Урок 3. Тема: Древневосточная цивилизация (2 часа)




Цели: 1) образовательная: дать учащимся общие представления о древневосточных цивилизациях, познакомить учащихся со вкладом древневосточных цивилизаций в развитие мировой культуры; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение ко вкладу древневосточных цивилизаций в развитие мировой культуры; 3) развивающая: развить мышление учащихся.

План проведения занятия

1. Организационный момент

2. Проведение опроса

3. Мотивация учащихся.

4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения:

4.1. Цивилизация: признаки и типология. Цивилизация – такой этап в развитии общества, для которого характерны наличие государства, письменности, законов, достаточно развитой инфраструктуры и технологий. Концепции создания государства: а) марксистская: государство было создано как аппарат насилия и эксплуатации одного класса другим; б) концепция насилия: классы и государства возникли в результате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели создали институт государства в целях удержания своего господства; в) концепция общественного договора.

4.2. Общая характеристика древневосточных цивилизаций: а) древневосточные цивилизацииколыбель современной глобальной цивилизации: возникли первые города, письменность, каменная архитектура, буддизм как первая мировая религия, иудаизм как первая монотеистическая национальная религия; б) древневосточные цивилизации – это так называемые речные цивилизации; в) древнем Двуречье - долины рек Тигр, Евфрат возникли государства Шумер, Вавилон (Хаммурапи), Ассирия, Персидское царство; открыта всем миграциям и веяниям – флагман социально-экономического развития: изобретение гончарного круга и колеса, металлургии бронзы и железа, боевая колесница, новые формы письменности; глина – строительный материал; г) древний Китай и древний Египет – общие черты: этнически однородное население, устойчивость государственного аппарата, обожествление фигуры правителя; основу населения – общинники, обязанные сдавать весь производимый продукт государству за предоставляемые надел земли, или получая за это продукты; д) древняя Индия – в долине реки Инд протоиндийские цивилизации: Хараппо, Мохенджо-Даро; во второй половине 2 тыс. до н.э. – арийское вторжение. Установление касто-варновой системы. Четыре варны: жрецы-брахманы, войны-кшатрии, производители-вайшьи, шудры – покоренное местное население.Последствие установление касто-варновой системы - государственный аппарат в Индии не такой сильный и влиятельный, как в других государствах древнего Востока; е) Восточное Средиземноморье – важный центр транзитной торговли, древнейшие центры земледелия и скотоводства, возникают первые городские центры (город Иерихон – 8 тыс до н.э.). Государства: Сирия, Палестина, Финикия. Финикийский алфавит – основа современных алфавитов.

4.3. Экономика стран Древнего Востока – азиатский способ производства: доминирование государства в экономике, существовавший с общинной формой хозяйства, большая роль храмовых хозяйств, широкое применение рабского труда.Общинники -право на наследственную обработку земли. Земля – в собственности государства или храма. Потом – процесс появления частной собственности и рыночных отношений. Однако рыночные отношения, основанные на частной собственности, слабо распространены.

4.4. Социальная структура. Достаточно развитая форма социальной стратификации – деление общества на социальные страты, то есть на социальные слои. Восточное общество – форму пирамиды: вершина – правитель, власть его сакральна, ниже – знать, жрецы, высшие чиновники – управление государством, обеспечение нормального его функционирования, далее – войны – обеспечение внутреннего порядка, защита государства от врагов, основа общества – крестьяне-общинники. Сельская община – основная производительная сила общества, основная ячейка общины – большая патриархальная семья. В городах – торговцы, ремесленники, купцы. В самом низу общества – рабы. Структура, организующая общество – система корпораций – сплоченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и нормы поведения: семьи, кланы, общины, касты, цехи. В Индии- касто-варновая система. Ниже системы каст – неприкасаемые.

4.5. Политическое развитие. Типы государственно-политических устройств: а) восточная деспотия: неограниченная власть правителя (фараон в Египте, ван в Китае), обожествление его власти: фараон – сын Бога Солнца, ван – сын Бога Неба), разветвленный государственный аппарат (Египет, Китай, государства Древнего Двуречья); б) военная монархия – захватническая функция государства – на первый план: завоевательные войны, грабительские походы. В завоеванных странах сохранялась старая система управления. Взимание дани. (Хеттское царство, Ассирия); в) город-государство: транзитная торговля (государства Восточного Средиземноморья – Тир, Сидон; г) военно-административное государство: устанавливалась единая система государственного управления – Персидское царство.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: