Система Культурно-досуговой деятельности - важный фактор воспитания молодежи




Теоретические основы проектирования системы Культурно-досуговой деятельности молодежи

 

Система Культурно-досуговой деятельности - важный фактор воспитания молодежи

 

Сфера досуга - важнейшая сфера повседневности, которая за годы экономических и политических перемен в России претерпела, так скажем, революцию предпочтений. Это выражается, во-первых, в том, что для большинства населения существенно расширяются возможности заполнения своего досуга, во-вторых, в том, что происходят качественные сдвиги в отношении людей к своему свободному времени, пониманию его ценности.

Согласно А.Д. Жаркову, досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий досуг от свободного времяпрепровождения, - возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений.

Наиболее распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение и т.п.) при отсутствии желания общаться и любых попыток как-то разнообразить времяпровождение дома являют собой простейший тип досуговой активности.

Добавление к домашним развлечениям самообразования, хобби, более активного общения, направленного вне семьи (например, друзья в гости), обогащает свободное время и несет в себе лучшие возможности для развития. Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга более интересен и разнообразен. Это самый распространенный в нашей стране тип досуговой активности.

Посещение театров, музеев, концертных и спортивных мероприятий, а также участие в клубах по интересам, в гражданских инициативах и т.п. называют активным досугом. Внедомашние виды деятельности считаются наиболее богатым на выбор и возможности для личностного развития, а также социально привлекательным типом досуговой активности.

Общеизвестно, что форма и содержание продукта практически любой сферы деятельности определяются, с одной стороны, возможностями, умениями, видением его производителя, с другой стороны, запросами потребителей. Поэтому подойдем к изучению культурно-досуговой работы с молодежью с двух точек зрения: учреждений культуры и современных молодых людей.

Как отмечает Ю.А. Стрельцов, зачатки деятельности по целесообразному провождению свободного времени появились еще в то время, когда никаких учреждений не было, но возникла необходимость в передаче накопленного опыта от поколения к поколению. Учреждение культурных центров, отделенных от формального образования, началось в России во второй половине XIX века. В советские времена их деятельность осуществлялась по принципу «обо всем понемногу» и была рассчитана на самый широкий круг посетителей. В конце ХХ века мы пришли к тому, что учреждения культуры стали более избирательными в определении состава своей аудитории (к примеру, поддерживали наиболее талантливых). Отход от массовой работы был продиктован объективными причинами: переход к демократическому политическому режиму и рыночным методам хозяйствования, кризис системы культуры в целом, ослабление ее материально-технического обеспечения и т.п. В начале ХХI века наше общество медленно, но направленно возвращается в состояние нормального развития, обеспечивающего как поддержку талантов, так и массовую культурно-досуговую работу с населением страны.

С профессиональной точки зрения сегодня актуально следующее определение: культурно-досуговая деятельность - это процесс и результат формирования личности в развивающихся средах, культивирующих позитивный психолого-педагогический потенциал досуга. По мнению Л.С. Жарковой, вопрос о развитии личности в учреждениях культуры носит методологический характер и относится к прерогативе функционального подхода в той мере, в какой последний предполагает выработку единой культурной политики. Это, в свою очередь, требует:

· органичного соотношения единства двух структур - официальной, в виде административно оформленных прав и обязанностей в предпринимательской деятельности и вытекающих из ее характера производственных отношений, и неофициальной, регулируемой законами коллектива, нравственными установками, общественным мнением, традициями;

· определения характера влияния культурно-досуговой деятельности на развитие личности, создание оптимальных условий в учреждениях культуры для проявления ею соответствующих способностей.

Другими словами, на сегодняшний день деятельность учреждений культуры по созданию духовных благ имеет три ярко выраженных аспекта: экономический, технологический и социальный. На практике они тесно переплетены и взаимодействуют. Непосредственно проявляются в нормативно-правовом и методическом обеспечении деятельности, характере и масштабе экономических отношений, работе над созданием эффективных психолого-педагогических условий для общения, сопереживания, личностного развития людей.

Тревожными тенденциями Л.С. Жаркова обоснованно считает:

· падение престижа учреждения культуры среди всех категорий населения (молодежь проводит в них лишь 5% своего свободного времени);

· разобщение досуга разных групп населения, и это даже не дифференциация, а антагонизм;

· неполное соответствие деятельности учреждений культуры актуальным общественным требованиям.

Одной из главных причин, объясняющих падение престижности учреждений культуры, является то, что их основная деятельность до сих пор больше ориентирована на подготовку и проведение массовых развлекательных мероприятий, организацию художественной самодеятельности и концертных выступлений профессиональных артистов. Учреждения культуры мало выступают как центры массового самообразования и самовоспитания.

Существенно и то, что люди стали отвергать формы культурно-досуговой деятельности, прямо направленные на воспитание. От учреждений культуры ждут условия для камерного отдыха, досугового общения, получения интересной информации, встреч с искусством, развития творческого потенциала, а не лекции и агитации.

Преодоление указанных проблем Л.С. Жаркова видит в:

· полном, а не частичном отказе от неоправдавших себя стереотипов культурно-идеологического мышления, гуманизации культурно-досуговой деятельности, освобождения от несвойственных функций, актуализации национальных форм культуры и общечеловеческих ценностей;

· переориентации вертикально-догматических структур управления общественной организацией досуга на открытую горизонтальную общественно-государственную систему приобщения людей к достижениям отечественной и мировой культуры;

· переходе к самоорганизовавшемуся, самообразовывающемуся, саморегулирующемуся обществу, интегрирующему в сфере досуга культурные инициативы государства, общественных организаций и отдельных граждан;

· создании системы правового, экономического и организационно-методического обеспечения широкой доступности ценностей культуры для всех слоев населения, свободы культурно-досугового творчества, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования общественных инициатив и движений в сфере рационального использования досуга.

А.Н. Погорелова считает, что современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему формирования и развития культурно-досуговой деятельности населения, в частности, молодежи, применения ее интеллектуального, духовно-нравственного и творческого потенциала. В современных условиях сфера культурного досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, а сферой культурного времяпрепровождения, содержащей культурно-созидающий потенциал, активизирующий духовные, нравственные, творческие, эстетические, художественные ресурсы личности, влияя на модели социально значимого поведения молодых людей. От эффективности организации досуга молодых людей зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем. Значительную роль система культурного досуга молодежи играет в решении проблем социализации, что позволяет говорить об эффективном и успешном развитии личности в обществе.

С социально-педагогической точки зрения досуг молодежи рассматривается как:

. время духовного общения, где предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей;

. сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, потребности в активной деятельности и самовыражении;

. деятельность, развивающая возможности молодежи, ее творческие способности в наиболее целесообразном применении;

. социальная среда, в которой молодежь открыта для влияния различных общественных институтов и организаций.

Досуговая деятельность молодежи во многом зависит от состояния самой сферы досуга как элемента социально-экономической системы общества, от масштабов деятельности учреждений культуры, доступности их услуг. В ходе ломки старых традиций и зарождения новых в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план важные проблемы воспитания молодежи, развития творческих способностей, духовно-нравственного совершенствования. В отличие от прошлых лет, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившийся системы общественных связей, в нынешних условиях ее становление осложнено отсутствием четких критериев в морально-духовной сфере общества.

Досуговая культура молодежи отличается от досуга других возрастных групп в силу особенностей так называемого «молодежного сознания», жаждой развлечений, необходимостью решения жизненных проблем, т.к. в этом возрасте идет активный процесс самопознания, самореализации и самовыражения.

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Можно также добавить замечание Г.А. Аванесовой о том, что характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного досуга является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала досуговой сферы. Как показывает практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижноконформистская мотивация, дороговизна и др.) не всегда приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей. Целесообразно организованный досуг молодежи - это, в первую очередь, пространство духовного общения (свободный выбор ценностной системы), а также социальная среда (овладение различными социальными ролями), художественная деятельность (развитие творческих способностей), самоорганизуемый континуум в условиях массовой культуры (открытость команды в условиях медиакультуры).

Теперь об интересах и актуальных запросах аудитории учреждений культуры. Мы изучаем молодежный сектор.

По определению В.Т. Лисовского, молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.

С точки зрения И.С. Кона, молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодежь также может пониматься как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи - 14-16 лет, высшая - 28-35 лет. До 2009 года имела силу Стратегия государственной молодежной политики, в соответствии с которой к категории молодежи в России относились граждане от 14 до 30 лет.

Чтобы указать на значение молодежи для общественного (в т.ч. культурного) развития, приведем позицию К. Мангейма, который считал, что молодежь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе. Она потенция, готовая к любому начинанию.

Молодежь в силу своих особенностей выполняет особые общественные функции, порой противоречивые и неоднозначные:

· наследует достигнутый уровень развития общества и государства;

· имеет свои цели и интересы, которые не всегда совпадают с государственными и общественными;

· отличается определенными ценностными ориентациями, духовной нравственностью и недостатком жизненного опыта, что повышает вероятность ошибки при принятии решения; с другой стороны, молодежь является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания;

· является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с другой - демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;

· как социальный слой - является источником социально-экономического и духовного возрождения страны, но также может иметь отношение к криминалу, наркомании и другим девиациям (социально нежелательному поведению).

Согласно результатам исследования, представленного М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги, сегодня молодежь России - это 39,6 млн. граждан, т.е. 27% от общей численности населения страны. Данное число год от года уменьшается вследствие так называемой «демографической ямы» и отрицательного влияния факторов миграции, изменений в структуре потребностей населения и пр.

Актуальные приоритеты исторического сознания современной молодежи:

· нравственный потенциал в виде приверженности принципу социальной справедивости, искоренению зла, в виде победы в Великой Отечественной войне;

· интеллектуальный потенциал в виде достижений в области космонавтики;

· выносливость, трудолюбие как формы отрицания паразитического образа жизни.

Приоритеты правового сознания:

· регулирование взаимоотношений между гражданами и государством;

· гарантии прав и свобод;

· защита от уголовного мира;

· защита от бюрократии.

Приоритеты в гражданской идентичности:

· основа духовности - российские традиции и стиль жизни;

· отношение к Западу - «много хорошего, но и много плохого».

По отношению к государственной власти и политике, большинство не придерживается никаких идейно-политических течений. Гражданская (электоральная) активность невысокая.

Об акцептуализации социальных противоречий:

· главное - противоречие между богатыми и бедными. Особенность состоит в его отождествлении с противоречии власть имущих и народа;

· региональные противоречия - Москва и провинция;

· межэтнические противоречия - русские и нерусские.

Новым является то, что современная молодежь в большинстве своем не считает актуальным противоречие между православием и исламом, как это было еще недавно.

Специфика включенности молодежи в процесс массовой коммуникации заключается в том, что все большую популярность приобретает Интернет. Уменьшается значение телевидения, сравнительно недавно первого источника информации.

Ценностные ориентации и нравственные установки. У абсолютного большинства нет кумиров. В качестве идеала молодежь нарисовала себе образ человека умного и целеустремленного, уверенного в себе, которому свойственны доброта и отзывчивость, и который отличается чувством юмора.

Ориентация на учебу и труд. Учится каждый второй. Большинство считает, что получить хорошую работу помогает наличие знаний и высокой профессиональной квалификации. Выросло количество работающих по специальности. Требования к работе: высокий заработок, интересное содержание, хорошие условия, социальные гарантии, возможность профессионального роста. Оценивается и то, какой социальный статус может предоставить работа. Наиболее привлекательные профессии: юрист, финансист. Отношение к предпринимательству стало более положительным.

Личные проблемы, решение которых представляется молодежи наиболее важным (в порядке убывания значимости):

1. улучшить материальное положение;

2. иметь хорошую, стабильную, высокооплачиваемую работу;

. получить образование;

. иметь отдельное жилье;

. улучшить здоровье;

. создать семью.

При этом личный жизненный успех структурируется следующим образом (в порядке убывания значимости):

1. наличие крепкой семьи;

2. уважение окружающих;

. богатство;

. интересная работа;

. наличие надежных друзей;

. возможность быть самому себе хозяином.

Данные характеристики определяют стиль жизни современной молодежи. По определению А.П. Маркова, стиль жизни - это ценностно-нормативная и поведенческая система, целостно характеризующая личность и фиксирующая ее внутренний мир, способы и формы внешнего самовыражения и самопрезентации, стандарты и стереотипы потребительского поведения.

Одним из важнейших критериев оценки деятельности учреждений культуры Л.С. Жаркова называет общественное мнение. Она пишет, что общественное настроение отражает господствующую в обществе моральную атмосферу. В ней есть противоречия, обусловленные одновременным развитием двух противоположных тенденций. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с добровольным повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру (костяк молодежи - студенчество). С другой стороны, увеличение продолжительности получения образования приводит к тому, что у современных представителей молодежи свободного времени больше, чем у их отцов. Первое должно повышать ценность досуга как такового, а второе влиять на стиль жизни.

Структура досуга современной молодежи в сравнении со структурой досуга представителей старшего поколения (родителей) представлена в табл. 1.1 и проиллюстрирована на рис. 1.1 (старшее поколение) и рис. 1.2 (современная молодежь).

 


Таблица 1.1

Преимущественная направленность досуга, %

 

М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги, комментируя результаты своего исследования, указанные в табл. 1.1, отмечают, что за прошедшие 10-12 лет наблюдается повышение досуговой активности молодежи. Произошел троекратный рост в использовании компьютера в информационных целях, в два раза возросли занятия спортом и физической культурой, в два раза чаще молодые люди стали посещать концерты, кино, театры, ночные клубы, дискотеки, кафе-бары. Развлекательное, рекреационное, культурное времяпровождение вне дома в российских условиях становится преимущественно молодежным. При этом политическая, общественная деятельность в современном молодежном досуге почти отсутствует.

Две трети досуга российской молодежи по форме социально активны, интересны, разнообразны, внедомашние по своей сути, тогда как поколение родителей в лучшем случае направлено на отдых дома.

Также социологи представили рейтинг занятий молодежи в свободное время, см. табл. 1.2. Из нее можно видеть, что общение с друзьями, кино, музыка - любимые занятия. Важно, что релаксацию отметили достаточно большое количество респондентов. Физическая и психическая рекреация, наличие соматической культуры тоже важны для эффективного восстановления сил после учебы или работы.


Таблица 1.2

Занятия молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в свободное время

 

Кроме того, для нас имеет значение доступность учреждений культуры для молодежи. И изучать данный фактор целесообразно не столько по их фактическому нахождению, сколько по тому, известны ли они, близки ли, доступны ли. Понятия близости и доступности субъективны, каждым человеком могут определяться по-разному. Речь о том, что приемлемо для молодежи.

Согласно социологическим исследованиям, в среднем 57,4% респондентов сообщили о библиотеке, 43,3% о кинотеатре, 40,1% о спорткомплексе, 18,8% о парке с аттракционами и т.п. Исследователи нормировали полученные показатели (просуммировали и приравняли к 100%) и, таким образом, получили условный показатель плотности учреждений культуры и спорта. Он оказался равен примерно 50%. Аналогично были применены показатели посещаемости учреждений культуры и спорта для расчета индекса их посещаемости. Он оказался равен 55%. Вывод специалистов - дефицита условий для приобщения к культуре и спорту нет. Речь должна идти не об отсутствии потребностей или возможностей, а о стиле жизни. Обоснованность данного вывода подтверждается еще и тем, что доля посещающих учреждения культуры мало отличается по возрасту. Основные причины недовольства условиями для культурного досуга - высокая стоимость услуг, отсутствие выбора, ветхое состояние зданий и сооружений.

Результаты опроса молодежи о том, что следует развивать в первую очередь для обеспечения внедомашнего досуга, представлены в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3

Опрос молодежи о том, что следует развивать в первую очередь для обеспечения внедомашнего досуга

 

Как показано в табл. 1.3, молодежь хотела бы больше новых спортивных комплексов, сооруженных по последним технологиям. На втором месте - клубы по интересам, здесь констатируется недостаточность предложения учреждений культуры.

Таким образом, молодежная культурно-досуговая деятельность представляет собой часть профессиональной и общественной работы, которая стимулирует личностное развитие, социальную активность людей 14-30 лет в условиях свободного времени. Изучение основных перспектив и проблем современных учреждений культуры в работе с молодежью позволяет подытожить, что, по оценкам исследователей, молодежный досуг обладает выраженной спецификой на фоне предпочтений старшего поколения: если в элементах домашнего досуга поколения остаются во многом схожи, то с точки зрения внедомашнего досуга молодежь опережает своих родителей по количеству посещений учреждений культуры и отдыха - примерно в два раза. Характерным является то, что в структуре досуга современной молодежи все меньше домашнего досуга, все больше внедомашних развлечений. Сейчас из молодежного досуга исчезают общественная и политическая деятельность, а также работа в кружках по интересам. Первое продиктовано личными соображениями представителей молодежи, отсутствием интереса к политике, возможно, пренебрежением. Второе специалисты объясняют материально-техническими проблемами учреждений культуры, а также падением их престижа. Восстановление их престижа не только является нормативной задачей учреждений культуры, но и продиктовано интересами современной молодежи, о которых они сами заявили.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: