Реализация народных промыслов и ремёсел в социокультурной сфере.




Государственная политика в области культуры ставит цель обеспечения и сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы традиций и ценностей. Признание основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизация общества, сохранение национальной самобытности народов и утверждение их достоинства одна из ведущих задач государственной политики в области культуры

Роль социально-культурной деятельности в приобщении граждан к традиционной народной культуры очень велика в настоящее время. Так как с возрастом интересы личности растущего человека отходят от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. Это ставит перед нами важную задачу - адаптации народных традиций и праздников к интересам и потребностям молодежи.

Культурно-досуговые учреждения сегодня являются основными хранителями народной культуры. На их базе осуществляется возрождение традиционных обрядов, праздников, традиций, ремесел. Этому способствует проведение комплекса мероприятий (традиционных фестивалей, праздников, конкурсов, организация клубов по интересам, кружков и так далее), а также экспедиций, семинаров, научно-практических конференций активными участниками которых становятся представители различных социальных, этнических групп, слоев и классов.

Необходимо выделить основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по сохранению и возрождению традиционной народной культуры:

- создание при культурно-досуговых учреждениях мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;

- проведение в культурно-досуговых учреждениях совместно с учреждениями культуры, библиотек и центрами дополнительного образования традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при культурно-досуговых учреждениях клубов по интересам;

- организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в культурно-досуговых учреждениях;

- организация и оформление, как в культурно-досуговых учреждениях, так и за их пределами, выставок народного творчества.

- организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры.

Процесс социализации молодёжи воспроизводился каждым новым поколением через нормы, ценности, правила поведения, то есть всей институциональной культурой. На данном этапе развития современного общества происходит деградация механизмов процесса социального и культурного воспроизводства личности. В молодежной среде зарождаются новые нормы и ценности, меняются мировоззрение и образ жизни, вносящие в культуру и социум элементы неопределенности, бездуховности а порою даже лицемерия и безнравственности. Поэтому важно создавать условия через различные информационные и досуговые каналы передачу народных знаний, понятий, нравственных норм идентичных российской цивилизации.

Практическая реализация принципа соразмерности традиционных и инновационных процессов культурной динамики, по убеждению H. Чумаченко, определяется преобладанием механизмов сохранения, поскольку ориентация на сохранение всегда доминировала над изменением. Оптимальные взаимосвязи процессов воспроизводства культурного наследия (то есть актуализации, востребованности уже существующих в культуре или существовавших ранее явлений, ценностей, норм, традиций) и процессами культурной инновации предполагает стопроцентное возвышение первой тенденции.

Помимо общепринятых ориентиров воспитания и развития нравственности и культуры молодежи, ведущим направлением становиться процесс творческой самореализации личности, образования, направленного на гармоническое и эстетическое воспитание молодого поколения, тогда «качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии».

Структура возрождения традиционной народной культуры включает средства социально-культурной деятельности объединяющие ведущие педагогические принципы:

- последовательный переход от простых к более сложным задачам;

- смена ритма жизнедеятельности участников процесса возрождения, включающее чередование разговоров и действий, совместной парной, групповой, индивидуальной деятельности;

- получение участниками радости от занятий;

- применение технологий, соответствующих цели эксперимента;

- предоставление возможности каждому, участнику, изучить обряды.

исследования B.M. Рябкова, рассматривают особенности духовной праздничной культуры общества, цель которой удовлетворение досуговых потребностей различных групп населения, при помощи различных средств, форм и технологий, типами культурно-досуговых учреждений, в их историческом развитии.

Учреждения культурно-досугового типа, по мнению А.Д. Жаркова являются общественно значимыми центрами на территории района или населённого пункта. Деятельность подобных, учреждений культуры направлена на активизацию и творческое развитие личности в сфере свободного времени развитие культурной самодеятельности масс. Ведущей формой традиционной народной культуры, применяемой в учреждениях культурно-досугового типа, является декоративно-прикладное искусство.

Таким образом, мы, видим связь учреждений культуры, как с целями, так и со средствами достижения этих целей, важнейшим из которых является процесс создания духовных ценностей.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории.

Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого подростка.

Эстетическая значимость общения подростков с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства. Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

 

 

Заключение.

Естественной функцией народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий. Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными качествами.

Роль социально-культурной деятельности в приобщении граждан к традиционной народной культуры очень велика в настоящее время. Так как с возрастом интересы личности растущего человека отходят от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. Это ставит перед нами важную задачу - адаптации народных традиций и праздников к интересам и потребностям молодежи.

Выделяют основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по сохранению и возрождению традиционной народной культуры:

- создание при культурно-досуговых учреждениях мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта;

- проведение в культурно-досуговых учреждениях совместно с учреждениями культуры, библиотек и центрами дополнительного образования традиционных народных праздников, фольклорных вечеров;

- организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в культурно-досуговых учреждениях;

- др.

 

 

Список использованной литературы.

1.Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. – 2000. - №2. – С.46-47.

2.В.С.Воронов. О крестьянском искусстве. М., 2002; В.М.Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 2002; Т.М.Разина. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 2002.

3.И.Чичеров. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; В.Е.Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

4.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 2006. – 176 с., ил.

5.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 2008. – 577 с., ил.

6. Тарасов В: для сохранения художественных промыслов и предотвращения подделок под народное искусство нужны нормативные акты // Российская газета, 2018г.

7.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 2004. – 144 с.

8.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высш. Школа, 2002. – 159 с.

9.ХохловаЕ. Скопинское гончарство// народное творчество. – 2009. - №6. – С.38-40.

 

 


[1] 1.Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. – 2000. - №2. – С.46-47.

 

[2] В.С.Воронов. О крестьянском искусстве. М., 2002; В.М.Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв.

[3] И.Чичеров. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; В.Е.Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

[4] Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 2006. – 176 с., ил.

[5] ХохловаЕ. Скопинское гончарство// народное творчество. – 2009. - №6. – С.38-40.

[6] Тарасов В: для сохранения художественных промыслов и предотвращения подделок под народное искусство нужны нормативные акты // Российская газета, 2018г.

[7] Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высш. Школа, 2002. – 159 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: