История 11-А класс Дата проведения урока 09.ноября
Тема урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Цель: познакомить учащихся с социально-экономическим развитием страны в годы правления Н.С. Хрущева и с достижениями и просчётами.
Задачи: анализировать экономическую политику Хрущева, выяснить достижения и просчеты;
показать взаимосвязь экономических проблем и политических решений
Форма урока: лабораторно – практическое занятие
Основные понятия: интенсификация; экстенсивный путь развития экономики; научно-технический прогресс; предприятия группы «А»; предприятия группы «Б»; средства производства; социальная напряженность.
События: август 1953 г. - обнародование экономической программы Г. М. Маленкова;
сентябрь 1953 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС аграрной программы Н. С. Хрущева;
1954 г. - начало освоения целинных и залежных земель;
1957 г. - реорганизация системы управления промышленностью, упразднение отраслевых министерств;
4 октября 1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли;
12 апреля 1961 г. - первый пилотируемый космический полет Ю. А. Гагарина.
Основные персоналии: Г. М. Маленков; Н. С. Хрущев; Ю. А. Гагарин
Работа с исторической картой: показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1946—1965 гг.» основные новостройки пятой и шестой пятилеток, семилетки, освоенные целинные районы страны; отметить зону внедрения кукурузы.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
НА прошлом уроке мы изучили тему: «Изменения политической системы».
Опрос:
1. Определите этапы борьбы за власть после смерти И. В. Сталина и охарактеризуйте их.
2. Представьте прогноз о развитии СССР в случае победы другого политического лидера.
выполнить следующие задания:
Подобрать к датам события.
Март – июнь 1953г
Лето 1953 – февраль 1955г
Февраль 1956г
Октябрь 1957г.
Декабрь 1958г.
2) к событиям – даты.
- Ликвидация отраслевых министерств и создание советов народного хозяйства.
-Восстановление национальной государственности балкарского, ингушского, карачаевского и чеченского народов
- XX съезд КПСС.
- Принятие новой Программы КПСС на XXII.
2. Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:
“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.
“Догоним и перегоним Америку”.
Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или об укреплении личной власти?
II. Переходим к изучению нового материала.
Вводное слово учителя.
На сегодняшнем уроке нам предстоит определить вклад Н. С. Хрущёва в процесс развития экономики нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.
Ваша задача будет состоять в том, чтобы не просто доказать свою точку зрения, опираясь на прочитанный вами документ и литературу, но и осмыслить полученную информацию и сформулировать окончательные выводы.
В завершении урока мы должны будем определить, какие существенные изменения произошли в стране в итоге реформ Н.С. Хрущева
Алгоритм работы таков: в ходе урока вы будете должны выполнить три задания. В процессе работы над документами и учебным материалом вы должны ответить на вопросы:
-Какие цели были поставлены в каждой области экономики?
-Каковы были конкретные шаги реформ?
-Каковы были результаты реформ?
Тема урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Проблемный вопрос.
Представьте себе, что вы присутствуете на заседании учёного совета. Вашему мнению представлены проекты экономических преобразований советского общества в 50-е годы. Проанализируйте и оцените их.
Лозунги 60-80 гг. Осуществимы ли были данные лозунги?
“Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”.
“Догоним и перегоним Америку”.
II. План изучения нового материала.
Экономический курс Маленкова.
Развитие промышленности
Сельскохозяйственная политика Хрущёва.
Научно-техническая революция в СССР и успехи в освоении космоса
5.Социальная политика.
1.Экономический курс Маленкова. После смерти Сталина разгорелась дискуссия о путях развития экономики в стране. (чтобы на него ответить, надо внимательно познакомиться с п.1 параграфа 32.)
Какие эконом. новации предложил Г. Маленков летом 1953года? Работаем вместе.
Вывод: Г. Маленков предлагал сделать упор на развитие лёгкой и пищевой промышленности, а также c/х. Но с отстранением Маленкова вся инициатива по реформированию страны перешла к Н. С. Хрущёву.
Развитие промышленности.
Прочитать пункт 2§32 о развитии промышленности.
Ответить на вопросы.
Выписать даты наиболее важных событий.
1. Какие пропорции между легкой и тяжелой промышленностью?
2. Какие изменения происходили в управлении промышленностью?
3.Как менялись темпы промышленного производства?
4. Каких успехов достигли наука и техника? В чем были просчеты?
5. Какие выводы можно сделать по итогам развития промышленности?
Проанализируйте данные диаграммы. Распределение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство СССР вначале 50–х годов: промышленность – 80 %. Сельское хозяйство– 20 %.
Должна выделить положительные моменты в развитии промышленности: освоение космоса, роботизация, освоение атомной энергии, открытие исследовательских институтов и лабораторий
Должна отметить отрицательные моменты: снижение темпов производства, нарушение прежних экономических связей, доминирующее развитие тяжелой промышленности