Прочитать пункт 3 §32 о сельском хозяйстве.
Выписывает даты наиболее важных событий.
Вопросы.
1. Когда и как началось освоение целины?
2. Какие государственные распоряжения укрепили положение колхозов?
3. Какие изменения происходили в жизни самих колхозников?
4. Почему реорганизованы МТС?
5. Как изменилось отношение государства к личному подсобному хозяйству крестьян в конце 50-х годов?
6. Чем закончилась «кукурузная эпопея»?
7. Почему СССР стал закупать хлеб за границей?
8. Что заставило жителей Новочеркасска выйти на демонстрацию, чем она закончилась?
Пользуясь текстом учебника, выбираем положительные и отрицательные преобразования, которые происходили в сельском хозяйстве и заполняет таблицу.
Преобразования в сельском хозяйстве.
положительные | отрицательные |
Проанализируйте данные диаграммы: темпы роста сельскохозяйственного производства в 1951– 1965г.г.
1951 – 1955 гг. | 1956 – 1960 гг. | 1961 – 1965 гг. |
20,5% | 30% | 11 % |
Изучите документ и ответьте на вопросы к документу. Из воспоминаний целинника.
Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально – технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход в то время был невозможен.
-Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?
-Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?
-В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?
-Согласны ли вы с мнением целинника о том, что “иной подход был бы в то время невозможен”? Почему?
Научно-техническая революция в СССР и успехи в освоении космоса (с.125-126)
Прочитать п.4,5 парю32 Выписать основные достижения
Социальная политика.
Прочитать пункт 6 §32 о социальной политике в 50 – 60 годы. Ответить на вопросы. Выписать даты важных событий.
1. Как менялась жизнь людей: а) зарплата, б) пенсии, в) продолжительность рабочего времени,
г) образование?
2. Как решалась жилищная проблема?
3. Как менялся быт населения?
4. Какие можно отметить отрицательные моменты в социальной политике?
На основе текста стр. 126-127 перечислите, какие улучшения произошли в жизни нашего общества в эпоху Н.С.Хрущева.
III. Подведение итогов урока. Аналитический блок.
1. Какие важные события произошли в экономической жизни страны в период правления Н.С. Хрущева?
2.Как в целом можно оценить экономическую политику этого периода?
К концу урока учащиеся должны составить таблицу по следующему образцу.
Достижения | Просчеты | |
Сельское хозяйство. | ||
Промышленность. | ||
Социальная политика. |
ИТОГИ
1. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации. Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.
2. Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.
3. Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам.
4. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.
IV. Рефлексия. «Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам…» М. Ромм (кинорежиссер)
Выскажи своё мнение.
V. Домашнее задание. Параграф 32-читать
Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале изучения темы?
Работу в классе выполнить до 11 ноября (следующего урока обществознания)