Общий алгоритм организации огонька




Огоньки

Методические рекомендации

Предлагаем Вашему вниманию методические рекомендации по проведению отрядного "огонька"

Виды и особенности огоньков

Существует не менее пяти основных видов отрядных огоньков. Особенности каждого из них определяются, в первую очередь, их специфическими задачами. В зависимости от того, зачем проводится огонёк, выстраивается и его структура, содержание, акценты.

Огонёк знакомства ("огонёк дружбы") - проводится в первый вечер лагерной жизни детей.

Задачи:

• побуждение взаимной эмпатии (расположения, добрых чувств, интереса, желания быть вместе и помогать друг другу);

• организация переживания первого ощущения сплоченности, совместности;

• создание настроя на гуманистические ценности взаимодействия и общения;

• предъявление самого огонька, как формы и способа конструктивного общения, ценного для каждого в отдельности, отряда и лагеря в целом.

Вечерний огонёк - проводится в отряде каждый вечер с тем, чтобы подвести итоги дня.

Задачи:

• организация упражнения в рефлексии (объекты: я сам, мой отряд, мой лагерь, я в отряде и лагере, отряд в лагере, ощущения, переживания, открытия и мысли);

• обеспечение постепенного закрепления гуманистических ценностей в практике общения и взаимодействия;

• стимулирование желания "жить и поступать хорошо";

• поддержка растущего доверия и сплоченности отряда.

Огонёк промежуточного подведения итогов - проводится, как правило, в середине смены, чаще - у костра, имеет большую протяженность во времени, чем вечерние огоньки.

Задачи:

• организация переживания ведущих ценностей лагеря, дружеского сотрудничества, взаимной любви и поддержки;

• организация рефлексии (объект: моё изменение за полсмены, эволюция представлений об образе жизни отряда и лагеря, взаимоотношения и эмоционально-интеллектуальные приращения);

• мотивация на активное самоусовершенствование во второй половине смены.

Тематический огонёк - проводится по поводу, часто неожиданному (что-то произошло или должно случиться), иногда - запланированному. Название "тематический" указывает на специальность и конкретность темы разговора.

Задачи:

• концентрация переживаний и рефлексии на одном объекте (дело, событие, поступок, личность-образец и др.);

• побуждение желания самосовершенствоваться от этого объекта, как от отправной точки;

• актуализация позитивных образцов для закрепления в структуре личностных смыслов ребенка.

Итоговый огонёк - проводится, как правило, в последний вечер лагерной смены.

Задачи:

• организация интенсивной, эмоционально окрашенной рефлексии для актуализации ценности пережитого в лагере опыта, появления мыслей о саморазвитии после смены, побуждения чувств дружбы, ценности другого, желания приехать еще раз и принести пользу;

• побуждение желания строить свой образ жизни, используя опыт лагеря.

Общий алгоритм организации огонька

1. Предварительная работа.

Начните с продумывания места данного огонька в жизни отряда. Сценарный план (а он у Вас обязательно будет) зависит от того, каково состояние отряда, уровень его сплоченное взаимопонимания и открытости. Позаботьтесь о том, чтобы огонёк произвел желаемый эффект, а для этого постарайтесь, чтобы он задевал нужные струны души. Нижеследующие пункты рекомендации помогут Вам в этом. В любом случае, делайте поправку на психологический возраст, уровень ценностей ориентационного единства отряда. Постарайтесь предусмотреть и снизить возможные риски.

2. Подготовительная работа.

Подготовьте место, скамьи и стулья, реквизит, технические средства. Если ждёте гостей проинструктируйте их об их роли в огоньке.

Сформулируйте и выдайте задания выступающим, групп так, чтобы у них осталось время подготовиться; помогите им. Еще раз рассчитайте время, вспомните, какого эффекта Вы ждете от каждого элемента огонька.

3. Погружение.

Для создания соответствующего настроения ребят используйте ритуалы, например, торжественную перестановку флага на специальное место, специальное "время Ч", когда никому нельзя входить на место проведения огонька, зажжение свечи или костра с выбором кострового, почетное право войти первым герою дня или дежурному командиру, запись в "бортовом журнале" о начале огонька. Возможно экспресс-построение с кратким отчетом командира о прожитом дне, "30 секунд молчания" перед входом с предложением каждому подумать о том, что важного он должен сказать товарищам и т.д. Важен сам момент входа и размещения: это должно происходить в тишине, без суеты, лучшие места - малышам, "героям дня", гостям. Возможен вынос талисмана, иных аксессуаров. Фантазируйте, украшайте огонёк, создавайте настроение искренности, теплоты, важности происходящего.

4. Ход огонька

А) Начало. Им может быть настраивающая песня под гитару, предъявление загадочного предмета, сюрприза под вуалью, "черного ящика", представление гостей. Обязательно прозвучит вступительное слово вожатого. Возможно, Вы проведете короткое упражнение для установления сенсорного контакта.

Б) Завязка обсуждения. Разговор может начаться с проблемного вопроса, выступления группы, концентрации внимания на загадочном предмете, короткого обсуждения одной из дилемм Кольберга. Возможно, Вы просто убедительно поставите задачу, объявите порядок проведения огонька. Хорошо, если на каждом огоньке этот момент организуется по-разному.

В) Обсуждение. Традиционное обсуждение "по кругу" подкрепите или вовсе замените более эффективными приемами. Используйте "конверт откровения", "мозаику вопросов и ответов", другие технические приемы. Интересно предложить высказавшемуся выбрать следующего говорящего. Лишить обсуждение однообразия помогут "музыкальные паузы", когда исполняемая песня выбирается по принципу актуальности (какая песня подойдет именно в эту минуту - могут решить сами ребята). Нелишними оказываются и невербальные коммуникативные средства: жесты, прикосновения, рукопожатия, символические знаки и предметы. Важно, чтобы все ребята были максимально вовлечены в происходящее, переживали огонёк сообща.

Г) Кульминация. Наконец прозвучит (будет найден) ответ на проблемный вопрос, откроется "черный ящик", станет понятным смысл загадочного предмета, откроется тайна, сюрприз. Наверное, именно в этот момент и выступит с самыми важными словами пришедший гость.

Д) Развязка. В завершение огонька возможно принятие каких-то решений, выявление и награждение "героев", объявление планов и намерений, вручение сюрпризов и т.п. Хорошо, если дети смогут сформулировать выводы, основные идеи разговора. По традиции будет выбран новый дежурный командир на завтра, дана оценка работе сегодняшнего ДК.

Е) Завершение. Когда всё запланированное исчерпано, прозвучит заключительное слово вожатых (возможно - командира, гостя), комментарий к плану на завтра породит радостные ожидания нового дня. Состоится заключительный ритуал: передача знака новому ДК, орлятский круг с вечерней песней и речёвкой.

Ж) Отход ко сну. Да, это тоже важный момент огонька. Ибо способен как сохранить и укрепить достигнутый эффект, так и свести его на нет. По традиции, после исполнения Вечерней песни дети и вожатые разговаривают только шепотом, доброжелательно и умиротворяюще. Дети отходят ко сну без суеты, никакие проблемы уже не поднимаются.

Заключение

Именно на огоньке Вы становитесь тем самым мудрым советчиком и другом, именно на огоньке тепло Вашей души льется через край. Но именно на огоньке Вы демонстрируете высочайший профессионализм. Когда Вам удается решить поставленные задачи и помочь детям стать еще чуточку лучше. Удачи Вам! Рассчитывайте на помощь вожатского отряда "Союз", подготовившего эти рекомендации.

Сценарии огоньков

Звездопад»

Подготовка: необходимо подготовить пакет с вопросами. Вопросы ни в коем случае не должны быть викторинами. Вопросы могут быть, например, такие: Какие качества человека ты наиболее ценишь в людях? Расскажи самый смешной случай из твоей жизни? Каким ты себя видишь через 10 лет? Как ты понимаешь фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Содержание огонька: Вокруг костра или свечи разложены вопросы из пакета. После вступительного слова ведущего об огоньке и форме его проведения каждый участник берет вопрос изкруга. Задача ведущего попытаться по каждому прозвучавшему вопросу создать дискуссию. Отвечать на вопросы можно по цепочке или по принципу «свободного микрофона».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: