Методы логопедии как науки




6 Принципы логопедии

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклоне­ния, как отмечал Л. С. Выготский, следует различать причины проис­хождения изменений развития, характер этих изменений, их последо­вательное появление и образование, а также причинно-следственные зависимости между ними.

Для осуществления генетического причинно-следственного ана­лиза необходимо представлять и учитывать комплекс условий, необ­ходимых для полноценного формирования речевой функции на ка­ждом этапе ее развития.

Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятель­ности различают проявления, составляющие звуковую, т. е. произно­сительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грам­матический строй. При нарушениях речи могут пострадать все или некоторые из этих компонентов. Одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях звукопро- изношения и внятности речи без каких-либо сопутствующих проявле­ний. Другие отклонения затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в неточно­стях различения звуков, дефиците фонематических представлений, недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за со­бой в школьном возрасте нарушения чтения и письма. Значительную группу составляют сложные по структуре нарушения, которые охва­тывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматиче- скую системы и выражаются в общем недоразвитии речи.

Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи и грамотно определять направления логопеди­ческого воздействия. Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет пре­дупреждать их с помощью педагогических приемов.

Изучение структуры нарушения речи предполагает, таким обра­зом, анализ связей, существующих между различными компонентами языковой системы, понимание значимости этих связей.

Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с дру­гими сторонами психического развития. Речевая деятельность ребенка формируется и функционирует в тесной связи с его психическим раз­витием, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявля­ются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сто­ронами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого де­фекта и в его устранении. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те откло­нения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.

Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекцион- но-воспитательным воздействием, направление и содержание которо­го определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.

Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины (в том числе нейронаукой).

Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназ­ванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.

Широко используются в логопедии данные психологии мышле­ния, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии состав­ляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре ре­чевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

Необходимость хорошо представлять причины, механизмы и сим­птоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяет связь логопе­дии с медициной (психиатрия, неврология, отоларингология и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касаю­щихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.

Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами об­учения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование дидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной пе­дагогике.

В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспи­тание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используют­ся воспитание, обучение, коррекция, компенсация, абилитация.

Огромное значение для осуществления полноценного логопедиче­ского воздействия имеет уровень педагогической квалификации вос­питателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педа­гог должен обладать профессиональными компетенциями в области логопедии, коррекционной педагогики, специальной психологии, хо­рошо знать психологические особенности.детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать ответственность за успех их обучения, воспитания и полноценной интеграции в социум.

Принципы логопедии

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: