Руководитель
Учреждения образования
___________ Г.В.Космач
«____»___________ 2011г.
ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
Задания для домашней контрольной работы и рекомендации по их выполнению
для учащихся заочной формы обучения 3курса
специальности: 2 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность»
Минск
Автор: Бухал Анастасия Владимировна, преподаватель, УО «Минский государственный торговый колледж»
Рецензент(ы) ____________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, наименование организации, учреждения образования)
Разработано на основе рабочей учебной программы дисциплины
__________________________________________________________________________,
(название)
утвержденной _________________________
(кем, когда)
Обсуждено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
__________________________________________________________________________,
(наименование предметной (цикловой) комиссии)
протокол № _______________ от «__»__________ 201 г.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу | |||||
Всего | В том числе на обзорные занятия | ||||||
для дневной формы | для заочной формы | ||||||
на обзорныеные занятия | на лабораторно-практические занятия | ||||||
Введение Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений | - | ||||||
Раздел 1. Психологические особенности личности современного работника | |||||||
Тема 1.1. Ощущение, восприятие, память и их значение в профессиональной деятельности | 0,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Тема 1.2. Воображение, мышление, речь и представления и их значение в профессиональной деятельности | 0,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Тема 1.3. Понятие о личности и индивидуальности Практическое занятие № 1 Определение индивидуальной направленности и эмоционального состояния учащихся | 1,5 | 0,5 | 2,5 | ||||
Тема 1.4. Эмоционально-волевая сфера личности специалиста | |||||||
Тема 1.5. Индивидуально-психологические особенности личности специалиста Практическое занятие № 2 Определение индивидуально-типологических особенностей учащихся | 1,5 | 0,5 | 2,5 | ||||
Раздел 2. Психология и этика делового общения | |||||||
Тема 2.1. Сущность общения: его функции, стороны, средства | 0,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Тема 2.2. Виды, формы и барьеры в общении | 0,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Тема 2.3. Психологические особенности делового общения | 0,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Тема 2.4. Группа и ее структурная организация. Характеристика групповых процессов | |||||||
Тема 2.5. Морально-психологический климат трудового коллектива Практическое занятие № 3 Изучение психологических особенностей в системе межличностных отношений | 2,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Раздел 3. Психологические особенности трудовой деятельности торговых профессий | |||||||
Тема 3.1. Психологическая сторона отношений в торговле | |||||||
Тема 3.2. Психология процесса продажи | |||||||
Тема 3.3. Профессиональное поведение | |||||||
Тема 3.4.Понятие конфликта, его сущность | 0,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Тема 3.5. Конфликтные ситуации: причины и пути их преодоления в торговом процессе. Практическое занятие № 4 Анализ конфликтных ситуаций, определение способов и приемов по выходу из них | 2,5 | 0,5 | 1,5 | ||||
Тема 3.6. Конфликты в коллективе | |||||||
Раздел 4. Саморегуляция | |||||||
Тема 4.1. Стресс и его особенности | |||||||
Тема 4.2.Психологические средства стрессоустойчивости Практическое задание № 5 Анализ предстартовых состояний. Отработка навыков преодоления предстартовых состояний | |||||||
Раздел 5. Искусство делового общения | |||||||
Тема 5.1. Профессиональная этика | |||||||
Тема 5.2.Этические принципы проведения различных форм делового общения | |||||||
Тема 5.3. Деловая беседа и деловые переговоры Практическое занятие № 6 Составление и разбор текстов деловых бесед | |||||||
Итого | |||||||
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………... | ||
Введение | Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений………………………………………………………………………. | |
Раздел 1. | Психологические особенности личности современного работника………………………………………………………………………… | |
Тема 1.1. | Ощущение, восприятие, память и их значение в профессиональной деятельности …………………………………………………….. | |
Тема 1.2. | Воображение, мышление, речь и представления и их значение в профессиональной деятельности…………………………………….. | |
Тема 1.3. | Понятие о личности и индивидуальности………………………….. | |
Тема 1.4 | Эмоционально-волевая сфера личности специалиста……………… | |
Тема 1.5 | Индивидуально-психологические особенности личности специалиста ……………………………………………………………………. | |
Раздел 2. | Психология и этика делового общения ……………………………… | |
Тема 2.1. | Сущность общения: его функции, стороны, средства…………….. | |
Тема 2.2. | Виды, формы и барьеры в общении ………………............................. | |
Тема 2.3. | Психологические особенности делового общения………………… | |
Тема 2.4. | Группа и ее структурная организация. Характеристика групповых процессов ……………………………………………………….. | |
Тема 2.5. | Культура деловых переговоров, приемов и презентаций…………… | |
Раздел 3. | Психологические особенности трудовой деятельности торговых профессий…………………………………………………………………… | |
Тема 3.1. | Психологическая сторона отношений в торговле…………………... | |
Тема 3.2. | Психология процесса продажи……………………………………… | |
Тема 3.3. | Профессиональное поведение……………………………………….. | |
Тема 3.4. | Понятие конфликта, его сущность………………………………….. | |
Тема 3.5. | Конфликтные ситуации: причины и пути их преодоления в торговом процессе……………………………………………………….. | |
Тема 3.6. | Конфликты в коллективе…………………………………………….. | |
Раздел 4. | Саморегуляция………………………………………………………. | |
Тема 4.1. | Стресс и его особенности……………………………………………. | |
Тема 4.2. | Психологические средства стрессоустойчивости…………………. | |
Раздел 5. | Искусство делового общения……………………………………… | |
Тема 5.1. | Профессиональная этика…………………………………………… | |
Тема 5.2. | Этические принципы проведения различных форм делового общения………………………………………………………………….. | |
Тема 5.3. | Деловая беседа и деловые переговоры……………………………... | |
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы……………………………………………………………… | ||
Варианты домашней контрольной работы…………………………… | ||
Список используемой литературы……………………………………. |
Пояснительная записка
Курс «Психология и этика деловых отношений» является одним из основных курсов в системе гуманитарной подготовки учащихся колледжа. При изучении дисциплины рассматриваются теоретические и практические основы психологии и этики деловых отношений, учащиеся знакомятся с основными нормами и принципами нравственной культуры, моральными аспектами человеческих взаимоотношений. Целевое назначение дисциплины состоит в привитии учащимся системы этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития личности, а также умений и навыков использования моральных и психологических факторов в выполнении в будущем своих служебных обязанностей.
В процессе обучения учащиеся актуализируют свои знания и проводят межпредметные связи с дисциплинами социально-гуманитарного цикла: социологией, философией, политологией, а также с дисциплинами «Менеджмент», «Маркетинг
Для достижения обозначенной цели в процессе изучения дисциплины необходимо обеспечить решение следующих задач:
- сформировать представление о роли психологических и этических знаний в профессиональном становлении будущего специалиста;
- раскрыть истоки формирования нравственности и показать историческую и социальную обусловленность моральных норм и ценностей;
- дать теоретические знания, способствовать формированию практических умений и навыков служебного этикета;
- изучить особенности проявления свойств личности в поведении и трудовой деятельности;
- способствовать формирования практических умений поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе и развития коммуникативных способностей.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны овладеть наиболее общими знаниями в области психологии и этики деловых отношений, т.е. должны знать:
ü сущность психологии и этики как наук;
ü структуру личности;
ü особенности проявления свойств личности в поведении и трудовой деятельности;
ü психологию общения с потребителями, функции, виды и средства общения, их особенности на предприятиях торговли;
ü принципы профессионального поведения работника торговли;
ü типологию конфликтов и способы их разрешения;
ü психологические основы формирования спроса, научиться применять эти знания в практической деятельности, а также в деятельности по саморазвитию;
должны уметь:
ü определять индивидуально-психологические свойства личности;
ü предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них;
ü устанавливать деловые контакты, владеть приемами стрессоустойчивости.
В соответствии с учебным планом на дисциплину «Психология и этика деловых отношений» на заочном отделении отводится 16 часов, из них 6 на практические занятия для специальности «Коммерческая деятельность».
Введение.