Статья 3 Конвенции применяется также и в отношении условий содержания в следственных изоляторах или исправительных учреждениях. 26 глава




В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире, к которым привлекалось внимание или которые выносились на рассмотрение Совета Безопасности.

Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН.

Тесно сотрудничая с Генеральным секретарем, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами ООН, Совет Безопасности не раз использовал процедуру подтверждения резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи, планов и предложений Генерального секретаря ООН.

Совет Безопасности неоднократно обращался с призывом к сторонам в конфликте прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. в ходе рассмотрения комплекса проблем, касающихся урегулирования югославского кризиса, ирано-иракского конфликта, положения в Анголе, Грузии, Таджикистане и на таджикско-афганской границе.

Важное место в деятельности Совета Безопасности с первых дней его существования занимали методы установления фактических обстоятельств споров и конфликтов, расследование причин и фактической стороны военных столкновений между государствами.

С 1948 г. Совет Безопасности стал прибегать к такому методу, как направление групп военных наблюдателей и миссий наблюдения за выполнением требований о прекращении огня, условий соглашений о перемирии, политическом урегулировании и т.д.

Совет Безопасности использовал и такой метод, как непосредственное урегулирование споров и конфликтов между государствами и внутри них, определение условий достижения независимости народами, борющимися за свою свободу. После проведения расследования Совет в 1970 г. одобрил и узаконил независимость Бахрейна в соответствии с волеизъявлением народа этой страны; разработал, одобрил и осуществил план ООН, в соответствии с которым Намибия обрела независимость в 1990 г.; взял на себя впервые ответственность за организацию и проведение свободных и справедливых выборов при осуществлении одной из наиболее масштабных операций по поддержанию мира в Камбодже в 1992 - 1993 гг. и др.

Важной сферой деятельности Совета Безопасности является его взаимодействие с региональными организациями. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах, в том числе путем проведения регулярных консультаций, оказания дипломатической поддержки.

На протяжении более чем полувека заметно расширилась миротворческая деятельность Совета Безопасности, которую можно квалифицировать как совокупность мер политического, дипломатического, экономического, правового, военного и иного характера, включающих мирные средства в соответствии с гл. VI Устава ООН, и рекомендации и меры, не связанные с использованием вооруженных сил, по гл. VII Устава ООН, а также коллективные действия, предпринимаемые ООН и региональными организациями (ОБСЕ, СНГ, АС, ОАГ и др.) на основании гл. VIII Устава ООН с использованием военных наблюдателей, военных контингентов, полиции (милиции), гражданского персонала и направленные на предотвращение и мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами и внутри государств и способствующие поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

В ходе этой деятельности был выработан ряд специфических методов деятельности, таких как раннее обнаружение, превентивная дипломатия, поощрение к миру (установление мира), операции по поддержанию мира, миростроительство, разоружение и санкции.

В последние годы возникла насущная необходимость в создании систем раннего предупреждения о возникновении очагов напряженности, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угрозе голода и распространении болезней и эпидемий. Отметим, что, когда Совету Безопасности необходимо определить в соответствии со ст. 34 Устава ООН, не может ли продолжение любого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он сам уполномочивается расследовать такой спор или ситуацию и на основе собранной информации принимать рекомендации и превентивные меры. Часто используя этот метод, Совет Безопасности направил за послевоенный период в различные регионы свыше 50 разного рода миссий.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал и такой инструмент, как санкции - экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществляемые государствами по решению Совета Безопасности с целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий, представляющих собой угрозу, нарушение мира или акт агрессии. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с рядом негативных последствий для населения и экономики стран - объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям. Особенно часто санкции стали применяться в конце XX - начале XXI в. после окончания холодной войны. Именно в этот период Совет Безопасности применял всеобъемлющие или частичные санкции в семь раз чаще, чем за предшествующие 45 лет холодной войны.

Совет Безопасности активно использовал в своей миротворческой деятельности и такой инструмент, как постконфликтное миростроительство - совокупность действий государств и международных организаций, направленных на устранение коренных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных причин спора, приведшего к вооруженному конфликту, предотвращение возобновления конфликта, выявление и поддержку структур, предназначенных для укрепления мира и восстановления важнейших элементов инфраструктуры и гражданских институтов государства.

Исключительно важное значение имеет деятельность Совета Безопасности в борьбе с новыми вызовами и угрозами XXI в., и особенно с самой серьезной из них - международным терроризмом во всех его формах и проявлениях. Особую оперативность Совет Безопасности проявил в связи с террористическими нападениями, совершенными 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, которые Совет Безопасности в своей Резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г. назвал, как и любой акт международного терроризма, угрозой для международного мира и безопасности. Еще более весомый характер имеет Резолюция 1373 Совета Безопасности от 28 сентября 2001 г., на основании которой был создан эффективный механизм мониторинга и контроля за выполнением всеми государствами положений и обязательств, содержащихся в резолюции, - Контртеррористический комитет (КТК), что было первым случаем, когда Совет Безопасности создал комитет с глобальной сферой действия.

Решая стоящие перед ним задачи, Совет Безопасности прибегал и к таким методам, как учреждение на основании гл. VII Устава ООН международных уголовных трибуналов в качестве своих вспомогательных органов. В 1993 г. им был учрежден Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии, в 1994 г. - Международный уголовный трибунал по Руанде. Создание такого рода трибуналов - на основании не соглашения государств, а решения органа ООН - с международно-правовой точки зрения является далеко не бесспорным.

Совет может принимать рекомендации, т.е. юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических обязательств.

Совет Безопасности может также принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение. При этом структура ООН исключает возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии. Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные резолюции.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято за более чем полвека свыше 1500. Наряду с этим в практике Совета Безопасности все более заметную роль стали играть заявления Председателя Совета, число которых превысило 700, а также записки и брифинги Председателя Совета по различным вопросам.

Согласно Уставу ООН Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять быстрые и эффективные действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

Международный суд ООН. Важное место в структуре ООН занимает Международный суд. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание Суда - Гаага.

Все государства - члены ООН являются ipso facto участниками Статута Суда - неотъемлемой составной части Устава ООН. Устав ООН проводит строгое разграничение компетенции важнейшего политического органа - Совета Безопасности и Международного суда. Как подчеркивается в п. 3 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности принимает во внимание, что "споры юридического характера должны как общее правило передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда". Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Судом в полном составе. В последнее время Суд стал чаще прибегать к процедуре упрощенного судопроизводства.

Государства могут, согласно ст. 36 Статута, в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, и характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

К началу 2015 г. 70 из 193 государств - членов ООН заявили о признании обязательной юрисдикции Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают это согласие, по существу, иллюзорным.

За время существования Суда им было вынесено около 90 решений и 25 консультативных заключений. Решения Суда считаются обязательными для государств - сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны "может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение" (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной, Международный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст. 96 Устава ООН Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности. В настоящее время три главных органа ООН, один вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи, 19 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 24 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

3 февраля 1994 г. Суд вынес свое постановление по делу "Территориальный спор (Ливия против Чада)", в соответствии с которым граница между Ливией и Чадом определяется Договором о дружбе и добрососедстве, заключенным 10 августа 1955 г. Францией и Ливией. В своей Резолюции 915 от 4 мая 1994 г. Совет Безопасности принял решение об учреждении Группы наблюдателей ООН в полосе Аузу (ГНООНПА) для наблюдения за выполнением соглашения, подписанного 4 апреля 1994 г. между Ливией и Чадом, в котором стороны обязались подчиниться решению Международного суда. Решение Совета Безопасности является первым примером оказания Советом Безопасности в соответствии со ст. 94 Устава ООН помощи сторонам в выполнении решения Суда.

В связи с обращением в декабре 1994 г. Генеральной Ассамблеи ООН в Международный суд с просьбой о вынесении консультативного заключения по вопросу о законности угрозы ядерным оружием или его применения Суд 8 июля 1996 г. единогласно пришел к заключению, что ни в обычном, ни в договорном международном праве не существует какого-либо конкретного разрешения на угрозу ядерным оружием или его применения, не существует какого-либо всеобъемлющего и всеобщего запрета на такие действия и что угроза силой или применения силы с использованием ядерного оружия, которая противоречит положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечает всем требованиям, предусмотренным в ст. 51, противоправна. Суд единогласно пришел к заключению, что угроза ядерным оружием или его применения должна также отвечать требованиям международного права, применимым к вооруженным конфликтам, особенно требованиям, закрепленным в принципах и нормах международного гуманитарного права, а также конкретным договорным обязательствам и другим обязательствам, которые касаются непосредственно ядерного оружия. В принятой на саммите в сентябре 2000 г. Декларации тысячелетия ООН лидеры всех стран мира заявили о своей решимости укреплять Международный суд, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 19 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

В ведение ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и давать рекомендации учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН.

ЭКОСОС проводит организационную сессию в Нью-Йорке в начале года и основную сессию летом каждого года поочередно в Женеве и Нью-Йорке.

Применительно к государствам резолюции ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи по экономическим и валютно-финансовым вопросам носят рекомендательный характер. Однако резолюции, обращенные к вспомогательным органам, к специализированным учреждениям, в ряде случаев имеют иное качество, разумеется, в зависимости от положений соглашений этих учреждений с ООН. Так, общие принципы экономического и технического сотрудничества могут носить обязательный характер и как таковые могут служить важным отправным пунктом в проходящем ныне интенсивном процессе нормотворческой деятельности государств в социально-экономической, научно-технической, гуманитарной областях.

В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. К числу вспомогательных органов относятся пять региональных комиссий, находящихся в Европе, Латинской Америке, Африке, а также в регионе Азии и Тихого океана и Западной Азии. Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает четыре постоянных комитета и ряд постоянных экспертных органов.

Кроме того, ЭКОСОС работает в тесном сотрудничестве с такими учреждениями, как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Всемирная продовольственная программа и др.

Совет по опеке. Состоит в настоящее время из пяти членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость. В соответствии с единогласно одобренной Советом Безопасности Резолюцией 956 от 10 ноября 1994 г. действие Соглашения об опеке в отношении последней подопечной территории было прекращено. По предложению Мальты в повестку дня 50-й сессии Генеральной Ассамблеи был включен пункт, озаглавленный "Обзор роли Совета по опеке".

В ходе обсуждения этого вопроса были внесены различные предложения, в том числе об упразднении Совета по опеке и о преобразовании его в Совет по правам человека, о наделении его функциями хранителя и попечителя общего наследия человечества и охранения окружающей среды.

Не осталась без внимания судьба Совета по опеке и в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., авторы которого предложили без всякой мотивировки исключить из Устава ООН посвященную Совету по опеке гл. XIII.

Выдвинутые предложения, касающиеся упразднения Совета по опеке или возможного наделения его какими-то новыми функциями, представляются неприемлемыми по целому ряду причин. Это явилось бы отходом от утвердившейся в практике ООН и проверенной более чем полувековым опытом системы методов и форм адаптации Устава ООН к меняющимся условиям мирового развития, привело бы к разжиганию споров и разногласий между государствами и посеяло бы сомнения в непреходящей ценности основных положений Устава ООН. Следовало бы также учитывать, что Совет по опеке еще не исчерпал возможностей, предусмотренных ст. 77 Устава ООН, в соответствии с которой в ведение Совета могут быть переданы территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Это нашло свое подтверждение в принятой Советом по опеке Резолюции 2200/LXI от 25 мая 1994 г., в которой, в частности, прямо предусматривается возможность созыва этого органа в будущем. В соответствии с этой Резолюцией Совет по опеке может быть созван по собственному решению, или по решению Председателя, или по требованию большинства членов, или по требованию Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Поэтому на данном этапе нет ни юридических, ни практических оснований для упразднения Совета по опеке, наделения его какими-либо новыми функциями и полномочиями, т.е. списывать со счета этот один из главных органов ООН не приходится.

Секретариат ООН. Одним из главных органов ООН является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одобренных этими органами, обеспечивает конференционное обслуживание всех главных и вспомогательных органов ООН. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Весь персонал Секретариата ООН делится на четыре категории: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслуживания, хозяйственно-технической службы. Основная часть должностей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического представительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения.

В Секретариате ООН существуют два вида найма на службу: на основе заключения постоянных (до достижения пенсионного возраста) контрактов и срочных (временных) контрактов. В настоящее время около 60% сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты.

Генеральный секретарь. Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения Совета Безопасности вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию мира.

С января 2007 г. к обязанностям Генерального секретаря приступил Пан Ги Мун (Республика Корея).

 

20.12. Специализированные учреждения ООН

 

Специализированные учреждения, органы, программы и фонды ООН являются важной составной частью всей системы ООН. Их создание, порядок работы и правовой статус прямо предусматриваются Уставом ООН (гл. IX и X). Согласно ст. 57 Устава специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений и облекаются широко определенной в их учредительных актах международной ответственностью в целях содействия повышению уровня жизни; полной занятости населения; созданию благоприятных условий для экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Таким образом, специализированные учреждения имеют ограниченную сферу деятельности, в основном связанную с ответственностью в экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях. Из ст. 57 Устава ООН прямо вытекает, что, например, военные организации не могут стать специализированными учреждениями. Вот почему, в частности, такая важная организация, обладающая признанным авторитетом в вопросах международной ядерной энергии, как МАГАТЭ, не имеет статуса специализированного учреждения, хотя во многих международных документах оно упоминается вместе со специализированными учреждениями. По смыслу ст. 57 не могут быть специализированными учреждениями и многочисленные региональные организации.

Важное предназначение специализированных межправительственных организаций, программ и фондов состоит и в том, что они должны продолжать и в XXI в. играть роль своеобразного посредника в целях устранения разногласий между государствами, разными по своей мощи, культуре, размерам и интересам, и служить форумами для выражения мнений и подходов государств и отстаивания интересов всего человечества.

Специализированными организациями ООН являются:

- Международная организация труда (МОТ) - разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает международные трудовые стандарты, используемые странами всего мира;

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) - направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения;

- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации;

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и достижение всеми людьми максимально возможного уровня здоровья. Ведет работу по таким направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными лекарственными средствами;

- Группа Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития - МБРР, Международная ассоциация развития - МАР, Международная финансовая корпорация - МФК, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - МАГИ, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС) - предоставляет займы и техническую помощь развивающимся странам в целях сокращения масштабов нищеты и содействия устойчивому экономическому росту;

- Международный валютный фонд (МВФ) - способствует развитию международного сотрудничества в кредитно-денежной сфере и обеспечению финансовой стабильности и служит постоянным форумом для проведения консультаций, предоставления рекомендаций и оказания помощи по финансовым вопросам;

- Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - устанавливает международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией;

- Всемирный почтовый союз (ВПС) - устанавливает международные нормы почтового обслуживания, предоставляет техническую помощь и содействует развитию сотрудничества в области почтовых услуг;

- Международный союз электросвязи (МСЭ) - способствует развитию международного сотрудничества в целях совершенствования всех видов электросвязи, координирует использование радио- и телевизионных частот, содействует принятию мер по обеспечению безопасности и проводит исследования;

- Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - поощряет научные исследования, связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и содействует всемирному обмену метеорологическими данными;

- Международная морская организация (ИМО) - создана 17 марта 1958 г. С 1959 г. стала специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются 166 государств, в том числе Россия. Структуру ИМО составляют: Ассамблея, Совет, Комитет по безопасности на море, Юридический комитет и Комитет по защите морской окружающей среды. Местонахождение - Лондон (Англия);

- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - поощряет международную охрану интеллектуальной собственности и содействует развитию сотрудничества в вопросах, касающихся авторских прав, товарных знаков, промышленных образцов и патентов;

- Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) - способствует промышленному развитию развивающихся стран путем оказания технической помощи и консультативных услуг и подготовки кадров;

- Всемирная туристская организация (ВТО) - служит глобальным форумом для решения программных вопросов, связанных с туризмом, и источником практического опыта в области туризма.

 

20.13. Региональные организации и субрегиональные структуры

и их взаимодействие с ООН

 

Региональные и субрегиональные организации и структуры являются важной составной частью предусмотренной Уставом ООН глобальной системы коллективной безопасности. Основой для все более широкого взаимодействия между ООН и региональными организациями служит гл. VIII Устава ООН, которая, хотя и не дает четкого определения региональных соглашений и организаций, вместе с тем позволяет им сообразовывать свою деятельность с постоянно изменяющимся положением в мире и вносить вместе с ООН вклад в поддержание международного мира и безопасности.

Опыт более чем полувекового сотрудничества ООН с региональными организациями показывает, что региональные организации играли и продолжают играть все более активную роль в вопросах обеспечения региональной безопасности, причем не только в сферах превентивной дипломатии, поддержания мира и укрепления доверия, но и в том, что касается принуждения к миру.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начала свою деятельность в 1972 г. в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров. В 1975 г. сфера компетенции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была зафиксирована в Заключительном акте, одобренном на первом саммите в Хельсинки. На саммите СБСЕ в Будапеште в декабре 1994 г. было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время, хотя и не разработан Устав ОБСЕ, сложилась довольно разветвленная структура ОБСЕ, которую составляют: встреча глав государств и правительств ОБСЕ; Совет министров, созываемый один раз в год; Руководящий совет; Постоянный совет; Форум по сотрудничеству в области безопасности (состоит из представителей делегаций государств-участников и собирается еженедельно в Вене); Действующий председатель ОБСЕ, на которого возложена ответственность за выполнение решений ОБСЕ (этот пост занимает министр иностранных дел государства-участника в течение одного года; председателю помогают в осуществлении его функций предыдущий и будущий председатели, вместе образующие "тройку"); Секретариат ОБСЕ (первый генеральный секретарь ОБСЕ был назначен в июне 1993 г.); Бюро по демократическим институтам и правам человека с местопребыванием в Варшаве; Верховный комиссар по национальным меньшинствам с местопребыванием в Гааге; Бюро по свободе средств массовой информации и Парламентская ассамблея ОБСЕ. В настоящее время участниками ОБСЕ являются 55 государств, в том числе Россия. Местопребывание - Вена (Австрия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: