Лекция 1
Раздел 1 Теоретические основы логопедии
Тема 1 Логопедия, предмет, задачи, методы.
Понятие «Логопедия»
Предмет логопедии.
Задачи логопедии
Формы речи. Основные задачи дошкольной логопедии.
Методы логопедии.
Принципы логопедии.
1. Логопедия – наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Логопедия – раздел специальной педагогики. Термин «логопедия» - с греческого «логос» - слово, речь; «пейдео» - воспитываю, обучаю. Т.О. перевод – воспитание речью.
2. Предметом логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии.
Логопедия | ||
Дошкольная логопедия | Школьная логопедия | Логопедия взрослых |
наука об изучении, исправлении и предупреждении нарушений речи у детей дошкольного возраста. | направленная на выявление, преодоление и профилактику речевых нарушений у детей школьного возраста. | наука, ориентированная на изучение, коррекцию и компенсацию речевых расстройств у взрослых людей. |
В дошкольной логопедии большое внимание уделяется изучению закономерностей формирования речевой деятельности ребенка с отклонениями в развитии и направленности его обучения и воспитания на реализацию речевых умений в различных коммуникативных условиях.
Цель – охарактеризовать речевые, коммуникативные и психические особенности детей с различными нарушениями речи и раскрыть специфику содержания и методов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
Ориентирована на особый контингент с ОВЗ, имеющих первичные нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических механизмов при сохранном слухе, зрении и интеллекте.
Предметом дошкольной логопедией – процесс развития и формирования при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного логопедического взаимодействия.
Задачи логопедии
К основным задачам логопедии относится
1. Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития.
2. Разработка методов ранней диагностики речевых расстройств и, соответственно, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте.
3. Определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения детей дошкольного возраста родному языку и полноценному речевому развитию.
Основные задачи логопедии
Частные задачи решаются при разработке специальных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения; при создании дидактических пособий, системы коррекционно-развивающих занятий и специально разработанных упражнений; метод. Рекомендации для ДОУ, для родителей.
Дошкольная логопедия сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину относительно не давно благодаря научным дисциплинам в области физиологии и психологии речи, а также обобщению эмпирического опыта, накопленного специалистами, работающими в дифференцированной системе коррекционной помощи с отклонениями речевого развития.
Роза Евгеньевна Левина – логопед, основа разработана.
Алексей Алексеевич Леонтьев, Александр Романович Лурия – сложная структура речевой деятельности.
Формы речи. Задачи дошкольной логопедии.
Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь — психологически наиболее простая и естественная форма речи — возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительными чертами диалогической речи являются:
1 эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
2 ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.
При отклонениях речевого развития от нормы монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте (Р.Е. Левина, 1961). При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет план высказывания. Внутренняя речь отличается по своей структуре предикативностью, свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения, т.е. имеет особое синтаксическое и семантическое строение при отсутствии фонетического оформления.
В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур (Л.С. Выготский).
На этой основе осуществляется внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.
В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.
Коммуникативная функция речи выражается в обеспечении процесса общения людей речевыми средствами. Обобщающая функция речи понимается как закрепление с ее помощью не только узкой, частной информации об окружающем мире, но ее систематизация, классификация, детализация через речь.
Регулирующая функция речи трактуется как возможность с помощью речи регулировать высшие психические функции ребенка и его поведение.
Основные задачи дошкольной логопедии состоят в следующем:
• раннее и своевременное выявление речевых нарушений у детей;
• изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
• определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного возраста;
• исследование структуры речевых нарушений и взаимосвязи речевых расстройств и психического развития ребенка;
• разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;
• разработка научно обоснованных методов работы по устранению речевой недостаточности с учетом возраста и структуры дефекта;
• организация дифференцированной системы логопедической помощи;
• предупреждение появления вторичных нарушений речи.
Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности, устраняют препятствия для социализации и приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь отраслью специальной педагогики, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.
Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития у детей дошкольного возраста не только включает в себя состояние устной речи, но и предполагает во многих случаях сформированность других высших психических функций, определяющих готовность к овладению письменной формой речи в школьном возрасте — письмом и чтением. Рассматриваемые в дошкольной логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток или нарушение только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой. Например, задержка развития фразовой речи в трехлетнем возрасте свидетельствует о системном нарушении речевой функции, в то время как дефекты произношения отдельных звуков в период от 4 до 5 лет рассматриваются как допустимые в период активного формирования фонетически правильной устной речи.
5 Методы логопедии как науки принято рассматривать в следующих группах:
• первая группа — организационные методы (изучение речевых и неречевых процессов в динамике; сравнительный анализ данных о развитии речи; комплексный анализ);
• вторая группа — эмпирические методы (наблюдение, различные виды экспериментального изучения речевых и неречевых процессов, применение психодиагностических тестов, анкетирование; беседы, интервью; сбор анамнестических данных и проч.);
• третья группа — количественные методы (различные виды количественно-качественной, в том числе компьютерной, обработки и анализа данных, полученных эмпирическим путем в процессе, например, наблюдения, эксперимента, тестирования и проч.);
• четвертая группа — интерпретационные методы, направленные на выявление и определение связей между изучаемыми явлениями в ходе речевого и неречевого развития детей.
Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Эти принципы были сформулированы Р. Е. Левиной в 60-х гг. прошлого столетия.