Экономическая и политическая ситуация Беларуси




Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г.


Содержание

 

1. Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г.

1.1 Экономическая и политическая ситуация Беларуси

1.2 Декларация «О хороших добрососедских отношениях Беларуси и Польши»

1.3 Дипломатические отношения между странами

Список использованных источников

 


Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г.

Экономическая и политическая ситуация Беларуси

27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней объявлялось о независимости республики во внешних отношениях и стремлении создать правовое государство. 17 марта 1991 года в СССР по решению четвертого съезда народных депутатов СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза как обновленной федерации равноправных суверенных республик. «За» высказались 76,4 % голосовавших, в том числе по Белоруссии - 82,7 %.

На протяжении всей истории человечества вопросы экономики, прежде всего, регулировали историю и международные отношения. Люди во все времена стремились обеспечить себя продуктами жизнедеятельностями. Абсолютное большинство войн начинались именно за ресурсы жизни. Конечно, можно говорить и о том, что идеология играет немалую роль в международных отношениях, но все же главным катализатором является экономика.

Принцип прагматичности внешнеполитической деятельности имеет важнейшее значение в экономической дипломатии. «В современном мире именно экономика определяет авторитет, статус и роль государства. Фундамент жизненной силы Беларуси - это, конечно же, экономика», - отметил в одном из своих выступлений А.Г. Лукашенко. Только даже экономические мотивы не позволяют белорусскому руководству по-добрососедски относиться к Польше.

Белорусская экономика ориентируется на внешние рынки. В условиях реформируемой экономики доходы от экспорта - основной источник валютных поступлений. Беларусь экспортирует около 90% тракторов и автомобилей, около 80% калийных удобрений, химических волокон и нитей, более 70% металлорежущих станков, холодильников и морозильников. По ряду видов продукции мы имеем серьезные позиции в мире: 3% мирового рынка тракторов и 10-15% - большегрузных самосвалов принадлежит Беларуси.

Одной из главных положительных тенденций во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является устойчивый рост экспорта: в 2002 году - 107,7% по отношению к уровню 2001 г., за первое полугодие 2003 года - 125,3% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.

Сегодня Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые операции более чем со 140 странами мира, тем не менее, работа по расширению географии внешней торговли, поиску новых торговых партнеров продолжается.

В 1997 году экспорт Польши в Беларусь составил свыше $ 300 млн., в стране работало более 40 постоянных представительств разных польских фирм. Польские фирмы также принимали активное участие в международных выставках и ярмарках, организованных в Беларуси. А если рассматривать активность белорусских фирм на польском рынке, то следует оценить ее критически. Белорусские фирмы предпринимают слишком мало действий, чтобы продать свой товар в Польше. Польский рынок не относится к легким. В Польше существует большая конкуренция как отечественных, так и иностранных производителей, польские фирмы буквально засыпаны предложениями о поставках. В связи с этим они не ищут поставщиков нужных им товаров. Белорусские производители должны включиться в активный поиск потребителей в Польше, а не ждать, когда потенциальные покупатели появятся в Беларуси. То, что страны граничат между собой, очень облегчает исследования рынка, и там, где белорусский товар лучше и дешевле, чем у конкурентов, с уверенностью он найдет своих покупателей. Возможности развития белорусско-польской торговли видятся не в ограничении импорта, а в активизации экспорта.

Вместе с тем нашей «болевой точкой» остается опережение темпов роста импорта над экспортом и, как следствие, увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо. В значительной степени это является характерной и неизбежной чертой быстрой модернизации: идет импорт оборудования и технологий для реального сектора экономики. Министерством иностранных дел совместно с заинтересованными органами государственного управления разработан комплекс мер, направленных на повышение сбалансированности внешней торговли. Кроме того, анализ структуры экспорта в страны (кроме СНГ) свидетельствует о преобладании продукции с не устраивающей Беларусь степенью обработки. Однако перспективы нашей внешней торговли должны лежать в иной плоскости - в наращивании экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью. Именно такая продукция отвечает как интеллектуальному уровню, так и особенностям белорусского экономического комплекса.

Важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является также привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективные высокотехнологические экспортные производства. Поэтому системная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата - предмет особого внимания правительства Беларуси. В октябре 2001 г. вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, закрепляющий стабильную юридическую базу деятельности иностранных инвесторов. Создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Беларуси с участием представителей ведущих иностранных фирм и международных организаций. Иностранным инвесторам в нашей стране предоставлен «национальный режим», а в ряде случаев и более льготный - например, в области налогообложения. Для нас одинаково важно сотрудничество как со всемирно известной компанией, так и с небольшой фирмой. В Беларуси (по данным на 1 января 2003 г.) зарегистрировано 3912 предприятий с иностранными инвестициями из 83 стран. Основные страны-инвесторы по доле иностранного участия в объявленном уставном фонде - США. Германия. Нидерланды. Польша. Великобритания, Кипр. Россия.

Беларусь намерена и в дальнейшем проводить инвестиционную политику, основанную на гарантиях стабильности законодательства, применении долговременных условий аренды земли, налоговых льгот.

Серьезным направлением работы, призванным обеспечить более полное вовлечение Беларуси в систему мировых хозяйственных связей, является получение полноценного членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Беларусь целенаправленно синхронизирует переговорный процесс с внутренними реформами. Готовится пакет законопроектов, которые ликвидируют «белые пятна», существующие в нашем законодательстве с точки зрения международных стандартов и правил ВТО.

Существенно сближены позиции со странами - членами ВТО относительно условий доступа иностранных товаров и услуг на рынок Республики Беларусь.

Внешнеполитическая часть задачи по присоединению к ВТО: Беларусь добилась перехода к заключительной стадии переговорного процесса. Вместе с тем мы не ставим своей целью вхождение в эту организацию любой ценой. И здесь прагматизм, и национальные интересы определяют наши позиции в ходе переговоров.

По мнению многих экспертов, в ближайшее время следует ожидать дальнейшего прогресса приграничного сотрудничества в Европе. Развитие по периферии ЕС потребует помощи государств с обеих сторон границы.

Таким образом, Беларусь на современном этапе своего развития использует разные модели и рычаги сотрудничества с разными странами и организациями в целях повышения экономической эффективности, как собственного развития, так и успешного развития своих партнеров. Однако, политическая неприязнь режима в Беларуси сильно влияет на экономическую ситуацию в Беларуси. В связи с этим можно выделить факторы экономической безопасности страны на современном этапе:

. Энергетическая безопасность;

. Преодоление сырьевой зависимости;

. Задача сделать более разносторонней географию нашего сбыта товаров и услуг;

. Технологическое инвестирование.

Транзит, как фактор выгодного геополитического положения нашего государства.

В политическом отношении, ситуация в Республике Беларусь следующая: президентом Республики, наделенным большими полномочиями. Положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе высших государственных органов.

Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», принятом в 1994 г., Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Срок его полномочий - четыре года.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей - 110 депутатов, каждый из которых избирается народом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года

Совет Республики является палатой территориального представительства. Члены Совета Республики избираются тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов - по 8 человек от каждой области и города Минска. Еще восемь членов Совета Республики назначаются Президентом страны. Здесь также существует возрастной ценз: членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 30 лет. И главное - не менее пяти из них он должен прожить на территории соответствующей области, города Минска.

Для определения отношений с Польшей важно знать не только официальную точку зрения на белорусское развитие (прежде всего с Восточным вектором развития), но и другую, приверженцы которой некоторые представители оппозиции и эмигрантских белорусских кругов, с которыми поддерживаются на общественном уровне отношения со стороны Польши.

Так, белорусская диаспора в США приняла в качестве политического идеала Белорусскую Народную Республику. Раду БНР она рассматривала как символ белорусской государственности, орган представительства Беларуси в мире, центр планирования и координации политической и общественной деятельности белорусской эмиграции. При новом президенте Рады БНР В. Жук-Гришкевиче (1970-1982 гг.) ее деятельность оживилась и была поставлена на более прочные организационно-правовые основы. В соответствии с новым Уставом президент или председатель Рады является «высшим представителем Рады БНР и белорусского народа», которого Рада избирает на 6-летний срок. В. Жук-Гришкевич стремился превратить Раду в эффективный политический орган, который был бы готов «оказать помощь в соответствующей ситуации борцам за независимость Беларуси на Родине». Однако его попытки к большому успеху не привели.

Политико-идеологические основы деятельности белорусской эмиграции базировались на трех принципах: бескомпромиссно враждебное отношение к коммунистическим режимам; осуществление идеи БНР как независимого белорусского государства: создание белорусского общественно-политического представительства в основных странах расселения белорусов.

Эмиграция не признавала БССР как независимое белорусское государство, считала ее «российско-коммунистической фикцией белорусской государственности, навязанной Москвой». Она не признавала и границы БССР, установленные в результате соглашений Советской России, СССР и БССР с соседними странами, выступала за полную государственную независимость Беларуси в этнографических границах 1917-1918 гг. Это означало, что Рада ВНР и БЦР имели территориальные претензии ко всем соседям Беларуси - России, Латвии. Литве, Польше и Украине. В этот перечень включалась и северная часть Восточной Пруссии как компенсация за огромные разрушения от рук немцев и как естественный выход Беларуси к Балтийскому морю.

Несмотря на нерешенность территориальных проблем с соседями, эмигрантские круги высказывали надежды на мирное урегулирование с Латвией, Литвой, Украиной, возможно с Польшей, но не с Россией. Внешнеполитические концепции белорусской эмиграции предусматривают участие независимой Беларуси в федерации государств Центральной и Восточной Европы. В одном из первых послевоенных внешнеполитических проектов, выдвинутых представителем.

После прихода к власти президента А. Лукашенко и отката от завоеваний национального возрождения начала 90-х годов отношения между официальными властями и национально ориентированными центрами белорусской диаспоры ближнего и особенно дальнего зарубежья ухудшились. Большинство зарубежных соотечественников негативно восприняло итоги президентских референдумов 1995-1996 гг., расценив их как наступление на белорусский язык и национальную историческую символику, установление авторитарного режима и угрозу белорусской государственности. Осенью 1995 г. 12 белорусско-американских и 1 белорусско-канадская организация создали Коалицию в защиту демократии и прав человека в Беларуси, участники которой устраивали акции протеста во время визита А. Лукашенко в ООН в октябре 1995 г. Белорусская диаспора на Западе и общество «Бацьковщина» не поддерживают форсированную политику интеграции Беларуси с Россией, считая, что это создает реальную угрозу государственной независимости Беларуси.

В июле 1997 г. в Минске состоялся 2-й съезд белорусов мира, который прошел в обстановке политической напряженности. 700 делегатов и гостей съезда прибыли из Беларуси, Польши, Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канады, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Украины, Франции, Чехии и Эстонии.

Главный вопрос в концепции белорусской истории в понимании эмиграционных культурных и общественных центрах в том, что правопреемницей белорусской государственности является не БССР, а БНР. Эмигранты считали, что только Белорусская Народная Республика является воплощением национального возрождения белорусского народа, именно под идеалами этого неудавшегося государственного института следует и определять дальнейшее развитие Беларуси.

Таким образом, существует белорусская официальная линия, где не признается государственность Белорусской Народной Республики (1918 г.), а современная государственность обосновывается как историческая эволюция БССР. С другой стороны эмигрантское общественное движение и оппозиция придерживается того мнения, что истинная белорусская государственность берет начало от БНР образца 1918 г. Последнюю точку зрения во многом приветствуют и на Западе, противопоставляя ее существующему политической ситуации в Беларуси.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: