Второй вопрос соц. Ф.
Развивается ли общество от низшего к высшему, можно ли говорить о прогрессе общества (в морали, науке, искусстве).
Ид.: рационалисты: разумное начало в основе – развитие Ч знаний (Гегель, ступени прогресса, «степени осознания свободы»: Восточная, Греческая и Римская и Германская).
иррационализм (мировая воля у Шопенгауэра (нет цели у Ч и в истории), воля к власти у Ницше): отрицает прогресс.
Материалисты: 1) в целом 2) в частях
Второй вопрос социальной философии – вопрос о развитии человеческой сущности. Главный источник прогресса человечества заключен в труде, обладающий способностью к самовозрастанию.
КОРНИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ.
1. Причины ИПИ, почему до середины 19 в. не было альтернативы идеализму?
ü Все Ф до Маркса остались на уровне явления в объяснении общества, т.е. на уровне идей. Появление новых идей вело к капитализму. Не отвечают на вопрос, почему появились идеи (принцип свободы, равенства и братства в капитализме и т.д.).
Вопрос Веберу: почему возникает протестантизм? Бог – деспот, но не любит Ч как в христианстве. Кому могли понравиться эти иди? Феодализм (запрограммированные, определенное количество, место, технологии, традиции). Жилось тяжело, но утешала загробная жизнь. Происходили процессы выделения крупных цехов, начало капитализма. Есть свобода, но и неуверенность, т.к. конкурируют с крупными («слепая сила капитала»). Тут появляются Лютер с Кальвином, которые говорят: правильно делаете, что боитесь, ничего не гарантировано вам. Идеи должны были раздавить Ч, но стали духовной подпоркой: трудится, бережлив, идеи стали полезны, помогали выжить. Вебер не задавался этим вопросом. Недостаток идеалистического подхода – недостаточный анализ.
ü рабовладельческое общество: классы, разделение умственного и физического труда. Физический труд – рабы, дух. деятельность – высшие классы. Рабу отдается труд, раб не Ч, следовательно трудом заниматься низко. Источники развития не в труде, а в дух. деятельности, оторванной от труда (особенно Ф, самая умозрительная деятельность). Аристотель: Ф – самая высшая, достойная деятельность для свободного Ч.
ü Неразвитость материальной сферы. Нет такой степени зрелости и сложности, в которой можно найти источник. Труд и быт неразделимы в пространстве и времени: под единой крышей, на выживание. Ручные орудия труда, медленно изменяется, не меняются трудовые операции. Нет видимых изменений, следовательно, нет смысла искать в ней источники.
Развитие труда подготовило рабовладельческие отношения. ДО капитализма зависимости отношений от типа труда не видно.
2. Причины МПИ: социально-экономические и теоретические предпосылки.
Эпоха капитализма – зрелость материальной среды (конец 18 в.)
Труд и быт разделились: фабрика/завод и дом. Труд становится общественно-концентрированным. Появляются крупные предприятия.
1. Появление классов
1) классы рабочих и капиталистов, новые отношения, противостоят друг другу как две свободные личности
2) государство не вмешивается, труд может обеспечить отношения и без государства.
3) отношения стали прозрачные. Почему я рабочий? Потому что нет станка.
4) капиталист не закрепляет рабочих, т.к. еще много желающих.
2. Появление нации на смену народности (Р и Ф)
Люди одной народности не взаимодействуют друг с другом, радиус общения мал. Возникает единая национальная культура, самосознание. Более тесные отношения.
3. Право на свободу, объединение. Политическая жизнь усложнилась: появились движения, союзы подчиненного класса. Законы изменились, т.к. все стали свободны. Далее – изменилась мораль, искусство.
Ускоряются темпы жизни и производства. Время стало цениться (15 мин.). Изменения – из изменений материальной сферы.
Маркс: идеи определяются бытием Ч, это отражение изменений бытия. Условия перехода к товарной экономике – свобода, равенство, братство.
17-18 вв., французские материалисты:
1) Гоббс (война всех против всех, естественное состояние, возникновение общественного договора – больше возможностей для удовлетворения потребностей)
2) Ч – дуальное существо: тело исследуется науками и подчинено природе. Есть душа, ее деятельность из функционирования тела не выводится, она разумна. Не растворяется в Ч природе, а выделяется.
3) Ч = материальное, природное, даже на основе сознания (Дидро). Растворен в природе.
Ключ к понимаю общества – в природе Ч. Из сущности можно вывести все общественные явления. Ошибка – берут отдельного Ч, природное существо. Ч по природе эгоист, но разумный, умеряет его и объединяется в общество, где есть такие законы, которые соответствовали бы сущности. Дурными людей делает общество.
ВЫВОД из фр. материалистов: оставили Ч на природной ступени – минус. Ч как материальное существо и из него – общество – плюс.
Немецкие классики, идеалисты:
Гегель: мировой дух приходит к познанию себя через Ч, он закономерен. Ч – деятельное существо, развивает способности и потребности, преобразует природу, преодолевает сопротивление.
Ч – соц. + дух.
Сущность труда – в развертывании Ч сущности, развитие самого себя. Труд – разновидность духовной деятельности.
Ч творит историю, но не по своему произволу: «хитрость разума», мировой дух имеет намерения. В истории есть объективная логика. Люди: 1) всемирно исторические Л (имеет грандиозную цель) 2) воспроизводящие индивиды (массы, есть конечные цели, условия своего существования). Цель ВИЛ: не творит историю, но прозревает тенденции общества.
Плюс: сущность труда – в развертывание Ч сущности, развитие самого себя.
Маркс: Ч = соц. + мат. существо. Материальное и духовное, но материальное – определяющее.