Роль конструирования в формировании и пространственного мышления младших школьников




Конструирование «construere» в переводе с латинского языка, означает приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов, т.е. подразумевает создание модели, построение чего-либо.

А.В. Белошистая трактует понятие «конструирование», как вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений.

Обучение конструированию А.В. Белошистая определяет, как формирование общих конструктивных умений, способствующее развитию конструктивного стиля мышления.

Конструктивное мышление подразумевает умение видеть соотношение всех элементов того или иного объекта.

Конструктивное мышление позволяет видеть скрытые линии и части объекта, а также мысленно поворачивать, рассматривать с разных сторон, т.е. трансформировать его. Это определение позволяет связать конструктивное мышление с пространственным мышлением, которое заключается в умение мысленно выстраивать какую-либо модель по заданным параметрам.

Формирование пространственного мышления, по мнению А.В. Белошистой, возможно через формирование конструктивного мышления ребенка. Исходя из этого, появляется возможность формировать базу первоначальных образов и способов действий с ними через доступную ребенку деятельность конструирование.

Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Под детским конструирование принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Л.А. Парамонова выделяет два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети отображают реальные объекты и придумывают конструкции по ассоциации с образами. Они моделируют основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

− конструирование из строительного материала;

− конструирование из деталей конструкторов;

− конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании при создании образов делается акцент не столько на структуру, сколько на выражение своего отношения к ним. К данному типу конструирования относятся:

− конструирование из бумаги;

− конструирование из природного материала.

Т.В. Кудрявцев считал особенностью конструкторского мышления – непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов, т.е. создание замысла и его исполнение.

Особенно важным, по данным Л.А. Парамоновой, является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах конструирования.

Существуют разные формы организации конструирования:

− конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения предполагает передачу детям готовых знаний, способов действий. Правильно организованное исследование образцов помогает овладевать умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.п.

− конструирование по модели, предложенное А.Н. Миреновой и А.Р. Лурия, заключаются в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка, т.е. детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. По мнению А.Р. Лурия, постановка подобных задач перед детьми способствует активизации конструктивного мышления.

− конструирование по условиям, предложено Н.Н. Поддьяковым. Заключается в том, что ребенку даются лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Такая форма конструирования носит проблемный характер, т.к. способ решения не дается. У детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность.

− конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате использования такой формы конструирования у детей развиваются образное мышление и познавательные способности.

− конструирование по замыслу способствует развитию творческих способностей. Эффективность этого способа возможна при наличии у детей обобщенных представлений о конструируемом объекте, обобщенных способов конструирования и умения искать новые способы.

− конструирование по теме. Дети самостоятельно создают замыслы конкретных построек и способы их выполнения.

− каркасное конструирование, предложено Н.Н. Поддьяковым. Благодаря такой форме конструирования дети усваивают принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции. В конструировании такого типа ребенок должен домыслить разные дополнительные детали к каркасу. Это способствует формированию воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Только организация такой формы конструирования требует специального конструкторского материала.

Таким образом, при правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, а также умение делать умозаключения и обобщения.

Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Подведём итоги по первой главе. Таким образом, конструирование и моделирование – это развивающий вид деятельности. Конструирование и моделирование способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности, пространственного мышления, что в свою очередь ведёт за собой развитие умственной деятельности младшего школьника. В процессе конструирования у ребёнка развивается восприятие пространственных представлений, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, что в дальнейшем влияет на формирование пространственного мышления. В свою очередь, сформированность таких психических процессов как восприятие, первоосновой которого являются ощущения; внимание, память, воображение поможет перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-действенному.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: