Специфика развития профессиональной мотивации студентов Тульского региона




С целью выяснения профессиональных мотивов студентов Тульского региона были проведены и использованы следующие исследования: мониторинг 1999-2012 гг. «Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России», массовый опрос 2012 года и фокус-групповое исследование 2013 года «Оценка профессиональной мотивации студентов тульского региона» Лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета.

В 2012 году нами был проведен массовый анкетный опрос, эмпирическим объектом которого выбраны студенты 4,5 курсов четырёх вузов Тульской области: Тульский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тульский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации», Тульский филиал Российской международной академии туризма. Выборка составила 180 студентов. Настоящее исследование было посвящено выявлению мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов тульского региона для разработки комплекса мер, направленных на оптимизацию образовательного процесса и успешного трудоустройства выпускников вузов.

Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления студентов: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы), в процессе обучения, в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места.

Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходят своё обучение учащиеся. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности. Согласно результатам исследования, доминирующим мотивом учебной деятельности студентов является стремление стать высококвалифицированным специалистом (65,6%) и получение диплома (65,6%). На ступень ниже можно поставить в основном познавательные мотивы приобретения глубоких знаний (54,1%), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (37,7%), получение интеллектуального удовлетворения (24,6%). Соответственно, можно сделать вывод о том, что уровень профессиональной мотивации студентов тульских вузов оптимальный, что говорит об удовлетворенности студентов выбранной профессией, включенности студентов в обучении.

Изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным по следующим причинам:

· в зависимости от познавательных социальных мотивов;

· по иерархичности учебной мотивационной сфере, т.е. подчинению непосредственным побуждений произвольным, осознанным их формам;

· по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов;

· по наличию мотивов ориентированных на длительную временную перспективу;

· по действенности мотивов и их влияния на поведение и т.д.

Все указанные параметры позволяют оценить зрелость профессиональной мотивационной сферы. Сочетание выделенных выше параметров мотивов целесообразно изучать и диагностировать в разнообразных ситуациях реального выбора. Ситуация выбора имеет то преимущество, что она выявляет не только осознанные, но и реально действующие мотивы. Важно только, чтобы студент понимал, что его выбор может привести к реальным последствиям для его жизни, а не останется только в теории. Именно тогда результатам такого выбора можно доверять.

Так, большинство (67,2%) опрошенных основными мотивами выбора специальности отмечают «интерес к данной специальности» и 62,3% «соответствие интересам, способностям» (см. таблица 15). Это свидетельствует о том, что студенты с данными мотивационными комплексами вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Можно говорить о том, что это те студенты, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, они склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов.

 

Таблица 15.Мотивы выбора специальности, в % от числа опрошенных

Ваши мотивы выбора специальности?
Классификация мотивов Мотив % опрошенных
Психологические мотивы -соответствие интересам, способностям 62,3
  -интерес к данной специальности 67,2
  -самовыражение в данной специальности 26,2
Социальные мотивы -желание родителей 21,3
  -востребованность профессии на рынке труда 13,1
  -престижность данной специальности 21,3
  -не могу поступить на желаемую специальность 8,2
  -за компанию с другом 1,6
Материальные мотивы -стремление иметь высокооплачиваемую работу 34,4
  -стремление к благополучной жизни 21,3

 

Студенты, у которых мотивационный комплекс характеризуется преобладанием внешней мотивации, отметили основные мотивы выбора специальности такие как «стремление иметь высокооплачиваемую работу» (34,4%), «стремление к благополучной жизни» (21,3%), склонны к внешней экономической мотивации. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом. Для таких студентов ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения в вузе, то есть получение диплома. В то же время, можно предположить, что как раз это количество студентов поступили в вуз не по своему желанию, а, например, по настоянию родителей. Здесь допустимо наличие и других, нам неизвестных причин.

Следует отметить, что мотив достижения успехов в будущей профессиональной деятельности ориентирует молодых людей на получение высшего образования, вследствие чего наблюдается «перенасыщение» рынка труда специалистами невостребованных профессий, что ведёт к несоответствию между записью о квалификации в дипломе и реальным характером содержания труда.

Согласно данным исследования (см. таблица 16) получение высшего образования рассматривается студентами прежде всего как необходимое условие для того, чтобы «получать впоследствии высокий доход» (49,2% опрошенных), «иметь соответствующий социальный статус» (60,7%) или «возможность получить знания» (59%). Если студент разбирается в специфике профессии, которую он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. 23% опрошенных отмечают влияние родителей на решение получить высшее образование.


Таблица 16.Мотивы получения высшего образования, в% от числа опрошенных

Что повлияло на Ваше решение о получении высшего образования?
Вариант ответа % опрошенных
желание родителей;  
возможность избежать армии; 3,3
возможность временно не работать; 3,3
желание получить профессию; 67,2
возможность получить знания;  
желание получать впоследствии высокий доход; 49,2
желание иметь соответствующий социальный статус; 60,7
стремление стать высокообразованным, культурным человеком; 44,3
стремление получить диплом о высшем образовании; 44,3
«сейчас неприлично не иметь высшего образования». 14,8

 

Данные свидетельствует о глобальных экономических процессах, происходящих в нашей стране. Довольно часто возможность трудоустройства на интересную и высокооплачиваемую работу зависит от наличия у работника высшего образования. Таким образом, налицо связь между наиболее популярными вариантами ответов. Желание иметь в будущем высокооплачиваемую работу предполагает наличие высшего образования о чем, в свою очередь, свидетельствует наличие диплома о высшем образовании у работника. Это объясняется ещё и тем, что у большинства родителей (59% у отцов и 54,1% у матерей) имеется именно высшее образование, что безусловно повлияло на мотивы поступления в ВУЗ.

По данным мониторинга Тульского государственного университета «Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России» основными мотивами поступления в университет является стремление иметь в будущем интересную работу и высокую зарплату, добиться успеха в жизни. Таким образом, подавляющее большинство студентов ориентируется на материальные ценности и карьерный рост. Так ответили 35,6% респондентов. 32,4% учащихся отметило необходимость получения высшего образования. Желание получить диплом является мотивом для 25,8%. Стоит также отметить, что 10,9% опрошенных считают главным мотивом поступления в университет общение со сверстниками, а десятая часть респондентов (10,1%) выделяют - отсрочку от службы в армии. Немаловажным является и возможность завести нужные знакомства (10,9%) для дальнейшей перспективы карьерного роста. Наименьший процент студентов (1,2%) выбрали возможность временно не работать.

Направленность на получение дохода и соответствующего социального положения в обществе отражается и в других данных, так, на вопрос чего ждут студенты в будущем от выбранной профессии 65,5% отметили доход и социальный статус; 6,6% - только социальный статус; 14,8% - ничего не даст (см. Приложение 7, рисунок 1).

Студенты с высоким уровнем профессиональной мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Студенты с низким уровнем мотивации учения относятся отстранённо к процессу обучения. В лучшем случае, проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя. В худшем - занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным стимулом. Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.

Профессиональный интерес студента представляет собой комплексное образование, включающее совокупность нескольких его элементов, которые формируются у студентов в процессе изучения ими общепрофессиональных дисциплин. Он определяется отношением студентов к приобретаемым профессиональным знаниям, навыкам и умениям с целью их практического применения в дальнейшей профессиональной деятельности.

Предназначение профессионального интереса - способствовать эффективному формированию мотивации студентов к содержанию учебных дисциплин профессиональной направленности; применению приобретенных знаний и использованию их в практической деятельности; а также возникновению интереса к приобретению новых знаний в процессе практической деятельности. Интерес к выбранной сфере деятельности можно видеть в таблице 17.

 

Таблица 17.Мотивы выбора сферы деятельности, в% от числа опрошенных

Ваши мотивы выбора сферы деятельности?
Классификация мотивов Мотивы % опрошенных
Внутренний мотив Интересная и многообразная деятельность 17,4
  Возможность применения личных способностей 29,5
  Возможность работать творчески 34,9
  Самостоятельность в работе 36,1
  Возможность самовыражения 58,4
Внешний мотив Возможность оказывать влияния на деятельность других людей 63,2
  Возможность продвижения по службе (возможность карьеры) 44,9
  Больший доход 51,3
  Возможность общения 49,4
  Возможность риска 3,3

 

Отметим, что в мотивационном комплексе студентов тульского региона преобладают внешние мотивы профессиональной деятельности, а именно при характеристике мотивов выбора сферы деятельности 63,2% студентов отметили «возможность оказывать влияния на деятельность других людей», 44,9% «возможность продвижения по службе (возможность карьеры)», 51,3% «больший доход», 49,4% «возможность общения». Из внутренних мотивов выделяют «возможность самовыражения» (58,4%), 34,9% «возможность работать творчески» и 36,1% «самостоятельность в работе». Таким образом, у студентов преобладают прагматические мотивы выбора профессиональной деятельности: престиж, зарплата, карьера.

При выборе будущей специальности каждый, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, высокооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих факторов, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Так 62,3% тульских студентов считают, что выбранная специальность скорее востребована, чем не востребована на рынке труда. Однако среди наиболее полезных специальностей отмечают рабочие специальности (слесарь, строитель, токарь, инженер и т.д.), специалисты в сфере обслуживания, а так же специальности, связанные с компьютерным обеспечением (программист, IT-специалисты).

Среди престижных профессий отмечают юрист, экономист, а также медицинские работники. В целом эти показатели соответствуют представлению экспертов рекрутского агентства России «Анкор», которые провели анализ рынка труда в России и выявили десять наиболее востребованных профессий в 2012-2013 годах: специалисты по продажам во всех отраслях; торговые и медицинские представители; руководители клиентских служб, отделов продаж; инженеры, технологи, технические специалисты со знанием английского языка; IT-программисты, веб-разработчики, специалисты по техподдержке; линейный и рабочий персонал: кассиры, продавцы, операторы coll-центра, повара, электромонтёры, строители, сварщики, каменщики; специалисты по маркетингу и продвижению; риск-менеджеры, инвестиционные консультанты; финансовые аналитики / консультанты; специалисты по закупкам, логистике.

В целом студенты определяют престижность профессии в следующими факторами (см. таблица 18): высокая заработная плата (73,8%), перспективы карьерного роста (55,7%), востребованность на рынке труда (52,5%).

 

Таблица 18.Показатели престижа профессии, в % от числа опрошенных

Наиболее значимые в настоящее время показатели престижа профессии?
Вариант ответа % опрошенных
востребованность на рынке труда 52,5
высокая заработанная плата 73,8
перспективы карьерного роста 55,7
возможность самореализации 21,3
творческий, интересный характер работы 26,2
высокая значимость для общества 24,6
наличие особых льгот, прав и полномочий 9,8

 

Одним из факторов формирования положительной профессиональной мотивации является удовлетворённость студентов образовательным процессом. Основными достоинствами в подготовке в вузе студенты считают владение коммуникативными навыками (54,1%), треть респондентов отметили желание выпускников работать по специальности и владение современными методами и технологиями деятельности (см. Приложение 7, таблица 4). При этом среди недостатков отмечают недостаточный уровень практической подготовки (62,3% студентов) (см. Приложение 7, таблица 5). В целом, студенты удовлетворены качеством образования (см. рисунок 5).

 


Рисунок 5.Показатели удовлетворённости студентов качеством образования, в % от числа опрошенных

 

Так среди студентов Тульского региона около 90% опрошенных вполне удовлетворены качеством образования в вузе, отрицательную оценку дали лишь 10% респондентов. Наиболее удовлетворены выбранной специальностью является студенты факультета кибернетики - 72%, экономики и права - 56,5%; механико-математический - 53,3%. Наименее удовлетворенными являются студенты гуманитарного факультета.

Анализ полученных результатов показал, что студенты в большей мере удовлетворены избранной профессией. На вопрос «Нравится ли Вам учиться по специальности?» 98% студентов на данный вопрос ответили положительно, лишь 6,6% респондентов дали отрицательный ответ. При возможности студенты не хотели бы поменять свою специальность (44,3% опрошенных), лишь 13,1% студентов поменяли бы специальность, остальные 42,6% не задумывались об этом.

Процент студентов, совмещающих учёбу и работу составляет 34,4%, из них больше половины (21%) полагают, что знания, полученные при обучении помогли им в процессе трудовой деятельности.

Отметим, что 57,4% студентов связывают своё профессиональное будущее со специальностью по диплому, 24,6% не собираются работать по своей специальности, объясняя это невостребованностью профессии (9,8%), переизбыток специалистов данной профессии (9,8%), выбранная профессия приносит небольшой доход (8,2%) (см. рисунок 6). Данные ожидания в целом соответствуют реальной ситуации на региональном рынке труда. В целом, студенты хорошо осознают специфику будущей профессии (67,2% респондентов), знают черты, присущие специалисту своего направления, но не уверены насчет понимания положения профессии на рынке труда (см. Приложение 7, рисунок 2).

 

Рисунок 6.Профессиональное будущее студентов: «Связываете ли Вы своё профессиональное будущие со специальностью по диплому?», в % от числа опрошенных

 

Таким образом, отметим, что большинство студентов все-таки предпочитает искать работу с высокой оплатой. По данным исследований заметим, что наиболее значимый фактор в будущей работе для тульских студентов является возможность иметь высокие доходы (65,6% опрошенных). Большинство респондентов совершенно справедливо полагают, что для хорошего трудоустройства им необходимо иметь хорошую специальность и квалификацию, а так же высшее образование.

По мнению почти половины опрошенных студентов (49,2% респондентов) есть реальная возможность устроиться на работу по специальности, которую они выбрали. Лишь 14,8% тульских студентов отрицают эту возможность. При этом в случае, если не удастся трудоустроиться по специальности около трети респондентов постараются найти работу по специальности, 19,7% студентов поменяют специальность. Рассмотрим жизненные планы студентов после окончания вуза (см. таблица 19).

 

Таблица 19.Жизненные планы студентов после окончания вуза, в% от числа опрошенных

Ваши жизненные планы после окончания вуза?
Вариант ответа % опрошенных
работать по специальности в государственных структурах 34,6
работать по специальности в коммерческих структурах 26,4
работать не по специальности в государственных структурах 1,6
работать не по специальности в коммерческих структурах 11,6
продолжить образование 4,9
заняться научно-исследовательской деятельностью 2,1
организовать свой бизнес 15,5
посвятить себя дому, семье 3,3

 

Доля тех, кто не собирается работать по специальности значительно ниже. Можно говорить о достаточно высоком уровне профессиональной мотивации, что показывает положительные тенденции в трудовой ориентации студентов Тульского региона.

Однако, несмотря на высокую мотивацию студентов работать по специальности, существует проблема с трудоустройством. Основное требование, которое предъявляется к молодым специалистам со стороны работодателей, - это, прежде всего уровень образовательной подготовки. Но нужно сказать, что показателями академической успеваемости интересы работодателей не исчерпываются. Высоко ценятся такие личностные качества, как обучаемость, умение оперативно и конструктивно мыслить, быстро принимать решения, достойно выходить из сложной ситуации. Особое внимание уделяется заинтересованности молодого специалиста в работе, высокому уровню мотивации. Другой уровень требований включает в себя такие показатели, которые напрямую связаны с готовностью применять полученные знания, навыки и приобретать новые. Приветствуется наличие опыта работы.

Основные причины отказов работодателей в приеме на работу молодого специалиста - это недостаточный опыт работы и молодой возраст. В этой связи, следует формировать верные представления о преимуществах молодых специалистов на рынке труда в процессе сотрудничества, развития социального партнерства с заинтересованными субъектами рынка труда: образовательными учреждениями, службой занятости, молодежными и профсоюзными организациями и т.п. Важно не только помочь выпускникам вузов адаптироваться на региональном рынке труда, но и, самое главное, обеспечить условия работы в Тульском регионе. Этот результат достигается комплексом мероприятий психолого-педагогического воздействия на студентов вуза, при реализации которых, помимо общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых в процессе учебной деятельности, развиваются и формируются ключевые личностные компетенции.

Проанализировав требования, предъявляемые работодателями к молодым специалистам, можно сделать вывод, что сегодняшним студентам вуза надо тщательно готовиться к будущей профессиональной деятельности. Сегодня работодатель весьма разборчив. Сейчас нужен не только диплом о высшем образовании, но и желателен опыт работы от 1 года. Как правило, специалисты по подбору персонала анализируют приложение к диплому, и троечникам будет труднее устроиться на работу, особенно если в дипломе по профильным предметам низкие баллы.

При поиске работы, студенты использовали или планируют использовать такие ресурсы, как интернет (52,5%), родители и знакомые (49,2%), прямое обращение в компанию (47,5%), печатные СМИ (42,6%). Студенты отмечают, что именно вузы должны заниматься трудоустройством выпускников (39,3% опрошенных студентов) (см. Приложение 7, таблица 1). В то же время, респонденты отмечают, что необходимо создавать специальные службы для помощи в трудоустройстве молодых специалистов (16,4% респондентов) и 16,4% отметили большую роль государства в распределении по рабочим местам. При этом эффективность данных служб и мероприятий тульскими студентами ставится под сомнение и наиболее эффективным считают поиск работы через родителей и знакомых (54,1%) (см. таблица 20).

К тому же, важно подчеркнуть низкую информированность студентов о деятельности структур, занимающихся трудоустройством молодёжи: более половины 56,4% опрошенных не знают о деятельности подобных структур.

 

Таблица 20.Структуры, занимающиеся трудоустройством выпускников, в % от числа опрошенных

Какие структуры, по Вашему мнению, должны заниматься трудоустройством выпускников?
Вариант ответа % опрошенных
служба занятости (биржа труда 11,5
государство (распределение по рабочим местам) 16,4
вузы 39,3
необходимо создать специальные службы 16,4
это личное дело выпускников 11,5
затрудняюсь ответить 4,9

 

С целью наиболее глубинного анализа профессиональной мотивации студентов Тульского региона 2013 году было проведено качественное социологическое исследование методом фокус-групповых интервью. Эмпирическим объектом исследования стали студенты тульского региона 4-6 курсов. Для проведения интервью было сформировано 5 фокус-группы по 10 человек в каждой. Фокус-группа - студенты гуманитарного факультета, фокус-группа - студенты горно-строительного факультета, фокус-группа - лечебного факультета, фокус-группа - юридического факультета. Учитывая специфику исследования, выборка формировалась с учётом специализации факультетов, положения профессий на рынке труда.

Предваряя непосредственный анализ полученных результатов, необходимо отметить, что нам удалось получить подтверждение озвученным ранее выводам, сделанным по результатам анкетного опроса. В данном случае мы попытались углубить эти выводы и выяснить причины отмеченных тенденций.

Мы начали свое исследование с анализа мотивов учебной деятельности студентов, выясняя у респондентов не только о мотивах профессионального обучения, но и о насколько они оценивают отношение современных студентов к учёбе, а так же хорошо ли представляют специфику будущей профессии. Подавляющее большинство респондентов нацелены на конечный результат обучения, то есть получение диплома о высшем образовании как критерия успешного трудоустройства: довольно часто возможность трудоустройства на интересную и высокооплачиваемую работу зависит от наличия у работника высшего образования. Таким образом, налицо связь между наиболее популярными ответами: желание иметь в будущем высокооплачиваемую работу предполагает наличие высшего образования о чем, в свою очередь, свидетельствует наличие диплома о высшем образовании у работника.

Получение твёрдых знаний по изучаемой специальности, самоутверждение в процессе обучения выходят на второй план, хотя отмечаются рядом респондентов, как неотъемлемая часть учебного процесса.

Сейчас найти нормальную работу без высшего образования почти не реально, поэтому диплом о высшем образовании, безусловно, нужен. А вот, знания полученные, в процессе обучения, тоже имеют вес. Так как они в дальнейшем помогут в работе. (Александра, 4 курс).

Диплом важен…но кому нужен специалист без знаний? Диплом поможет только при устройстве на работу, потом нужно показать что ты умеешь. (Евгений, 4 курс).

Основная часть студентов хорошо представляют специфику своей будущей работы, полагая, что получили необходимый уровень теоретических и практических знаний, необходимый для последующего трудоустройства. Студенты знаю черты, присущие специалисту своего направления, но не уверены насчет понимания положения профессии на рынке труда.

Доучившись до 6 курса, я уже чётко представляю, что и как нужно делать в нашей профессии. Так что, вполне чётко представляю специфику. (Алексей, 6 курс).

Я думаю, когда начнётся непосредственная работа в этой области, то будет более понятно. (Евгений, 4 курс).

Сейчас есть представление, но оно не совсем чёткое. Думаю практическая деятельность всё расставит по местам…будет более понятно. (Гуля, 6 курс).

Таким образом, доминирующим мотивом учебной деятельности студентов является стремление получить диплом о высшем образовании. На ступень ниже можно поставить познавательные мотивы приобретения глубоких знаний, обеспечивающих успешность будущей профессиональной деятельности.

Удовлетворённость выбранной специальностью является интегральным показателем профессиональной мотивации студентов. От степени удовлетворённости зависит уровень мотивации профессиональной деятельности, хотя он определяется и рядом других факторов. Низкая удовлетворенность профессией в процессе профессионального обучения, вероятнее всего, приводит и к ее освоению на поверхностном уровне, к снижению профессиональной мотивации.

Среди мотивов профессиональной деятельности по-прежнему лидируют материальные мотивы (стремление к благополучной жизни, стремление иметь высокооплачиваемую работу), немаловажную роль играют социальные и психологические мотивы (востребованность профессии на рынке труда, престижность данной специальности, интерес к специальности). При выборе будущей специальности каждый, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, высокооплачиваемым специалистом. Престижность и востребованность профессии на рынке труда выступает для респондентов как следствие высокой заработанной платы.

Деньги… искал специальность с хорошей зарплатой. Ну конечно, чтоб ещё и интересно было. (Евгений, 4 курс).

Конечно, хотелось выбрать денежную специальность. Ну, и чтоб соответствовала интересам. (Анастасия, 4 курс).

Юристы востребованы сейчас. Я знала, что найду работу по специальности. (Анна, 4 курс).

Деньги важны в первую очередь, но и интерес к медицине. Мне нравится осознавать, что я могу реально кому-то помочь. Тем более к врачам уважительно относятся. (Владимир, 6 курс).

Анализ полученных результатов показал, что студенты в большей мере удовлетворены избранной профессией. Большинству респондентов нравится специальность, по которой они обучаются. Студенты отмечают, что на 1 курсе удовлетворённость профессией было ниже, чем на старших курсах. Это объясняется тем, что представления, складывающиеся у первокурсников, имеют идеальные очертания будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются изменениям. Незадолго до окончания вуза усваиваются практические профессиональные навыки, само отношение к профессии остается положительным.

Основы понимания специфики будущей работы закладываются в том учебном заведение, в котором происходит подготовка специалиста. То, насколько студент удовлетворён образовательным процессом, отражается на уровне профессиональной мотивации. Основными достоинствами в подготовке в ВУЗе студенты считают мощную теоретическую базу, профессионализм преподавателей, достаточный уровень практической подготовки. При этом среди недостатков большинство отмечают недостаточный уровень практической подготовки, малая техническая оснащённость аудиторий, а так же изучение непрофильных предметов.

По мнению студентов, есть реальная возможность устроиться на работу по специальности, которую они выбрали. Лишь малая часть тульских студентов отрицают эту возможность. При этом в случае, если не удастся трудоустроиться по специальности, с учётом современных тенденций на рынке труда, респонденты готовы работать не по профилю.

Я планирую работать по специальности, если только хорошо платить будут. А если нет, то могу и не по специальности. Сейчас не так уж трудно утроиться каким-нибудь менеджером, самое главное высшее образование есть. (Анжелика, 6 курс).

Постараюсь работать по специальности. Но если будет другой вариант с высокой зарплатой, то можно и не по специальности. (Евгений, 4 курс).

Траектория карьерного роста выпускников вузов зависит от системы мотивации к труду. Как показывают ответы респондентов, доминирующий мотив при трудоустройстве в государственные или коммерческие структуры, остаётся материальный. Отметим, что будущие выпускники вуза, которые нацелены работать в государственных структурах, отмечают социальные гарантии трудоустройства (пенсия, льготы, декретный отпуск и т.д.).

Только в государственных организациях. Там хоть гарантия есть что тебя не уволят по собственной прихоти. (Александра, 4 курс).

Да, я тоже в государственную организацию пойду: будешь уверена, что и пенсия будет и льготы какие-то. Ещё нам девушкам будут гарантии, что нас не уволят во время декретного отпуска, место будет за нами. (Мария, 4 курс).

Я хочу работать в государственных больницах, так как там нужна реальная помощь, там реальные больные, а в коммерческих клиниках «клиенты», которые капризничают по каждому поводу. А болезней как таковых не имеют. (Галина, 6 курс).

При трудоустройстве в коммерческие организации, студенты руководствуются материальными мотивами, а конкретнее более высоким уровнем заработанной платы.

Хотелось бы работать в коммерческих клиниках, там зарплата больше. (Гуля, 6 курс).

В частных фирмах платят больше, но туда устроиться тяжело. Если только по знакомству. (Евгений, 4 курс).

Таким образом, студенты склонны трудоустраиваться по специальности, что говорит о положительном отношении к профессии. Выделяют ряд трудностей, связанных с устройством на работу, таких как низкооплачиваемая работа и недостаточный опыт работы молодых специалистов.

Большинство студентов при поиске информации о своей профессии используют такие виды СМИ как интернет, телевидение, в меньшей степени печатные СМИ. Информационные ресурсы вуза, а именно сайт вуза, кадровые центры вуза и профориентационные мероприятия, организуемых в вузе, отметила малая доля респондентов. При этом эффективность данных служб и мероприятий тульскими студентами ставится по сомнение.

Среди профессий, освещаемых в СМИ, студенты выделяют политиков, бизнесменов, деятелей шоу-бизнеса (музыканты, актеры, модели), спортсменов и журналистов.

По-моему, упоминается в СМИ все профессии, кроме по-настоящему полезных. Мало где про слесарей, к примеру, упоминают. (Галина, 6 курс).

В основном, бизнес, шоу-бизнес, политика, журналистика…всякие «публичные», так сказать. (Алексей, 6 курс).

Спортсмены, бизнесмены. Ну, актеры там всякие. (Елена, 6 курс).

Да, политиков в основном. поэтому и идут учиться на политологов. Специальность на мой взгляд вообще не нужная. Лучше бы рассказывали про рабочие специальности, их то у нас как раз и не хватает. (Тамара, 4 курс).

Одной из причин такой ситуации можно назвать своего рода «узконаправленность» средств массовой информации. Все-таки, в основном, они привлекают внимание к довольно небольшому набору профессий, а именно - наиболее публичных и резонансных.

Без всяких сомнений, СМИ - очень серьёзный и важный источник информации. Однако, учитывая общую ситуацию в средствах массовой информации в настоящий момент, подаваемый ими материал недостаточно информирует людей о преимуществах и недостатках той или иной профессии.

Таким образом, проведя количественный и качественный анализ учебно-профессиональной мотивации тульской молодежи, отметим следующее:

Большинство студентов Тульского региона ориентированы на результат обучения, а не на содержание процесса обучения. Студенты нацелены на получение диплома о высшем образовании, который является залогом успешного трудоустройства, высокооплачиваемой работы.

Материальные мотивы, то есть стремление к благополучной жизни, стремление иметь высокооплачиваемую работу, в процессе профессиональной деятельности остаются доминирующими для большинства студентов тульских вузов. Современные студенты нацелены не только на получение высшего образования как такового, их главная цель - найти в будущем высокооплачиваемую работу. Во многом это обусловлено сформировавшейся в России ситуации на рынке труда.

В целом студенты удовлетворены своей специальностью, процессом обучения, что благоприятно сказывается на положительной профессиональной мотивации студентов тульского региона. Среди достоинств в подготовке специалистов в вузе выделяют глубокую теоретическую базу, профессионализм преподавателей. Среди недостатков отмечают недостаточный уровень практической подготовки.

Желание работать по специальности у более половины опрошенных студентов говорит о высокой профессиональной мотивации и положительного отношения к выбранной профессии. Студенты полагают, что именно вузы должны заниматься трудоустройством выпускников, так же необходимо развивать специальные службы для помощи в трудоустройстве молодых специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: