Методические рекомендации по написанию реферата




Цель написания реферата – ознакомление студентов в рамках изучения дисциплины «Эволюция философии от средневековья до классических форм» с философскими проблемами Нового времени, произведениями философов, развитие навыков исследовательской работы. Тема реферата утверждается преподавателем.

Студенты выступают с рефератами на семинарах, научных студенческих конференциях, заседаниях научного кружка.

Выполняя работу, следует:

– корректно сформулировать ее тему и рассматриваемые проблемы;

– изучить научную литературу по исследуемой теме и дать ее краткий обзор;

– логически грамотно построить всю работу;

– уметь сформулировать результаты своего исследования.

Структура реферата включает: введение, основную часть (параграфы, озаглавленные в соответствии с планом), заключение и библиографический список. План реферата согласовывается с научным руководителем.

Все цитаты в реферате сопровождаются ссылками на литературный источник и даются в кавычках. Сноски на источники можно делать внизу страницы, в конце разделов или в конце работы. Библиографический список составляется по общепринятым правилам описания источников.

Текст реферата должен быть написан четким разборчивым почерком или напечатан (через 1,5 интервала). Примерный объем его 25 машинописных страниц. На титульном листе указываются:

– название вуза и кафедры;

– тема реферата;

– фамилия и имя студента с указанием факультета и номера учебной группы;

– фамилия и инициалы научного руководителя;

– место и год написания реферата.

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Космос Аристотеля и наука Нового времени.

2. Новация Коперника и коперниканская революция.

3. Понятие “новой” науки и проблема опыта.

4. Отношение разума и веры в новоевропейской метафизике (Августин – Декарт – Паскаль).

5. «Новый Органон» Ф.Бэкона.

6. Познание и власть в философии Ф.Бэкона.

7. Проблема свободы в философии Р.Декарта.

8. Проблема метода в философии Нового времени.

9. Проблема свободы в философии Б.Спинозы.

10. Метафизический синтез Лейбница: мир как представление.

11. Понятие метафизики Франсиско Суареса «Метафизические диспутации».

12. Взаимоотношение знания и веры. Б. Паскаль «Мысли».

13. Антропология Б. Паскаля.

14. Учение о гармонии мира И. Кеплера.

15. «Новая наука» Г. Галилея.

16. Наука как «mathesis universalis».

17. Проблема опыта в философии Ф. Бэкона.

18. «Новая наука» Ф. Бэкона: знание как сила.

19. «Новая Атлантида» - социальная утопия XVII века.

20. Свобода как самоопределение человеческого мышления. Р. Декарт.

21. Ego cogito как принцип мышления. Р.Декарт.

22. Проблема субстанции в философии Р. Декарта.

23. Квазитеологическая тенденция новоевропейской метафизики.

24. Учение о субстанции Б. Спинозы.

25. Знание и свобода как основной замысел «Этики» Б. Спинозы.

26. Геометрический метод в учении о человеке, его разуме и свободе. Б. Спиноза.

27. Проблема человека в философии Б. Спинозы.

28. Пантеизм как система: Б. Спиноза.

29. Социально – политическое учение Б. Спинозы. «Богословско – политический трактат».

30. «Естественная теология» и метафизика Г. В. Лейбница.

31. Монадология Г. В. Лейбница: мир как представление.

32. Логика и теория познания в метафизике Г. В. Лейбница.

33. Принцип свободы в философии Г. В. Лейбница.

34. Проблема опыта в английском эмпиризме (Т.Гоббс, Дж.Локк,

35. Дж.Беркли, Д.Юм).

36. Учение Т. Гоббса о субстанции и акциденциях, о теле и душе.

37. Знаковая концепция языка и познания в философии Т. Гоббса.

38. Учение об опыте Т. Гоббса.

39. Социальная физика Т.Гоббса «Левиафан».

40. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей.

41. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Дж.Локка. Внешний и внутренний опыт, идеи простые и сложные.

42. Виды знания и проблема достоверности познания. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах.

43. Философское обоснование либерализма Дж.Локком: свобода и плюрализм.

44. Основной принцип субъективного идеализма Дж.Беркли и его обоснование.

45. Проблема истины в философии Дж.Беркли. Теория абстрагирования и номинализм Беркли.

46. Принцип причинности и возможность человеческого познания Д.Юм.

47. Опыт, ощущения и внешний мир. Виды «душевных восприятий» и содержание знания. Д.Юм.

48. Учение об идеях и виды ассоциаций. Феноменализм и агностицизм Д.Юма.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии.

2. Понятие метафизики Франсиско Суареса «Метафизические диспутации».

3. Взаимоотношение знания и веры. Б. Паскаль «Мысли».

4. Антропология Б. Паскаля.

5. Новация Коперника и коперниканская революция.

6. Учение о гармонии мира И. Кеплера.

7. «Новая наука» Г. Галилея.

8. Наука как «mathesis universalis».

9. Идея «Великого Восстановления Наук» и новое понимание задач философии. Ф. Бэкон.

10. Методическое значение критики «идолов познания». Ф. Бэкон.

11. «Новый Органон» и учение о методе Ф. Бэкона.

12. Проблема опыта в философии Ф. Бэкона.

13. «Новая наука» Ф. Бэкона: знание как сила.

14. «Новая Атлантида» - социальная утопия XVII века.

15. Свобода как самоопределение человеческого мышления. Р. Декарт.

16. Ego cogito как принцип мышления. Р. Декарт.

17. Проблема субстанции в философии Р. Декарта. Сущность картезианского дуализма. «Размышления о первой философии… ».

18. Проблема достоверного знания. Учение об опыте, о врожденных идеях и самосознании. Р. Декарт.

19. Учение о методе Р. Декарта. «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума».

20. Учение Р. Декарта о страстях души.

21. Квазитеологическая тенденция новоевропейской метафизики.

22. Учение о субстанции Б. Спинозы. Соотношение субстанции, атрибутов и модусов. «Этика».

23. Основные принципы гносеологии Б. Спинозы.

24. Знание и свобода как основной замысел «Этики» Б. Спинозы.

25. Геометрический метод в учении о человеке, его разуме и свободе. Б. Спиноза.

26. Проблема человека в философии Б. Спинозы.

27. Пантеизм как система: Б. Спиноза.

28. Социально – политическое учение Б. Спинозы. «Богословско – политический трактат».

29. «Естественная теология» и метафизика, учение о Боге и субстанции. Г. В. Лейбниц «Монадология».

30. Монадология Г.В. Лейбница: мир как представление.

31. Логика, онтология и теория познания в философии Г.В. Лейбница (субстанция, субъект, истина).

32. Принцип свободы в философии Г.В. Лейбница.

33. Проблема опыта в английском эмпиризме (Т. Гоббс, Дж. Локк,

Дж. Беркли, Д. Юм).

34. Учение Т. Гоббса о субстанции и акциденциях, о теле и душе.

35. Знаковая концепция языка и познания в философии Т. Гоббса.

36. Учение об опыте Т. Гоббса.

37. Социальная физика Т. Гоббса «Левиафан».

38. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей.

39. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Дж.Локка. Внешний и внутренний опыт, идеи простые и сложные.

40. Виды знания и проблема достоверности познания. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах.

41. Философское обоснование либерализма Дж. Локком: свобода и плюрализм.

42. Основной принцип субъективного идеализма Дж. Беркли и его обоснование.

43. Проблема истины в философии Дж. Беркли. Теория абстрагирования и номинализм Дж. Беркли.

44. Принцип причинности и возможность человеческого познания Д. Юм.

45. Опыт, ощущения и внешний мир. Виды «душевных восприятий» и содержание знания. Д. Юм.

46. Учение об идеях и виды ассоциаций. Феноменализм и агностицизм Д. Юма.

47. Учение об обществе и государстве, феномен власти, теория естественного права и общественного договора. Т. Гоббс «Левиафан».

48. Концепция «естественного» состояния и общественного договора. Дж. Локк «Об общественном договоре».

 

 

Литература

 

Основная литература:

1. Алексеев П.В. История философии / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2015

2. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник для вузов / С.Р. Аблеев. - Люберцы: Юрайт, 2016.

3. Вдовина И.С. История философии. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга 4: Философия XX в.: Учебник для вузов / И.С. Вдовина. - М.: Академический проект, 2012.

4. Гриненко Г.В. История философии. В 2 ч. Ч. 2: от XVII до XXI века.: Учебник / Г.В. Гриненко. - Люберцы: Юрайт, 2016.

5. Любутин К.Н. История западноевропейской философии / К.Н. Любутин. - М.: Академический проект, 2005.

6. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней, стер / Б. Рассел. - М.: Академический проект, 2009.

7. История философии: Запад-Россия Восток // Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1995.

8. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969.

9. Гегель. Лекции по истории философии в3-х кн. СПб., 1993-1994.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4 СПб., 1994-1997.

11. Кузнецов В.Н., Мейеровский Б.В., Грязнов А.В. Западно-европейская философия ХVIII в. М.. 1986

12. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП веков. М., 1974.

 

Источники:

1. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Соч. в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1972.

2. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1972.

3. Бэкон Ф. Великое Восстановление Наук // Соч. в 2т. Т.1. М.: Мысль, 1971.

4. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается о существовании Бога и различия между человеческой душой и телом // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1994.

5. Декарт Р. Правила для руководства ума // Соч.: В 2т. М.: «Мысль», 1989. Т.1.

6. Декарт Р. Первоначала философии //Декарт Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.

7. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч. в 2т. Т.1. М.: Мысль, 1989.

8. Декарт Р. Страсти души // Избранные произведения. М., 1950.

9. Коперник Н. О вращении небесных сфер. М., I964.

10. Лейбниц Г.В. Два отрывка о свободе //Соч.: В 4-х т. T.I. М., 1982.

11. Лейбниц Г.В. Материя, взятая в себе // Соч. т.1. М., 1982.

12. Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. т.1. М., 1982.

13. Лейбниц Г.В. Начало природы и благодати, основанные на разуме

//Соч. Т.I. М., 1982.

14. Лейбниц Г.В. Новые Опыты о человеческом разумении... //Соч. т.2. М., 1983.

15. Лейбниц Г.В. Опыт рассмотрения динамики... //Соч. Т.1.М., 1982.

16. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи и благости Божией, свободе человека

и начале зла // Соч. т.4. М., I989.

17. Лейбниц Г.В. Размышления о сочинении господина Гоббса... // Соч. Т.4. М., I989.

18. Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике // Соч. т.1. М., 1982.

19. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения в 2-х т. т.1. М., 1957.

20. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1935.

21. Спиноза Б. Приложения, содержание, метафизические мысли //
Избранные произведения, Т.1. М., 1957.

22. Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим
способом // Избранные произведения. т.1. М., 1957.

23. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1986.

24. Гоббс Т. Основ философии. Часть первая. О теле // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.

25. Гоббс Т. Основ философии. Часть вторая. О человеке // Соч. в 2 т. Т. 1. М. 1989.

26. Гоббс Т. Основ философии. Часть третья. О гражданине // Соч. в 2 т. Т. 1. М. 1989.

27. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т., Т. 2. - М.: Мысль, 1991.

28. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Сочинения. В 2 т. М., 1965. Т. 1.

29. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Юм Д. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1996. Т. 2.

30. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Соч. М.: Мысль, 1978.

31. Беркли Дж. Опыт новой теории зрения // Соч. – М.: Мысль. 1978.

 

 

Дополнительная:

1. Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время. М.. 1988.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). М., 1987.

3. Гайденко П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. СПб., 2000.

4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986.

5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: «Наука» «Ювента», 1998.

6. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987

7. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. М., 1973.

8. Мамардашвили М.K. Kaк я понимаю философию. М., 1990.

9. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993

10. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984

11. Сергеев К.А. Диалектика категориальных форм познания (античный космос и наука нового времени). Л.. 1987

12. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994

13. Ахутин А.В. "Понятие природы в античности и в Новое время"
("фюсис" и "натура") М., I988.

14. Ахутин А.В. Эксперимент и природа. Кн. 1. Экспериментирующая мысль: Кн. 2. «Фюсис» и «Натура». – М.: Наука, 2012.

15. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и
техники: Ежегодник 1984-1985. М., I986.

16. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

17. Бердяев К.А. Смысл истории. Опыт философии судьбы человечества. Париж, Изд. 2. 1969.

18. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

19. Библер В.С. Галилей и логика мышления Нового времени //Механика
и цивилизация XVII-ХVШ вв. М., 1979.

20. Буссе Л. Мировоззрение великих философов Нового времени.
СПб., 1912.

21. Толстенко А.М. Европейская метафизика от бытия-как-природы к бытию как истории. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2011.

22. Введенский А.И. Лекции по истории Новой философии. С-Пб.,1914.

23. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избранные произведения М., 1990.

24. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.

25. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. М., I986.

26. Гегель Г.B.Ф. Лекции по истории философии // Соч. т. XI. М.,
Л. I935.

27. Гегель Г.В.Ф. Наука логики в 3-х. т. М.,1970.

28. Кисселъ М.А. Метафизика мироздания XVII в.//Филосохия эпохи
ранних буржуазных революции. М., 1983.

29. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии №10., 1990.

30. Свасьян К. А. Становление европейской науки. Ереван. 1990.

31. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. Л., 1968.

32. Мотрошилова Н.А. Познание и общество. Из истории философии XVII-XVIII вв. М., 1969.

33. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

34. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы, М. Иностр. Лит. 1969.

35. Сергеев К.А. Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм
познания. Л., 1987.

36. Сергеев К.А. Слинин Л.А. "Феноменология духа" Гегеля как
наука об опыте сознания // Гегель Г.Ф. Феноменология духа. С-Пб., 1992.

37. Сергеев К.А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция // Ю.В.Перов, К.А.Сергеев, Я.А.Слинин. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб.: Наука, 2000.

38. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории филосо­
фии и культуры): М., 1991.

39. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

 

40. Торубарова Т.В. Метафизика антропоцентрической свободы (от Декарта к Канту). Курск, 1994.

41. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

42. Фишер К. История новой философии в 8-ми т. С-Пб.,1906.

43. Фишер К. Реальная философия и её век... С-Пб. 1870.

44. Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский. М., 2003.

45. Фишер К. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994

46. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. М., 2005.

47. Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение. М., 2005.

48. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: республика, 1993.

49. Хайдеггер Л. Закон тождества // Разговор на проселочной до­-
роге. М., 1991.

50. Хайдеггер М. 0 сущности истины // Разговор на проселочной
дороге. М., 1991 г.

51. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочное дороге. М., 1991.

52. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: республика, 1993.

53. Хайдеггер, М. Положение об основании / Пер. с нем. О. А. Коваль. — СПб.: Лаб. метафиз. исслед. при Филос. фак. СПбГУ: Алетейя, 1999.

54. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / Пер. А. Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

55. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики. Мир — конечность — одиночество / Пер. А. П. Шурбелева. — СПб.: «Владимир Даль», 2013.

56. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая
волна на Западе. М., I986.

 


[1] Платон. Пир // Платон. Соч.: В 4т. - М.: Мысль, 1993. Т.2. С. 101.

[2] Данте Алигьери. Новая жизнь // Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия.- М.: Художественная литература, 1967. С. 28.

[3] Франческо Петрарка. Книга писем о делах повседневных // Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма.- М.: РОСАД, 1996. С. 486.

[4] См. Джованни Боккаччо. Декамерон. - М.: Художественная литература, 1989. (VI.4).

[5] Ортега-и-Гассет Х. Размышление о «Дон Кихоте». - Спб.: Университет, 1997. С. 48.

[6] См. об этом подробнее в кн. Struever N.S. The language of history in the Renaissance.- Princeton UP, 1970.

[7] См. Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянской культуры, 2004.

[8] Паскаль Блез. Мысли. М.:, 1995.С.106-107 (Далее см. ссылки в тексте).

[9] Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч. в 8 т. М.: ЧОРО, 1994. Т.5. С.109, 86, 99.

[10] Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 8 т. М.: ЧОРО, 1994. Т.3. С.605.

[11] Вспомним, что Паскаль уже в 19 лет создал проект вычислительной машины.

[12] См. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. С. 211.

[13] Там же. С.63.

[14] Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989.Т.1.С. 334.

[15] Там же.

[16] Об этом подробнее в кн. Williams B. Descartes: the project of pure enquire. New-York. 1978.

[17] Декарт Р. Первоначала философии. С. 334.

[18] Там же.

[19] Там же. С. 334-335.

[20] Там же. С. 335.

[21] Там же. С. 335.

[22] Там же.

[23] См. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс; Культура, 1993.

[24] Декарт Р. Первоначала философии. С. 340.

[25] Там же. С. 341.

[26] Там же.

[27] Там же. С. 349-350.

[28] Там же. С. 350.

[29] Там же.

[30] Там же.

[31] Там же. С. 386.

[32] Там же.

[33] См. Хайдеггер М. Основные понятия метафизик//Время и бытие. М.: Республика, 1993.

[34] Декарт Р. Первоначала философии. С. 350.

[35] Мамардашвили М. К. Проблемы анализа сознания. (Рукопись). 1974. С. 137-139.

[36] Декарт Р. Рассуждение о методе // Избранные произведения. М., 1950. С. 282-283.

[37] Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 45.

[38] Там же. С. 59.

[39] См. Williams B. Descartes: the project of pure enquire. New-York.1978.

[40] Хайдеггер М. Время картины мира. С. 61.

[41] Там же. С. 49.

[42] Там же.

[43] Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. Ч. 1. С. 556.

[44] Кант И. Метафизические начала естествознания // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль. 1966. Т. 6. С. 58.

[45] Хайдеггер М. Время картины мира. С. 50.

[46] Аналогия, разъясняет М. Хайдеггер, понимается здесь как “основная черта бытия сущего» и «намечает совершенно определенные возможности и способы про-изведения истины этого бытия внутри сущего. Художественное произведение Средневековья и отсутствие картины мира в ту эпоху – две стороны одного целого» (Хайдеггер М. Время картины мира. С.56).

[47] Хайдеггер М. Время картины мира. С. 49-50.

[48] Там же. С. 50.

[49] Heidegger M. Die Grundprobleme der Phanomenologie // Gesamtausgabe. Frankfurt am Main:Vittorio Klostermann. 1975. Bd.24.

[50] Хайдеггер М. Время картины мира. С. 50.

[51] Там же. С. 51.

[52] Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль. 1998. Т. 2. С. 6-7.

[53] Маколей Т.Б. Полное собрание сочинений: Том III. Критические и исто-рические опыты. СПб.: 1862. С. 21.

[54] Здесь и далее мы опираемся на вступительную статью А. Л. Субботина: Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Бэкон Ф. Соч. в 2т. Т.1. М.: Мысль, 1971. И упомянутую им книгу: The Works of Lord Bacon, vol.II. London, MDCCCLXXIX.

[55] Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Бэкон Ф. Соч. в 2т. Т.1. М.: Мысль, 1971. С. 8-9.

[56] Бэкон Ф. Великое Восстановление Наук // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 1. С. 494.

[57]Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии. С. 10.

[58] Там же.

[59] Там же. С. 12.

[60] Там же. С. 13-14.

[61] Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Соч. в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1972. С. 373.

[62] Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии. С. 15.

[63] Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой фило-софии. Фрэнсис Бэкон Веруламский. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 230.

[64] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.3. СПб.: Наука, 1994. С. 283.

[65] Ср. Farrington B. Bacon: philosopher of industrial science. New-York. 1949.

[66] Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т.2. С. 57.

[67] Там же. С. 48.

[68] Там же. С. 18.

[69] Там же.

[70] Там же.

[71] Там же. С. 19.

[72] Там же. С. 23.

[73] Там же. С. 20.

[74] Там же. С.21.

[75] Там же. С. 22.

[76] Там же. С. 23.

[77] Там же. С. 22.

[78] Там же. С. 19.

[79] Там же. С. 24.

[80] Там же.

[81] Там же. С. 24-26.

[82] Там же. С. 25.

[83] Там же. С. 24.

[84] Там же. С. 25.

[85] Там же. С. 25-26.

[86] Там же. С. 26.

[87] Там же.

[88] Там же.

[89] Там же. С. 27.

[90] Там же. С. 28.

[91] Там же. С. 28.

[92] Там же. С. 42-43.

[93] Там же. С. 34.

[94] Там же. С. 30.

[95]Там же. С. 31.

[96] Там же. С. 34.

[97] Там же. С. 35.

[98] Там же. С. 37.

[99] Там же. С. 41.

[100] Там же. С. 42.

[101] Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. СПб.: Азбука, 2001. С. 639.

[102] Бэкон Ф. Великое Восстановление Наук // Бэкон Ф. Соч. в 2т. М.: Мысль, 1971. Т. 1. С.71.

[103] Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 70.

[104] Бэкон Ф. Новая Атлантида //Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 514.

[105] Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С.341.

[106] Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 76.

[107] Это и последующее будет составлять основную тематику «Критики чистого разума» И. Канта.

[108] Там же. С. 77.

[109] Там же. С.53.

[110] Бэкон Ф. Великое Восстановление Наук // Бэкон Ф. Соч. в 2т. М.: Мысль, 1971. Т. 1. С.64.

[111] Свасьян К. А. Становление европейской науки. Ереван. 1990. С. 195.

[112] Об этом свидетельствует и метод таблиц Ф. Бэкона, и «политология» Гоббса, и учение о методе Декарта. Об этом интересные рассуждения в книге М. Фуко «Слова и вещи».

[113] Паскаль Б. Мысли о религии. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.С. 176.

[114] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т.3. С.85-86.

[115] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 84-86.

[116] Кант И. Критика чистого разума. С. 88.

[117] Отметим здесь, что разум способен быть безрассудным и вполне подготовленным, плененный волей к власти и могуществу, к каким-угодно экспериментам в сфере социальной жизни людей, народов и даже наций.

[118] Не важно, понятный или непонятный, достойный или плохой. Всякий человек есть блестящий или плохо написанный роман, плохая или всегда трагическая история.

[119] Бэкон Ф. Новый Органон //Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С.84.

[120] Там же. С.85.

[121] Там же. С.91.

[122] Там же. С.45.

[123] Там же. С.44.

[124] Там же. С.61.

[125] Там же. С.45.

[126] Там же. С.53.

[127] Бэкон Ф. Новая Атлантида // Соч. в 2т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С.505.

[128] Там же. С.514.

[129] Там же. С.519.

[130] Там же. С.521.

[131] Там же. С.531.

[132] Там же. С.522.

[133] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1935. Т.11. С.218-219.

[134] Там же. С.219.

[135] Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1972. С.45-46.

[136] Там же. С.46.

[137] Там же. С.47.

[138] Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: «Наука» «Ювента», 1998. С.78.

[139] Ср. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс; Культура, 1993.С. 16.

[140] Метод поколений при изучении исторической реальности и присущих ему ключевых дат принадлежит Х. Ортеге-и-Гассету. Здесь мы опираемся на его работу: «Галилей и его время».

[141] См. Williams B. Descartes:the project of pure enquire. New – York, 1978.

[142] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии// Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.XI. М.-Л. 1935. С. 252.

[143] Фишер К. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994. С.168-169.

[144] Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989, Т. 1. С.252.

[145] Там же. С.254.

[146] Там же.

[147] Там же.

[148] Там же. С.255.

[149] Там же.

[150] Там же.

[151] Там же. С.255-256.

[152] Декарт Р. Из переписки 1619-1643 // Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989, Т. 1. С.583.

[153] Толстенко А.М. Европейская метафизика от бытия-как-природы к бытию как истории. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2011. С.202.

[154] Мамардашвили М. Картезианские размышления. С. 14.

[155] Декарт Р. Из переписки 1619-1643г. С.591.

[156] Там же.

[157] Там же.

[158] «Война мышей и лягушек» – пародия (V в. До н.э.) на «Илиаду» Гомера.

[159] Там же. С.592.

[160] Там же.

[161] Там же.

[162]Декарт Р. Небольшие сочинения 1619-1621г. //Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С.596.

[163] Там же. С.597.

[164] Декарт Р. Из переписки 1619-1643. С.587.

[165] Там же. С.593-594.

[166] Там же. С.595.

[167] Там же.

[168] Декарт Р. Первоначала философии// Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 299.

[169] Там же. С.299-300.

[170] См.Heidegger M. Vom Wesen der menschlichen Freiheit. Einleitung in die Philosophie / Gesamtausgabe. Bd.31. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann. 1982.

 

 

[171] Декарт Р. Первоначала философии //Декарт Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 316.

 

[172] Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается о существовании Бога и различия между человеческой душой и телом // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2.

[173] Ср.Heidegger M. Vom Wesen der menschlichen Freiheit. Einleitung in die Philosophie / Gesamtausgabe. Bd.31. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann. 1982.

 

[174] Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 82.

[175] Там же. С. 85.

[176] Там же. С. 91.

[177] Подробнее об этом см. Williams B. Descartes: the project of pure enquire. New – York. 1978.

 

[178] Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С.128.

[179] См. Хайдеггер М. Время картины мира.

[180] Декарт Р. Первоначала философии //Декарт Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.

[181] Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 269.

[182] Там же. С. 275.

[183] Там же. С. 257.

[184] Там же. С. 257-258.

[185] Там же. С. 258.

[186] Декарт Р. Небольшие сочинения 1619-1621г. С. 578.

[187] Декарт Р. Небольшие сочинения 1619-1621г. С. 575.

[188] Мамардашвили М. Проблема анализа сознания в философии Декарта и Канта: рукопись. М., 1974. С. 87.

[189] Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 260.

[190] Там же. С. 261.

[191] Там же. С. 262.

[192] Там же.

[193] Сергеев К.А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция // Ю.В.Перов, К.А.Сергеев, Я.А.Слинин. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб.: Наука, 2000. С. 64.

[194] Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 125.

[195] Там же. С. 128.

[196] Там же.

[197] Евангелие от Луки // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. Российское библейское общество. М. 2002. С. 89.

[198] Heidegger M. Nietzsche. 2 Bd. Pfullingen: Neske, 1961. P. 37.

[199] Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 420.

[200] Там же. С. 387-388.

[201] Curley Е. Spinoza's metaphysics. An essay in interpretation. Cambridge: Harvard University Press, 1969. P. 307-320.

[202] Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей // Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 356.

[203] Делез Ж. Спиноза и проблема выражения. М.: Институт общегу-манитарных исследований, 2014.С. 224.

[204] Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 361.

[205] Hallett Н. F. Aetemitas. A Spinozistic Study. Oxford, 1930.

[206] Спиноза Б. Этика. С. 361

[207] Там же.

[208] Там же.

[209] Там же.

[210] Сергеев К. А., Кауфман И. С. Спиноза: пантеизм как система // Спиноза Б. Сочинения: в 2-х т. СПб.: Наука, 1999. Т. 1. С. V-LXXV.

[211] Спиноза Б. Этика. С. 377.

[212] Там же. С. 389.

[213] Там же. С. 407.

[214] Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. С. 229.

[215] Спиноза Б. Этика. С. 413.

[216] Там же. С. 549.

[217] Там же. С. 411.

[218] Там же. С.403.

[219] Там же. С. 464.

[220] Слинин Я. А. От Платона до Сартра: поиски аподиктической истины. СПб.: Наука, 2012. С. 291.

[221] Спиноза Б. Этика. С. 593.

[222] Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. М.: Прогресс, 1967. С. 375.

[223] Спиноза Б. Этика. С. 612.

[224] Тиллих П. Мужество быть // Символ. 1992. № 28. С. 19.

[225] Спиноза Б. Этика. С. 576.

[226] Там же. С. 362.

[227] Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935. С. 233.

[228] Там же. С. 15.

[229] Там же. С. 227.

[230] Там же. С. 229.

[231] Там же. С. 231.

[232] Там же. С. 244.

[233] Там же. С. 297.

[234] Там же. С. 254.

[235] Там же. С. 257.

[236] Там же. С. 288.

[237] Там же. С. 233.

[238] Об этом подробно в кн.: Heidegger М. Die Grundprobleme der Phanomenologie. // Gesamtausgabe. Frankfurt am Main: Vittorio Kiostermann. 1975. Bd. 24. S. 252-274.

[239] Ср. Lovejoy A.O. The Great chain of being. Harvard Univ. Press. 1936. Ch. V.

[240] Лейбниц Г. В. Замечания к общей части Декартовых «Начал» // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1984. Т. 3. С. 184.

[241] Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1989. Т. 4. С. 134-135.

[242] Лейбниц Г. В. О самой природе, или природной силе и деятельности творений // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 305.

[243] Лейбниц Г. В. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 245-246.

[244] Ср. Rescher N. Leibniz's Metaphysics of Nature. Oxford. 1981.

[245] Лейбниц Г. В. Два отрывка о свободе // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 307.

[246] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1983. Т. 2. С. 174.

[247] Там же. С. 172.

[248] Там же. С. 174.

[249] Лейбниц Г. В. О природе тела и движущих сил // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1984. Т. 3. С. 221.

[250] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. С. 109.

[251] Лейбниц Г. В. Монадология // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 413.

[252] Там же. С. 416.

[253] Там же. С. 415-416.

[254] Там же. С. 413-414.

[255] Там же. С. 415.

[256] Там же.

[257] Там же. С. 417.

[258] Об этом подробнее в кн.: Buchdal G. Metaphysics and the Philosophy of Science. Oxford. 1969. Ch. VII.

[259] Ягодинский И. И. Философия Лейбница. Процесс образования систе­мы, первый период 1659-1672. Казань. 1914. С. 291.

[260] Лейбниц Г. В. Два отрывка о принципе непрерывности // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 209.

[261] Лейбниц Г. В. Монадология // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 427.

[262] Там же. С. 418.

[263] Лейбниц Г. В. О природе тела и движущих сил. С. 234.

 

[264] Ср.: Leclerc I.The Nature of Physical existence. London. 1972. P. 281-283.

[265] Лейбниц Г. В. Монадология. С. 423.

 

[266] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. С. 175.

[267] Лейбниц Г. В. О глубинном происхождении вещей // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 285.

[268] Лейбниц Г. В. Два отрывка о свободе. С. 313.

[269] Там же. С. 308.

[270] Там же. С. 315.

[271] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. С. 179-180.

[272] Лейбниц Г. В. Порядок есть в природе… // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1982. Т. 1. С. 236.

[273] Лейбниц Г. В. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции. С. 245.

[274] Heidegger М. MetaphysischeAnfangsgrunde der Logic im Ausgangvon Leibniz. //Gesamtausgabe. Bd. 26. Frankfurt am Main. Vittorio Klostermann. 1978. S. 99-105.

[275]Лейбниц Г. В. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции. С. 245-246.

 

[276] Там же. С. 246.

[277] Там же. С. 246.

[278] Лейбниц Г. В. Монадология. С. 418.

[279] Лейбниц Г. В. Переписка с королевой Пруссии Софией-Шарлоттой и курфюрстиной Софией // Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1984. Т. 3. С. 374.

[280] Там же. С. 374-375.

[281] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. С. 87.

[282] Heidegger М. Mctaphysische Anfangsgrunde der Logic im Ausgang von Leibniz. // Gesatatisgabe. I3d. 26. S. 120.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: