ЗНАМЕНИЯ НА ПУТИ К СУБЪЕКТУ




Шестая глава Евангелия от Иоанна (написанная в 50-90-х годах) может бытьпрочитана как семиологическая дискуссия. Концепции знамений (signes), исходящейиз мнений "людей", Иисус противопоставляет другую интерпретацию. Он включает этизнамения в возникающую теорию субъекта.Эти "люди", "они", "Евреи", со всей очевидностью, противостоят сообществуИоанна. Историки спорят, принадлежат ли они Синагоге, будучи в нейинакомыслящими, являются ли они учениками Иакова - брата Иисуса, последователямиИоанна Крестителя или иудейско-христианской секты1. Но нас интересует не этотсоциально-исторический аспект. Заметим только, что для того, чтобы основать свою"Высокую Христологию", Иоанн вступает в семиологический спор. Его повествованиеначинается с уподобления чудес, совершенных Иисусом, тем магическим знамениям,которые послужили основанием веры для верующих, живших в дохристианскую эпоху.Однако Иоанн переосмысливает эту магию, чтобы вписать ее в контекст другогопонимания веры.Проследим эти метаморфозы.Поначалу Иисус является волшебником: "За ним последовало множество народа,потому что видели чудеса (signes), которые Он творил над больными" (Ин.6,2)2.Будучи щедро одарен определенной силой, он берет пять ячменных хлебов и две рыбыу маленького мальчика, распределяет их на пять тысяч человек и насыщает всех.Люди поверили в него: "это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир"(Ин.6,14). Наконец, "они увидели Иисуса, идущего по морю" (Ин.6,19) в Капернаум.Однако в дальнейшем евангелист пытается придать иной смысл этим чудесам. Имеютли они то же самое значение, которое прежде было известно "людям", и о которомповествует Библия? Говорится ли здесь о простой реминисценции ветхозаветногоэпизода "манны в пустыне", данной народу при посредничестве Моисея? "Какое же Тыдашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты290 Ю. Кристеваделаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть"(Ин.6,30-31). Короче говоря, являются ли знамения Иисуса повторениемветхозаветных знамений, и если да, то по какому знамению его узнают? Здесь Иоаннсоздает через Иисуса новую семиологию. Поначалу, согласно евангелисту, знамениене является точным указателем для того, кому оно предназначено. Знамениевыполняет свое назначение только в том случае, если оно отвечает сенсорнымпотребностям рецепиента. Стало быть, необходимо признать телесные нужды (голод,жажду), ибо, отвечая им, "знамения" получают ту силу, которая придает им статусзнамений. Используя речи Иисуса, Иоанн увеличивает сенсорное дублированиезнамений. Он интерпретирует эти речи как произнесенные с целью удовлетворенияжизненно важных нужд: "Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: выищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились"(Ин.6,26).Итак, интерпретация Иоанном чудес Иисуса начинается с сенсуализма, затемпереходит к оправданию потребностей ("Вы испытывали голод и жажду",- говорит витоге евангелист), что присутствует вплоть до символического центра Евхаристии.Иоанн настаивает на том, что внешнее видение не исчерпывает многообразия вашегоопыта относительно этих "знамений". Перестаньте завороженно взирать на внешнююсторону того чуда-дара, который вы получили от Моисея-дарителя. Вместо тогочтобы оцепенеть, перенеситесь... чуть-чуть в сторону от самих себя. Ибо вы непросто выступаете в качестве адресата этого чуда-дара, а вы существуете. Можносказать, что вы существуете во времени и в пространстве моего повествования. Вданный момент вы воспринимаете жаждущих, голодных, нуждающихся...Исходя из этого, становится возможным второй сдвиг. Иоанн не забывает привлечьчерез эти чудеса с пищей, в которой вы нуждаетесь, необходимость перехода к Я,необходимость полностью довериться этому Я. "Я есмь хлеб жизни" (Ин.6,35). Ктоэтот "Я"?"Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которуюдаст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать(sсеller) Свою Отец, Бог"(Ин.6,27).Абсолютный субъект является "Сыном Человеческим", но сохраняет и тесныеотношения с Богом-Отцом. Разговор об отцовстве предполагает телесную генеалогию.В этой связи воспоминание о происхождении в контексте чудес-Знамения на пути к субъекту291знамений упорно ведет назад, к телу и ощущениям. Воспоминание об этом изнутриновой семиологии Иоанна включает и объединение составляющих компонентов вкачестве физического тела.Более того, термин "sceller" (скреплять, запечатывать)3 напоминает о неразрывнойблизости репрезентанта (Сына) и репрезентируемого (Отца). С одной стороны, они -"копии" друг друга, подобно печати и ее оттиску, слом привычных устоев и егознамение, дар и его осуществление, жертва и ее принятие, осуществляемое черезстрадание. С другой стороны, глагол "sceller" содержит в себе смысловоеотношение между двумя субъектами: Сын "означает" Отца, и этот смысл проявлен внас, адресатах евангельского повествования. Так же, как Сын вверяется Отцу, таки вы доверяетесь Богу-Сыну. Сигнификация - это доверие к Другому, самомусвязанному с доверием к Отцу.На этом тройном взаимоотношении зиждется субъективная интерпретация.Предсуществование смысла утверждается в личности Бога-Отца и за счет этойличности. Тем не менее скрепленный с ним Сын изначально соотнесен с этимвеличием. Его страстной путь, путь его субъективности есть путь разгадки этихразличий во взаимопринадлежности составляющих компонентов. В результате чегообнаруживается Предсуществование самого Иисуса: "Прежде, нежели был Авраам, Яесмь" (Ин.8,58).Другими словами, нужно "прийти"4 к Я не на основании "виденного" илиприпоминаемого знамения. Отныне знамение является траекторией субъекта изаменяет знамение-дар. В связи с этим можно процитировать следующий полемическийотрывок: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вамхлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес" (Ин.6,32).Для соприкосновения с сигнификацией недостаточно одного визуального восприятия,чтобы обнаружить присутствие Дающего. Важно открыть то пространство, котороедолжно быть названо субъективным и которое через репрезентацию (визуальноевосприятие) раскрывает подлинное доверие между мной и Отцом в новом сокровенномвнутреннем пространстве ["приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин.6,37)]. "Но Ясказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мнепридет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того,чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6,36-38).С открытием этого внутреннего и незримого пространства сенсорные основаниясемиологии Иоанна преобразуются292 Ю. Кристевав интенсивное символическое измерение. Нет необходимости ни "видеть" Бога-Отца,ни "знать" то, что Сын есть хлеб с Небес, подобно тому, как все "знают" отца имать Иисуса (Ин.6,41-46). Только тот, кто "пришел" от Бога, "видел" Отца ["Этоне то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца"(Ин.6,46)]. Визуальная репрезентация на сей раз заменяется психической(путешествие, родство) и одновременно символической (наделение смыслом): потомучто человек считает себя смысловым содержанием знамения и рожденным Третьим(Отцом), к которому Сын относится с доверием и порождает веру других. Смысл,если он субъективен, восходит к этому доверию. Будучи любимым учеником Иисуса,Иоанн смог поставить веру и любовь в основание своей концепции сигнификации.Где находится ключ к этой субъективной семиологии для сообщества Иоанна? ВЕвхаристии, через которую причастник приобщается "есть Плоти Сына Человеческого"и "пить Крови Его" (Ин.6,53).Можно усмотреть за этой устной и символической ассимиляцией верующего Богу-Сынумощную идентификацию участника Литургии с Абсолютным Субъектом. Более возвышенноХристос определяется как "скрепленный" (scelle) с Отцом через веру. Речь идет офантазматической идентификации, которая мобилизует как образность, так ивосприятие, и разворачивается вплоть до абстрактной сигнификации, венчающей этотпуть. Кроме того, динамика этой евхаристической идентификации вызывает подлинное"пре-существование", раскрывая различные уровни субъективного опыта верующего:чувство возвышенной любви, преображение раздирающей ненависти в умиротворяющуюверу и преобразование пороков в добродетели. "Ядущий Мою Плоть и пиющий МоюКровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6,56).В идентификации между "мной" и "Им" опять происходит смещение, которое приводитпричастника к разделению крестных страданий Христа, Абсолютного Субъекта иобразца для подражания в представлениях верующих, а не только к получению егодаров. Выражаясь семиологически, начиная с этого пароксистическоговзаимопроникновения "меня" и "Его", которое совершается в Евхаристии, опытныедешифровщики знаков должны были бы, в свою очередь, трансформироваться всубъектов. Не собираясь принимать знаков Дающего, они становятся способными красшифровке его роли, которую подтверждает бытие в свете их собственнойидентификации.293 Знамения на пути к субъектуИсходя из шестой главы Евангелия от Иоанна, польза от этой субъективациизнамений двойная. С одной стороны, фантазматическая сопричастность бесконечномубожественному смыслу открывает перед субъектом вечное интерпретационное время:можно сказать, что для него существует вечность. С другой стороны, символическаяидентификация с Богом-Сыном, нацеленная на слово, имеет прямое влияние на тело.Знамения, имевшие значимость с самого начала, вновь обретают здесь сенсорную иаффективную основу. И наоборот, осознавая себя соединенным через слово сАбсолютным субъектом, верующий обретает воскресение своего собственного тела.Этот опыт телесного и сенсорного воскресения выступает как результат переноса -перехода к любви к Другому, мыслимому как обещание Воскресения и вечной жизни."Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною"(Ин.6,57).Однако этот эффект словесного возрождения является лишь оборотной сторонойэффекта принятия смысла. Повествование Иоанна заканчивается отводом сенсорныхзнамений в пользу "духа" и "слова". "Дух животворит; плоть не пользует нимало.Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6,63). Уровень христологииИоанна, в конце концов, очень высок. Она не признает телесного присутствияВысшего Субъекта. Все еще основываясь на идентификации христологии с эффектомлитургического духовного возрождения, Иоанн укрепляет веру через идентификацию"Я" со смыслом Бога-Сына, скрепленного (scelle) (дающегося) в страданиях сБогом-Отцом. "И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придтико Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего" (Ин.6,65).Понятна трудность этого требования, которая выходит за пределы как рациональногопознания, так и фетишизма эзотерических сект. Отступление и измена не тольковозможны, но и предусматриваются: "С этого времени многие из учеников Его отошлиот Него и уже не ходили с Ним" (Ин.6,66).Тем не менее рефлексия Иоанна предлагает образцовый путь для психоаналитика -путь знамения-дара, подчиняющего "людей" власти Другого. Мышление Иоаннаразвивает двухуровневую теорию любви-идентификации (между Богом-Сыном иБогом-Отцом, между верующим и Иисусом) как основание полной субъективности, влоне которой знамение перестает быть даром. В конце концов, чудо-дарудовлетворяет и убивает нужду, с необходимостью вписываясь в ограниченностьвозможностей перед лицом смерти ("не тот хлеб, что ели отцы, которые умерли").Отныне294 Ю. Кристевазнамение действует как давняя пред-метафора: возврат к Отцу, воздействие нажесткость потребностей дают как новый импульс к бесконечной интерпретативнойдеятельности, так и возврат к телесной идентичности.

В конечном итоге две модели знамения открываются читающему этот текст:поставленная под сомнение первая и предлагаемая взамен вторая. С помощью Иоаннанам открывается новая динамика сигнификации - кольцевая (от собственной Самостик Другому), гетерогенная (смысл и аффект), бесконечная (интерпретация черезигру). В этой динамике "дар" Сына его Отцу, смерть Иисуса включается 295 Знамения на пути к субъектув веру (путь, любовь). Она сообщает новый импульс вечности смысла и жизни, нефиксированного ни на искупительной смерти, ни на смертоносной царской власти, вчем, собственно, и отказывает Иисус.Эту циркуляцию можно назвать переходом. "Чудо" перехода Иисуса по морю является,в конце концов, одним из наиболее впечатляющих. Этот переход необычен: "лодкапристала к берегу" внезапно, и только одно воображение может следовать заИисусом, идущим по воде... Можно вообразить, что этот переход нематериален.Во всех обстоятельствах Иоанном подчеркивается внутренний христианский характерИисуса-чудотворца. Начинается история, вехами которой являются Плотин, ОтцыЦеркви, Декарт, Гегель и многие другие. Однако только открытия Фрейда, возможно,позволяют подойти ближе - извне к метафорическому переосмыслению таинстваевхаристического слияния в (появление, пришествие) субъекта.

 

Олимпия де Гуж

 

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЖЕНЩИНЫИ ГРАЖДАНКИ

 

 

Предисловие

 

Идея равенства полов как и вообще идея равенства, является составной частью понятия демократии, которое разарабатывалось в рамках философской традиции гуманизма, Просвещения и европейских революций XYII-XYIII вв. Первые официальные документы по правам человека появились в конце XYIII в., когда практически в одно время были приняты Декларация независимости США (1776) и Декларация прав человека и гражданина во Франции (1789). В этих документах, лежащих в основе современной концепции прав человека, отсутствовало признание гражданских прав женщин, отсутствовала идея равенства полов. Идея равенства полов, выраженная в текстах XY-XYII вв., первоначально представляла из себя "теоретическую реабилитацию женского пола"[1], защиту права женщин считаться полноценным человеком. В XYIII в. в эпоху Просвещения и Великой французской революции состоялись первые выступления женщин в защиту своих политических и гражданских прав, тогда же были сформулированы требования и опубликованы документы, требующие признания прав женщин как граждан. Вызов был брошен "проматерью феминизма" Олимпией де Гуж (1745-1793), которая в 1791 г. сформулировала, опубликовала и озвучила первый, по сути феминистский, манифест - Декларацию прав женщины и гражданки.

Немецкая социалистка и феминистка начала ХХ в. Лили Браун в книге "Женский вопрос" посвящает Олимпии де Гуж несколько страниц в главе о роли женщин в эпоху Великой Французской революции. По ее мнению, Олимпия де Гуж была одной из самых своеобразных и оригинальных личностей, которой "суждено было сделаться первой организаторшей женского движения"[2].

Лили Браун пишет: "Ее настоящее имя было Мария Гуз, ее родители были простые люди из Монтобана, но весьма вероятно, что своим рождением она была обязана любовной связи ее матери Олимпии с поэтом Ле Франк де Помпиньяном. Красивая девушка, бурбонские черты которой дали повод также считать ее отцом Людовика XV, вышла замуж очень рано, но спустя немного лет сбросила с себя оковы несчастливого брака[3]. Олимпия отправилась в Париж, вела блестящую светскую жизнь, но скоро круто изменила свою жизнь, отдавая себя работе для общественного блага.

По мнению ее современников, она поражала всех богатством своих идей и силою своей речи. Во всем, что она писала и говорила, звучала женская натура в ее прекраснейших чертах. Перед лицом царившего голода она с помощью публичного воззвания и собственным примером добилась того, что многие богатые женщины с самоотверженной готовностью принесли в дар государству свои драгоценности. Она горячо агитировала за устройство образцовых государственных мастерских для безработных, что и было отчасти выполнено.

Настоящую эпоху составили выступления Олимпии де Гуж на поприще женского движения. В своем обращении к женщинам она восклицала: "Разве еще не время, чтобы и среди нас - женщин - началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?" Когда же появилась Декларация прав человека, возбудившая всеобщий энтузиазм, то она опубликовала манифест, прокламировавший права женщин и в сжатых, но сильных словах заключавший программу женского движения"[4].

По другим данным[5], французская писательница и революционерка Олимпия де Гуж была дочерью мясника и прачки, рано вышла замуж за очень богатого пожилого мужчину. Овдовев, она поселилась в Париже и стала довольно известным автором нескольких комедий, поставленных в столичном театре. Истовая республиканка, она основала несколько женских организаций в эпоху революции, опубликова более 30 политических памфлетов. Хотя Олимпия де Гуж поддерживала Революцию, она активно выступала против кровопролития, против казни короля, против политики Робеспьера и Марата. Это привело ее на эшафот в 1793 г., она была казнена как реакционная роялистка.

Публикации Олимпии де Гуж были одновременно феминистскими и революционными. Наибольшую известность она получила после публикации "Декларации прав женщины и гражданки", главные требования которой заключались в следующем: предоставление активного и пассивного избирательного права для женщин, допущение их ко всем должностям, предоставление права владеть и распоряжаться собственностью, права на образование, равных прав в семье и церкви.

В.Успенская

 

ОЛИМПИЯ де ГУЖ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЖЕНЩИНЫИ ГРАЖДАНКИ

(1791)

 

Мужчины, можете ли вы быть справедливыми? Этот вопрос задает вам женщина. Вы не можете приказать ей молчать. Скажите мне, кто дал вам право унижать мой пол? Ваша сила? Ваши таланты? Взгляните на нашего Мудрого Творца, на величие природы, к гармонии с которой вы стремитесь, и, если сможете, найдите еще хоть один пример такого же деспотизма. Изучите мир животных, наблюдайте стихии, исследуйте растения и, наконец, все возможные органические формы существования и признайте свое поражение перед лицом тех доказательств, которые я вам предлагаю. Попробуйте, если конечно у вас получится, описать еще хоть один случай подчинения одного пола другому. Такое есть только в нашем обществе, потому что вся остальная природа устроена гармонично. Она образец вечного сотрудничества полов.

Только мужчины сделали из естественного разделения принцип. Нелепый, слепой, псевдонаучный и деградировавший - в эпоху просвещения и мудрости! – до полного невежества, мужчина хочет повелевать, поскольку только он наделен умственными способностями. Он делает вид, что поддерживает Революцию, хочет равноправия и на этом останавливается.

Матери, дочери, сестры [и] гражданки требуют права быть представленными в Национальном собрании. Полагая, что неосведомленность и пренебрежение правами женщин – корень всех проблем нашего общества, мы решили выдвинуть торжественную декларацию естественных, неотъемлемых и священных прав женщин. Декларация призвана служить постоянным напоминанием всем членам общества об их правах и обязанностях, обеспечивать законность любых действий мужчин и женщин и обеспечивать поддержание нравственности в обществе. Итак, пол, чья красота и смелость, подтверждаемая муками материнства, признает и заявляет в присутствии и под покровительством Господа Бога следующие Права Женщины и Гражданки:

 

Статья 1

Женщина рождена свободной и равной в правах мужчине. Социальные различия объясняются только соображениями целесообразности.

Статья 2

Целью любого политического объединения является утверждение естественных и неотъемлемых прав женщин и мужчин. К таковым относятся свобода, собственность, безопасность и сопротивление насилию (подавлению)

Статья 3

Принцип суверенитета изначально заложен в идее нации, которая представляет собой союз женщин и мужчин. Никто и ничто не может реализовывать власть, не данную ему государством.

Статья 4

Свобода и справедливость заключаются в возвращении всего, что принадлежит другим. Поэтому единственным ограничением для реализации естественных прав женщин является постоянная тирания со стороны мужчин. Это ограничение должно быть упразднено, как того требуют законы природы и человеческого разума.

Статья 5

Законы природы и человеческий разум осуждают все действия, наносящие вред обществу. Все, что разрешают эти мудрые и священные законы, не может быть запрещено, и никого нельзя заставить делать то, что не предписано этими законами.

Статья 6

Законы должны выражать всеобщую волю, все граждане, как женщины, так и мужчины, должны лично или через своих представителей содействовать законотворчеству. И мужчины, и женщины должны быть равны перед законом, иметь одинаковый доступ к государственным постам, почестям, общественной деятельности согласно их способностям и на основании их талантов и добродетелей.

Статья 7

Ни одна женщина не является исключением. Ее могут обвинить, арестовать и содержать под стражей в случаях, оговоренных в законе. Женщины наравне с мужчинами подчиняются закону.

Статья 8

Закон должен устанавливать только такие наказания, необходимость которых очевидна. Наказание может осуществляться только так, как предписывает закон, принятый до совершения того или иного преступления.

Статья 9

Если женщина признана виновной, то она должна понести наказание, определенное законом.

Статья 10

Никто не должен быть наказан за собственные взгляды. Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну, при условии, что в ее выступлении не содержится призыв к свержению законного режима.

Статья 11

Самым драгоценным для женщины является право на свободное изложение своих мыслей и мнений. Свобода подразумевает признание детей их отцами, поэтому любая женщина, не обращая внимание на варварские предрассудки, может открыто заявить: “Я мать твоего ребенка”. Исключение может быть сделано, чтобы противостоять ограничению свободы в случаях, предусмотренных законом.

Статья 12

Гарантия прав женщин и гражданок принесет пользу всем; эта гарантия должна быть претворена в жизнь ради всеобщего блага, а не ради тех, кому доверено следить за исполнением декларации.

Статья 13

Вклад женщин и мужчин в общественную деятельность, а также их участие в управлении должны быть одинаковыми. Если женщина на равных выполняет тяжелую работу, то она должна принимать участие в распределении должностей, постов и всех других благ.

Статья 14

Мужчины и женщины имеют право проверять, лично или через своих представителей, необходимость пожертвований со стороны общества. Этот пункт распространяется на женщин, только в том случае, если им гарантируется равная степень участия в процессе распределения материальных благ и управления обществом, в том числе в определении размера, основания, процесса и продолжительности сбора налогов.

Статья 15

Женщины, объединенные с мужчинами для упрощения процедуры налогообложения, имеют право потребовать отчет о распределении налогов у любого представителя властей.

Статья 16

Ни в одном обществе невозможна конституция, в которой не гарантировались бы естественные права, и не утверждалось бы разделение властей. Конституция является лишь фикцией, если в ее разработке не принимали участие большинство граждан страны.

Статья 17

Собственность принадлежит обоим полам. И для мужчин, и для женщин, обладание собственностью – священное и нерушимое право. Никого нельзя лишить собственности, поскольку таков истинный закон природы. Единственно возможным случаем будет законное требование общества, и то только на условиях предварительной и справедливой компенсации.

 

Постскриптум

Женщина, очнись. Набат разума раздается по всему миру. Осознай свои права. Огромное царство природы больше не окружено предрассудками, фанатизмом, суевериями и ложью. Пламя истины разогнало тучи глупости и узурпаторства. Силы раба умножились, и он сбросил свои оковы. Но, освободившись, он стал несправедлив к своим ближним. О, женщины! Когда же вы прозреете? Что вы получили от Революции? Усилившееся презрение, более очевидное пренебрежение. На протяжении столетий у вас была власть только над мужскими слабостями. Почему вы боитесь потребовать того, что причитается вам по мудрым законам природы? Или вы боитесь, что наши французские законодатели, эти блюстители нравов, живущие по меркам давно минувших дней, снова спросят: “Женщины, а что же у вас общего с нами?” “Все”, - ответите им вы. Если они будут упорствовать, не бойтесь использовать силу разума для борьбы с необоснованными претензиями на господство, объединяйтесь под знаменем философии, употребите всю свою энергию и вскоре вы увидите, как высокомерные мужчины, которые ранее были лишь услужливыми обожателями, станут делить с вами дары божественной мудрости. Какие бы преграды не стояли на вашем пути, в вашей власти освободить самих себя. Вам стоит только захотеть. Измените свой статус в обществе. И поскольку в данный момент обсуждается вопрос о всеобщем образовании, давайте проследим за тем, чтобы законодатели не обошли вниманием вопрос женского образования.

Женщины нанесли больше вреда, чем сделали добра. Их уделом были ограничения и притворство. Та власть, которая была отнята у них, нашла воплощение в арсенале женских хитростей. Они стали прибегать ко всем возможным видам обольщения, и даже самый целомудренный не смог перед ними устоять. Им подчинялись и меч, и яд. Они повелевали преступлениями. Руководство Францией, например, веками зависело от тех, с кем сильные мира сего проводили ночи; ни одна государственная проблема не оставалась тайной для женщины: назначения в посольствах, в армии, министерствах, церкви. Наконец, все мужчины, в мундире или сутане, пали жертвой алчности и амбициозности женщин, которых презирали и перед которыми преклонялись.

Что можно сказать в этой противоречивой ситуации? У меня есть только мгновение, чтобы изложить свои взгляды, но именно к этому мгновению будет приковано внимание наших потомков. При старом режиме все было порочно, все неправильно. Но взять хотя бы отношение к греху - что изменилось сейчас? Женщине нужно было быть всего лишь красивой и приятной. Если она обладала этими качествами, то она могла наслаждаться многими прелестями жизни. И если она ими не воспользовалась, то это считалось странностью или проявлением некой нелепой философии, которая заставляла женщину презирать богатство. Тогда в глазах общества она становилась сумасшедшей. Самые недостойные добивались уважения богатством, женская коммерция стала чем-то вроде особой отрасли в высших слоях общества, которая отныне прекратит свое существование. Если же она останется, то революция потерпит поражение. В новых условиях мы никогда не будем чисты. Однако всегда можно заставить других поверить, что женщине закрыт путь к радостям жизни, если мужчина покупает ее, как раба на африканском побережье. Разница известна всем: раб подчиняется хозяину, но если хозяин дарует ей свободу, не прибавив к ней материального вознаграждения, то что станет с женщиной в том возрасте, когда красота уже уходит? Она ощутит всю силу общественного порицания, и для нее будут закрыты даже двери благотворительных организаций. Про нее скажут: “Несчастная старушка, почему же она не обеспечила себя?”. Разум подсказывает другие, более пронзительные примеры. Молодая неопытная женщина, соблазненная любимым мужчиной, оставляет отчий дом, чтобы следовать за ним. Неблагодарный бросит ее через несколько лет, а чем старше она становится, тем чаще его измены. Он уйдет от нее, даже если у них есть дети. Если он богат, то он не посчитает нужным обеспечить своих детей. Он будет чувствовать себя совершенно безнаказанным, поскольку его оправдает любой суд. Если он женат, то любые другие обязательства будут признаны незаконными. Как же противостоять греху? С помощью закона о равном разделении собственности между мужчиной и женщиной и об их равном участии в управлении обществом. Совершенно очевидно, что выходцы из богатых семей только выиграют от такого закона. А что же ожидает тех, кто живет честно и достойно, но в нужде? Бедность и позор. Если девушка не обладает выдающимися талантами в музыке или рисовании, ей закрыт доступ к любому участию в общественной жизни, какими бы способностями она не обладала. Сейчас я ограничусь лишь набросками, через несколько дней я подробно изложу свою политическую платформу, снабдив свое сочинение необходимыми комментариями.

Я снова возвращаюсь к вопросу морали. Брак – могила доверия и любви. Замужняя женщина может бесстыдно рожать незаконных детей своему мужу и оставлять им наследство, которое им не принадлежит. Незамужняя женщина может лишь одно: древние бесчеловечные законы не позволяют ей дать своему ребенку имя и богатство его отца. Никаких новых законов, регулирующих этот вопрос, принято не было. Если вы посчитаете парадоксальной и бессмысленной мою попытку дать моему полу право на постоянство, то я предоставлю мужчинам пожинать плоды моего начинания. Но пока мы ждем, можно начать подготовку с внедрения всеобщего образования, с возвращения к нравственным истокам и к уважению института брака.

 

Форма Общественного договора между Мужчиной и Женщиной.

 

Мы, …….. и ………., по собственному желанию, соединяемся до конца наших жизней и до конца наших чувств друг к другу и принимаем следующие условия: мы намерены сделать наше состояние общим, оставляя за собой право разделить его по своему усмотрению между нашими детьми и теми, к кому испытываем особенную привязанность. Мы признаем, что наша собственность принадлежит нашим детям, независимо от того, кто является их настоящим отцом или матерью, и все дети имеют равное право на нашу фамилию. Таким образом, в случае развода мы обязаны разделить наше имущество и определить ту часть, которая по закону достанется нашим детям. В случае идеального союза тот, кто умрет первым, оставит свою долю собственности в пользу детей, а если кто-то умрет бездетным, то супруг или супруга по праву получит долю усопшего, если только покойный не завещал ее в пользу кого-то еще.

Я предлагаю вот такую форму брачного контракта. Я могу представить, как поднимутся против нее лицемеры, ханжи, духовенство и прочие. Немногие смогут понять, что только таким образом можно прийти к гармонии в обществе. Я постараюсь привести несколько примеров. Богатый бездетный эпикуреец считает приемлемым для себя посещать семью своего бедного соседа и увеличивать численность его семьи. Если будет закон, позволяющий жене бедняка отдать своего ребенка в богатую семью, общество лишь выиграет от этого, а нравственность возрастет. Возможно, этот закон будет способствовать сохранности собственности и убережет кого-то от приютов для бедняков. Возможно, тогда лжефилософы перестанут выступать против естественных законов нравственности, а может, они просто запутаются в своем ворохе цитат.

Кроме того, я бы хотела, чтобы был закон, защищающий вдов и молодых женщин, обманутых лживыми обещаниями мужчин, к которым они испытывали привязанность. Я бы хотела, чтобы этот закон заставил таких мужчин придерживаться данных ими обещаний или, по крайней мере, выплатить штраф, соизмеримый с размером его состояния. Опять же, я бы хотела, чтобы этот закон был суров и к женщинам, имеющим наглость требовать защиты от закона, который они сами нарушили, но при условии, что имеются доказательства их преступления. В то же время, как я писала в книге “Простое человеческое счастье” (1788), эти проститутки должны быть размещены в специальных кварталах. Не проститутки больше всего способствуют падению нравов, а “приличные” женщины из общества. Поэтому последние могут измениться сами, помогая падшим женщинам. Эта сестринская связь сначала может вызвать определенный беспорядок, но впоследствии ее результатом будет полная гармония.

Я предлагаю надежный способ спасения женских душ. Женщинам нужно разрешить заниматься мужскими занятиями. Если мужчины будут упорствовать и продолжать считать такой путь неэффективным, то надо обязать их делить свою собственность с женщиной по закону. Предрассудки исчезнут, нравы станут более чистыми, природа вновь вступит в свои права. Добавьте к этому отмену безбрачия среди священников и укрепление королевской власти, и тогда во Франции будет гарантирован порядок.

Крайне необходимо упомянуть закон в защиту цветного населения наших колоний. Есть еще среди нас люди, которые остались глухи к идеям гуманизма и разума. Нетрудно заметить этих возмутителей спокойствия. Они есть даже среди депутатов Национального собрания. Они разжигают огонь в Европе, в надежде, что он перекинется и на Америку. Колонисты претендуют на господство над людьми, чьими отцами и братьями они являются. Отрицая законы природы, они хотят оправдать свое право на господство цветом своей кожи. Эти нелюди говорят: “Наша кровь течет в их жилах, но мы прольем ее, если будет нужно удовлетворить наши амбиции”. Вот так отцы презирают своих детей. Они глухи к голосу крови. Они пытаются решить проблемы Европы, начав кровопролитие в Америке. Иногда кажется, что Господь Бог придумал свободу не для человеческого общества. Только закон имеет право ограничивать свободу, но закон должен быть одинаков для всех. Национальное собрание должно быть свободным в своих решениях, но не выходить за рамки закона. Пусть свобода правит во Франции и оберегает нашу страну от новых бед, которые могут быть еще страшнее старых. Я считаю, что первым делом нужно примирить законодательную и исполнительную ветви власти, поскольку представляется, что одна всесильна, а другая беспомощна, а это может привести к краху Франции. Я думаю, что две эти ветви власти, как мужчина и женщина, должны объединиться и работать на общее благо.

 

 

 

Афоризмы

Симона Вейль

ВЕЙЛЬ (Weil) Симона (1909-43), французский социальный и религиозный философ, мистик. После немецкой оккупации Парижа в 1940 бежала в Марсель, затем в США и Великобританию, участвовала в движении Сопротивления. Сочинения - "Бремя и благодать", "Потребность в укоренении", "Ожидание Бога".
VEYL - VEYL (Weil) Simona (1909-43), frantsuzskiy sotsialniy i religiozniy filosof, mistik. Posle nemetskoy okkupatsii Parizha v 1940 bezhala v Marsel, zatem v SShA i Velikobritaniyu, uchastvovala v dvizhenii Soprotivleniya. Sochineniya - "Bremya i blagodat", "Potrebnost v ukorenenii", "Ozhidanie Boga".

 Из двух людей, которые не убеждались лично в существовании Бога, ближе к нему тот, кто его отрицает. (БОГ) [2003-07-06 00:00:00]

 Наша реальная жизнь больше чем на три четверти состоит из воображения и фантазий. (ФАНТАЗИЯ) [2003-06-15 00:00:00]

 Все грехи - это попытки заполнить пустоту. (ГРЕХ) [2003-06-15 00:00:00]

 Все грехи - это попытки заполнить пустоту. (ГРЕХ) [2003-06-15 00:00:00]

 Если в человеке и есть что-то по-настоящему хорошее, то разве что нечто такое, о чем он и сам не знает. (ЧЕЛОВЕК) [2003-06-15 00:00:00]

 Справедливость - вечная беглянка из лагеря победителей. (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ) [2003-06-15 00:00:00]

 Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений. (ПРОШЛОЕ) [2003-06-15 00:00:00]

 Красота - это гармония случая и добра. (ЭСТЕТИКА) [2003-03-29 10:14:01]

 Дистанция - душа красоты. (ЭСТЕТИКА) [2000-05-29 10:10:25]

 Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров. (КУЛЬТУРА) [2000-05-29 10:10:25]

 Опиум народа - не религия, а революция. (РЕЛИГИЯ) [2000-05-18 13:30:37]

 После гибели идеи остаются трупы. (ИДЕОЛОГИЯ) [2000-05-18 13:28:07]

 

Симона Бовуар

 Нагота начинается с лица, бесстыдство - со слов. (ЖЕНЩИНЫ) [2003-06-15 00:00:00]

 Самый заурядный мужчина чувствует себя полубогом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: