Принцип конспирации в оперативно-розыскной деятельности.




 

Принцип конспирации. Конспирация (от лат. Conspiratio – заговор) – это предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения оперативно-розыскным органом, который может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам.

Применительно к ОРД, конспирация как принцип заключается в осуществлении оперативно-розыскной деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы, методы, силы и средства подготовки и совершения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Думается, что, прежде всего это нужно для того, чтобы избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации.

Следует также отметить, что данный принцип лучше других отражает разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, и отличает ее от других государственно - правовых форм борьбы с преступностью.

Данный принцип также означает, что:

· предание гласности сведений о конкретных лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о конкретных лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством;

· судебное решение и постановление прокурора на право осуществления оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

· оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены судье, следователю, органу дознания и другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и в случаях, установленных оперативно-розыскным законодательством.

 

Принцип сочетания гласных и негласных средств и методов работы в оперативно-розыскной деятельности.

Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.
Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства.
ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).
Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение фор-
мальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.
ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих.
Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД.
Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:
1) органов внутренних дел РФ;
2) органов Федеральной службы безопасности;
3) Федеральных органов государственной охраны;
4) таможенных органов РФ;
5) Службы внешней разведки РФ;
6) Федеральной службы исполнения наказаний;
7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропны

х веществ.

 

Межотраслевые принципы оперативно-розыскной деятельности и их характеристика.

Межотраслевые принципы ОРД: презумпция невиновности; оперативность (наступательность); публичность; подконтрольность и поднадзорность ОРД; полнота и объективность производство дела; осуществление юридической деятельности только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности; применение конфидентов; свобода обжалования решений и действий уполномоченных органов.

 

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности (понятие, виды и классификация законов и подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность).

Под правовой основой ОРД следует понимать совокупность зако- нодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовая основа ОРД закреплена в ст. 4 Закона об ОРД. Часть 1 данной статьи относит к правовой основе ОРД прежде всего Конститу- цию РФ, которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с пре- ступностью. К таким принципам относится: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенство граждан пе- ред законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосно- венность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на непри- косновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление зако- нодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Закона об ОРД. В Конституции РФ закреплены полномочия органов государствен- ной власти на принятие законодательных актов, регламентирующих дея- тельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.ст. 76, 90, 104, 105, 115). Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия про- ведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. В ча- стности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения су- дебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД.

 

15. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» как правовая основа ОРД, его структура и содержание.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
Закон об ОРД неоднократно комментировался различными авторскими коллективами, излагавшими свой взгляд и видение относительно содержания ОРД и положений закона, ее регулирующего. Принципиальная оценка положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" была дана Конституционным Судом Российской Федерации, который не только подтвердил конституционность положений Закона об ОРД, дал его конституционно-правовое толкование, обозначил правильное его применение в правоприменительной практике. Не остались без внимания положения Закона об ОРД и в решениях Верховного Суда Российской Федерации. Однако даже решения Конституционного и Верховного судов не сняли дискуссионности многих вопросов толкования и применения Закона.
Вместе с тем и научные изыскания, и изменения в законодательстве и практике его применения, и судебная практика не внесли полной ясности в понимание положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и ОРД в целом. Все это подтверждает острую потребность в дальнейшем толковании и разъяснении норм Закона об ОРД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: