Развитие промышленности.




История 11-А класс Дата проведения урока 09.ноября

Тема урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Цель: познакомить учащихся с социально-экономическим развитием страны в годы правления Н.С. Хрущева и с достижениями и просчётами.

Задачи: анализировать экономическую политику Хрущева, выяснить достижения и просчеты;

показать взаимосвязь экономических проблем и политических решений

Форма урока: лабораторно – практическое занятие

Основные понятия: интенсификация; экстенсивный путь развития экономики; научно-технический прогресс; предприятия группы «А»; предприятия группы «Б»; средства производства; социальная напряженность.

События: август 1953 г. - обнародование экономической программы Г. М. Маленкова;

сентябрь 1953 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС аграрной программы Н. С. Хрущева;

1954 г. - начало освоения целинных и залежных земель;

1957 г. - реорганизация системы управления промышленностью, упразднение отраслевых министерств;

4 октября 1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли;

12 апреля 1961 г. - первый пилотируемый космический полет Ю. А. Гагарина.

Основные персоналии: Г. М. Маленков; Н. С. Хрущев; Ю. А. Гагарин

Работа с исторической картой: показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1946—1965 гг.» основные новостройки пятой и шестой пятилеток, семилетки, освоенные целинные районы страны; отметить зону внедрения кукурузы.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

НА прошлом уроке мы изучили тему: «Изменения политической системы».

Опрос:

1. Определите этапы борьбы за власть после смерти И. В. Сталина и охарактеризуйте их.

2. Представьте прогноз о развитии СССР в случае победы другого политического лидера.

выполнить следующие задания:

Подобрать к датам события.

Март – июнь 1953г

Лето 1953 – февраль 1955г

Февраль 1956г

Октябрь 1957г.

Декабрь 1958г.

2) к событиям – даты.

- Ликвидация отраслевых министерств и создание советов народного хозяйства.

-Восстановление национальной государственности балкарского, ингушского, карачаевского и чеченского народов

- XX съезд КПСС.

- Принятие новой Программы КПСС на XXII.

2. Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:

“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.

“Догоним и перегоним Америку”.

Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или об укреплении личной власти?

II. Переходим к изучению нового материала.

Вводное слово учителя.

На сегодняшнем уроке нам предстоит определить вклад Н. С. Хрущёва в процесс развития экономики нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.

Ваша задача будет состоять в том, чтобы не просто доказать свою точку зрения, опираясь на прочитанный вами документ и литературу, но и осмыслить полученную информацию и сформулировать окончательные выводы.

В завершении урока мы должны будем определить, какие существенные изменения произошли в стране в итоге реформ Н.С. Хрущева

Алгоритм работы таков: в ходе урока вы будете должны выполнить три задания. В процессе работы над документами и учебным материалом вы должны ответить на вопросы:

-Какие цели были поставлены в каждой области экономики?

-Каковы были конкретные шаги реформ?

-Каковы были результаты реформ?

Тема урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Проблемный вопрос.

Представьте себе, что вы присутствуете на заседании учёного совета. Вашему мнению представлены проекты экономических преобразований советского общества в 50-е годы. Проанализируйте и оцените их.

Лозунги 60-80 гг. Осуществимы ли были данные лозунги?

“Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”.

“Догоним и перегоним Америку”.

II. План изучения нового материала.

Экономический курс Маленкова.

Развитие промышленности

Сельскохозяйственная политика Хрущёва.

Научно-техническая революция в СССР и успехи в освоении космоса

5.Социальная политика.

1.Экономический курс Маленкова. После смерти Сталина разгорелась дискуссия о путях развития экономики в стране. (чтобы на него ответить, надо внимательно познакомиться с п.1 параграфа 32.)

Какие эконом. новации предложил Г. Маленков летом 1953года? Работаем вместе.

Вывод: Г. Маленков предлагал сделать упор на развитие лёгкой и пищевой промышленности, а также c/х. Но с отстранением Маленкова вся инициатива по реформированию страны перешла к Н. С. Хрущёву.

Развитие промышленности.

Прочитать пункт 2§32 о развитии промышленности.

Ответить на вопросы.

Выписать даты наиболее важных событий.

1. Какие пропорции между легкой и тяжелой промышленностью?

2. Какие изменения происходили в управлении промышленностью?

3.Как менялись темпы промышленного производства?

4. Каких успехов достигли наука и техника? В чем были просчеты?

5. Какие выводы можно сделать по итогам развития промышленности?

Проанализируйте данные диаграммы. Распределение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство СССР вначале 50–х годов: промышленность – 80 %. Сельское хозяйство– 20 %.

Должна выделить положительные моменты в развитии промышленности: освоение космоса, роботизация, освоение атомной энергии, открытие исследовательских институтов и лабораторий

Должна отметить отрицательные моменты: снижение темпов производства, нарушение прежних экономических связей, доминирующее развитие тяжелой промышленности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: