Механизмы рассогласования




СЕМЬЯ

Человеку свойственно искать счастье, хотеть любить и быть любимым, желать благополучия и здоровья, стремиться созидать и радоваться, постигать смысл собственной жизни. Это естественно, потому что в нём изначально заложена устремлённость исполнить своё предназначение, данное свыше.

Предназначение человека — стать наследником вечной жизни. У каждого на земле свой путь спасения. В православной культуре существуют две основные традиции достижения этой цели: монашество и семья.

Семья создана Творцом для умножения жизни человечества на земле, чтобы, соучаствуя в жизни других людей, у человека была возможность соединиться со своей частью в любви, деле, дружбе, истории и Вечности.

Семья начинается с брака, с того момента, когда мужчина и женщина определили свой выбор и приняли решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей.

Семья — это благословлённый Богом священный союз, естественная форма совместной жизни людей. Человеку дана возможность строить этот священный союз на основах любви и свободы.

Семья — дар жизни, благодаря которому каждый с момента рождения входит в человеческий мир и становится его уникальной и неповторимой частью.

Ребёнок начинает жить в такой семье, которую он сам не создавал — в семье своих отца и матери. Многое в человеке получает свое развитие именно в раннем детстве, так как семья — это то место, где вызревает зерно новой личности — «семя Я », которое зарождается и произрастает изначально в лучах родительской любви, а затем разворачивается заложенной наследственностью к своей божественной сущности — образу Божьему.

Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаем, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные, морально-нравственные представления, Утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Муж и жена после бракосочетания представляют собой единую духовную плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имеющую свое продолжение в детях.

Традиционное христианское содержание образа брачных отношений определяет духовное предназначение супружества в совместном спасении.

В Православии семья именуется малой Церковью и содержит в себе все свойства кафолической Церкви: единство, святость, соборность, апостольство.

Единство семьи происходит из духовного и телесного единения мужа и жены. В супружестве важна не одинаковость характеров, а единая система нравственных ценностей, которая проявляется в совместном выборе жизненных целей. Единство семьи подтверждается в потомстве, так как генетическая и психологическая схожесть обнаруживается во внешности и чертах характера кровных родных. Супружество образует единое психологическое пространство семьи, в котором муж, жена, дети и близкие живут во взаимном доверии и уважении, вместе преодолевают жизненные трудности. Единство семьи определяется общностью судьбы, простирающейся в вечную жизнь.

Святость православной семьи проявляется в том, что супруги после венчания призваны созидать в своих отношениях любовь, добро и красоту. Для того, чтобы этого достичь, мужу и жене необходимо:

а)устремляться к христианским идеалам;

б)пребывать в постоянном памятовании о Боге;

в)молиться о благополучии семьи;

г)беречь мир в доме;

д)очищать свою душу с помощью Божьей от грехов и возрастать в добродетелях.

Признаками святости семьи являются: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Соборность семьи представлена в её иерархической структуре. Иерархия семьи — это соподчиненность, основанная на заботе и служении друг другу, совете при принятии решений и подчинении в принятом решении главе семьи. Иерархическая семья выстраивает свои отношения по закону добровольного подчинения высшим христианским ценностям. Такая семья становится школой свободы ближнего и внутренней свободы, когда соподчиненность исходит из любви и уважения друг к другу. Соборность в семье проявляется как единение в лучшем, воспитывает чувство долга и формирует основы гражданского самосознания.

Апостольство семьи заключается в хранении православной веры. Домострой сохраняет благочестивые христианские традиции культуры жизни в семье. Православная семья живет на основах христоцентричности, которые открывают смыслы человеческого существования на земле. Основы семейной жизни изложены в Священном Писании, передаются Священным Преданием и хранятся в православном укладе. Соблюдение православного Уклада даёт семье благополучие, а всему роду — благородство. Проходя путь семейной жизни по апостольским наставлениям, супруги возрастают в любви, а семья выполняет своё предназначение.

Предназначение семьи

1. Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозные и национальные традиции своего народа.

2. Семья призвана пробудить духовную потребность личности в любви к ближнему, Отечеству, Богу.

3. Семья призвана быть школой здорового чувства хозяина, основанного на заботе и попечении о близких людях.

4. Семья призвана воспитывать самосознание личности, основанное на свободном внутреннем выборе служения Добру.

Семью часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи, которые находим в родном доме. Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семейное счастье не измеряется богатством, властью, талантом и даже здоровьем. Семья, где царит любовь, искренность и мир в отношениях, подтверждает изречение древних, что брак — это остаток рая на земле.

 

ОТЧИЙ ДОМ

 

В гостях хорошо, а дома лучше. Русский народ мудро подметил, что дома и стены помогают, не уточняя при этом — терем ли это великокняжеский или простая крестьянская изба. Что за сила хранится в отчем доме? Почему с трепетным волнением и радостным ожиданием стремимся вернуться в него после длительной разлуки? Каждая человеческая жизнь имеет своё начало. Родившись, человек попадает в мир, наполненный особым светом родительской любви. Этот мир полон ожиданий и надежд, веры и любви, традиций и ценностей. Он заключен в удивительное пространство — отчий дом. — исток жизненного пути каждого человека.

Все люди из мира детства играют свою неповторимую роль в дальнейшем становлении личности. Родительское отношение к ребёнку имеет особо важное и исключительное значение.

Присутствие матери переживается младенцем как естественная основа существования. Чувство близости и нераздельности с ней даёт ребёнку психологическую устойчивость и защищённость, которые формируют фундаментальное доверие к Миру, открытость к жизненному опыту и жизнерадостность душевного строя человека в будущем.

Присутствие отца как изначальной данности способствует формированию оптимизма и уверенности в характере ребёнка, развивает подсознательную убеждённость в ценности собственного существования, пробуждает устремлённость к творческому самовыражению.

Братья и сестры, бабушки и дедушки, а также близкие становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия.

В отчем доме начинает формироваться душевная сфера личности, определяется диапазон переживаний ребёнка. События детства и отрочества окрашены в яркие эмоциональные краски: удивление и страх, восторг и обида, радость и горе, неудачи и первые победы. Любимые детские игрушки и места прогулок, подарки близких и необычные встречи — это и многое другое навсегда остаётся дорогим и значимым для человека на всю жизнь.

Ранние воспоминания удерживаются памятью, берегут в душе мир детства, в котором родительский дом навсегда сохраняет свой неповторимый облик. Колыбельные матери, народные песни, игры, увиденные картины и фильмы прочно связывают человека с его детством. События семейного уклада запоминаются не целостно, а своеобразной мозаикой каких-либо деталей жизни в отчем доме. Память цепко хранит всё, что переживает или видит ребёнок впервые. Это будет определяющим и важным в его последующем развитии.

В отчем доме, ощущая постоянную поддержку и помощь старших, ребенок становится смелым испытателем и пытливым экспериментатором окружающей действительности. Наблюдения, которые сделаны детьми в родном доме, ложатся в основание самых глубинных представлений о мире в целом.

Вглядываясь в творческий путь известных людей, читая их воспоминания, находим подтверждение тому, как велико значение жизни в отчем доме для каждого из них. Начало многих великих открытий и серьёзных увлечений было положено именно в детские годы. Самые обычные ситуации детства влияют на формирование нравственных ориентиров, жизненных установок и выбор профессии. Случайно запомнившаяся фраза кого-то из взрослых, проснувшееся желание подражать благородному поступку, чувство сострадания и готовность помочь беззащитному, — это часто становится началом развития тех дарований, которые в дальнейшем обогатят жизнь взрослого человека.

Первые переживания чувства Родины связаны с природой родного края, с тем своеобразием её ландшафта, в которые был погружён человек с малых лет. Родина — это не абстрактное понятие, а конкретное ощущение неразрывности с родными и близкими людьми, с тем пространственным окружением, которое сформировало характер и подготовило выход во взрослую жизнь.

Природа в детские годы воспринимается во всей полноте своей таинственной неповторимости. Для ребёнка всё живо и дышит жизнью, всё основательно и, вместе с тем, неуловимо: деревья — могучие, сугробы — большие, облака — загадочные, река — бесконечная. Растения и цветы впервые вводят ребёнка в мир гармонии цвета и линий, форм и пропорций. Животные наделяются характерными для человека чертами и особенностями отношений. Ребёнок иррационально воспринимает природу, чувствует себя её частью, погружается в тайны собственной интуиции. Именно это личное переживание природных явлений может быть импульсом научных открытий в будущем. Воспоминания великих ученых показывают, что, живя в отчем доме, они пережили прикосновение к великой тайне познания мира. Так способность наблюдать за явлениями природы оживляет душевную чуткость, пробуждает энергию мышления и гармонизирует физическое развитие с самого раннего детства.

Родительский дом является той защищенной от внешних невзгод страной детства, в которой беспомощный новорожденный превращается в самостоятельного исследователя жизни, способного к творческой самореализации и постижению духовных смыслов мироздания.

Любовь близких, которой был наполнен отчий дом, становится основой душевной щедрости взрослого человека. Живя в религиозных традициях православной семьи, ребёнок незримо строит в сердце храм своей души. Этот сердечный храм наполняется светом и добром, если в отчем доме хранится мир и взаимопонимание, радость и чуткость, истинная христианская любовь.

Вырастая, человек сам становится архитектором и строителем отчего дома для своих детей. Каков будет этот дом, какие отношения выстроятся в нём между близкими людьми — зависит от собственного нравственного выбора каждого человека.

 

МУЖЕСТВЕННОСТЬ В ЮНОШЕ

 

Для того, чтобы понять, что такое мужественность, необходимо обратиться к библейскому повествованию. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.» (Быт. I, 27-28). «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. II, 15).

В библейских стихах открывается благословлённое Богом предназначение мужчины: быть ему мужем своей жены, отцом своих детей, а также стать хозяином, кормильцем, покровителем, защитником и хранителем на земле.

Внешняя разница между мужчиной и женщиной очевидна. Также существует и глубинная сущностная несхожесть природы мужского и женского начала. Это выражается в разном предназначении мужчины и женщины.

Своё предназначение мужчина исполняет через создание семьи, воспитание детей, служение делу и Отечеству, — когда он входит в меру мужественности.

Чем характеризуется мужественность?

Мужественность имеет свои образы; родоначальник, созидатель, мыслитель, защитник, покровитель.

Родоначальник — сохраняет традиции своего рода, культуры и народа, укрепляет нравственные устои в семье и обществе, воспринимает историю и события современности с позиции христоцентричности.

Созидатель — служит для блага своей Родины, своего народа, своей семьи, при любом правительстве, будучи при этом деловым и добросовестным, верным и неподкупным.

Мыслитель — думает творчески, владеет методом понимания, имеет по природе стратегическое мышление; разум становится созидательной энергией, призванной овладевать широким полем земной деятельности и духовных идей; наблюдает за Промыслом Божьим.

Защитник — является щитом Истины, имеет чувство духовного достоинства; обладает живой совестью, действенной любовью и доброй волей; верный Богу воин Христов.

Покровитель — имеет по природе духовное могущество и величие; обладает лидерскими качествами; сострадает и сочувствует слабому, дарит заботу немощному; умеет повышать духовную Ценность другого человека.

Мужественность — это исполнение мужчиной своего предназначения: быть соработником Бога на земле.

В своём становлении юноша проходит разные периоды возмужания, обретая мужественность.

В юности пробуждается жажда подвига, которая впоследствии будет основанием мужественности. Никто не становится настоящим мужчиной, если в юные годы не устремляется к высоким идеалам.

В юности также укрепляется самостоятельность молодого человека. Он способен уже сам планировать и исполнять те дела, которые считает необходимыми. Юноша ищет целесообразности в своей деятельности для того, чтобы его труды приносили реальную пользу. У него появляются собственные идеи и убеждения.

Самое трудное, но неизбежное в обретении мужественности — это умение держать удар. Неудача — лучшая школа успеха. Её надо принимать как предмет тренировки воли и необходимого закаливания. Благодаря неудаче юноше даётся возможность укрепить и облагородить собственный характер. Пережитые неудачи уменьшают притязания и амбиции собственного тщеславия и своенравия. А это дорога к победе и духовному просветлению.

Мужественность в юноше облагораживает и его отношения с девушкой, научает видеть истинную женственность и готовит его к осознанному выбору будущей жены и матери своих детей.

Юноша, обретающий мужественность, — это думающий человек в целом: у него умное сердце, добрая воля, а его разум устремлён к созиданию. Он заботится о том, чтобы раскрыть в себе потенциал настоящего мужчины.

Сегодня свойства мужественности в молодежной среде искажены до неузнаваемости.

СВОЙСТВА МУЖЕСТВЕННОСТИ

Искажённые Настоящие
беспринципность самостоятельность
азартность ответственность
пошлость целомудрие
сквернословие благородство
озлобленность заботливость
нерадивость хозяйственность
позёрство авторитетность
грубость решительность
истеричность выдержанность
хамство почтительность

 

Православная система ценностей помогает юноше выбрать правильные духовно-нравственные ориентиры.

Вместе с тем, религиозность в этот период проявляется по-новому: его уже не устраивает та детская вера, которая была привита ему родителями. Молодой человек сам ищет ответы на вопросы веры, верности, Вечности и впервые встречается со своим одиночеством. Преодолевая одиночество и укрепляясь в вере, юноша находит самого себя, силу своего характера и святой источник жизни.

Все великое неспешно. Оно зреет медленно, требует людей с глубокими чувствами, твёрдой волей, имеющих потребность в окончательной крепости своих убеждений. Мужественность в юноше крепнет только тогда, когда он верен высоким идеалам.

 

 

ЖЕНСТВЕННОСТЬ В ДЕВУШКЕ

 

Женская красота особенно ярко сияет в образе невесты. Её нежность и трепетность, изысканная романтичность и возвышенная одухотворённость наполняют сердца всех окружающих радостью и восхищением. Облик невесты во все времена символизировал чистоту и гармонию, любовь и надежду, достоинство и непознанность. Невеста — это начало расцвета женского в женщине.

Что такое женственность?

Женственность — это проявление в женщине богозданной природы. Эту природу можно представить тремя образами - цветок, дитя и ангел.

Сравнение женщины с цветком — это выражение её призванности быть нежной и красивой. Вот почему она нуждается в бережности и восхищении: нежно её восприятие, нежна её природная тайна, которую она в себе воплощает; нежна её фигура, нежен её взор. Девушка, не желающая ничего знать о своей нежности, изменяет своей сущности и протестует против собственной природы.

Нежность обязывает её быть красивой.

Красивой может быть любая женщина, потому что истинна не физическая, а духовная красота. В этом случае внутреннее богатство светится даже через неприметную внешность, поёт и излучает счастье. Всё оживляет именно душа, она превращает внутреннюю гармонию во внешнюю красоту. Когда свет доброты лучится через взор, одушевляет лицо, управляет движениями и звучит теплотой речи, то кто же тогда обращает внимание на математически неправильные черты лица, формы тела и другие возможные несовершенства внешности. В этом случае дух властвует над телом и прекрасная душа выражается в одухотворённости девушки. И наоборот: внутренняя пустота искажает самое красивое лицо.

Как цветок женщина призвана жить центростремительной жизнью и разворачиваться в своём творческом потенциале изнутри. Она создана формироваться в тиши, чтобы дарить утешение и радость. В девушке, как в бутоне, дремлет врождённый вкус к линиям и цвету, живёт радость от созерцания красоты, благоухает аромат красноречивого молчания. Каждая, как и цветок, прекрасна и неповторима. Поэтому внешние стандарты, пропагандируемые средствами массовой информации, могут разрушить уникальность и самоидентичность женственности в девушке.

Сравнение женщины с дитём — подчеркивает сердечность её восприятия жизни. Девушка порой наивна и некритична. Её отношение к миру непосредственно и созерцательно. Вчувствование — это её способ постижения вещей. Интуиция — способ мышления. Созерцание — способ восприятия и познания. Вот почему она нередко знает меньше мужчины, но опыт созерцания её куда шире мужского.

Женщина как дитя проявляет себя в общении, потому что её душа стремится к целостности и единству: она обладает искусством исцеления любого разрыва, преодоления конфликтов и миролюбива по своей природе.

Женщина издревле была восприемницей и хранительницей веры. Вера — это способ переживания ею Истины. Вот почему художники и поэты обращаются к образу женщины при воплощении в своих произведениях красоты, истины и Родины.

Если в женщине искажается детская непосредственность, то она становится капризным ребенком и ведет себя неосмотрительно, безответственно, порой жестоко и коварно.

Сравнение женщины с ангелом, открывает её духовное предназначение — быть благоразумной. Ангельская природа её души заключается в том, что она имеет дар наставлять к лучшему. Для этого ей даны душевные силы добра, невинности и чистоты. Женщина призвана требовать от мужчины, которому она дарит свою любовь, проявлять лучшие качества и сохранять мужское благородство и достоинство. Поэтому девушка всегда ищет своего героя и от возлюбленного требует превосходного.

В женской природе есть средства связывать в мужчине низменное и высвобождать его творческую энергию. Для этого ей даны чуткость понимания душевного строя мужчины. Вдохновляя, она указывает ему верный путь. Своим советом, увещеванием, предостережением и поддержкой женщина становится для мужчины утешением и радостью.

Женский образ ангела-хранителя легко исказить. Есть немало женщин, готовых подчинить себе мужчину. Своим властолюбием они гасят творческий потенциал и подавляют в мужчине созидателя. Если в женщине замутнен родник чистоты, то она не может противостоять требованиям похоти и хамству и сама становится вместилищем скверны и зла.

Женственность — это внутренняя гармония, доброта, достоинство, идейное богатство, сила характера, любящее сердце и весёлый нрав.

Когда в культуре общества образ женственности теряет духовное основание, а телесная природа объявляется главенствующей, то в женщине искажается сущность её душевного строя. Она перестаёт быть носительницей настоящих женских качеств.

В наше время внешность женщины, её физическая красота вынесены на подиум, как будто это и есть главное и настоящее. Женственность в современном мире осмеяна, а порок утверждается и навя-

зывается как модная тенденция. Произошла подмена — женщина потеряла свою женственность и примерила на себя рубище усреднённого «оно». В этом случае все её богозданные свойства искажаются до своей греховной противоположности.

СВОЙСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ

Искажённые Настоящие
агрессивность нежность
сексуальность целомудрие
ворчливость благоразумие
громогласность чуткость
осуждение вдохновение
раздражительность внимательность
леность трудолюбие
злорадство сострадание
коварство отзывчивость
неопрятность обаятельность

Женственность — основа духовного достоинства девушки. Когда девушка стремится познать своё женское предназначение, она обращается в молитве к Богу и её душевные силы укрепляются. Она становится неуступчивой злу, а это является одним из признаков Духовной жизни.

Только женственность поможет девушке в будущем стать истинной вдохновительницей, супругой, матерью, хранительницей очага. Девушка, имеющая женственность, становится для мужчины желанной спутницей жизни. Загадочность её души навсегда остаётся для мужчины непостижимой тайной.

 

 

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

 

В жизни каждого человека наступает волнующий момент ожидания первого свидания. Когда в сердце молодого человека впервые разгорается чувство любви, то тот, к кому устремлено сердце с любовью, весь светится каким-то сиянием. Всё в мире отступает и становится второстепенным. Душа всецело погружена в созерцание любимого человека, который отныне занимает для любящего центральное место в его жизни. Самые циничные и агрессивные люди меняются, когда в них просыпается любовь. Они становятся внимательными и нежными, заботливыми и добрыми к предмету своей любви.

Когда приходит первая любовь, пробуждается непреодолимая потребность идеализировать любимого человека. Смысл этой идеализации в том, что сквозь внешнюю оболочку любящий видит в свете любви скрытую для других идеальную сторону любимого. В этой идеальной сущности человека заключается образ Божий, который сокрыт и часто подавлен внешней оболочкой — характером.

Своеобразие первой любви выражается в желании любоваться невидимой для других красотой любимого человека. И в этом открывается перспектива бесконечности. Через любовь человек вступает в сферу вечного, полного света и жизни бытия.

Первая любовь формирует личность как таковую. Душа, однажды прильнувшая к источнику любви, навсегда сохраняет память душевного подъёма, преображения и пробуждения творческих сил в человеке. В этом и заключается духовное значение первой любви.

Первая любовь сама по себе великая нравственная ценность, предполагающая душевную близость, доверие и дружбу. С любящим делишься своими мыслями и чувствами. От любимого ждёшь понимания, не боишься выразить свою позицию, учишься разбираться в жизненных ситуациях, размышлять и сопоставлять.

Первая любовь позволяет впервые строить отношения с противоположным полом. Любовь приносит острое желание всегда быть вместе. Каждый час разлуки кажется годом. Часто первая любовь бывает платонической. Любимый человек боготворится и обожается, физическая близость с ним не является целью отношений. Чистота помыслов первого чувства — прекрасная школа любви-уважения.

Самая трудная проблема, с которой встречается юношество, — это ожидание и узнавание любви. Влюбленный часто не может понять, что с ним происходит, а обнаружив свои чувства, не признаётся в этом любимому, так как боится отказа и насмешки.

Первая любовь несёт с собой как первые настоящие чувства, так и первые настоящие потери. Она не всегда бывает взаимной, но всегда — искренняя.

Первая любовь расширяет пространство души человека и обогащает сердце любящего. Она собирает личностные силы и делает человека цельным: ум ищет взаимопонимания и уважения, а сердце становится отзывчивым и чутким. Все мысли, желания, чувства и устремления чисты и лишены пошлости.

Право очертить границы дозволенного в отношениях молодых людей принадлежит девушке. Именно она задаёт тон любовных отношений, делает их возвышенными и красивыми. Известно, что природа пробуждает в юноше мужчину раньше, чем в девушке — женщину. Но в том-то и заключается мужская сила и благородство, что он сможет вести себя с ней сдержанно и корректно, заботясь не только о любимой, но и о её будущих детях.

Медики доказали, что ранняя половая жизнь оказывает поистине опустошающее действие на здоровье и эмоционально-психическую сферу молодых людей. Нередко чувственная распущенность и неразборчивость после первой интимной встречи с противоположным полом вызывают стыд, страх и отвращение. Гармония в интимной сфере, умение Доставить взаимную радость возможны лишь в законном браке, когда у супругов есть нелимитированное время, определенные знания, желание терпеливо узнавать себя и другого, внимание к особенностям друг друга.

Наше общество сегодня втянуто в нездоровую атмосферу половой напряжённости, вызываемой рекламами и объявлениями, фильмами и журналами, радио и TV, — всё стремится возбудить половое сознание. Важно усвоить, что не всё, что в человеке естественно, то есть, что возникает независимо от нашего сознания, в подлинном смысле естественно. Ведь и всякого рода извращения появляются в телесном естестве человека, но тем не менее, они не просто извращения, они всегда являются причиной тяжелых и мучительных болезней. Сколько лишних страданий мучают людей от того, что они вовремя не овладели собой в той борьбе света и тени, правды и неправды, которая начинается ещё в юности.

Первая любовь часто спасает от давления сексуальности: любовь несёт с собой неземное благоухание, которое очищает человека и освобождает его от полового беспокойства. Ведь сексуальность стремится подменить собой истинные переживания чувства первой любви.

Путь чистоты есть путь жизни цельной личности, избегающей порока. В молодые годы плотская чувственность бурлит и тревожит душу, выдвигая на первый план сексуальные побуждения с острой и жгучей силой. Она может стать проклятием и причиной душевных и телесных заболеваний, источником жизненных трагедий.

Путь целомудрия открывает душе источник высших и лучших радостей, возможность расцвета личности и выявления её силы. Может стать началом творческого преображения личности, если влюблённые найдут силы встать на путь красоты целомудренных отношений.

Первая любовь — это восторженная влюблённость. Чувство первой любви на многие годы сохраняет любимый образ, который на пороге зрелости открыл новые творческие горизонты. Когда в мир приходит любовь, всё обретает свой смысл и сокровенное предназначение. Первая любовь редко перерастает в супружество, но счастлив тот, кто испытал в юности высокие порывы первой любви.

 

ТЕЛО – ХРАМ ДУШИ

 

Красота православных храмов восхищает своим торжественным великолепием. В зримых формах церковной архитектуры наши предки воплотили одухотворённую культуру Святой Руси. Так и человек является зодчим храма своей души. Каждое слово, дело, намерение, мысли, чувства, желания не исчезают в никуда, а кристаллизуются в сокровищницах души и определяют духовное здоровье и телесное здравие человека.

Какова же природа человека?

В христианской антропологии дано описание человека как духовно-душевно-телесного существа, сотворенного Богом по образу Своему. Назначение человека — тварно отражать Творца.

Телесная, природа человека позволяет ему адаптироваться на земле к окружающей действительности. Она включает психофизические (вкус, слух, зрение, обоняние, осязание) и биологические (обмен веществ, дыхание, питание, выделения, размножение, движение, иммунная система) свойства. По своей физиологической организации телесность (плотяность) имеет животную природу. Телесность имеет генетическую заданностъ развития от зачатия до смерти, несмотря на то, что человеческий организм имеет предрасположенность к бессмертию: все атомы и молекулы организма через определенный срок обновляются (клетки крови через 3 месяца, белки тела через год, костная ткань через 10 лет и т.д.), но в 25 лет включается механизм старения, природу которого генетики объяснить не могут.

Душевная природа человека способствует его приспособлению в социальной среде. Типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), эмоции (радость, интерес, удивление, печаль, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, смущение, стыд, вина), волевые качества (целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, решительность), способности (лингвистические, художественные, пластические, музыкальные, педагогические, медицинские, ремесленнические, зодческие, технические, классификационные, организаторские, ораторские, интеллектуальные) — образуют уникальную неповторимость характера каждой личности. Душевная сфера человека определяет особенности и многообразие форм межличностных отношений.

Духовная природа человека предназначена для богообщения и богопознания, постижения законов мироздания и своего места в нём. Духовная сфера личности устремлена в Вечность и представлена в человеке совестью (способность к нравственному самоконтролю относительно Божественных Заповедей); жаждой Истины (искание Бога, постижение Промысла Божьего), стремлением к красоте (творчество и созерцание богозданности мироздания). Духовная сфера определяет смысл жизни человека, в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живёт? каково его предназначение? что отличает красивое от безобразного? где истина и в чём заблуждение? что есть добро и зло?

Нравственность — одно из проявлений духовности. Фундаментом нравственности русского народа было целомудрие, что означает сохранённая в целостности мудрость. Мудрость заключается в правильном отношении к себе, другим людям, миру, Богу. Добродетель целомудрия берегла православный народ от состояния развороченной, вывернутой наизнанку души, когда тело порабощает дух. Целомудренные юноша и девушка хранили до свадьбы телесную чистоту как залог супружеского благочестия. Целомудренные муж и жена, сохраняя супружескую верность, берегли православные традиции семейного уклада, разумно вели хозяйство и мудро воспитывали детей.

Голос целомудрия в человеке — стыдливость. Если же человек бесстыден, то это признак испорченной, растленной грехом души. Нецеломудренными людьми называют тех, кто в своём поведении нарушает нравственные нормы жизни. Взаимосвязь состояния тела и души особенно видна на примере закона телегонии. Современные исследования показывают, что решающее влияние на потомство женщины имеет первый в её жизни мужчина.

Вся современная молодёжь насильственно втянута в водоворот сексуальной пропаганды и порочного образа жизни. Но необходимо твёрдо знать, что все добрачные и внебрачные связи наносят глубокие сердечные раны и имеют тяжёлые последствия для нервно-психического и духовного здоровья человека. У тех, кто вступает в беспорядочные половые связи, повреждаются нервные клетки, а сексуальная распущенность приводит к соматическим заболеваниям и генетическим отклонениям у потомков.

Вместе с тем, всё более востребованными и значимыми в молодёжной среде становятся тенденции целомудренных отношений и романтической дружбы. Современные юноши и девушки находят духовные силы противостоять натиску порока и разврата. Растёт число девушек, стремящихся по праву идти под венец в белом свадебном платье, которое символизирует девственную чистоту и нетронутость невесты. А юноши стремятся вступить в законный брак с той, кто будет достойной матерью его будущих детей, сознательно избегая общения с сексуально распущенными женщинами.

Только целомудренный человек обладает глубиной характера. У него ясное, честное сердце. Он обладает сильной, твёрдой волей, которая подкрепляется характером, достоинством, честъю и верою.

Но остаётся вопрос: как быть тем, кто уже потерял девственную чистоту и не знает образа целомудренного поведения в обществе? Всё ли для них потеряно?

В православной традиции существует культура покаяния. В Таинствах Исповеди, через Покаяние человек, отрекаясь от греха, освобождается от душевных язв и получает очищение и божественную помощь жить благочестиво. Многие покаявшиеся грешники стали подвижниками благочестия. Очистив Покаянием храм своей души, они стяжали Божественный Свет и люди назвали их святыми.

 

СУПРУЖЕСТВО

По выходным дням на улицах можно встретить много прогуливающихся пар. Почти безошибочно среди них угадываются супруги, даже если рядом с ними нет детей. Их отличает благородная основательность и степенная неторопливость в общении, внимательность друг к другу и удивительное внешнее сходство, даже если черты лица совершенно разные.

Зачем люди вступают в супружеский союз?

Человек по мере взросления неоднократно слышит в себе влечение к другому полу. В детстве, отрочестве, юношестве оно имеет разные формы выражения. Законы богозданной природы человека неспешно подготавливают мужчину и женщину к их главной встрече — в благочестивом супружестве.

Хотя встречи юноши с девушкой, мужчины с женщиной повторяются на протяжении всей истории человечества, каждой паре, которая переживает глубину и искренность чувств в своих отношениях, даруется новизна, трепетность, радость и счастье соединённости в супружестве. Об этом в Новом Завете говорится как о великой тайне.

Супружество даёт высокую степень устойчивости в жизни как мужчине, так и женщине. Теперь их двое и они единое целое, в котором сочетались мужская сила и женская чуткость, мужская решительность и женская осторожность, мужская целеустремлённость и женское благоразумие. Их душевные силы умножились. Будучи разными по природе, они едины в жизненных устремлениях. Оставаясь самостоятельными личностями, супруги всегда находятся во взаимной связи друг с другом. У них разное предназначение, но одна жизненная дорога.

Понятие супружество имеет особое значение в структуре семьи. Это не простое сосуществование или совместное проживание мужа и жены «под одной крышей». Являясь ядром с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: