Побеседуем или побазарим?




Следует избегать некрасивых,

неблагозвучных слов.

А.П. Чехов

Во многих языках существовали и существуют школьные жаргоны. В современном русском языке они тоже есть. Как и другие профессионально и социально ограниченные разновидности языка, они специфичны в области лексики (родоки – родители, домашка – домашнее задание и т.п.) Но по сравнению со многими социальными и профессиональными жаргонами школьные жаргонизмы имеют ярко выраженную отличительную черту: для носителей школьного жаргона характерна игра со словами и в слова, изменение его смысла и формы для того, чтобы создать выразительные, эмоционально окрашенные средства (ботаник – ученик, который занимается на «4» и «5»; лоханулся – допустил ошибку; лузер – неудачник и т.д.)

В этом языковом явлении наблюдается уход от обыденной, серой жизни, игра, выдумка. Школьный жаргон похож на его носителей – он такой же подвижный, резкий, громкий. Это продукт странного желания изменить мир, перекроить его на свой манер. Это желание утвердиться, показать своё «я». Ученики называют отметки – параша, пара, парашка – неудовлет-ворительно; трояк, тройбан – удовлетворительно; пятак – отлично.

Ученики на свой лад переиначивают названия учебных предметов: матека – математика, русиш – русский язык. Школьный жаргон быстро и легко впитывает в себя слова из уголовного языка: фильтруй базар – следи за своей речью, метлой не мети – перестань говорить и т.д. Активно используют ученики заимствования из разных языков: бойфренд – парень, с которым встречаешься, фейс начистить – физически расправиться с кем-то.

В лексике школьного жаргона существуют две крайности: с одной стороны, чёткость и конкретность данных определений: тормоз – медлительный человек, плохо соображающий. С другой стороны, размытость значений. Иногда жаргонные слова невозможно перевести на литературный язык: прикольная игра – трудно определимая положительная характеристика предмета; наехать – совершать действие агрессивного характера. В последние годы очень активно пополняется школьный жаргон компьютерной лексикой: хакер, чайник, завис, скинь на флешку и т.д.

Ещё одной особенностью школьного жаргона является его обновляемость

Меняются поколения, меняется и жаргон. Пройдёт лет пять – семь, и старые жаргонизмы сменятся новыми. В качестве примера приведём отрывки, изобилующие жаргонизмами, из телевизионного детского юмористического журнала «Ералаш» разных лет.

80-е годы.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница»

«Классный Днепр при клеевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клеевые воды свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит».

Конец 90-х годов.

Отзыв старшеклассника на просмотренный фильм по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Понял, блин, она его намотала. А он – раз и ни-ни, а тот – шасть к ней, а она, во даёт, под электричку и копец!»

2004 год.

Отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», написанное В.А. Власовым, опубликованное в журнале «Чем развлечь гостей».

Однажды в весёлую зимнюю пору

Я из дому выскочил прямо в мороз.

Гляжу и балдею: из лесу на гору

Кобыла воз тянет за собственный хвост.

И тут я приметил: с ней рядом так чинно

Шурует пацан…этот, ну, Колобок.

В крутых башмаках и в прикиде нехилом,

А ростом не вышел – чуть больше сапог.

Я тут же к нему: «Ну, хелло, мужичище!»

А он мне как рявкнет: «Ща рыло начищу!»

- Чё тащишь? Дровишки? Украл их, небось?

- Не понял, брателло. Ты дурь эту брось!

- Щас в кумпол заеду и лошадь – тю-тю!

- Ещё слово вякнешь – я ласты слеплю!

- А чё, бедолага, большая семья?

- Всего мужиков-то – отец мой да я.

Семья-то большая, а толку чего:

Тянем со скрипом, как быдло, ярмо.

- Да уж, печально. Как звать тебя?

- Власом.

- А кой тебе годик?

- Шестой миновал

- Ну, чикса, - промолвил малюточка басом,

Рванул под уздцы и туда зашагал.

И смешно, и грустно. Ведь употребление жаргонных слов в среде школьников свидетельствует о низком уровне культуры говорящих. Это свидетельство засорения литературного языка, снижения культуры общения.

Скажем и о другой черте школьных жаргонизмов. Это ограниченность тематики. Выделяется около десятка семантических классов наименований, внутри которых существует много синонимов. Предлагаем собственный вариант классификации жаргонных слов и выражений школьников по семантическим классам наименований. Это далеко на полный перечень групп жаргонных слов. Есть и положительные, и отрицательные оценки, названия одежды, обуви, названия предметов быта и т.д.

1.Названия лиц – 66 слов

 

Жаргонизм Лексическое значение
Водила Чувак, братан, брателло, братуха, пряник, крендель Чувиха, чува, чикса, тёлка, фифа, цаца Предки, родаки Крутой, крутышка, крутизна Училка, препод Ботаник   Лох, лохопетор, лохушка, лоха, лохунья, лошара, лошарик Чмо, чмошник, чмошница, чмырина Стукач, дятел Лошадь, кобыла   Мелочь пузатая, малявки, шмокодявки, гаврики, мелкие, зелёные Лоб, конь, жеребец   Бойфренд, хахаль Лузер, лопух Летящий Мент, мусор Трепло   Синяк, синюха, синичелло   Хакер     Чайник   Овца   Бревно, полено Затычка Вешалка, глиста Доход, глист Водитель Молодой человек   Девушка, девочка   Родители Деловой или богатый человек Учитель, преподаватель Ученик, который занимается на «4» и «5» Человек, не пользующийся уважением среди сверстников Категория ниже лоха Человек, который жалуется старшим Старшеклассница или девочка крупного телосложения Ученики начальной школы     Старшеклассник или юноша крупного телосложения Парень, с которым встречаешься Неудачник Странный Милиционер Человек, который говорит неправду или много говорит Человек, злоупотребляющий алкоголем Взломщик компьютерных систем или специалист высокого класса при работе с компьютером Человек, слабо разбирающийся в компьютерных технологиях Девушка, не отличающаяся высоким уровнем интеллекта Человек, не проявляющий активности Слишком активный человек Худая и высокая девушка Худой и высокий юноша

 

2. Названия частей тела – 54 слова

 

Жаргонизм Лексическое значение
Кумпол, тыква, дыня, чердак, крыша, крышняк, калган, бубен Фонари, буркалы, зенки, пешки Кегли, огрызки, грабли, грабалки, клешни Корявки, ковырялки Шнопак, шнобель рубильник, пятак Фанера Костыли, поршни, батоны, копыта, коньки, ласты Клыки, частокол, резцы Вымя Грызло, хайло, варежка, хлебало, хлебальник, хлебалка, хлебница, хавальник Патлы, пакли Фейс, мурло, табло, торец, пачка, моська Локаторы Ливер, требуха Мослы Лобешник Свисток   Голова   Глаза Руки   Пальцы Нос Скелет Ноги   Зубы Грудь Рот     Волосы Лицо   Уши Внутренности Кости Лоб Губы

 

 

3. Названия денег – 16 слов

 

 

Жаргонизм Лексическое значение
Баксы, капуста, зелень, зелёные Бабло, бабки, баблосы, лаве, мани, гроши, монета (подкинь монет) Кусок (устар.) Лимон Копейка (нов.) Рубалёк, рублик Доллары Деньги Дай денег Тысяча Миллион Тысяча Рубль

 

 

4. Названия действий и состояний – 59 слов и выражений

 

Жаргонизм Лексическое значение
Свалить, слинять, смыться Наехать Тащиться, ловить кайф Отрываться, колбаситься, торчать, оттопыриваться Стоять на стрёме Тусить, тусоваться, шляться Допетрить, врубиться, воткнуться Завалить грызло, заглохнуть, захлопнуться и не отсвечивать Выпендриваться, выёживаться, вылупаться, вытыкиваться   Долбануться об угол Буксовать Шевелить поршнями, двигать булками, чесать резче Включить тумблер, чесать репу, Приколоться, прикалываться Врубить глушок погромче Вылупиться Оборзеть, опухнуть Лафу гонять, бамбук курить Дать шмотки погонять Пургу гнать, мозги парить Фильтруй базар Ответить за базар Харе базарить Очко жать Клыки набобрить Батон крошить Погонять тряпки Склеить ласты, кони двинуть, копыта отбросить Пролететь Замутить Катить бочку Запарить, задолбать, достать Глаза обшить     Уйти, убежать Обратиться с угрозами Получать удовольствие Активно отдыхать   Охранять Гулять, проводить время Додуматься, догадаться, понять Замолчать   Выделяться, отличаться от общей массы   Очнуться Долго думать Быстрее двигаться   Думать   Подшутить над кем-нибудь Включить музыку громче Смотреть Потерять чувство совести Ничего не делать Поменяться одеждой Говорить неправду Следить за речью Отвечать за свои слова Прекратить разговоры Бояться Почистить зубы Говорить об одном и том же Поменяться одеждой Умереть Опоздать Организовать Обвинять в чём-то, наговаривать Надоесть Плохо видеть

«О бедном жаргоне замолвили слово…»

Берегите чистоту языка, как святыню.

И.С. Тургенев

Автор данной работы не стремился совершить открытие в области лексикологии, но сказать своё слово и выразить отношение к проблеме злоупотребления жаргонными словами своих сверстников имеет право. Необходимо всё-таки вскрыть причины резкого увеличения числа жаргонизмов в речи школьников.

  1. Конечно, играют роли и экономическая, и политическая стороны развития нашего государства.
  2. Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой.
  3. Низкий уровень речевой культуры.
  4. Снижение интереса к русской классической литературе
  5. Изменение нравственных ориентиров.
  6. Паралич души (авт.)
  7. Постоянное обращение к услугам компьютера
  8. Забвение языковых норм и нарушение правил речевого этикета

Жаргонизмы не являются украшением нашей речи, более того, они наносят ущерб общению и пониманию между людьми разных поколений. Бабушки иногда не понимают своих внуков, и это объяснимо. Внуки из поколения не «Pepsi», а «Next» порой такое «заворачивают», что у бабушек «уши в трубочку сворачиваются». Да, что-то я увлеклась жаргонизмами.

Если серьёзно говорить об этой проблеме, именно проблеме, то необходимо постоянно напоминать ученикам о недопустимом употреблении жаргонизмов в речи. Конечно, запретить их использование в речи невозможно, а вот помочь ребятам не утонуть в море «низких слов» - это трудная, но вместе с тем выполнимая задача. Необходимо привлекать внимание детей к родному языку, формировать у них языковой вкус. Нужно больше общаться на русском литературном языке, больше читать, мыслить. Ведь опуститься до уровня общения первобытных людей, когда в ходу были только жесты да нечленораздельные звуки, можно и очень легко. А вот подняться до уровня высокообразованного человека – это сложно, но тоже можно.

Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым. Во-первых, потому что я из интеллигентной семьи, во-вторых, потому что моя бабушка была учителем русского языка и литературы, в-третьих, потому что я русский человек и носитель великого языка, языка А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»

Заключение

 

В результате работы удалось прийти к следующим выводам:

1. Жаргонные слова и выражения составляют отдельную, обособленную группу лексических элементов языка

2. Выделено 4 вида жаргонов и 4 группы носителей жаргонных слов и выражений

3. Жаргонизмы – это подвижная, изменяющаяся языковая категория

4. Собран лексический материал (из речи старшеклассников) по 4 семантическим классам наименований

5. Названы 8 причин увеличения числа жаргонных слов и выражений в речи школьников

В дальнейшем будет продолжено собирание лексического материала для классификации жаргонизмов по наименованиям.

 

P.S. В процессе работы по данной теме мной было прочитано достаточное количество книг, журналов. Кстати и несколько глав из «Евангелия от митьков».

Кощунственно звучат все слова этого, с позволения сказать, произведения. Но есть фраза, которая мне запомнилась отчётливее других: «И пошёл прочь Иисус, потому что не любил лохов» [5]. (гл. 10).

Вот опять «вечные вопросы»:

  1. Кто такие лохи?
  2. Почему их не любят?
  3. И как нам не превратиться в лохов?

Но это уже тема другой работы.


[4] Русский язык. Учеб. Для студентов пед. ин-тов.Ч.1./Под ред. Л.Ю. Максимова.-М.: Просвещение, 1989.

2 Дудников А.В. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. Вузов. – М.: Высш..шк., 1990

3 Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В. П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. Шк., 1999.

 

4 Ильф И.А, Петров Е.П. Двенадцать стульев. Золотой телёнок.- Одесское областное издательство., 1958г.

[5] Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. с.679.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: