоянная борьба и взаимодействие между «оно» и «я». И на это человек повлиять не может, и поэтому энергия, которую человек получает для своих поступков, он черпает в этой борьбе.

Последователем Фрейда был Карл Густав Юнг швейцарский психотерапевт. Он в чем то, повторил теорию строения личности по Фрейду, и привнес новые открытия. Если Фрейд утверждал, что человек не подвластен своим реакциям и поступкам, то Юнг вводит новое понятие «Самость» или «Зельбс», которое призвано управлять этими сознательными и бессознательными частями личности, которые находятся в человеке.

Есть «Я», есть «Бессознательное или тень» и есть еще мужчина и женщина (Анима и Амус), всеми этими структурами призвана управлять «Самость» - это высшая осознаваемая часть личности, которая является посредником и имеет возможность вмешиваться в договорные процессы «оно» и «я», чего у Фрейда не было. Также он привносит в свою модель – «Коллективное бессознательное» или совесть. Бизнесмену приснился сон, где его руки и плечи были измазаны грязью, Юнг сказал прервать сделку. Совесть человека - это не воспитательный момент, а заложенное глубоко в подсознание человека и передается по наследству. (Это проявляется во сне).

В бизнесе руководителям, которые занимаются не психологией, нет необходимости так глубоко и подробно изучать строение личности. Мы рассмотрим с вами еще одну теорию строения личности «Транзактный анализ».

Транзактный анализ Берна

Теория Берна хорошо применима в бизнесе и хорошо показывает представление людей о себе и о других. Модель Эрика Берна представлена в презентации.

Ребенок, та часть нашей личности, которая дается нам от рождения, которая формируется в человеке в возрасте до трех лет и никогда не меняется. (все установки и реакции, которые мы усвоили до трех лет сопровождают нас всю жизнь). Ребенок плачет, капризничает или уходит в себя.

Родитель, это по Фрейду «Я», которое контролирует желания и импульсы ребенка. Родитель категоричен в своих оценках, он всегда прав. (Это те, кто оказывал влияние на нас в детстве, родители, учителя и т.д. Эти модели есть в нас).

Ребенок и родитель это нижняя часть айсберга наше бессознательное.

Есть еще взрослый – это наше сознательное (совесть как говорит Юнг), эта часть нашей личности которой мы управляет так ее осознаем.

Так выглядит строение личности человека.

Ребенок – там скрыто творчество человека, потенциал, его креативности, самовыражение. Родитель и ребенок, которых изменить нельзя но управлять этим можно научиться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: