Воздействие рынка труда на становление профессиональной мотивации студентов




Развитие системы высшего образования в современной России, характерное для последних лет, есть результирующая высокого спроса на него со стороны молодого поколения и широкого предложения со стороны системы высшего образования. Спрос на высшее образование обусловлен широко распространенным в современном обществе мнением о том, что именно с помощью него достигается успех в жизни.

Отдел социологии образования ИС РАН в рамках исследовательского проекта «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России» в 2011 году проанализировал мнение выпускников об уровне образования, достаточном для успеха в жизни, который показал, что самая большая роль в достижении успеха отводится высшему образованию. Более половины выпускников начального профессионального образования считают его залогом успеха (в совокупности с вариантом «два вуза» - 55,5%), при том, что этот контингент и по объективным, и по субъективным показателям менее всего связан с миром высшего образования. Конечно, по этому показателю они отличаются от выпускников ССУЗов, для которых ценность высшего образования более высока: около 80% в качестве условия успеха в жизни называют один или два вуза. Такие показатели сближают их с выпускниками школ (82%), однако по мере того, как идея необходимости высшего образования «овладевает массами», привилегированные потребители высшего образования в лице выпускников школ повышают образовательный ценз, необходимый для достижения успеха в жизни, и здесь идея «второго высшего» получает большее распространение: «два вуза» называют около четверти школьников против 17,7% выпускников ССУЗов. Еще более далеки от этой идеи выпускники ПУ (11,7%) (см. таблица 1).

 

Таблица 1.Уровень образования, достаточный для успеха в жизни, в % от числа опрошенных

Уровень образования Выпускники ПУ Выпускники ССУЗов Выпускники школ
Начальное 0,8 0,6 0,2
Основная школа 1,0 0,4 0,5
Средняя школа 1,0 0,6 1,7
ПУ, лицей 17,4 1,4 1,3
ССУЗ 19,2 12,2 8,1
Один вуз 43,7 62,0 57,6
Два вуза 11,8 17,7 24,6
Аспирантура 0,6 3,0 3,9
Затруднились ответить 4,5 2,0 2,1

 

Образование в объеме профессиональных учреждений оценивается всеми группами респондентов низко, и даже среди выпускников ПУ лишь менее 20% считают его достаточным, не говоря уже о выпускниках ССУЗов и школ (менее 2%). Для 19,2% выпускников профессиональных учреждений достаточным для успеха является образование в объеме ССУЗа, хотя сами его обладатели настроены по отношению к этому уровню более скептично - 12,2%.

Престиж высшего образования находит свое отражение и в тех высоких оценках привлекательности, которые выпускники ПУ, ССУЗов и школ дают высококвалифицированным профессиям умственного труда, предполагающим наличие высшего образования. В представлениях выпускников всех типов средних учебных заведений верх иерархии престижа устойчиво занимают профессии, ставшие в массовом молодежном сознании «культовыми» (бизнесмен, банковский работник) и преимущественно профессии высокой квалификации (программист, юрист, инженер). Самая общая характеристика всех групп выпускников - ориентация на профессии, предполагающие наличие высшего образования и успешно «вписавшиеся» в рыночные формы существования. Столь же едины опрошенные и в оценках занятий неквалифицированного или низкоквалифицированного труда, которые занимают самые низкие места на шкале престижа профессий (например, почтальон, доярка). В целом, рейтинг престижа профессий, который выстраивается по оценкам выпускников, не обнаруживает каких-либо принципиальных отличий от рейтингов по оценкам выпускников средних школ, хотя профессии квалифицированного рабочего труда оцениваются первыми двумя группами выше, чем школьниками. Для выпускников средних школ ориентация на высококвалифицированные профессии умственного труда носит еще более безусловный характер, а отрицание профессий физического низкоквалифицированного труда еще более радикально.

Дополнительным объективным показателем успешности / неуспешности образовательных и профессиональных путей разных групп молодежи могут служить их позиции в плане достигнутого материального положения. Уровень получаемой зарплаты, доходов тем более значим, что сама молодежь, как выявляют социологические исследования, именно заработок / доход выдвигает в качестве преобладающего мотива труда и вложения усилий в образование. Как известно, инвестиции индивида в человеческий капитал стимулируются стремлением и ожиданием получить повышенное вознаграждение за более квалифицированный и тем самым более производительный труд.

Представительные экономические исследования заработной платы занятого населения России, проводившиеся на базе обследований Росстата в 1990-е - 2000-е годы, выявляют, что размеры заработка прямо связаны с накоплением образовательных ресурсов. Величина надбавки за высшее образование (в пересчете на год обучения) составляла от 6 до 10% для мужчин и от 10 до 14% для женщин. Эти обобщающие результаты могут быть дополнены более дифференцированным социологическим анализом того, как на достигаемое материальное благосостояние влияет стартовое образование и складывающиеся в дальнейшем образовательные траектории молодежи.

Индекс данных оценки молодежью, имеющей различные образовательные траектории, своего материального положения показывает, прежде всего, неизменную тенденцию роста показателей благосостояния по мере увеличения уровня достигнутого молодежью образования - в каждом «потоке» индексы растут от подгруппы с начальным профессиональным к подгруппе со средним специальным и далее высшим образованием (см. таблица 2). В первую очередь проявляется вскрытая экономистами и охарактеризованная выше общая устойчивая связь между увеличением вложений в формальное образование и повышением уровня материальной обеспеченности.

 

Таблица 2.Средний взвешенный индекс материального положения молодежи различных образовательных траекторий

Достигнутый (сохраненный) спустя 10 лет уровень образования: Стартовые образовательные потоки
  «Школа» «ССУЗ» «ПУ»
Высшее 2,90 2,95 3,23
Среднее специальное 2,87 2,79 3,19
Начальное профессиональное 2,22 - 3,05

 

Таким образом, поиск связей между различными образовательными траекториями и получаемым уровнем материального благосостояния показывает, что, прежде всего, устойчиво проявляется тренд ступенчатого роста доходов по мере увеличения уровня достигнутого формального образования. Этот фактор действует универсально, независимо от стартового образовательного капитала разных групп молодежи, в то время как различия в полученном стартовом среднем образовании весьма опосредованно и не последовательно сказываются на материальном положении респондентов. Последнее в большей степени зависит от формы собственности той сферы, к которой относится занятие индивида, поскольку этот фактор гораздо сильнее детерминирует в современных условиях зарплаты и доходы. В качестве тенденции принадлежность занятия к негосударственной сфере деятельности, универсально повышая уровень зарплат и доходов, перекрывает действие ряда иных форм регулирования оплаты труда. Неудивительно поэтому, что в качестве основного сигнала, идущего от рынка труда, молодежь улавливает тенденцию увеличения зарплат по мере роста уровня формального образования и главным образом достижения высшего образования, независимо от того, как эта подготовка может быть получена.

Несмотря на высокую мотивацию выпускников трудоустраиваться по специальности, существует ряд проблем связанных с восприятием молодых специалистов работодателями. Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Необходимо скоординировать взаимодействие между органами образования, работодателями, органами службы занятости и другими структурами, действующими на рынке труда.

Основной критерий результативности деятельности учреждений профессионального образования - трудоустройство выпускников по профессии или специальности, освоенной в процессе обучения. По мнению руководителей органов управления образованием субъектов РФ, сложности трудоустройства имеют место прежде всего среди выпускников юридического, экономического и социально-гуманитарных факультетов вузов. По этим специальностям имеет место перепроизводство вузами специалистов, в результате чего каждый второй выпускник факультета данного профиля по специальности не трудоустраивается. Руководители вузов не проявляют такого оптимизма, как руководители органов управления образованием субъектов РФ (см. таблица 3).

 

Таблица 3.Мнение руководителей вузов о наличии или отсутствии проблем с трудоустройством выпускников вуза, в% от числа опрошенных

Наличие или отсутствие проблем            
Имеются большие трудности 6,9 19,9 12,7 27,0 9,8 6,4
Трудности имеются, но небольшие 50,5 57,9 50,9 55,6 67,4 49,3
Трудностей нет, все выпускники трудоустраиваются 38,1 17,1 30,9 14,3 21,7 40,9
Имеется большой резерв свободных мест для специалистов 4,5 5,1 5,5 3,1 1,1 3,4
Итого имеются трудности с трудоустройством выпускников 57,4 77,8 63,6 82,6 77,2 55,7

 

Руководители органов управления образованием субъектов РФ акцентируют внимание на следующих причинах возникновения проблем при трудоустройстве выпускников вузов:

неучет вузами реального спроса на интеллектуальные профессии на региональном рынке труда (65% опрошенных руководителей);

отсутствие государственных контрактов на трудоустройство выпускников вузов (45%);

отсутствие эффективной профессиональной ориентации в средней школе (25%);

недостаточный спрос на специалистов со стороны предприятий и учреждений (20%);

требование со стороны руководителей предприятий наличия у выпускников трудового стажа по специальности (10%).

По экспертной оценке опрошенных руководителей вузов, качество подготовки выпускников вузов позволяет им успешно реализовать себя в профессии примерно в 60% случаев. В 40% случаев это не удается из-за отсутствия необходимого спроса на специалистов со стороны предприятий, учреждений. Однако среди тех 60%, которые имеют реальные шансы работать по основной специальности, половина сами не стремятся работать по своей специальности после окончания вуза.

Трудоустройство выпускников вуза осуществляется по многим каналам, и вузы преимущественно ориентируются на запросы работодателей. Более половины трудоустройств происходит на основании поступающего в вуз запроса на специалистов со стороны предприятий. При этом городские службы трудоустройства оказывают лишь небольшую помощь в трудоустройстве выпускников вузов. Треть вузов опирается на собственный опыт администрации вуза и знание потребностей предприятий в кадрах. Определенную информацию о вакансиях они получают от независимых маркетинговых служб, работающих на рынке труда (см. таблица 4).

 

Таблица 4.Определение вузами потребности в специалистах на рынке труда, в % от числа опрошенных

Определение потребности в специалистах Степень значимости источника
  В первую очередь Это имеет место, но не в первую очередь Используется редко Не используется
На основании поступающего в вуз запроса со стороны предприятий на специалистов 57,1 35,7 7,1 0,0
Сведения дает маркетинговая служба вуза 0,0 42,9 28,6 28,6
Сведения дает городская (региональная) служба трудоустройства 0,0 14,3 71,4 14,3
Сведения дают внешние, независимые службы маркетинга, работающие на рынке труда 7,1 28,6 28,6 35,7
Вуз ориентируется на запросы работодателей 85,7 7,1 7,1 0,0
Используется собственный опыт администрации вуза, знание потребностей предприятий в специалистах 35,7 50,0 7,1 7,1

 

Вузы поддерживают отношения с основными организациями-работодателями выпускников по разным направлениям. В 70% вузов работодатель участвует в итоговой аттестации выпускников, в 60% - в определении профиля профессиональной подготовки специалистов. Две трети вузов получают от работодателя финансовую помощь для укрепления своей материально-технической базы, а также благоприятные условия для проведения практических занятий и производственного обучения на предприятии или в учреждении. В 40% вузов работодатель непосредственно участвует в разработке всей образовательной стратегии, а в 20% - оказывает помощь в повышении квалификации преподавателей вуза. Очень мала доля вузов (5%), в которых работодатель участвует в разработке принципов подбора качественного состава и аттестации преподавателей, предоставляет производственное оборудование или технику вузу в длительное или постоянное пользование.

К сожалению, лишь 37% вузовских служб трудоустройства выпускников имеют хорошее техническое оснащение, а также налаженную широкую систему информационных связей. Как показал экспертный опрос, у вузов все еще имеются проблемы с информацией о вакантных рабочих местах (см. рисунок 1). По мнению руководителей служб трудоустройства выпускников, около 50% служб занятости в вузах ощущают недостаток информации о вакансиях в городе или регионе и, следовательно, не могут оказывать полномасштабную помощь всем желающим выпускникам. У вузовских служб занятости имеются также проблемы с точки зрения постоянных связей с городскими службами (на это указали 47% опрошенных руководителей служб трудоустройства выпускников).


Рисунок 1.Наличие в вузовских службах трудоустройства выпускников широкой информационной системы о вакантных местах по профессиям, в % от числа опрошенных

 

Наиболее хорошая связь служба трудоустройства выпускников существует у них с предприятиями и организациями, в которых предположительно будут работать выпускники (81,8%). Таким образом, существующая традиционная форма государственного (опосредованного) распределения выпускников вузов сегодня приняла формы прямых непосредственных контактов между вузами и предприятиями. Существующие опосредованные формы трудоустройства (при помощи бюро, агентств и т.д.) пока пробивают себе дорогу с большим трудом в силу ряда причин, в частности, из-за незавершенности рынка интеллектуального труда и рынка образовательных услуг.

Опыт трудоустройства выпускников вузов в 2011 году свидетельствует, что самостоятельный запрос предприятий на специалистов - выпускников вузов пока не превышает величину их трудоустройства по госзаказу, более того, доля выпускников вузов, трудоустраивающихся самостоятельно, лишь немногим меньше трудоустраивающихся по запросам предприятий (см. рисунок 2).

 


Рисунок 2.Характер трудоустройства выпускников вузов в 2011 году, в % от числа опрошенных

 

В 2009 году в 20% вузов спрос на рынке труда на выпускников вузов превышал численность выпускников, в среднем примерно на 40%, в то же время в 70% вузов спрос в целом соответствовал выпуску, а в 10% был ниже, в среднем на 20%. В 2010 году спрос превышал численность выпускников уже в 35% вузов, в среднем на 35%, спрос в целом соответствовал выпуску лишь в 60%, а в 10% спрос был ниже, чем численность выпускников, но уже в среднем на 15%. В 2011 году спрос превысил численность выпускников в 40% вузов в среднем на 40%; в 50% вузов спрос соответствовал численности, и в 10% вузов был ниже выпуска примерно на 10%.

Исходя из этой динамики, руководители некоторых вузов испытывают потребность увеличить в ближайшие три года численность студентов в своих вузах. Такое увеличение в 2009 году считали необходимым руководители 40% вузов - в среднем на 15%. В 2010 и 2011 годах - 55% вузов, также в среднем на 15% соответственно. Это означает совокупное увеличение численности студентов в вузах страны не менее чем на один миллион человек, что не реально не только по причине наличия интеллектуального предела, но и по причине негативных демографических процессов. С 2008/2009 учебного года по 2013/2014 учебный год, вследствие неблагоприятных демографических тенденций общая численность студентов вузов страны сократится примерно на 557 тысяч человек, то есть на 17%.

К 2014 году спрос на рынке труда квалифицированных рабочих - выпускников учреждений начального профессионального образования увеличится в среднем на 25%, на квалифицированных специалистов - выпускников учреждений средне-специального образования увеличится в среднем на 15%, на квалифицированных специалистов - выпускников вузов увеличится в среднем на 20%. Этот спрос, по причине действия «демографической ямы», удовлетворить не удастся (см. таблица 5).

 

Таблица 5.Тенденция роста спроса на молодых специалистов и квалифицированных рабочих на рынке труда, % (за 100% принят уровень спроса по состоянию на 2008 г.)

Годы Спрос на рынке труда
  На выпускников учреждений НПО На выпускников учреждений СПО На выпускников вузов
  100,0 100,0 100,0
  104,4 102,8 103,7
  109,0 105,7 107,5
  113,4 108,7 111,5
  118,4 111,7 115,6
  123,1 114,8 119,9

 

Для удовлетворения своей потребности в специалистах и квалифицированных рабочих технического профиля 35-45% предприятий обращаются в службы образовательных учреждений по трудоустройству выпускников, 50-55% - в городскую (региональную) службу по трудоустройству; 55-65% помещают объявления о конкурсе в прессе, на свой сайт в Интернете, 45-55% пользуются рекомендациями своих сотрудников, 20-25% предприятий (учреждений) имеют контракт с образовательными учреждениями на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих. В настоящее время мало число предприятий (учреждений), имеющих государственные квоты на распределение выпускников профессиональных образовательных учреждений (см. таблица 6).

 

Таблица 6.К кому обращаются за помощью предприятия (учреждения) в случае необходимости пополнить свой штат специалистами и квалифицированными рабочими технического профиля, в % от числа опрошенных

К кому обращаются При потребности в квалифицированных рабочих, имеющих диплом об окончании ПТУ, лицея При потребности в квалифицированных специалистах, имеющих диплом об окончании техникума, колледжа При потребности в квалифицированных специалистах, имеющих диплом об окончании вуза
Имеют государственные квоты на распределение выпускников на свое предприятие (учреждение) 3,8 3,5 4,0
Имеют контракт с образовательными учреждениями на подготовку специалистов 22,3 22,5 25,8
Обращаются в службу по трудоустройству выпускников при образовательных учреждениях 35,8 38,0 44,3
Обращаются в городскую (региональную) службу по трудоустройству 55,0 49,3 48,3
Объявляют конкурс в прессе, на своем сайте в Интернете 55,5 53,8 63,0
Обращаются в частные агентства по подбору персонала 13,3 11,8 23,8
Пользуются рекомендациями своих сотрудников 45,0 44,3 55,3

 

Следует отметить, что 12,8% предприятий (учреждений) обращаются и к иным формам поиска специалистов и квалифицированных рабочих технического профиля: участвуют в ярмарках вакансий, в днях открытых дверей в профессиональных образовательных учреждениях.

При потребности в специалистах, квалифицированных рабочих технического профиля, предприятия сферы услуг в основном объявляют конкурс в прессе, а также на своем сайте в Интернете. Остальные предприятия всех отраслей, а также учреждения используют схожие способы поиска специалистов и квалифицированных рабочих технического профиля. Учреждения чаще, чем другие предприятия, заключают контракт с профессиональными образовательными учреждениями на подготовку специалистов, прежде всего с учреждениями СПО и вузами. Предприятия легкой и тяжелой промышленности чаще других обращаются в городскую (региональную) службу по трудоустройству и пользуются рекомендациями своих сотрудников.

Первичная форма приобщения студентов к профессии - их привлечение к научному творчеству в вузе. Здесь предусмотрены различные формы научно-исследовательской работы студентов (НИРС), однако информированы о подобных возможностях только 42,7% студентов. Наиболее велика доля не информированных среди первокурсников, однако и на старших курсах о возможности участия в НИРС осведомлен лишь каждый второй студент.

Наука - это творчество, а творить по принуждению невозможно. Данный принцип учитывается при организации НИРС в вузе, поэтому, как правило, участие студентов в НИР факультета является добровольным. По данным исследования, каждый десятый студент участвует в НИР «добровольно-принудительно». В этом случае правомерно говорить об условном принуждении, так как речь идет о подготовке курсовой работы. Относительно редко преподаватели заставляют студентов сдавать зачет по НИР, либо учитывают участие в НИР в экзаменационной оценке, защите диплома.

В среднем 60% студентов никакого интереса к НИР не проявляют. Доля имеющих склонность к научной работе среди студентов российских вузов составляет в среднем 6-8%. Это благоприятный показатель. Наиболее высок он среди студентов педагогических, социально-гуманитарных и медицинских факультетов. НИРС призвана способствовать выявлению творческих способностей студентов вузов. Находясь на начальной стадии профессионального становления, многие из них плохо знают свои творческие возможности. Поэтому степень участия студентов в НИР во многом зависит от того, как организована научная работа на факультете.

Эффект от участия студентов в НИР неоднозначный: в ряде случаев положительный, в ряде - отрицательный. Профессиональные планы студентов предопределены не общественной значимостью той или иной профессии, а ее престижностью и прибыльностью. По двум последним критериям такие профессии, как ученый или преподаватель вуза, в мнениях студентов вузов сегодня значительно проигрывают профессиям экономиста, юриста, дизайнера, менеджера. Так, в представлениях студентов профессия ученого по общественной значимости находится на втором месте, после профессии врача. Однако по престижности она занимает лишь 8-е, а по прибыльности делит 7-8-е места с профессией военного.

По мере интернационализации рынка и роста динамизма социальных отношений в России стала складываться конъюнктура рынка профессий гуманитарного профиля. Интенсивность межинституциональных и межличностных отношений потребовала у субъектов производственного и управленческого процесса более глубоких коммуникационных навыков, толерантной мировоззренческой позиции, широкой социальной и этической адаптивности.

Резко снизившийся порог экономического риска востребовал у участников производственного, коммерческого и административного процесса расширения знаний в сфере социальных отношений, подкрепление своих прогностических возможностей знаниям по технологии социальных процессов. Всё это делает актуальным перманентное расширение знаний личности в области гуманитарных и информационных наук. Последнее особенно важно в связи с потребностью аккумуляции многогранных сведений о широкомасштабных социальных и экономических явлениях, необходимостью оперативного формирования информации, ее компактного хранения. Это предполагает определенный уровень грамотности в сфере социальных и информационных наук, перманентное обновление знаний в этой области и во многом определяет спрос на профессии гуманитарно-социального профиля (включая экономический и правовой).

За последние 10 лет в структуре подготовки кадров специалистов в высших учебных заведениях произошли определенные перемены. Наиболее заметным стало появление негосударственных вузов, которые обучают студентов почти исключительно по гуманитарно-социальным специальностям, экономике и управлению. Если в 2000 г. такие вузы оканчивал только 1% всех выпускников (10,8 тыс. человек), то в 2011 г. - уже 18,7% (105,1 тыс. человек). В государственных вузах также произошло значительное увеличение количества выпускников по гуманитарно-социальным специальностям (с 88,9 тыс. человек в 2000 г. до 182,2 тыс. человек в 2008 г.), экономике и управлению (с 75,5 тыс. до 190,5 тыс. человек соответственно).

Специалисты по статистике, анализируя динамику показателей воспроизводства кадров с высшим образованием по вузам России различного учебно-отраслевого профиля, отмечают, что в высших учебных заведениях экономики и права меньше всего процент выбытия (отчисления) студентов без завершения полного цикла обучения, а также перехода в другие отраслевые вузы. Причина в том, что в вузах именно этого профиля наиболее широко используются платные формы подготовки кадров. В таких условиях ни студенты и их родители, которые затратили значительные средства на обучение, ни вузы, получающие важный дополнительный источник финансирования, не заинтересованы в отчислении студентов. При этом речь идет не только о снижении числа отчисленных студентов на фоне численности восстановленных, сколько об интенсивном переводе в институты экономики и права студентов из других вузов, в том числе и для продолжения обучения на платной основе.

Между общественной значимостью специальностей гуманитарного профиля, их престижностью в общественном мнении студентов (абитуриентов) и спросом на эти специальности со стороны предприятий и учреждений имеется много общего, однако есть и различия (см. таблица 7).

 

Таблица 7.Оценка экспертами общественной значимости, престижности и востребованности гуманитарных специальностей, в% от числа опрошенных

Гуманитарные специальности Общественно значимые Престижные в мнении студентов (абитуриентов) Пользуются спросом у предприятий, учреждений
Менеджмент 16,8 37,2 37,2
Маркетинг 7,0 7,0 14,0
Психология 7,0 14,0 9,3
Информатика 9,3 4,7 7,0
Управление персоналом 0,0 0,0 4,7
Управление собственностью 4,7 2,3 4,7
Страхование 2,3 0,0 0,0
Налоги и налогообложение 4,7 7,0 4,7
Финансы и кредит 2,3 7,0 4,7
Бухгалтерский учет и аудит 7,4 14,0 9,3
Экономика 41,9 37,2 30,2
Право 27,9 39,5 18,6
Социология 11,6 2,3 2,3
Политология 11,6 7,0 0,0
Государственное и муниципальное управление 7,0 2,3 0,0

 

Общественно наиболее значимыми эксперты считают три специализации: экономику, право и менеджмент. Эта оценка полностью соответствует запросам трансформирующейся и возрождающейся экономики России, становящемуся правовому государству. В принципе эти же три специализации выделены экспертами как наиболее престижные в общественном мнении студентов и как пользующиеся наибольшим спросом со стороны предприятий и учреждений. Однако их «вес» различается. Так, общественно наиболее значимой эксперты назвали экономическую специализацию, наиболее престижной в общественном мнении студентов - право, пользующейся наибольшим спросом со стороны предприятий и учреждений - менеджмент.

Со стороны абитуриентов, поступающих на дневное отделение гуманитарных факультетов вузов, спрос велик на следующие специальности: право, экономика, менеджмент, психология, бухгалтерский учет и аудит. Это полностью соответствует величине спроса на эти специальности со стороны предприятий и учреждений. Следовательно, выпускникам вузов не будет сложно трудоустроиться по этим специальностям.

Кроме общей констатации престижности и спроса на профессии, из экспертных оценок следует ряд выводов касательно перспектив:

при росте со стороны предприятий спроса на такую специальности, как маркетолог, число желающих усвоить её будет невелико, так как многие абитуриенты стали осознавать сложность этой профессии, её многоплановость и ответственность;

невелик спрос на информатику в рамках общегуманитарной подготовки, что, по всей видимости, сохранится и в будущем;

информатику предполагают усваивать в технических вузах, где можно хорошо усвоить программирование, или в отраслевых образовательных учреждениях (например, издательских);

спрос на такие специальности, как социология и политология не будет высоким из-за ограниченного спроса со стороны учреждений. Такие специальности надо давать либо как дополнительные к основным, либо в рамках второго высшего образования.

По мнению основной массы (65,1%) экспертов, сегодня по гуманитарному профилю наибольшим спросом пользуется обучение на дневном отделении. На втором месте (20,9%) - обучение в системе дополнительного образования, на третьем (11,6%) - обучение на вечернем и заочном отделениях, на последнем - 7% - дистанционное обучение. Такое соотношение по видам обучения сохранится долго, и предстоящая демографическая «яма» только увеличит приток на дневные отделения из-за снижения требований к поступающим, а также стоимости обучения. Кроме того, в этот период государство будет дотировать образование в большом объеме.

Для негосударственных вузов определенную конкуренцию составляют (и еще долго будут составлять) государственные вузы, где большая часть мест на гуманитарных факультетах является бесплатной. Сегодня наиболее высока доля платных мест для студентов, специализирующихся по менеджменту - в среднем 45%. Доля платных мест для студентов, специализирующихся по маркетингу, общей экономике, информатике составляет в среднем по 35% соответственно, по психологии - 30%.

Проявлявшийся за последние 5 лет со стороны абитуриентов спрос на специальности гуманитарного профиля совпадал с ростом спроса на специалистов со стороны предприятий и учреждений по трем специальностям: налоги и налогообложение, управление персоналом и маркетинг.

Спрос на специальности гуманитарного профиля со стороны молодежи будет большим, если выпускники вузов не столкнутся с отсутствием спроса со стороны предприятий и учреждений. По мнению экспертов, по большинству профессий, кроме психологов, такой проблемы пока не наблюдается. Большинству выпускников вуза недостаточно базовых знаний для успешной (конкурентоспособной) профессиональной деятельности.

В среднем спустя 4 года после окончания вуза не менее половины среди молодых специалистов гуманитарного профиля прошли повышение квалификации в системе дополнительного образования. Формы прохождения ДПО разнообразные.

Большинство из тех, кому не хватает специальных знаний по профессии, трудятся в основном в сфере образования, здравоохранении, экономики и финансов, коммерции. Те, кому не хватает общих гуманитарных знаний, заняты прежде всего в образовании и здравоохранении, а также, кому не хватает знаний в области деловых отношений и социального общения - в образовании, коммерции, здравоохранении. Занятые в образовании и здравоохранении за счет государства могут пройти ДПО только раз в 5 лет и то по основному профилю своей деятельности. Поэтому любые знания не по профилю своей основной профессии они могут усвоить либо самостоятельно, либо на коммерческих условиях. Имеются четыре основных мотива, стимулирующих молодых специалистов гуманитарного профиля к обучению в системе ДПО (см. рисунок 3).

 


Рисунок 3.Мотивы молодых специалистов гуманитарно-социального профиля обучения в ДПО, в % от числа опрошенных

 

Для успешного трудоустройства специалистов гуманитарного профиля необходимым условием остаётся усвоение иностранного языка, которая присутствует при любой мотивации необходимости обучения в системе ДПО. Для повышения шансов на рынке труда многие хотят усвоить менеджмент, экономику, психологию, право; для карьерного роста - экономику, менеджмент, право, психологию; для углубления профессиональных знаний - экономику, психологию, право, менеджмент, информатику; для смены профессии - психологию, менеджмент, маркетинг, право, информатику. Доля тех, кому не хватает специальных знаний, велика среди имеющих экономическое, психологическое, социологическое образование; получивших специальность в области менеджмента, маркетинга, информатики.

Адаптация к рабочему месту у двух третей (не менее 60%) выпускников профессиональных образовательных учреждений начинается, как правило, с того, что к ним прикрепляют «наставника» - опытного специалиста предприятия. Не нуждаются в дополнительном повышении квалификации среди молодых квалифицированных рабочих - выпускников учреждений НПО - 13,2%, молодых специалистов - выпускников учреждений СПО - 7,9%, выпускников вузов - 5,6%. Велика доля молодых специалистов, которые после прихода на предприятие сразу же направляются на курсы повышения квалификации, переподготовки специалистов, квалифицированных рабочих за счет предприятия или за свой счет: среди молодых квалифицированных рабочих - выпускников учреждений НПО - 15,8%, молодых специалистов - выпускников учреждений СПО - 20,1%, выпускников вузов - 29,5%. Велико число и тех, кто переучивается индивидуально, по своей программе.

На предприятиях, в учреждениях практикуются и другие формы профессиональной переквалификации впервые трудоустроившихся выпускников профессиональных образовательных учреждений, но используются они не часто: 2,8% молодых специалистов и рабочих, трудоустроившихся впервые, проходят профессиональную переподготовку на базе корпоративного центра обучения, на семинарах. Относительно невелика доля предприятий, учреждений, где имеются хорошие условия для профессиональной карьеры.

Предприятия направляют ежегодно на обучение на технические факультеты 4250 человек, что в среднем составляет 3,5% от общей численности поступающих для обучения на технических факультетах российских вузов. Ежегодно примерно 30% поступающих на технические факультеты - люди «случайные», выбравшие факультет (вуз) случайно или потому, что конкурс был низким. Р<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: