1. Учитель как субъект педагогического труда. Профессионально значимые качества личности учителя.
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога и их характеристика. Индивидуальные особенности и педагогические способности. В
3. иды и структура педагогических способностей. Направленность и другие личностные свойства. Соответствие человека педагогической деятельности.
4. Методы диагностики педагогических способностей и свойств личности учителя.
5. Проблемы профессионально- психологической компетенции и профессионально-личностного роста.
Основные понятия: профессиограмма и психограмма профессии, мотивы, задатки, способности, направленность,
Ответить на вопросы:
1. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
2. В чем заключается специфика подхода Н.В. Кузьминой к трактовке педагогических способностей в сравнении с подходом А.К. Марковай?
3. Какие педагогические умения определяют успешность профессиональной деятельности педагога?
4. Какие факторы влияют на социально – психологический климат педагогического коллектива?
5. Выделите пути формирования педагогического коллектива как команды единомышленников.
Тестовый материал:
Семестр 2. Модуль 1. Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в психологии. Тема 2. Младенческий возраст. Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Тема 3. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Этап взрослости.
1.Индивидуальное развитие человека от рождения до смерти называется:
а) периодизацией;
б) акселерацией;
в) онтогенезом;
г) эволюцией.
2.Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени называется:
а) естественным экспериментом;
б) лонгитюдным исследованием;
в) комплексным методом;
г) эмпирическим методом.
3.Сензитивные периоды – это:
а) периоды неравномерного созревания личности;
б) переломные моменты в жизни человека;
в) периоды наиболее интенсивного развития сенсорных функций;
г) периоды наиболее благоприятные для развития определенных психических функций.
4.Базовыми компонентами зрелости являются:
а) осознание человеком ответственности и стремление к ней;
б) позитивное отношение к окружающему миру и себе;
в) саморазвитие;
г) все ответы верны.
5.По мнению Л.С. Выготского, кризисы возрастного развития:
а) приходятся на переломные моменты в жизни ребенка;
б) имеют размытые и неотчетливые границы;
в) имеют позитивное и негативное содержание;
г) все ответы верны.
6.В основу периодизации психического развития, разработанной Элькониным, положены:
а) возрастные новообразования;
б) ведущая деятельность;
в) социальная ситуация развития;
г) все ответы верны.
7.Ведущая деятельность, по Леонтьеву, это деятельность, в которой:
а) развиваются психические процессы;
б) формируются основные свойства личности;
в) формируются зачатки нового типа деятельности;
г) все ответы верны.
8.Комплекс оживления – это:
а) новообразование периода новорожденности;
б) эмоционально-двигательная реакция ребенка на появление и обращение к нему взрослого;
в) появляется в возрасте 2-х месяцев;
г) все ответы верны.
9.Феномен "Я сам!" является характерной чертой проявления кризиса:
а) 1 года;
б) 3 лет;
в) 7 лет;
г) 13 лет.
10.Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми;
в) предметно-манипулятивная деятельность;
г) комплекс оживления.
11.Наглядно-действенное мышление является новообразованием:
а) младенческого возраста;
б) раннего детства;
в) дошкольного возраста;
г) младшего школьного возраста.
12.Ведущей деятельностью подростка является:
а) учебная;
б) учебно-профессиональная;
в) общение;
г) верного ответа нет.
13.Восприимчивость, впечатлительность, потребность точно выполнять требования учителя, свойственны:
а) старшему школьному возрасту;
б) учащимся средних классов;
в) младшим школьникам;
г) дошкольникам.
14.Потребность дошкольника в общении с детьми, способность подчиняться интересам и условностям детской группы составляет содержание:
а) умственной зрелости;
б) эмоциональной зрелости;
в) социальной зрелости;
г) познавательной активности.
15.Чувство взрослости является психологическим новообразованием:
а) дошкольника;
б) младшего школьника;
в) подростка;
г) юношеского возраста.
16.Процесс и результат достижения человеком вершины как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности называется:
а) старостью;
б) зрелостью;
в) ранней юностью;
г) верного ответа нет.
17.Выделите психологическое новообразование, соответствующее младшему школьному возрасту:
а) стремление к самоутверждению;
б) произвольность психических процессов;
в) становление сенсомоторного интеллекта;
г) нравственное самосознание.
18.Назовите ведущий вид деятельности дошкольного возраста:
а) ролевая игра;
б) учебная деятельность;
в) предметно - манипулятивная деятельность;
г) эмоциональное общение.
19.Назовите новообразование дошкольного возраста:
а) начало формирования самосознания и самооценки;
б) слаженность работы анализаторов;
в) развитие рефлексии;
г) ориентация на обобщенные нормы.
20.Какая особенность младшего школьного возраста проявляется в следующем примере: «Объясняя выражение "железное сердце", ученик говорит, что оно сделано из железа»:
а) несформированность внутренней речи;
б) эмоциональное запоминание;
в) конкретность мышления;
г) недифференцированностъ восприятия.
21.Психологическое новообразование старшего школьного возраста:
а) внутренний план действий;
б) профессиональное и жизненное самоопределение;
в) абстрактное мышление;
г) произвольность психических процессов.
22. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:
а) игровая деятельность;
б) учебная деятельность;
в) предметно - манипулятивная деятельность;
г) учебно-ориентационная деятельность?
23.Возрастной период, на котором происходит первичное приспособление ребенка к жизни вне утробы матери, называется:
а) пренатальный период;
б) новорожденность;
в) раннее развитие;
г) все ответы верны.
24.Геронтопсихология – это
а) наука о старости и старении живых организмов;
б) наука, изучающая психологию взрослого человека;
в) наука, изучающая психологию пожилых людей;
г) верного ответа нет.
25.Основными закономерностями психического развития являются:
а) неравномерность (гетерохронность);
б) сензитивность;
в) пластичность;
г) все ответы верны.
26.Основными видами старения являются:
а) естественное старение;
б) замедленное (ретардированное);
в) преждевременное (ускоренное)
г) все ответы верны.
27.Старение человека в позднем онтогенезе происходит в основном:
а) как личности;
б) как индивида;
в) как субъекта деятельности;
г) все ответы верны.
28.Период зрелости характеризуется:
а) завершением общесоматического развития, полового созревания;
б) высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений;
в) наивысшим подъёмом физического развития;
г) все ответы верны.
29.Ведущей деятельностью в раннем детстве является:
а) предметно – манипулятивная деятельность;
б) игровая деятельность;
в) общение;
г) подготовка к обучению.
30. По мнению отечественных психологов, движущими силами психического развития являются:
а) совокупность биологических факторов;
б) совокупность социальных факторов;
в) противоречия, возникающие в ходе развития;
г) верного ответа нет.
31.Теория о восьми психосоциальных кризисах, которые должен преодолеть человек в течении жизни, разработана:
а) З. Фрейдом;
б) Э. Эриксоном;
в) Ж. Пиаже;
г) Л.С. Выготский.
32. Автором периодизации когнитивного развития является:
а) З. Фрейдом;
б) Э. Эриксоном;
в) Ж. Пиаже;
г) Д.Б.Эльконин.
33. Научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и осознанному выбору профессии называется:
а) профориентация;
б) профессиональное самоопределение;
в) профессиональный отбор;
г) все ответы верны.
34. Этап в развитии человека, когда половая принадлежность начинает приобретать для личности реальное социальное значение – называется
а) ранняя юность;
б) подростковый возраст;
в) дошкольный возраст;
г) раннее детство.
Семестр 2. Модуль 2. Тема 4. Предмет, методы и задачи педагогической психологии. Проблема обучения и развития в психолого-педагогических исследованиях. 5.Теории обучения и учебной деятельности в психологии. Тема 6. Обучающийся (ученик, студент) как субъект учебной деятельности. Психология воспитания. Тема. 7. Психология педагогической деятельности. Психология личности учителя
1.Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие- либо внешние средства, называется:
а) материальном действием;
б) перцептивным действием;
в) речевым действием;