Самовосприятие и обратная связь




Самовосприятие это получение и обработка одним субъектом общения, информации о другом.

В качестве «субъекта» и «объекта» восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что человек в процессе восприятия сталкивается с большим количеством фрагментарной информации, т.е. с кусками информации и оценивает их через призму психологических и эмоциональных установок. Весь остальной недостаток информации человек достраивает на основе своего личного субъективного опыта, таким образом, происходит искажение информации.

Игра.

Необходимо нарисовать рисунок состоящий из геометрических фигур.

Я буду описывать вам как выглядит рисунок частями, геометрических терминов я вам произносить не буду. Буду использовать ассоциации с этими геометрическими терминами.

Нарисуйте нижнюю часть женского платья в середине листа, перевернутый утюг без ручки над верхней частью той фигуры которую вы изобразили, от середины вверх нарисуйте карандаш, справа от карандаша нарисуйте фигуру на поминающую пакет из под молока. На этом игра закончена. (ответ смотрите в презентации).

Эта игра показывает, на сколько мы может искажать и неправильно воспринимать информацию.

Большое значение для понимания друг друга имеет такой психологический феномен, как открытость.

Открытость – психологический феномен, который зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личном уровне.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, а вот условием адекватного представления личности о себе служит его восприятие и анализ с точки зрения окружающих.

Процесс получения обратной связи во взаимодействии, после которого формируется образ самого себя можно продемонстрировать на модели «Окно Джохари» созданной Джозефом Лафтом и Харри Ингемом (полная модель представлена в презентации).

Открытая зона 1 Сведения об индивиде, известные и ему самому о себе, и окружающим Слепая зона 2 Информация о человеке, которая есть у других людей, но неизвестная ему самому. Т.е. это мнение окружающих о личности
Скрытая зона 3 Информация о человеке, известная ему самому, но скрытая от группы по разным причинам Неизвестная зона 4 Информация, неизвестная ни личности, ни группе. Проявляется в экстремальных ситуациях

 

1. Чем больше открытая зона, тем установлены доверительные отношения.

2. Если мнение окружающих совпадает, у меня с этими людьми складываются хорошие отношения. Если мнения окружающих не совпадает с моим представлением о себе, а несколько занижено, здесь вероятны конфликты и прекращение всяческих отношений. Если завышены, я воспринимаю это как лесть. Все что связано со слепой зоной связано с манипуляцией сознания человека. (Для развития этой зоны необходимо больше спрашивать).

3. Не представилось возможности продемонстрировать свои навыки, умения, модели поведения или человек не хочет этого демонстрировать. (Для развития этой зоны необходимо говорить, рассказывать о себе не стесняясь).

4. Бессознательное проявляется в условиях стрессов и экстримальных ситуациях. По мнению психологов данная зона может не проявляться всю жизнь человека.

Каждый квадрат в модели «окно Джохари» в разное время и в различных ситуациях имеет разную величину.

На этапе установления контактов у нас будет очень маленькая небольшая 1 зона, соответственно 2 и 3 зоны будут достаточно велики. В процессе взаимодействия наша 1 зона становится больше. Если человек закрывается от других он начинает хуже осознавать себя и напротив, когда человек ведет себя открыто то другие могут узнать о нем больше, а следовательно он получает больше обратной связи и это увеличивает взаимопонимание в группе.

Восприятие хорошо исследовано в социальной психологии.

Термин социальной перцепции впервые ввел Брунер, он провел многочисленные эксперименты, и установил, что на наше восприятие влияют не только наши психологические установки, но и социокультурные факторы.

Например: Группе студентов надо было оценить рост людей, причем под фотографиями был подписан социальный статус человека (лаборант, преподаватель, доцент, профессор). В ходе данного эксперимента доценты и профессора оказались самыми высокими, хотя на самом деле это было не так.

Социальная стереотипизация – суть, восприятие образа определенного человека строится по типовым схемам (марка одежды, марка автомобиля). Одежда, манеры поведения, остальные черты мы достраиваем.

Ошибки восприятия определяются следующими факторами:

- превосходство (У нас существуют критерии и информация о превосходстве и информация закладывается в одежду и манеру поведения).

- привлекательность (красивая или некрасивая внешность). Люди с красивой внешностью считаются более успешными.

- отношения к нам (если мнения совпадает с группой, то человек воспринимается как успешный, интеллектуальный, если мнение не совпадало с мнением участников группы, то наоборот).

При длительном взаимодействии людей появляются другие факторы влияющие на восприятие.

Идентификация – уподобления себя другому человеку (людям свойственно себя ставить на место других и прогнозировать Дейл Карнеги хорошо описывал этот процесс «Как влиять на других»).

Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека (Гуманистическая психология Роджерса – умение войти в ощущение другого человека прожить их так как проживает другой человек). Это очень серьезная психологическая нагрузка может произойти синдром выгорания у сотрудников (особенно которые работают с людьми, например с жалобами клиентов).

Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (отзеркаливание).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: