В. А. Иванников о психологических механизмах волевой регуляции.




Представить основные положения теории Иванникова, показать, что она опирается, на основные положения психологии деятельности.

В советской психологии в рамках мотивационного подхода сформировалось представление о воле как о способности сознательно преодолевать препятствия, и это представление стало обладающим.

В мотивационно-деятельностной теории Иванникова воля определяется как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации".

То есть, по Иванникову воля – инструмент для преодоления препятствий, для преодоления борьбы мотивов. Она является частью мотивации и имеет узко конкретное назначение.

Следует различать понятия «воля» и «волевая личность».

Понятие воли вводится как понятие, которое признано объяснить особенности поведения (инициация действия, выбора цели, регуляции различных параметров).

Понятие волевой личности в большей мере вводится как обобщенное для обозначения эмпирически наблюдаемых особенностей человека и характеристик его поведения (степень настойчивости, энергичности, целеустремленности, решительности, упорства и пр,) Система этих качеств и степень их развития определяют уровень волевого развития человека, при чем каждое отдельное качество личности, проявляющееся в поведении, определяется множеством факторов и эти волевые качества не только выражаются в таких характеристиках поведения, как настойчивость в достижении целей, быстрота и решительность принятия решений, терпение при усталости или боли, но и сказываются на инициации действий.

Отечественный психолог В.А. Иванников предлагает следующие представления о механизме волевого поведения.

Вначале действие, которое не имеет достаточных для осуществления внутренних побуждений, принимается к осуществлению в силу влияния внешних причин, то есть по необходимости. Затем происходит изменение или создание дополнительного смысла действия. Для этого действие подключается к смысловой сфере личности. Оно соединяется с нравственными мотивами и ценностями. В этом проявляется связь мотивационно–смысловой сферы человека с его поведением. Чем больше нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется волевое действие. То есть основным механизмом волевого поведения, по предположе­нию Иванникова, является «изменение или создание допол­нительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или дру­гих мотивов, привлеченных к заданному действию».

Изменения смысла действия можно достичь следующим способами:

1) через переоценку мотива при обесценивании предмета потребности (К. Левин описал поведение мальчика, неожиданно для себя обнаружившего в комнате печенье. Мальчику хотелось съесть это печенье, но он знал, что его за это накажут. И тогда он убедил себя, что печенье черствое и невкусное и поэтому его не надо есть.);

2)через изменение роли и позиции человека в общности (отстающему школьнику поручают опекать младших ребят. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.).

3) через предвидение и эмоциональное переживание результатов действий (Например, поздно вечером вашему другу стало плохо, и чтобы ему помочь, нужно сходить в аптеку, а вам страшно, так как уже очень темно и поздно, но осознание того, что ему станет хуже, помогло вам решиться и сходить)

4) самостоятельное обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.

5) через соединение данного действия с другими более высокими мотивами (например, ответственность: старшим детям поручают нарезать бумажные полоски, а затем еще раз просят их нарезать для того, чтобы из них делать игрушки для маленьких детей. Результаты работы во втором случае резко меняются);

6) через воображение ситуации с новыми мотивами (вообразить, что действие выполняется в ситуации соревнования или например, уборка комнаты ради будущей игры в футбол или похода в кинотеатр).

Отсюда волевым считается человек, способный создавать дополнительные побуждения к действию путем изменения смысла этого действия.

Большие трудности имеются в понимании механизмов волевой регуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: