КОРНИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ.




Второй вопрос соц. Ф.

Развивается ли общество от низшего к высшему, можно ли говорить о прогрессе общества (в морали, науке, искусстве).

Ид.: рационалисты: разумное начало в основе – развитие Ч знаний (Гегель, ступени прогресса, «степени осознания свободы»: Восточная, Греческая и Римская и Германская).

иррационализм (мировая воля у Шопенгауэра (нет цели у Ч и в истории), воля к власти у Ницше): отрицает прогресс.

Материалисты: 1) в целом 2) в частях

Второй вопрос социальной философии – вопрос о развитии человеческой сущности. Главный источник прогресса человечества заключен в труде, обладающий способностью к самовозрастанию.

 

КОРНИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ.

1. Причины ИПИ, почему до середины 19 в. не было альтернативы идеализму?

ü Все Ф до Маркса остались на уровне явления в объяснении общества, т.е. на уровне идей. Появление новых идей вело к капитализму. Не отвечают на вопрос, почему появились идеи (принцип свободы, равенства и братства в капитализме и т.д.).

Вопрос Веберу: почему возникает протестантизм? Бог – деспот, но не любит Ч как в христианстве. Кому могли понравиться эти иди? Феодализм (запрограммированные, определенное количество, место, технологии, традиции). Жилось тяжело, но утешала загробная жизнь. Происходили процессы выделения крупных цехов, начало капитализма. Есть свобода, но и неуверенность, т.к. конкурируют с крупными («слепая сила капитала»). Тут появляются Лютер с Кальвином, которые говорят: правильно делаете, что боитесь, ничего не гарантировано вам. Идеи должны были раздавить Ч, но стали духовной подпоркой: трудится, бережлив, идеи стали полезны, помогали выжить. Вебер не задавался этим вопросом. Недостаток идеалистического подхода – недостаточный анализ.

ü рабовладельческое общество: классы, разделение умственного и физического труда. Физический труд – рабы, дух. деятельность – высшие классы. Рабу отдается труд, раб не Ч, следовательно трудом заниматься низко. Источники развития не в труде, а в дух. деятельности, оторванной от труда (особенно Ф, самая умозрительная деятельность). Аристотель: Ф – самая высшая, достойная деятельность для свободного Ч.

ü Неразвитость материальной сферы. Нет такой степени зрелости и сложности, в которой можно найти источник. Труд и быт неразделимы в пространстве и времени: под единой крышей, на выживание. Ручные орудия труда, медленно изменяется, не меняются трудовые операции. Нет видимых изменений, следовательно, нет смысла искать в ней источники.

Развитие труда подготовило рабовладельческие отношения. ДО капитализма зависимости отношений от типа труда не видно.

 

2. Причины МПИ: социально-экономические и теоретические предпосылки.

Эпоха капитализма – зрелость материальной среды (конец 18 в.)

Труд и быт разделились: фабрика/завод и дом. Труд становится общественно-концентрированным. Появляются крупные предприятия.

1. Появление классов

1) классы рабочих и капиталистов, новые отношения, противостоят друг другу как две свободные личности

2) государство не вмешивается, труд может обеспечить отношения и без государства.

3) отношения стали прозрачные. Почему я рабочий? Потому что нет станка.

4) капиталист не закрепляет рабочих, т.к. еще много желающих.

 

2. Появление нации на смену народности (Р и Ф)

Люди одной народности не взаимодействуют друг с другом, радиус общения мал. Возникает единая национальная культура, самосознание. Более тесные отношения.

 

3. Право на свободу, объединение. Политическая жизнь усложнилась: появились движения, союзы подчиненного класса. Законы изменились, т.к. все стали свободны. Далее – изменилась мораль, искусство.

Ускоряются темпы жизни и производства. Время стало цениться (15 мин.). Изменения – из изменений материальной сферы.

Маркс: идеи определяются бытием Ч, это отражение изменений бытия. Условия перехода к товарной экономике – свобода, равенство, братство.

 

17-18 вв., французские материалисты:

1) Гоббс (война всех против всех, естественное состояние, возникновение общественного договора – больше возможностей для удовлетворения потребностей)

2) Ч – дуальное существо: тело исследуется науками и подчинено природе. Есть душа, ее деятельность из функционирования тела не выводится, она разумна. Не растворяется в Ч природе, а выделяется.

3) Ч = материальное, природное, даже на основе сознания (Дидро). Растворен в природе.

 

Ключ к понимаю общества – в природе Ч. Из сущности можно вывести все общественные явления. Ошибка – берут отдельного Ч, природное существо. Ч по природе эгоист, но разумный, умеряет его и объединяется в общество, где есть такие законы, которые соответствовали бы сущности. Дурными людей делает общество.

ВЫВОД из фр. материалистов: оставили Ч на природной ступени – минус. Ч как материальное существо и из него – общество – плюс.

 

Немецкие классики, идеалисты:

Гегель: мировой дух приходит к познанию себя через Ч, он закономерен. Ч – деятельное существо, развивает способности и потребности, преобразует природу, преодолевает сопротивление.

Ч – соц. + дух.

Сущность труда – в развертывании Ч сущности, развитие самого себя. Труд – разновидность духовной деятельности.

Ч творит историю, но не по своему произволу: «хитрость разума», мировой дух имеет намерения. В истории есть объективная логика. Люди: 1) всемирно исторические Л (имеет грандиозную цель) 2) воспроизводящие индивиды (массы, есть конечные цели, условия своего существования). Цель ВИЛ: не творит историю, но прозревает тенденции общества.

Плюс: сущность труда – в развертывание Ч сущности, развитие самого себя.

 

Маркс: Ч = соц. + мат. существо. Материальное и духовное, но материальное – определяющее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: