Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем




 

В первую очередь, источником экономического развития России являются предпринимательство и малый бизнес. Именно они определяют существо рыночных отношений.

В странах с рыночной системой хозяйствования в секторе малого предпринимательства сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как США, Япония, Германия превышает 95 % [20; с.346].

Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым малым бизнесом относятся следующие:

1. Сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающее особый механизм сбалансирования спроса и предложения;

2. Формирование конкурентных отношений в экономике;

3. Создание системы мотивационных стимулов через развитие конкуренции;

4. Стабилизация макроэкономических процессов в стране.

хозяйству гибкость, мобильность;

5. Ускорение процессов эффективного распределения ресурсов;

6. Формирование и быстрое развитие наиболее эффективных организационно-производственных структур;

7. Развитие инновационного потенциала экономики;

8. Расширение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней;

9. Ускоренное освоение инвестиций.

Таким образом, высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет важнейший вклад малых предприятий в экономику.

Малое предпринимательство – это мелкое производство, ориентированное на рынок и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства).

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Становление и развитие различных форм предпринимательства во многом – следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества.

В условиях России, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. В системе экономических и социальных отношений в России малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции:

· увеличивается количество человек, работающих в малом бизнесе;

· устойчиво растет оборот малых предприятий по видам деятельности, наиболее высокие темпы роста производства в основных отраслях – промышленность, строительство, торговля и общественное питание;

· наращивается производственный потенциал малого бизнеса;

· малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций;

· малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают существенное воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции;

· благодаря данному виду предпринимательства начал формироваться так называемый средний класс, были накоплены стартовые капиталы.

В российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией населения к основам рыночного хозяйствования.

Российское законодательство создало необходимые условия для развития малого предпринимательства. Целью государственной политики развития малого предпринимательства является создание политических, социальных, правовых и экономических условий для более динамичного развития малого предпринимательства.

При создании благоприятных правовых и экономических условий сектор малого бизнеса будет способствовать оздоровлению и устойчивому функционированию национального хозяйства России.

 

 

Библиографический указатель литературы:

 

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в ред. от 27.12.2009 // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. - N 31, ст. 4006.

2. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. N 20, ст. 2293.

3. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. – 728 с.

4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ М Росстат. - M., 2015. – 96 с.

5. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 400 с.

6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2012. – 780 с.

7. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 2012. – 480 с.

8. Кондраков Н. П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 446 с.

9. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы. – М.: Инфра-М., 2010.

10. Лупей Н.А., Косов М.Е. Финансы торговых организаций: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 143 с.

11. Михалкин В. А.Организация и формы международного бизнеса: Учебное пособие/ В.А. Михалкин. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -448с.

12. Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Методология научного исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014.

13. Подлесных В. И. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательства – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.

14. Полетаев В. Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / В.Э. Полетаев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.

15. Попадюк Т. Г. Малый инновационный бизнес: Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеяь, Т.Г. Попадюк. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 264 с.

16. Тимофеева, А. А. История предпринимательства в России [Электронный ресурс]: учеб. пособие – М.: ФЛИНТА, 2011. – 268 с.

17. Электронный ресурс. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Режим доступа: https://www.nisse.ru/

18. Электронный ресурс. Сайт ресурсного центра малого предпринимательства. Режим доступа: www.rcsme.ru

19. Электронный ресурс. Официальный сайт Росстата. Режим доступа: https://www.gks.ru/

20. Электронный ресурс. Официальный сайт Краснодарской службы статистики. Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: