Грамматическая правильность




Грамматическая правильность речи складывается из соблюдения норм морфологии и синтаксиса современного русского литературного языка и состоит в правильном выборе морфологических форм слова и верном построении словосочетаний и предложений.

Новые общественные и экономические отношения привели к изменению значений некоторых слов, а тем самым и к изменениям в функционировании грамматических категорий. Некоторые слова, ранее не имевшие формы множественного числа, в современной речи получили такую форму: администрации, бюджеты, экономики, риски, стратегии, приоритеты, подходы, структуры. Такая форма связана с необходимостью наименования ряда объектов, ошибки в этих случаях происходит изменение нормы. В то же время словоформы реальности, озабоченности представляются нарушениями нормы, т.к. искажают лексическое значение слова.

 

 

19)

 

Судебное красноречие представлено жанрами судебных речей ходатайствующего типа, отличающихся риторической направленностью и призванных оказывать целенаправленное воздействие на суд, способность убеждению судей, присяжных и присутствующих в зале суда граждан в истинности мнения выступающего; тем самым по форме и по стилю - это ораторская речь.

Судебное публичное говорение - одно из самых древних и самых почитаемых на земле занятий, один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, страна, народ вносят в него свои изменения. Местом рождения судебного красноречия является Древняя Греция.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в., после судебной реформы 1864г. Пороховщиков П.С., Искусство речи на суде, М.: 2009г., с введением суда присяжных и с учреждением присяжной адвокатуры. Судебные речи талантливых русских юристов А.Ф.Кони, В.Д. Спасовича, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, П.А. Александрова, В.И. Жуковского, Н.П. Карабчевского с полным правом называют прекрасными образцами судебного ораторского искусства, мастерского владения словом.

С XX в. развитие судебного красноречия пошло по пути формализации речи, ее стандартизации, нейтрализации психологической стороны речи. Речи известных прокуроров Н.В. Крыленко, Р.А. Руденко, В.И. Царева, адвокатов И.Д. Брауде, Я.С. Киселева отличает строгая логичность, точность, убедительная доказательность, юридически обоснованная оценочность.

В текстах судебных речей чаще других тропов используется метафора, которая состоит в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов (явлений, действий, признаков), для характеристики другого предмета, сходного с данным в каком-либо отношении. Метафора - это использование слова не по его прямому значению, вследствие чего происходит преобразование его смысловой структуры.

В речах Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, П.А. Александрова, А.Ф. Кони метафоры, как правило, создавали точную характеристику или передавали состояние подсудимого и потерпевших, раскрывали историю их жизни: «Если холодная, воровская змея, пригнездившаяся в его сердце, поворачивала сердце среди пира и жалила его укором совести, то этот удар заглушала лихая цыганская песня…».

 

Сравнение - троп, основан на сопоставлении двух явлений, предметов, у которых предполагается наличие общего признака. Сравнения помогают судебным ораторам наиболее ярко представить явления. Еще одним тропом, с помощью которого можно дать справедливую, объективную оценку действий и событий, является ирония. Ирония чаще всего имеет место в высказываниях, содержащих положительную оценку, которую говорящий отвергает. За внешне положительной оценкой скрыта острая, тонкая насмешка. Выбор того или иного изобразительного средства зависит как от культуры мышления выступающего, от степени его красноречия, так и от конкретной речевой ситуации, от целевой установки оратора и предмета речи.

Используя изобразительные средства, судебный оратор не должен забывать, что они не спасут слабую по содержанию, неубедительную речь. Бездоказательное выступление нельзя скрасить риторическими приемами. Они являются лишь вспомогательным материалом для объективного исследования материалов дела, для справедливой оценки тех или иных фактов; являются не целью, а средством, подчинены замыслу оратора, обусловлены содержанием речи. Они используются как средство успеха, а не как источник наслаждения.

Удачное применение приема выразительности повышает планку восприятия текста. Неудачное же применение такого приема, наоборот, опускает ее. Текст с неудачным применением приемов выразительности определяет говорящего как человека неумного, а это самый тяжелый побочный результат в речи.

Красота речи содействует успеху оратора, т. к. привлекает внимание к сказанному. Ораторы всегда стремятся быть понятыми слушателями. Украшенная образная речь - это то, что понимают все, вне зависимости от уровня образованности. Украшенная речь запоминается лучше именно потому, что является более выразительной, риторический троп дает возможность усилить и содержание, и внешнее выражение сказанного с помощью голоса, мимики, жеста.

Результатом неточного словоупотребления в суде может привести к не точной формулировке обвинения итак же чрезмерное использование изобразительных средств может отвлекать от материалов дела.

 

 

20)

Метонимия — это употребление слова или выражения в переносном значении на основе внешней либо внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

К числу метонимических выражений можно отнести стереотипы уголовных законов типа «убийство наказывается», «кража наказывается». Очевидно, что наказывается не преступление как определенное действие, а субъект, его совершивший. Метонимичность этих выражений юристом- практиком обычно не воспринимается. В силу профессиональных знаний и контекста указанные обороты воспринимаются не буквально, а в том смысле, который в них заложен законодателем. К числу терминов языка права, в основе образования которых лежит метафора, можно отнести такие выражения, как «колхозный двор», «юридическое лицо», «завещательный отказ», «источник повышенной опасности», «наследник» и др. Эти термины образовались в результате переноса признаков одних предметов и явлений на другие, и они воспринимаются не в буквальном, а в специальном смысле.

 

Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

Синекдоха - это фигура речи, в которой часть используется для представления целого или целое - для обозначения части.

 

 

21)

 

В четвертой главе «Выразительность судебной речи» рассматриваются средства выразительности; раскрывается назначение тропов и фигур в текстах А.Ф. Кони; выявляются наиболее эффективные тропы и риторические фигуры, а также общие принципы их употребления.

Выразительность есть важнейшее коммуникативное качество обвинительных речей А.Ф. Кони. Умело использованные в речи средства выразительности обеспечивают судебному оратору эффективное решение всех задач, связанных с процессом убеждения. Важнейшими средствами выразительности в судебной речи являются тропы и фигуры речи. В лингвистике существует несколько классификаций риторических фигур и тропов (А.А. Волков, Е.В. Клюев, Ю.М. Скребнев, Т.Г. Хазагеров и Л.С. Ширина, И.В. Пекарская), однако нет общепринятой. Поэтому мы принимаем традиционную классификацию и рассматриваем средства выразительности как совокупность, систему особых риторических приемов. При анализе риторических фигур, используемых в обвинительных речах А.Ф. Кони, мы основываемся на перечне, представленном в «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерона. Известный юрист, безусловно, прекрасно знал классическую риторику, античное судебное красноречие, в том числе и труды Цицерона, и использовал эти знания в судебной практике.

Для построения образной речи А.Ф. Кони широко применяет различные тропы. Весьма характерными приемами являются: ирония (в 16 обвинительных речах нами отмечено 439 случаев её употребления); перифраза (275 случаев), метонимия (229 случаев), тавтологические бинарные конструкции (129 случаев), гипербола (57 случаев), эпанортоза (41 случай). Другие образные средства (эвфемизм, зевгма, плеоназм, аллегория) используются значительно реже, что, однако, нисколько не умаляет их значимости в обвинительных речах, напротив, свидетельствует об умеренном и целенаправленном применении образных средств. Однако наиболее употребительные тропы в обвинительных речах А.Ф. Кони – это эпитеты, метафоры и сравнения. Они рассматриваются в работе отдельно, во-первых, потому, что наиболее частотны, а во-вторых, эти тропы (прежде всего метафоры и сравнения) стали традиционными в научных описаниях образности (О.И. Усминский).

Обвинительные речи А.Ф. Кони изобилуют эпитетами (719 случаев употребления), которые чаще всего используются как оценочные определения, передающие отношение оратора к предмету речи (отточенные и напитанные ядом показания; медоточивые речи; вырученное из хищнических рук кольцо и др.). Знаменитый юрист использует их: при создании характеристики подсудимого, потерпевшего, свидетеля, а также при воспроизведении эпизодов из жизни подсудимого; как главный способ выражения оценки оратором показаний подсудимых, свидетелей; каксредство привлечения на свою сторону присяжных заседателей с целью повлиять на их решение о виновности или невиновности подсудимых. А.Ф. Кони предпочитает употреблять эпитеты, выраженные прилагательными (мерт­вые, глухие и молчаливые анатомические данные), тогда как эпитеты, выраженные причастиями или причастными оборотами, не характерные для устной речи, встречаются реже (купленный муж, возвращенный обратно в долговое отделение по миновании надобности). Кроме того, сложные конструкции с двумя, тремя и четырьмя одиночными эпитетами-прилагательными позволяют создать определенный ритмический рисунок речи. Крайне редки в его текстах эпитеты, выраженные существительными, поскольку такая характеристика лица предполагает жесткую оценку, блокирующую множественность при интерпретации личности и выражает предубежденное, субъективное отношение. А.Ф. Кони характерна беспристрастность, объективность в оценках, выяснение объективных свойств личности, явлений, событий. Абсолютное большинство эпитетов в его речах – это общеязыковые эпитеты: стилистически нейтральные прилагательные (кислые улыбки, нечистоплот­ные руки, предательский поцелуй и др.), что обусловлено их главным назначением – способствовать эмоциональному воздействию, содействовать аргументации, а значит, и достижению оратором поставленной цели. Поэтому эпитеты в судебной речи не могут быть необычными, они не должны отвлекать внимание слушателей от основной мысли речи, должны быть ясными и понятными любой аудитории. Появление в текстах (единичные случаи) народно-поэтических (жена-разлучница, лихой человек) и индивидуально-авторских (акробатические показания, опытный и заслужен­ный ростовщик и др.) эпитетов свидетельствует об известной художественности речи А.Ф. Кони.

Сравнения (186 случаев) в обвинительных речах А.Ф. Кони используются для того, чтобы привлечь внимание слушателей к мыслям, доводам, доказательствам, на которых основана позиция оратора, усилить их убедительность, а также чтобы обратить внимание адресата на несостоятельность мыслей, доводов и доказательств, лежащих в основе позиции его процессуального противника. Для выражения сравнений обвинитель использует различные языковые конструкции: творительный падеж имени существительного; сравнительную степень прилагательных; придаточные предложения. Большинство сравнений образуется синтаксически с помощью союзов как, подобно, вроде. Наряду с общеупотребительными (как дым; как обухом по лбу и др.), в речах А.Ф. Кони встречаются индивидуализированные сравнения (на деле этом, как на каком-нибудь нездоровом орга­низме, являются болезненные, ненормальные новообразования), а также сравнения с литературными произведениями и литературными персонажами («Колосов имел не менее удачи, не менеевнушал к себе доверия, чем и знаменитый герой знаменитейшей русской повести » (ссылка на повесть И.С. Тургенева «Андрей Колосов»), в чем проявляется характерная для русской судебной ораторики второй половины XIX века черта - хорошее знание ораторами художественной литературы. С помощью образных сравнений А.Ф. Кони точно и ярко называет предмет или действие, которые подчас нельзя охарактеризовать односложно. Образные сравнения помогают ему передать отношение к сообщаемому, чувства и вместе с тем оказать эмоциональное воздействие на слушателей: вызвать в них определенные чувства, определенное отношение к тому или иному явлению, повлиять на формирование точки зрения аудитории.

Особое место в речах оратора занимают сравнения, не несущие в себе эмоциональности, экспрессивности, оценочности, а обусловленные конкретными обстоятельствами рассматриваемого дела и заключающие в себе нужные факты (в таком громадном магазине не было сдачи с десятирублевой бу­мажки, как в какой-нибудь табачной лавочке; как многие чахоточные, он не верил в скорую смерть и др.). Они используются для сравнения поведения, действий характеризуемого лица в разных ситуациях или в разное время либо разных лиц в одной и той же ситуации. Сравнение часто помогает формировать у слушателей необходимую оратору точку зрения. В целом, сравнения в судебных речах А.Ф. Кони тесно связаны с действительностью и носят конкретный характер. Их можно разделить на две группы: образные сравнения, в которых оратор передает свое чувство, настроение, экспрессивную оценку предмета мысли, выражает восприятие мира и отношение к людям; «необразные» сравнения, которые заключают в себе какой-либо конкретный факт, связанный с рассматриваемым делом. Если образные сравнения призваны оказывать воздействие на чувства слушателей, т.е. являются элементами психологической аргументации, то «необразные» рассматриваются как элементы логической аргументации.

 

 

   

 

Название тропа, фигуры Определение Цель использования Примеры
1. Метафора Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений Возбудить известное настроение, создать впечатление, которое согласуется с авторским намерением и гармонирует с общей стилистикой текста Воздействие не на рассудок, а на воображение человека, его душу, сердце, не на интеллектуальное, а на эмоциональное состояние Придание речи особого ритмичного звучания Энергичное внушение Выражение говорящим желания выделить тему высказывания Усиление выразительности и изобразительности речи Воздействие на эмоциональное состояние и настроения адресата Усиление выразительности 1) Она была убита горем. 2) Вырвать с корнем все его ябеды. 3) Вы знаете, какая трясина вся прошлая судьба Мироновича 4) Отчаянное же сластолюбие Мироновича доказывается многими фактами (Андреевский С.А.)
2. Олицетворение (прозопопея, персонификация) При описании неодушевленных предметов, явлений или животных они наделяются человеческими чувствами, сознанием, речью Русский суд отворачивается от пристрастия (Андреевский С.А.)  
3. Метонимия Замена названия явления, понятия или предмета другим названием, которое неразрывно связано в нашем сознании с представлением об этом явлении 1) Это же негодяи!  
4. Гипербола Намеренное преувеличение в соотнесении с реальной величиной при характеристике чего-либо 1) Не успели высохнуть чернила на договоре, как его уже начали нарушать. 2) Тысячу раз ему говорили, что не надо этого делать, это не человек, это просто чудовище.  
5. Антономазия (переименование) Разновидность метонимии, представляющая собой замену имени нарицательного собственным именем исторического лица или литературного персонажа 1) Вполне возможно, что кто-то из этих озорных и непоседливых детей – будущий Гагарин, Титов, Калашников, Вавилов  
6. Оксюморон Сочетание антонимичных по значению слов Богатая бедность, Широкая узость, Ликующая неприютность, худосочный богатырь, живой труп, свободный раб  
7. Катахреза (абузия) Сочетание противоположных по природе слов, понятий, выражений, не соответствующих буквальному, прямому значению. 2) Мужчина с поношенным лицом 3) Господа, эта гнусная сплетня завела нас в тупик.  
8. Сравнение Сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого Точно злой дух шепнул ему поразить грудь ребенка Симпатичные дела – это такие, в которых общественная совесть на стороне подсудимых. Прокурорское обвинение звучит в таких делах, как глас вопиющего в пустыне, не находя отзвука в сердце судей…. (Казаринов М. Г.)  
9. Контраст (антитеза) Резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний 1) С одной стороны – жалкие трущобы, с другой – роскошные особняки 2) Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет работать – ему мешает конституция  
10. Повтор   1) Корыстного мотива измены, мотива, который сделал бы ее отвратительной, здесь не было. 2) Приговором этим присяжный скажут тому, кто создавал это дело, кто руководил им, они скажут этому руководителю, и это его, конечно, огорчит: вы, не кто иной, как вы, выпустили настоящих виновных!  
11. Парономазия Намеренное сближение паронимов, слов, резко различающихся по значению, но близких по звучанию Эффектные, но не эффективные решения  
12. Градация (лестница) Расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения Это живой, деятельный, стремительный человек Жизнь скитальца, громадные долги, вечные преследования кредиторов, описи, переписывание векселей с наращением непомерных процентов, бессонные ночи над изнурительной ответственной работой, столкновения с сильными мира сего, нападки, дуэли и трагическая смерть в расцвете сил и лет.  
13. Антиципация (предвосхищение) Обозначение с помощью предшествующего местоимения замещаемого им слова 1) Вот оно, наше неистребимое невежество 2) Где она, социальная защищенность?  
14. Мейозис (уменьшение, убывание.) Обратная гипербола, заключающаяся в преуменьшении какого-либо качества, свойства предмета или процесса, явления Мейозис имеет место лишь в том случае, если премуньшено объективно значительное или нормальное качество (создается при помощи грамматических средств, уменьшительных суффиксов): Это маленькая приписочка к закону  
15. Литота (простота) Определение какого-либо понятия, предмета или свойства путем отрицания противоположного Принят неплохой закон  
16. Риторический вопрос Стилистическая фигура речи, по форме сходная с вопросительным предложением, но содержащая подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-либо Но если бы он был грешен, возможно ли поэтому рассчитываться с ним за деяния другого?  
17. Риторическое восклицание Стилистическая фигура, содержащая возглас с резкой эмоциональной окрашенностью Можно ли идти дальше по пути заблуждения! (Казаринов М. Г.)  
18. Эпитет образное определение, которое характеризует какое-либо явление, лицо или предмет посредством выразительного, художественного прилагательного Казнь беспощадная, малодушное сострадание, мнимое преступление  

.

 

23)

В языке художественной литературы или ораторской речи нередко используется резкое противопоставление, построенное на контрасте. Оно используется и в отношении понятий и образов, положений и состояний, которые связаны друг с другом общим построением или внутренним смыслом. Определим, что такое антитеза. Это стилистическая фигура, соединяющая контрастные понятия. Само слово восходит к греческому antithesis – противопоставление. Это понятие настолько распространено, что нередко даже не замечается. Антитезу широко используют поэты и прозаики. Множество литературных произведений содержат этот прием даже в своих названиях: «Война и мир», «Принц и нищий», «Красавица и чудовище», «Преступление и наказание».

Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.

 

Фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и выражений в известной последовательности. П. используется в различных функциональных стилях

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: