Легенды Устюженского края 3 глава




Но как же выглядел первый устюженский дом, построенный в X-XI вв. в «земляном городе» на реке Ижине? Археологи полагают, что все постройки устюженского городища были расположены вблизи валов. Это обычная планировка, призванная ставить жилье на местах, менее просматриваемых и простреливаемых возможным противником. Специалисты пока говорят только о трех-четырех постройках, остатки которых найдены при раскопках устюженского городища.

Основным строительным материалом для этих построек послужили бревна и глина. При этом археологи полагают, что обнаруженные на городище завалы глины – это не что иное, как «следы потолочных засыпок»73. Удалось определить и размеры одной из построек – не более 16 кв.м74. На основании материалов из раскопок поселений подобного типа, выявленных на территории современного Устюженского района, можно сказать, что жилища устюжан в тот период были, в основном, трех типов. Это землянки, полуземлянки, то есть жилища, несколько заглубленные в землю, и небольшие срубные деревянные наземные постройки размерами 5х4 м. Каждое из этих жилищ было предназначено для проживания только одной семьи.

Землянки углубляли в землю примерно на метр-полтора, обкладывая котлован бревнами. Пол был либо глинобитным, либо дощатым. Потолок имел бревенчатый накат с глиняной засыпкой. Стены зашивались досками и промазывались глиной. Помещение отапливали открытыми очагами, сложенными из камней.

Сохранилось описание устюженской землянки начала ХХ века, сооруженной по местным традиционным образцам. Такие землянки в тот период устраивали в лесу для временного пристанища охотников и сборщиков ягод. «Землянка в лесу представляла собой врытый в землю настил леса на два ската – крыша, сплошь засыпанная землей, по которой во время дождя стекала вода, а на крыше росла зеленая трава. С одной стороны в землянке была дверь на деревянных петлях, а внутри был очаг для огня, за которым располагались нары, сделанные на столбиках из тесаных топором кругляшей соснового леса»75.

Жилища-полуземлянки имели почти квадратную форму со сторонами не более трех-четырех метров. Земляные котлованы для таких домов копали различными по глубине, в зависимости от желания домовладельца. Затем в яме делали сруб, который засыпали снаружи землей, плотно утаптывая ее ногами. Крыша полуземлянки опиралась прямо на грунт. Окон, естественно, не было, а вот дверь обязательно располагалась на южной стороне и должна была служить, по крайней мере, в летний период, дополнительным источником тепла и света.

Древний устюжанин жил в суровом климате, а потому его жилище должно было как можно лучше удерживать тепло. При этом, конечно, хозяева не могли обойтись без печей. По свидетельству специалистов «на всей тогдашней территории расселения восточных славян конструкция печи оставалась примерно одинаковой»76. Предполагается, что это были печки-каменки. Их «били» невысокими, прямоугольной формы, размером 1х1 м. Нижнюю часть стенок выкладывали из крупных плоских булыжников, либо из кусков известняка, песчаника, обожженной глины или даже железной руды, верхнюю часть – из камней помельче.

В качестве раствора использовали глину, смешанную с черепками битых горшков. Печной свод также выкладывали из небольших камней, либо перекрывали одним большим плоским камнем, который использовали и в качестве жаровни. Дымовыводящих труб у каменок, конечно, не было, поэтому дым выходил через устье печи внутрь жилища, то есть устюженская полуземлянка отапливалась «по-черному», как и первые наземные деревянные срубные жилые постройки.

Застройка средневековой Устюжны. Археологи считают, что не позднее XIII века городище «вышло» за свои пределы. С этого времени центральной частью города стала территория по правому берегу реки Мологи, между устьями Ижины и Ворожи.

Уже в середине XVI века Устюжна занимала всю нынешнюю территорию и считалась посадом, то есть городским поселением без укреплений. В отличие от многих других древнерусских городов, вплоть до начала XVII века она не имела привычного планообразующего элемента – крепости. В результате главным фактором, определившим городскую застройку, стали реки – Молога, Ворожа и Ижина. Именно вокруг них выстраивалась система градообразующих элементов – храмов, учреждений, торговых мест. Часть городских дворов располагалась в районе древнего городища и выше по рекам Мологе и Ижине, которые делили город на части-«стороны» - Заижинскую, Заречную (по местному выражению, «Зарецкую», левобережную, за Мологой) и Центральную (правобережную).

Позднее других районов, стала застраиваться Заречная сторона. Здесь вначале не было никаких улиц и переулков. «Зарецкие» жители просто ставили свои дома вдоль берега Мологи в два ряда. При этом, если по переписи 1567 года здесь числилось 188 дворов, в которых проживала, примерно, пятая часть населения города того времени, то уже через тридцать лет их осталось всего 3377.

Переселение устюжан в центральную часть города было связано с отсутствием моста через Мологу, что затрудняло доступ «зарецких» жителей к местным учреждениям и торгам. Немаловажным фактором, видимо, являлись и периодические наводнения из-за весенних разливов реки. Данных о наводнениях в Устюжне в период средневековья, не сохранилось. Однако, даже судя по сведениям более позднего времени, подобные стихийные бедствия случались. Например, в 1915 году Заречная часть оказалась настолько затопленной, что местное население передвигалось по улицам исключительно на лодках, а часть жителей была вынуждена покинуть свои дома. Тогда же сильно пострадали от наводнения прибрежные деревни Софронцево и Соловцово. В более ранний период подобные явления, судя по всему, редкостью не являлись.

Значительные изменения топографический облик Устюжны претерпел в конце XVI века, что было связано с запустением Заижинской стороны, когда из-за эпидемии моровой язвы 1569 года эту часть города забросили. С тех пор подавляющее большинство городского населения ставило свои дома в центральном, правобережном районе. В XVI-XVII веках через реку Ворожу в центральной части Устюжны было проложено несколько мостов. Здесь же на левом берегу «в Зарядье» (совр. Торговая площадь) находился административный и торговый центр, где располагались различные государственные учреждения того времени, стояли торговые ряды, а также Ильинский монастырь. Второй монастырь – Богородице-Рождественский возвышался на правом берегу Ворожи, почти в ее устье. Кроме того, в городе в тот период было 18 храмов78.

Специалисты отмечают, что в указанное время в Устюжне уже существовала более или менее выраженная уличная планировка. Например, в описании города за 1597 год переписчики смогли указать десять улиц и четыре переулка79. При этом прямизна улиц и переулков («поперечных улок») считалось необязательной. Это были, скорее направления, ведущие к значимым объектам – храмам, торгам, административным учреждениям и проч. Частые пожары, перестройка домов и дворов меняли не только внешний облик улиц, но подчас и их трассировку.

Устюжна – крепость-острог. В период Смутного времени начала XVII века Устюжна превратилась в оборонительное укрепление, так называемую крепость-острог. В старину острогом называли частокол «из свай, вверху заостренных», которым «обносился осаждаемый город»80. Строительство крепостных стен понадобилось для обороны Устюжны от польско-литовских интервентов, которые неоднократно пытались захватить ее в начале XVII века (см. главу «Легенды Устюженского края»), раздел «Легенды Устюженского собора»). Известно, что руководили строительством устюженского острога два человека, избранные из горожан – Федор Шепляк и Федор Шубин.

В период строительства большую часть города в его правобережной части, по обеим берегам реки Ворожи, обнесли высокими крепостными стенами, а точнее замкнутым забором-тыном со смотровыми башнями. Сооружая тын, устюжане установили стоймя, вплотную друг к другу, толстые бревна, которые с внутренней стороны скреплялись поперечинами. Бревна имели заостренные кверху «острожные» концы и были слегка наклонены внутрь, что предохраняло защитников крепости от вражеских стрел. Изнутри по всему тыну соорудили специальные помосты для размещения людей и боеприпасов. Общая протяженность стен устюженской крепости достигала 2,7 км, высота – 4,26 м81. Вокруг стен был выкопан ров, а во рву установлен дополнительный тын. Кроме того, между рвом и стеной крепости поставили еще один забор. Вся крепость, башни и стены находились на высокой земляной насыпи, остатки которой частично сохранились до сих пор.

Устюженская крепость-острог не только имела внушительный вид, но и действительно оказалась неприступной для врагов. Во время нападения и штурма Устюжны в 1609 году отрядом польско-литовских интервентов были сожжены несколько городских церквей, а также, видимо, жилые строения, оставшиеся за оборонительными сооружениями, но сам острог врагам преодолеть не удалось. В результате в те годы Устюжна Железопольская считалась одним из самых надежных крепостных укреплений на Северо-Западе России. Это, в частности, подтверждает тот факт, что в 1617 году, перед подписанием договора о ненападении между Россией и Швецией, делегация русских послов под охраной 400 казаков и стрельцов, в течение некоторого времени проживала именно в Устюжне82. Здесь же находился и известный русский дипломат того времени Федор Петрович Барятинский-Борец, готовивший документы для подписания договора и приема послов в городе на Мологе.

После подписания договора в местечке Столбово под Тихвиным, русские послы отправились в Швецию для дальнейших переговоров, а шведы – через Ярославль на Москву. Во время переезда шведская делегация, опасаясь нападений многочисленных бандитов и разбойников, бродивших в то время в избытке по стране, почти на неделю задержалась в Устюжне. Позднее шведы вспоминали, что «город Устюжна довольно велик» и «укреплен валом и частоколом»83.

Мощные стены деревянного острога простояли в Устюжне до второй половины XVII века. Их неоднократно достраивали и укрепляли. По мнению специалистов, долгие годы «крепость Устюжны Железопольской оставалась одной из крупнейших в стране»84. Что касается жилой зоны города того периода, то после событий Смутного времени она находилась, в основном, в пределах крепостных стен. По описанию 1626 года в Устюжне было зарегистрировано 334 жилых двора, из которых лишь 63 находились за стенами острога85. Позднее устюжане стали застраивать и ранее жилую, но запустевшую в Смуту территорию посада.

Городские храмы. Начало каменного строительства. До второй половины XVII века все постройки Устюжны были деревянными, включая храмовые здания. Большинство церквей строилось в традиционной манере – в виде обычных избяных клетей, с прирубами трапезных, алтарей и папертей, с двухскатными кровлями, каждую из которых венчала маленькая главка. По северной русской традиции в каждом приходе стояло две церкви - зимняя, отапливаемая, и летняя, предназначенная для службы только в теплое время года. Каждая из церквей имела отдельное название – по престолу.

Начало каменного строительства в городе положило сооружение каменных храмов во второй половине XVII века. Вместо двух старых деревянных церквей теперь ставили одну каменную, но с двумя престолами. Именно поэтому у местных храмов долгие годы сохранялись двойные названия. Например, Успенскую церковь одновременно называли Свято-Духовской, Покровскую – Рождества Христова, Никольскую – Спасопреображенской и др. Практически все церковные каменные здания, выстроенные в Устюжне в период XVII-XIXвв., за исключением «зарецких» Покровской и Успенской, были сооружены на правом берегу Мологи.

Кроме приходских храмов, по описанию 1567 года, в Устюжне было два монастыря – «общежительный» (мужской и женский) Рождества Богородицы, расположенный на правом берегу Ворожи, недалеко от устья Ижины, и Ильинский мужской монастырь, стоявший в районе современной Торговой площади. Позднее на месте закрытых монастырей в Устюжне поставили собор Рождества Богородицы и церковь Воскресения Христова.

Большинство устюженских каменных храмов были квадратными в плане, белеными, с золочеными куполами. Особняком стоит городская Казанская церковь, перестроенная в камне в 1694 году купцом Г.Д.Строгановым на месте старого деревянного храма того же названия. Строгановская церковь была создана в стиле русской раннеборочной архитектуры и, по свидетельству специалистов, «напоминает терема XVII века»86. Подобных «строгановских» храмов в России всего пять: в Сольвычегодске, в Устюжне, в Троице Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде, в усадьбе Гордеевка под Нижним Новгородом и в самом Нижнем на Посаде87. Стены Казанской церкви украшает фресковая живопись работы ярославских мастеров середины XVIII века.

В строительстве главного храма Устюжны – собора Рождества Богородицы, возведенного в камне в 1685-1691гг., принял активное участие протопоп Благовещенского собора Московского кремля, духовник малолетних царей Петра и Иоанна Алексеевичей, о.Меркурий (Меркурий Гаврилович), уроженец Устюжны. По его инициативе соборный иконостас был написан мастерами Московской Оружейной палаты под руководством прославленного изографа Кирилла Ивановича Уланова88. Кроме того, из запасников Успенского собора Московского кремля в устюженский собор передали более двадцати икон, которые украсили западную, южную и северную стены89.

В 1721-1730гг. к каменному «холодному» храму был пристроен «теплый» с четырьмя приделами. Кладку приделов вели мастера Ярославского уезда Василий Назарьев и Михаил Гаврилов «со товарищи», а кирпич для строительства изготовляли «по подряду» крестьяне местных деревень Чирец и Берняково Никита Андронов и Антипа Алексеев «с товарыщи»90. Позднее у собора соорудили отдельно стоящую колокольню и две часовни, а все постройки обнесли каменной оградой с воротами.

Вообще, за два столетия, XVII-XVIII вв., в городе было возведено девять каменных храмов, еще четыре – в XIX столетии, все – на средства «доброхотных дателей»91. При этом, в отличие от церковных зданий, вплоть до последней четверти XVIII века, все жилые, хозяйственные и административные постройки Устюжны оставались деревянными.

Первый регулярный план застройки Устюжны 1778 года и его претворение в жизнь до нач.ХХ века. В 1778 году в Петербурге, так называемой «Екатерининской» комиссией, созданной «для устройства городов», был разработан первый генеральный план застройки Устюжны. К этому периоду местные жители плотно заняли своими домами берега Ворожи и Мологи. В целом создалась сложная система кривых улиц и переулков, в которых приезжему было не разобраться. Планом регулярной застройки предусматривалось их выпрямление и расположение перпендикулярно одна другой. При этом прямоугольная сетка кварталов была выдержана в направлении двух улиц – Большой Московской (совр. им.К.Маркса) и Большой Новгородской (совр. им. В.И.Ленина). Въезд в город со стороны Большой Московской улицы в плане 1778 года назван «Московскими воротами», со стороны Большой Новгородской – «Санкт-Петербургскими воротами».

При привязке на местности плана 1778 года архитекторы учли и такие исторически сложившиеся градостроительные акценты, как церковные постройки. Например, два каменных храма города – собор Рождества Богородицы и Казанская церковь оказались стоящими на одной линии. Не забыли и о том, что Устюжна расположена на реках. Через Мологу мост не проектировался. Известно, что в XIX-нач.XXвв. в городе существовала паромная переправа. Через Ворожу, в центре города, были предусмотрены сразу три моста – между Торговой и Соборной площадями, в районе Благовещенской церкви и по Солдатской улице (совр. Красноармейская). Позднее мосты в этих местах неоднократно перестраивались, причем, если в центре города мост существовал постоянно, то из двух других, как правило, действующим был только какой-то один.

Центральной частью Устюжны оставалось бывшее «Зарядье» - Торговая площадь, а также Соборная площадь на правом берегу Ворожи. На Торговой площади предполагалось строительство жилых каменных строений и торговых рядов, на Соборной – казенных зданий, что и стало постепенно осуществляться (см. ниже раздел данной главы «Каменное и полукаменное строительство…»). Из скульптурных украшений площадей досоветского периода известен только один – скульптура-бюст Александру II. Памятник царю-освободителю был установлен в 1911 году, в рамках празднования 50-летия освобождения крестьян от крепостного права. Он стоял на бетонном постаменте в сквере у надвратной часовни при соборе Рождества Богородицы.

К началу XX века в городе было 2 979 строений, из них 78 каменных и полукаменных, а жилых - 975 с 1046 квартирами на 5 тыс. населения92. В целом, Устюжну этого периода описывали так: «Рекою Мологою город делится на две стороны большую - главную на правом берегу, и малую – заречную на левом, сообщение между которыми в весеннее, летнее и осеннее время производится на пароме… Заселенная площадь Устюжны составляет 3 ¼ кв верст. На главной стороне города сосредоточены все присутственные места, учебные и торговые заведения, базар с гостиным двором, казармы для местной конвойной команды и почти все церкви, за исключением двух, находящихся на заречной стороне. Главная сторона, в свою очередь, разрезается на две равные части рекой Ворожей, впадающей в реку Мологу, соединенные между собой двумя мостами, причем часть западной ее границы отрезается речкой Ижиной, также впадающей в Мологу. Вдоль правого берега реки Мологи разбит бульвар (до 160 саженей)»93. Другой респондент при этом утверждал, что «Устюжна ничем не хуже многих уездных городков, а многих даже и лучше»94.

В свое время виды старинной Устюжны заинтересовали известного русского фотографа, родоначальника русской цветной фотографии С.М.Прокудина-Горского, который посетил город и запечатлел его на нескольких снимках. По воспоминаниям старожилов открытки с видами Устюжны можно было приобрести не только в местных, но и в столичных магазинах.

Традиционная структура жилого двора устюжанина с XVI и до нач. ХХвв. Традиционный жилой двор в старинной Устюжне представлял собой индивидуальную усадьбу с садом и огородом. Весь комплекс жилых и хозяйственных зданий сосредотачивался в передней части участка, который выходил на улицу. Из хозяйственных построек устюжан упоминаются амбары, курятники, дровяники, ледники, конюшни, кладовые, прачечные, бани и хлева. За дворовыми строениями располагались огороды. Кроме того, у некоторых горожан были дополнительные огородные места напротив двора, в непосредственной близости от него. На огородах выращивали различные овощи и коноплю для получения растительного масла, а, примерно со второй половины XIX века, еще и картофель.

Из садовых посадок упоминаются яблони, кусты малины и смородины, вишневые деревья. В условиях холодной зимы вишни часто вымерзали, поэтому вокруг компактно посаженных деревьев строили деревянное ограждение, своеобразный «вишневый сарай», в котором крышей служила проволочная сетка, предохраняющая плоды от прожорливых птиц. Кстати, подобные сооружения, зафиксированные в устюженских садах в начале ХХ века, описаны в повести Л.Н.Толстого «Семейное счастье».

Часть дворовой территории около жилого дома, на которой разбивали цветники и сажали декоративные кустарники, в Устюжне называли «белым двором». В отличие от него на «черном дворе» располагались все хозяйственные постройки, кроме бань, которые стояли особняком, поодаль от других строений. Жилой дом, придомовой огородный участок, а также «белый» и «черный» дворы обносили забором. В Устюжне было принято ставить высокие, глухие заборы высотой «до 3 аршин» 95, то есть более двух метров. Во двор вели высокие двухстворчатые, либо одностворчатые ворота для въезда на лошади и калитка для пеших.

В XVI-XVII веках городская индивидуальная усадьба жителя Устюжны имела протяженность от 100 до 300 квадратных саженей (от 4,55 до 13,65 соток)96. При этом размеры владения в черте города зависели не от социально-имущественного положения горожанина, а лишь от места расположения двора. Сплошная сомкнутая уличная застройка, не позволяющая иметь большие участки, была характерна для центральной части города. За их пределами строились свободно, с разрывами между отдельными дворами. Подобная структура и размеры индивидуальных владений сохранялись в городе и в начале ХХ века.

Помимо участков в городской черте, устюжане имели дополнительные сельхозугодья – пашни, «животные выпуски» (пастбища), сенокосы, лесные участки. Пашни располагались вокруг Устюжны, поблизости от жилой зоны. Например, по данным 1567 года они насчитывали 375 десятин земли97. «Выпуски» находились на западной окраине города, за рекой Ижиной, а также за Мологой вплоть до д.Соловцово. Сенокосные участки горожан шли от города по обоим берегам Мологи вниз по течению. Здесь в вышеуказанный период заготовляли более 6 тыс. копен сена98. Лесные угодья, принадлежавшие городским жителям, в середине XVI века состояли из трех участков. Первый тянулся от д.Соловцово до устья реки Чагодощи (20х2 км). Второй был расположен между деревнями Лентьево и Попчиха (5х2 км), третий – между Попчихой и д.Ванское (3х4 км)99.

В различные исторические периоды данные о размерах и видах использования (частное владение, аренда) сельхозугодий жителями Устюжны, конечно, менялись. Например, по сведениям 1841 года горожанам сдавалось в аренду за чертой города более 320 дес. (около 350 га) «выгонной» земли, а в самом городе им принадлежало около 230 дес. (более 250 га)100. В любом случае, натуральное хозяйство всегда играло важную роль в вопросах жизнеобеспечения устюжан.

Традиционный жилой дом устюжанина. Итак, что же представлял собой традиционный жилой дом в старинной Устюжне? Пресловутая городищенская полуземлянка «выбиралась» из-под земли в течение нескольких веков и постепенно превратилась в крепкое срубное бревенчатое строение-избу с приподнятым над землей деревянным полом, с погребом-подпольем, с летним покоем-клетью и большой комнатой-«зимовкой», которые соединялись между собой сенями. Так строили и в Устюжне, и в местных деревнях.

Первоначально избой называли только отапливаемое помещение, позднее так стали именовать весь дом, а комнату с печью прозвали «зимовкой». Сохранилось описание старинного дома семьи крестьян Головиных устюженской деревни Обухово: «Дом наш состоял из двух половин: большого дома, обшитого тесом, с красивыми наличниками, и зимовки, присоединенной к большому дому сенями. Зимовка состояла из одной большой комнаты с русской печкой и лежанкой»101. Один из старожилов д.Максимовское Перской волости так описывал дом родителей начала ХХ века: «Первое, что мне запомнилось, это старая изба-зимовка, с большой русской печью, около которой была приделана «кровать» (полати – Е.В.) из досок вровень с высотою печи, на которой можно было сидеть и лежать, а с боку около самой двери, вдоль печи – тесовая, крашеная через доску желтой и синей краской стенка, за которой была лестница в подполье. С передней стороны, за подлицо (вровень – Е.В.) с печкой, в подполье закрывалась дверь, также крашенная желтой краской, и на двери была железная планка, чтобы дверь запирать»102.

Летний покой, пристроенный к зимовке, назывался клетью. Изба и клеть соединялись сенями под общей крышей. Подчас сени, особенно в деревенских избах, были очень широкими и длинными. Например, тот же старожил вспоминал: «Сени в нашей старой постройке были большие. Они тянулись от дома, через входной с улицы коридор и вдоль всей избы-зимовки длиною метров восемь и шириной около четырех, вдоль всего скотного двора, от которого отделены (были – Е.В.) стеной, только «на двор» (на скотный двор – Е.В.) в этой стене была одна дверь, которая закрывалась, а круглые бревна-балки над сенями тянулись от стенки двора до избы и на них никакого потолка не было»103.

Под клетью был подклет, предназначенный для кладовой или домашнего скота. В целом, жилая часть дома именовалась горницей, то есть верхней «горней» (от слова «гора») частью. Позднее горницы стали делить перегородками. Так были построены комнаты, которые в Устюжне долгие годы тоже называли горницами. Для местных жилых строений XIX-нач.ХХвв. уже было характерно то, что они «обыкновенно разделены внутри перегородками на 2-3 комнаты»104.

В середине XIX века в Устюжне было построено несколько двухэтажных деревянных домов. Сохранилось описание одного из них (совр. К.Либкнехта, 13), сооруженного в 1850 году для семьи мастера-столяра В.М.Докучаева: «Дом Докучаевых представляет собой двухэтажный, прямоугольный в плане сруб и расположен на одной из периферийных улиц города. Ориентирован на нее главным фасадом… Большие комнаты-залы своими окнами, как на первом этаже, так и на втором, выходят на главный фасад, а небольшие жилые и хозяйственные помещения – во двор. Дом имеет развитый двор с хозяйственными постройками, с улицей связан широкими воротами. Первый этаж со вторым соединены широкой двухмаршевой лестницей. На лестничную площадку первого этажа можно попасть как с улицы, так и со двора… Перед входом в дом с улицы было устроено крыльцо… Уровень пола первого этажа ниже уровня земли, окна низкие, но высота помещений нормальная. На первом этаже располагалась мастерская хозяина-столяра, кухня, небольшая жилая комната и подсобные помещения. Второй этаж только жилой. Окна комнат-зал большие, печи с кафельными лежанками и чугунными, украшенными барельефами, дверцами… Основные габариты: длина – 12 м, ширина – 8 м»105.

Жилые дома в старинной Устюжне строили, как правило, из сосновых бревен диаметром примерно 15-20 см106. Эти постройки имели довольно большие размеры – 18х13, 19х14, 23х11кв.м107. Из-за подклетов или, как их позднее называли подполиц, они выглядели высокими. При этом фундаменты-буты клали глубиной примерно от 1 до 1,5 м, а шириной от 70 см до 1 м108. Один из путешественников, посетивший Устюженский уезд в середине ХIХ века, писал: «Заметьте, что здесь избы строят в два жилья... Из такой избы орловских, тамбовских изб выйдет две, а малороссийских хат три, а то и все четыре»109.

Для постройки домов местные мастера выбирали старые, столетние просмоленные «кондовые» деревья. Смола защищала дом от гниения. Не менее ценным материалом для строительства считалась лиственница, которая также мало подвержена гниению. Однако построить дом из лиственницы могли себе позволить только богатые люди, так как везти ее нужно было издалека.

Современник, живший в середине ХIХ века, так описывает местное строительство: «Избы рубятся из толстых бревен до крыши со всех четырех сторон: после с передней и с задней стороны из таких же бревен надстраиваются треугольники, на которые кладут переплеты, далеко выпуская их вперед. К этим переплетам прикрепляют деревянные крюки толщиною в руку. Крюки эти обыкновенно делают из молодой ели: ель срубают с частью толстого корня, который стелется по земле, а на эти крюки кладут желоб, выдолбленный из толстого бревна. Потом настилают на крыше дрань, вкладывая нижний конец в желоб. И, наконец, верхние концы, как с той, так и с другой стороны покрывают одним желобом. Верхний желоб называется князем. Если дрань коротка, то кладут еще желоб, или два, между нижним желобом и князем. Нижний из них подпирается распорками, упираясь в самый нижний, следующий такими же распорками - во второй желоб и т.д. Таким образом, на всю крышу не требуется ни одного гвоздя»110.

Дрань (она же дранка, сосновая лучинка) – деревянную черепицу, а также тес – тонкие доски из хвойных пород деревьев, делали местные ремесленники. В старину в Устюжне в качестве драни использовали еловую кору срубленных деревьев. Дранкой крыли не только крыши жилых домов, но и всех хозяйственных построек. По свидетельству очевидцев устюженские крыши из дранки могли прослужить до двадцати лет.

Кроме сосновой лучинки в старину местные крыши крыли скалой. Скала – верхний светлый слой березовой коры. Покрытие крыш березовой корой, предохраняющей деревянную кровлю от сырости, было широко распространено на Руси еще в XVI-XVII веках. Позднее скалу стали использовать в качестве подстилки под тесовые кровли. Тесины укладывали внахлест двумя рядами. Верхний назывался красным тесом, нижний – подтеском или обрешёткой. Между ними и прокладывали бересту

По описаниям начала ХХ века крыши в Устюжне «ставили железные, тесовые, черепичные, лучинковые и толевые»111. По данным 1886 года в Устюжне кровельным промыслом занималось восемь человек112. Железные листы для покрытия крыш в указанный период, скорее всего, были уже привозными, хотя в более ранний период местные кузнецы умели изготовлять грубое листовое железо из криц. Есть также данные о том, что в середине XIX века кровельный толь производили на небольшом заводе в с.Залужье Устюженского уезда. Для изготовления керамической черепицы в начале ХХ столетия в районе Устюжны был построен земский черепичный завод (см. Приложение. Таблица 1).

Что касается столь популярных в начале ХХ века в средней полосе России соломенных крыш, то, как писал один путешественник того времени, в Устюженском уезде «соломенных крыш … не увидишь нигде»113. Впрочем, по воспоминаниям старожилов в местных деревнях в старину все-таки встречались избы, крыши которых были покрыты ржаной соломой, однако в Устюжне уже в 1876 году городская управа в рамках «предосторожности против пожаров» сообщила населению, что «солому употреблять для крыш отнюдь не дозволяется»114. В этот же период местные власти запретили покрывать крыши строений скалой, а на центральных улицах и лучиной, настоятельно рекомендуя жителям пользоваться «железом, черепицей, гонтом (более короткой, чем лучинка дранкой – Е.В.), тесом, кровельной несгораемой бумагой и полированными войлоками (разновидностями толя – Е.В.)»115.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: