Цели: 1) образовательная: познакомить учащихся с особенностями исторической науки; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к истории; 3) развивающая: развить мышление учащихся, их речь.
План проведения занятия:
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач занятия.
3. Объяснение учебного материала. План объяснения
3.1. Объект и предмет исторической науки.
3.2. Понятия исторического факта и исторического источника.
3.3. Проблема достоверности исторических знаний.
3.4. История в системе научного знания.
3.5. Функции исторической науки.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Подведение итогов.
Урок 2. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция (2 часа).
Цели: 1) образовательная: познакомить учащихся с этапами и факторами антропогенеза и социогенеза, дать характеристику людям эпохи палеолита, раскрыть причины, сущность и значение неолитической революции; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к достижениям эпохи первобытного общества; 3) развивающая: развить воображение учащихся, их мышление.
План проведения занятия:
1. Организационный момент
2. Проведение устного опроса
3. Постановка целей и задач занятия
4. Объяснение нового материала
План объяснения
4.1. Общая характеристика эпохи первобытного общества
Палеолит – древний каменный век, охватывает 90% времени жизни человечества. Появление гоминид – обезьяноподобных людей, изготовление примитивных галечных орудий (2,5 – 2, 6 млн лет назад). До 10 тыс лет до н.э Небольшие группы 30-40 человек, продвижение – 10 км в течение жизни одного поколения. Эпоха похолодания. Загонная охота. Изобретение лука и стрел. Зачатки искусства. «Палеолитические Венеры».
Мезолит – средний каменный век – 10 - 5 тыс. лет до н.э. – бурное отступление ледника, глобальное потепление, меняется характер охоты, лук – основное орудие охоты, развитие рыболовства, доместикация собаки, люди умели ампутировать конечности, трепанировать череп
Неолит – новый каменный век – 5 – 3 тыс до н.э. – эпоха геологической современности, первый серьезный экономический кризис (увеличение численности населения до 30 млн и истощение охотничьих угодий), неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему: обеспеченность продуктами питания население, занимавшемся земледелием, превышало обычную для лесоохотников в 5-7 раз
Бронзовый век – 3 – 2 тыс. до н.э. - с освоением металлургии бронзы. Возможность для выделения ремесленников как особой прослойки общества
5. Железный век – с 1 тыс. до н.э.
4.2. Основные этапы антропогенеза и социогенеза
Этапы антропогенеза – происхождение человека: 1) появление антропоидных предков (дриопитек, австралопитек – относительно большой объем головного мозга, хождение на задних конечностей, использование природных предметов в качестве орудий, охота на мелких животных) – 4 – 2 млн лет назад; 2) древнейшие люди (питекантропы – изготавливали каменные орудия труда, с инатропы) – 750 – 200 тыс. лет назад; 3) появление человека современного вида: а) неандертальцы – 250 – 40 тыс. лет назад, 130 тыс. лет назад – объем головного мозга приближался к современному человеку, но строение примитивное, так как не развиты лобные доли мозга, массивная кисть; б) кроманьонцы (100 тыс. лет назад, 40 тыс лет назад – высокий рост, прямая походка, имеющие подбородок) – происходит расогенез – процесс выделения рас
Этапы социогенза – происхождение общества: 1) первобытное человеческое стадо (20-40 человек) – палеолит,промискуитет – беспорядочные половые отношения или гаремная семья. Возглавлял стадо вожак – власть на личностных качествах; 2) родовая община – с ростом производительных сил, появлением экзогамии – запрет вступать в половые отношения внутри своей группы, дуально-родовой групповой брак – члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. Род – группа людей, основанная на кровном родстве и проживающие вместе; племя – объединение несколько родов, проживающих на одной территории: а) ранняя родовая община охотников и собирателей: управление – собранием всех взрослых сородичей, решавшим все важные вопросы. Руководители рода – на этом собрании – прямая демократия; власть –на силе личного авторитета; продукты, земля – собственность рода; социальная стратификация – неразвитая, носила половой и возрастной характер: взрослые мужчины, женщины, дети. Переход детей в группу взрослых сопровождался инициацией б) развитая община земледельцев и скотоводов – сохранение родовой собственности на землю, появление обмена и престижной экономики – избыточные продукты обменивались в качестве дара, появились материнские семьи, укрепление парных семей; родо-племенной строй; родом управлял совет, в который входили все члены племени, выбирали старейшину; на время боевых действий – военный вождь; в случае необходимости – совет племени. Главой племени становился один из старейшин3) соседская община – с неолитической революции, плужное земледелие заменяет мотыжное, переход к патриархату, появление прибавочного продукта и частной собственности.
4.3. Факторы антропосоциогенеза: 1. Теория естественного отбора Ч. Дарвина; 2. Трудовая теория Ф. Энгельса; 3. Радиация (геомагнитные инверсии – повышение радиационного фона – мутации); 4. Табуирование – введение систем запретов (культура начинается с запретов); 5. Прямохождение.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов.