Программа рассчитана на три года обучения, включает в себя такие виды деятельности учащихся, какпластилинография, бумагопластика, декупаж роспись и др.
Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов (наглядности, научности, сознательности и активности и т.д.) и современных (деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества).
В первый год обучения учащиеся осваивают основные приемы и способы рукоделия. На втором и третьем году обучения приемы и способы усложняются. Вводятся новые техники.
В зависимости от задач, решаемых на занятиях, следует варьировать использование различных форм организации учебной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.
Учебный процесс может протекать как в традиционной форме (комбинированное занятие, усвоения нового материала, закрепления изучаемого материала, контроля) так и нетрадиционных формах: путешествие, ролевая игра и др. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Каждое занятие завершается проведением рефлексии.
Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педтехнологий, например, целеполагания, проектной, ТРИЗ-технологии, здоровьесберегающих, игровых и др.
На каждом занятии необходимо систематически проводить работу по формированию и развитию УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
При обсуждении изучаемого материала (творческих работ, авторских работ, произведений искусства) желательно использовать такие формы и методы как диалог, выяснение различных точек зрения, изучение понятий. Важно создавать проблемную ситуацию, вводить ребят в обстановку поиска, исследования. Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы эстетические и этические суждения не давались в готовом виде, а вытекали из логики фактов, были сформулированы самими ребятами.
При формировании заданий следует применять дифференцированный подход, что позволит учесть психологические особенности учащихся, уровень их подготовки и способностей.
Важно тщательно подбирать учебный материал для заданий развивающего характера (конкурсно-игровые программы, логические задания, шуточные «задачки-соображалки», занимательные игры, упражнения, кроссворды и т д.). Это не только активизирует познавательную деятельность детей и способствует их общему развитию, но и повышает мотивацию к занятиям. С детьми 7-10 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети эмоционально реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол, которые могут выполнять любые роли.
Особое внимание следует уделять развитию воображения, фантазии, творческой активности учащихся. С этой целью можно применять Триз-технологию, игровую технологию, ассоциативный метод, мозговой штурм и т.д.
Педагогу важно заботиться о создании на занятиях атмосферы доброжелательности, уважения, взаимопомощи, эмоционально и психологически комфортной обстановки. Для отдыха и снятия напряжения обязательно проводить физкультминутки с упражнениями для спины, глаз, рук.
Подведение итогов по результатам освоения программы может быть в различных формах, например, в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, конкурса и т.д. в процессе просмотра работ происходит обсуждение замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце года может быть подготовлена большая выставка творческих работ (вернисаж), в которой участвуют все члены дизайн-студии.
Первый год обучения
№ | Раздел и тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы | Формы подведения итогов |
I | Вводное занятие | практическое занятие, ролевая игра | словесный наглядный объяснительно- иллюстративный показ видеоматериалов | выставка. коллективная рефлексия |
II | Волшебное рисование | |||
2.1. | Знакомство с пейзажем | путешествие, экскурсия, занятие-практика | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный фронтальный | презентация творческих работ, |
2.2. | Знакомство с животным миром | поход, занятие-практика | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный | самостоятельная работа, контрольное занятие. |
2.3. | Знакомство с натюрмортом | комбинированное занятие, ролевая игра, экскурсия в музей | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный показ видеоматериалов | открытое занятие для родителей. |
III | Пластилинография (работа с пластилином, полимерной глиной, соленым тестом) | |||
3.1. | Знакомство со средствами выразительности. | праздник, ролевая игра | словесный наглядный объяснительно- иллюстративный | опрос, конкурс коллективная рефлексия |
3.2. | Плоскостное изображение | Путешествие Комбинированное занятие | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный фронтальный | выставка, презентация творческих работ, |
3.3. | Объемное изображение. | конкурс, занятие-практика | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный групповой | конкурс. коллективная рефлексия |
3.4. | Знакомство с симметрией. | поход, комбинированное занятие | наглядныйпрактический групповой | контрольное занятие, взаимозачет. |
3.5. | Формирование композиционных навыков. | нетрадиционное занятие, занятие-практика, экскурсия в музей | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный фронтальный | выставка. |
3.6. | Трафаретные технологии | нетрадиционное занятие, аукцион идей ролевая игра | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный фронтальный | презентация творческих работ. |
3.7. | Рельефное изображение | комбинированное занятие, праздник, | Видеометод словесный наглядныйпрактический | выставка, коллективная рефлексия |
IV | Бумагопластика (техника аппликации, декупажа). | |||
4.1. | Техника аппликации, декупажа | занятие -практика, соревнование | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный фронтальный | открытое занятие для родителей. |
4.2. | Знакомство с техникой аппликации. | комбинированное занятие | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный | опрос, самостоятельная работа, |
4.3. | Знакомство с техникой бумажная мозаика. | экскурсия, занятие-практика | Видеометод словесный наглядныйпрактический | выставка. коллективная рефлексия |
4.4. | Элементы декупажа | путешествие, ролевая игра | Видеометод, с ловесный,наглядныйпрактический | контрольное занятие. |
V | Участие в выставках, конкурсах | |||
5.1. | Участие в выставках, конкурсах. | выставка, ярмарка | практический | рефлексия |
VI | Заключительное занятие | |||
6.1. | Заключительное занятие. | нетрадиционное занятие | наглядныйпрактический фронтальный | выставка, ярмарка |
Второй год обучения
№ | Раздел и тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы | Формы подведения итогов |
I | Вводное занятие. | Комбинированное, тренинг | словесный наглядный | опрос |
II | Пластилинография(работа с соленым тестом, полимерной глиной, холодным фарфором). | |||
1. | Жанр изобразительного искусства - натюрморт. | мастерская, занятие-практика, экскурсия в музей | словесный наглядныйпрактический индивидуальный | презентация творческих работ |
2. | Жанр изобразительного искусства – пейзаж. | Путешествие в сказку занятие турнир, | словесный наглядныйпрактический показ видеоматериалов коллективный | контрольное занятие, взаимозачет. |
3. | Жанр изобразительного искусства – портрет. | тренинг, деловая игра мастерская | словесный практический объяснительно- иллюстративный в парах | самостоятельная работа, презентация творческих работ. |
III | Бумагопластика (техника аппликации, декупажа). | |||
1. | Техника работы с бумагой. | комбинированное занятие турнир, | словесный наглядный объяснительно- иллюстративный | выставка, коллективная рефлексия |
2. | Техника аппликации. Техника «Скрапбукинг». | защита проектов, практическое занятие, | словесный наглядныйпрактический коллективно-групповой | презентация творческих работ. |
3. | Мозаика. Комбинированная техника. | экскурсия, занятие-практика | словесный наглядныйпрактический групповой | выставка, коллективная рефлексия |
4. | Декупаж. Объемно-пространственная композиция. | комбинированное занятие, конкурс, экскурсия в музей | наглядныйпрактический в парах | выставка, самостоятельная работа. |
IV | Роспись(техника витража). | |||
1. | Роспись контрастным цветом.Цветоведение. | ролевая игра, мастерская | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный показ видеоматериалов | опрос, самостоятельная работа, коллективный анализ работ |
2. | Роспись в круге. | комбинированное занятие, праздник | Видеометод словесный наглядныйпрактический | выставка, коллективная рефлексия |
3. | Роспись панно, техника Point-to-Point. | экскурсия, комбинированное занятие | словесный наглядныйпрактический коллективно-групповой | открытое занятие для родителей, самостоятельная работа. |
V | Участие в выставках, конкурсах. | |||
Участие в выставках, конкурсах. | выставка, ярмарка | практический | рефлексия | |
VI. | Заключительное занятие. | |||
Заключительное занятие. | нетрадиционное занятие | наглядныйпрактический фронтальный | презентация творческих работ, коллективный анализ работ |
Третий год обучения
№ | Раздел и тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы | Формы подведения итогов |
I | Вводное занятие. | Нетрадиционное занятие | наглядный объяснительно- иллюстративный показ видеоматериалов | коллективная рефлексия |
II | Пластилинография(работа с пластилином, полимерной глиной, соленым тестом). | |||
1. | Натюрморт. Рельеф. | творческая встреча практическое занятие | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный | самостоятельная работа, презентация работ |
2. | Композиция. Пейзаж. Объемно-пространственная композиция. | комбинированное занятие дискуссия, | словесный наглядныйпрактический показ видеоматериалов коллективный | контрольное занятие, взаимозачет. |
3. | Портрет. Коллективная творческая деятельность. | тренинг, деловая игра, мастерская | словесный наглядныйпрактический объяснительно- иллюстративный показ видеоматериалов | контрольное занятие, взаимозачет. анализ работ |
4. | Самостоятельная тематическая композиция. | комбинированное занятие, экскурсия. | практический наблюдение исследовательский индивидуальный | самостоятельная работа, презентация работ |
III | Бумагопластика (техника аппликации, декупажа, дизайнерское конструирование) | |||
1. | Аппликация. Украшение предметов интерьера. | защита проектов, тренинг, | словесный наглядныйпрактический коллективно-групповой | презентация творческих работ. |
2. | Декупаж. Разработка и выполнение авторской работы. | экскурсия, тренинг, | словесный наглядныйпрактический индивидуальный | выставка, коллективный анализ работ |
3. | Конструирование с элементами мозаики. | комбинированное занятие, конкурс. | наглядныйпрактический групповой | выставка, коллективная рефлексия |
4. | Самостоятельная тематическая композиция. | практическое занятие, дискуссия, | словесный наглядныйпрактический индивидуальный | самостоятельная работа, презентация работ |
IV | Роспись. | |||
Оформление интерьера с элементами витража. | комбинированное занятие, праздник | Видеометод словесный наглядныйпрактический | выставка, коллективная рефлексия | |
Комбинированная роспись. | творческая встреча, посещение выставки | словесный наглядныйпрактический | открытое занятие для родителей | |
Самостоятельная тематическая композиция. | занятие-практика дискуссия, | наглядныйпрактический индивидуальный | презентация творческих работ. | |
V. | Участие в выставках, конкурсах. | |||
Участие в выставках, конкурсах. | выставка, ярмарка | практический | рефлексия | |
VI. | Заключительное занятие. | |||
Заключительное занятие. | Вернисаж | практический | вернисаж, кол. анализ работ |