Проектирование системы культурно-досуговой работы




 

Ранее выяснено, что наука, а также и общественность, и органы власти сейчас рассматривают молодежь как базовый стратегический ресурс. Теоретически это должно вести к повышению внимания к проблемам молодежи, а также к разработке или общественной, или государственной, или смешанной общественно-государственной системы работы с молодежью.

Основные принципы, направления и стандарты всех направлений работы с молодежью, в т.ч. в культурно-досуговой сфере, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов. Это должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.

Все нормативные документы составляются в соответствии с основным законом страны - Конституцией. Конституция содержит положения, которые должны составить основу и государственной молодежной политики. Кроме того, она разграничивает и компетенции между федеральной властью, властью субъектов Федерации, властью органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Непосредственное отношение к вопросам молодежи имеет содержание статьи 43 о праве на образование, обязательности основного общего образования. Можно говорить о том, что практически все положения получат свое преломление с точки зрения молодежной политики.

Конституцией предусмотрены базовые положения, касающиеся порядка образования и деятельности общественных объединений, распространяемые, в том числе и на молодежные организации. Указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

К решению отдельных вопросов, связанных с осуществлением государственной молодежной политики и регулированием основ деятельности молодежных объединений имеет отношение ряд положений статей 38, 39, 43 и 44 Конституции. В соответствии со статьей 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится, в частности, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Необходимо отметить, что на федеральном уровне в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы государственной молодежной политики. Правовое регулирование государственной молодежной политики носит дискретный характер, нормы, регулирующие общественные отношения в указанной сфере, содержатся в актах различной тематики. Отдельные вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых в развитие предусмотренных законодательством положений.

В России ранее действовала Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», в рамках которой был разработан ряд подпрограмм, в частности, утверждена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)». Программа «Молодежь России» являлась продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений, в том числе проведенных в период выполнения предыдущих федеральных целевых программ «Молодежь России» (1998-2000 годы и ранее) федеральными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи исполнительной власти субъектов РФ, в рамках которых планировалось при основном финансовом обеспечении за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов заложить организационные основы государственной молодежной политики, отработать механизмы ее реализации. Существовал и ряд постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на решение отдельных вопросов государственной молодежной политики, например, постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» и т.п.

В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Согласно последнему документу, важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика. Декларируются три приоритетных направления работы (мы рассматриваем их в качестве системообразующих факторов). Первое - вовлечение молодежи в социальную практику. Предстоит разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда и других форм занятости. Физкультурно-спортивное воспитание должно стать одним из направлений патриотического воспитания. Будет разработан комплекс мер, направленных на развитие сети молодежных досуговых учреждений (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга). Второе - формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи. Следует существенно увеличить количество молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады). Планируется создать и развить систему поддержки лауреатов премий, талантливой молодежи из малых городов и сельской местности. Третье - обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности и расширение сети региональных (муниципальных) служб социальной реабилитации несовершеннолетних. Будут приняты программы адресной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также программы профилактики правонарушений среди молодежи, в том числе будет организовано комплексное и непрерывное индивидуальное социально-правовое и социально-психологическое сопровождение правонарушителей.

Изучение законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений позволяет нам сделать выводы о том, что правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, но не имеют единой основы. Пробелы в нормативно-правовом регулировании при возникновении необходимости восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. По существу проблема молодежной политики до настоящего времени решалась путем точечного регулирования наиболее важных проблем.

Отдельные правовые акты, отличающиеся комплексным подходом к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы России как независимого государства, но в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут сейчас быть основой для проведения эффективной молодежной политики. Преобладают акты концептуального или узко-прикладного характера. Задача же формирования ядра системы не решена: отсутствует взаимосвязанность правовых норм, приведенных в различных нормативных актах, ряд предложений и поручений, содержащихся в них, не был реализован в течение срока действия этих документов.

Например, намеченное в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» нормативное и методологическое обеспечение деятельности по реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики не привело к появлению комплексного нормативного правового акта в указанной сфере.

В России сейчас функционирует Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Ему подведомственно Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Согласно официальным данным, это единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России. Проводимая им государственная политика направлена на улучшение качественных и количественных характеристик российской молодежи. Федеральное агентство по делам молодежи призвано создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условий его самореализации. В число главных приоритетов данного Федерального агентства входят:

· включение молодежи в процесс инновационного развития страны через раскрытие талантов и реализацию потенциала личности;

· поддержка общественных молодежных инициатив и стимулирование предпринимательской активности;

· разрешение сложностей социальной адаптации молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

· воспитание молодого поколения в духе нравственности, патриотизма и толерантности.

Федеральное агентство по делам молодежи РФ стремится стать «сервисной площадкой» для оказания максимального содействия в развитии молодежи, выступая навигатором существующих и создающихся возможностей в нашей стране. В настоящее время поддерживает восемь молодежных проектов: «Изобретай и продавай», «Быть людьми», «Информация правит миром», «Здоровый образ жизни», «Открой свое дело», «Молодежь в трудной жизненной ситуации», «Раскрой свой талант», «Улучшение жилищного пространства». Все они являются социально-культурными, т.е. направлены на повышение культуры молодежи в той или иной сфере общественного взаимодействия, стимулирование молодежных инициатив, выявление наиболее способных в той или иной сфере молодых людей и их поддержку.

Еще есть Министерство культуры РФ, которое тоже может поддержать молодежь. Но его активность направлена, прежде всего, на развитие различных культурных сфер в нашей стране. Поддержка тех или иных категорий населения имеет второстепенное значение. Например, на сегодняшний день проводится поддержка творческих проектов, современной драматургии, молодой режиссуры.

Одновременно с деятельностью органов власти может осуществляться и общественная деятельность. Негосударственная (общественная) составляющая молодежной работы строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего, на самодеятельности организованного молодежного сообщества.

Как указывает В.Н. Лавриненко, институтом принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей системы. Каждый специфический узел устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.

Ю.Г. Волков объясняет, для того, чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как институт, нужны особые условия:

1. в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2. чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

. для обеспечения самовоспроизводства института необходима особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту);

. должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность.

Мы уже показали, что деятельность государственных органов власти (Министерства культуры РФ и Федерального агентства по делам молодежи РФ) направлена на поддержку талантов, их профориентацию. Массовая культурно-досуговая работа на современном этапе имеет для них второстепенное значение. Соответственно, в целях восполнения деятельность общественных молодежных культурно-досуговых институтов должна быть направлена на проведение массовой работы, предоставление условий культурного развития в досуговых формах для каждого.

Общественные молодежные культурно-досуговые институты могут быть самоорганизованной формой, чья деятельность, в соответствии с (процитированными по Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» приоритетным направлениям работы) и (указанными нами в первой главе) потребностями современной молодежи, ориентирована на:

· получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;

· участие молодежи в выработке и реализации решений через развитие молодежного самоуправления;

· повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;

· создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи (соответственно, отвлечение от девиантного образа жизни).

Сложнее с ресурсами. Очевидно то, что общество и государство должно создать систему мер, направленных на создание и развитие молодежных культурно-досуговых институтов, оказывать системную поддержку путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов, механизма финансирования через субсидирование и грантовую поддержку. Финансирование культурно-досуговой работы с молодежью может осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников через создание эффективных механизмов, обеспечивающих ее результативность.

С другой стороны, культурно-досуговая работа с молодежью может быть построена и не на опеке, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. В таком случае она будет рассматриваться как адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование ее культурно-досуговой работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего, самой молодежью.

Сейчас большие надежды возлагаются на институт социально ориентированных некоммерческих организаций, учрежденный в нашей стране в 2010 году. Согласно действующему законодательству, некоммерческой признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В апреле 2010 г. в Закон «О некоммерческих организациях» внесены существенные поправки, направленные на формирование системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно пп. 1 ст. 31.1, такой статус могут получить те из них, кто работает на развитие гражданского общества, помогает беженцам и вынужденным переселенцам, людям, пострадавшим во время стихийных бедствий или каких-то катастроф, охраняет окружающую среду, оказывает на безвозмездной или льготной основе юридическую помощь, занимается благотворительной и просветительской деятельностью и пр. (ст. 2: за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями). Кроме того, важно, что по пп. 2 ст. 31.1, у регионов есть право делать добавления в данный список, таким образом показывая некоммерческим организациям, в какой конкретно сфере требуется их участие. Как следует из пп. 3 ст. 31.1, органы власти теперь имеют право оказывать помощь некоммерческим организациям имуществом, денежными средствами, налоговыми льготами и пр.. Раньше юридических оснований для организации такой всеобщей работы по решению социальных проблем в нашей стране не было. Отдельным организациям давали отдельные задания: выполняли они их - хорошо, не выполняли - ладно.

Согласно результатам первых исследований российских некоммерческих организаций, в 1999 году некоммерческие структуры предпочитали следующие сферы деятельности: образование, наука, культура - 34,8%, благотворительность - 15,8%, профессиональные объединения - 15,5%, гендерные (главным образом, феминистские) - 13,2%, правозащитные - 5,2%, молодежные - 3,2% и пр.. Сейчас в сфере науки и образования работают 32% всех некоммерческих организаций, культуры и спорта - 27%, по развитию гражданских институтов - 20%, воспитанию молодежи - 18%, правозащите - 16% и пр.. Можно обратить внимание на тенденцию роста количества организаций, занимающихся работой с молодежью.

Если в 1999 году преобладали некоммерческие организации городского масштаба (30%), причем они были сосредоточены в столице и областных центрах, то сейчас в некоммерческой сфере действуют, в основном, организации регионального масштаба (75%).

Еще во второй половине ХХ века была зафиксирована мировая тенденция к снижению государственной поддержки оказания социальных услуг. В России тоже заговорили о необходимости переложения данной работы с государственных структур на некоммерческие, организации их сотрудничества со спонсорами и меценатами, а также повышении экономической эффективности деятельности самих некоммерческих организаций. По официальным статистическим данным, поступления из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов сейчас составляют 1,2% общем объеме финансирования некоммерческого сектора, выручка от реализации - 35,8%, членские, спонсорские и меценатские взносы - 63% (из них поступления от населения составляют 15,6%, поступления из-за границы, в т.ч. от международных благотворительных фондов, - 10,7%, поступления от российских юридических лиц - 73,7%). Т.е. планы, активно обсуждавшиеся в начале 2000-х гг., в принципе выполнены, при этом наибольшее внимание современные некоммерческие организации уделяют фандрайзингу (привлечению пожертвований), что соответствует теоретическим представлениям о том, какой должна быть работа некоммерческих организаций.

Полезно знать, что преимущественный источник финансирования самих некоммерческих организаций определяет приоритетные направления их деятельности и целевую аудиторию. На средства из бюджетов всех уровней сейчас проводится, в основном, работа с детьми, молодежью, реализуются культурные и спортивные проекты, на средства из-за рубежа осуществляется научно-исследовательский и правозащитный виды деятельности, а также проводится работа по институциональному развитию некоммерческих организаций. За счет членских взносов от отечественных коммерческих структур организуется правовая помощь, развитие местного самоуправления и малого предпринимательства. На спонсорские и меценатские средства российских предприятий осуществляется благотворительность, работа в сфере здравоохранения, а также общественно-политическая деятельность.

Количественные показатели деятельности, за исключением 2005 года, неуклонно растут и в 2009 году составили 211 497 млн. руб. Если учесть, что внутренний валовый продукт (ВВП) России в том же году - 41 668 034 млн. руб., то получается 0,5%. Практически все исследователи отмечают, что доля некоммерческих организаций в формировании ВВП страны всегда была маленькой, зато высокую оценку заслуживает качество этого вклада. Организации работают по вопросам, мало интересующим коммерческий сектор, ориентированы на применение новых социальных и иных инновационных технологий и пр. Их деятельность несет так называемый «эффект локомотива» для развития мало освоенных, но нужных сфер. Анализируя в динамике финансовое состояние некоммерческих организаций, С.Г. Маковецкая заметила увеличение объемов их финансирования в 3,5 раза, увеличение затрат на основные виды деятельности в 1,9 раза и на благотворительность в 2,7 раза. Кроме того, указанный исследователь сообщает, что 33% работ в некоммерческой сфере сейчас выполняется силами волонтеров. Однако, официальная статистика неоплачиваемый денежными средствами труд не учитывает из-за отсутствия соответствующих утвержденных методик.

Таким образом, некоммерческие организации, в общем и целом, готовы к сотрудничеству по реализации социально-культурных и в т.ч. культурно-досуговых проектов. Если говорить о благотворительных фондах, то их доля в общем количестве некоммерческих организаций сейчас составляет примерно 4%. Наибольшее количество регистраций пришлось на 2000-2002 гг. Начало их работы в России было не самым удачным: имели место неуставные виды деятельности (отмывание денежных средств, работа в пользу иностранных государств и т.п.), но на сегодняшний день благотворительные фонды, в общем и целом, уже исполняют роль рачительных распорядителей финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации социальных проектов. Основная проблема, по заключению ряда экспертов, в т.ч., например, Н.Р. Бельской и Г.И. Бельчук, заключается в отсутствии у россиян практического опыта реализации подобных моделей, что проявляется в недоверии, боязни сотрудничать, переоценке возможных сложностей и т.п..

Теперь о среде. Культурно-досуговая работа с молодежью должна осуществляться с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должна быть гарантирована защита их прав и законных интересов. На региональном уровне должна быть сформирована и постоянно совершенствоваться нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную реализацию федеральных стандартов культурно-досуговой работы с учетом специфики конкретной республики, края, области, должны действовать органы исполнительной власти, способные решать поставленные задачи в сфере работы с молодежью в данном регионе, осуществляющие системное взаимодействие с общественными объединениями. На уровне субъектов Российской Федерации институты, участвующие в молодежной работе, осуществлять координацию деятельности и взаимодействие с органами государственной власти, прежде всего, через создаваемые ассоциации («круглые столы»).

Уровень местного самоуправления должен рассматриваться всеми субъектами культурно-досуговой работы с молодежью в качестве основного для ее осуществления. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие ее основных субъектов и самой молодежи. Именно на этом уровне сконцентрированы и наиболее остро проявляются все проблемы молодежной сферы.

Подведем промежуточный итог. Наш проект системы культурно-досуговой работы с молодежью направлен на формирование и развитие специального молодежного культурно-досугового института. По нашему мнению, подключение к системному проектированию институциональных основ весьма полезно, т.к. в любом институте (будь то экономический, политический, культурный или т.п.) есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений. Речь идет о разработке правил и условий, имеющих по отношению к индивиду характер внешней силы, принуждающей его к выполнению этих правил. Таким образом решаются проблемы социализации молодежи, т.е. стимулирования у молодежи культурных потребностей и их реализации в досуговых формах, недопущения социально нежелательных форм досуга. Данное решение не является принципиально новым. Без внедрения культурных и образовательных институтов в СССР не были бы ликвидированы безграмотность, беспризорность. Существенная разница в методах работы: если раньше использовалось прямое принуждение, то сейчас осуществляется стимулирование формирования определенных культурных потребностей и их удовлетворение.

Таким образом, общероссийская система культурно-досуговой работы с молодежью, сформированная на основе принципа стимулирования культурных потребностей и их удовлетворения в досуговых формах, закрепленная в стандартах, поддерживаемая бюджетными и внебюджетными средствами, содержит в себе ряд региональных подсистем, каждая из которых может реализовывать свои технологии культурно-досуговой деятельности в зависимости от специфики региона, т.е. более детального изучения потребностей местной молодежи, сложившейся культуры малой родины и т.п.

По определению А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова, технологией культурно-досуговой деятельности называется научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах, приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности. Как объясняет Г.С. Тихоновская, сейчас развивается целостный технологический подход к организации культурно-досуговой деятельности, который определяет последовательность и целесообразность структурно-содержательной организации культурно-досуговых программ, обеспечение логических и художественных связей, моделирование способов интерактивного включения аудитории и т.п. На основе общего технологического подхода разрабатывается множество частных технологий, каждая из которых обусловлена запросами конкретной аудитории, особенностями той или иной разновидности культурно-досуговых программ, а также видением и творческой интуицией конкретных культурно-досуговых специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: