ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И АРГУМЕНТЫ




О.И. и С.И. начинают с идей анализ истории. Появляются идеи – складывается общественный строй в соответствии с этим принципом, изменяются идеи – изменяется склад. Принцип чести, верности и долга (Ф), свободы, братства и равенства (Кап).

 

Положения ИПИ:

1. Сознание определяет бытие людей. Каков наш дух, таков наш мир.

2. Сознание определяет социально-экономический строй (принципы).

3. Решающая роль принадлежит либо: С.И. – гений, теоретик, О.И. – мировое духовное начало.

 

Аргумент:

Идеальный побудительный мотив всех действий Ч., причина. Проходит через волю Ч. В обществе то же, что у Ч: зарождение идеи (политика), проходят через волю (право), закрепляется, общество живет по идеям.

 

Сорокин:

не соглашается с аргументацией Маркса.

Идея, возникшая в голове Ч, должна материализоваться: в здании материализовалась мысль архитектора. Воплотившись в материи, идея становится их сущностью, но идея не выводима из материи (эстетическое свойство из мрамора Венеры). Материальных одеяний может быть много (книга, спектакль, кино). Если сменить несколько атрибутов, ничего не изменится, но если изменить духовность, то все пойдет крахом. Маркс: коммунизм после капитализма – заражает своей идеей (первичен был теоретик).

 

Вебер:

Протестантская этика и дух капитализма.

Капитализм – общественный строй, который основан на деятельности крупных предприятий, владельцы которых стремятся к максимальной прибыли засчет организации труда и дисциплины. Вкладываются в производство.

Протестантизм: 1) Бог создал мир и Ч во славу себе, 2) предназначение, 3) Ч не знает его, 4) изменить нельзя, 5) все должны строить рай на З., трудиться 6) земные радости греховны, Ч д.б. экономным.

Капитализм и протестантизм совпали. Другие религии: буддизм – нет надобности что-то предпринимать. Религия не является определяющим фактором на каждом этапе, где-то есть другие факторы.

 

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И АРГУМЕНТЫ.

1. ОБ определяет ОС

2. Труд определяет социально-экономический строй общества.

3. Решающая роль в истории принадлежит массам индивидов.

4. Единый закономерный процесс истории – это высшая ступень единого закономерного мирового процесса.

 

1. ОБ – это бытие соц. формы материи, коллектива людей как соц.-мат. существ в их мат. деятельности и мат. отношениях. Материальная сторона жизни общества. Имеет природную основу (телесное и техника). Субстанция ОБ – сам Ч как соц.-мат. существо.

«Об определяет ОС» - с Маркса. Доказать – найти источник развития. Нужно выделить структуру бытия, которая дает импульс развития.

ОБ:

1) Ч – соц.-мат. существо

Ч – носитель свойств (способности, потребности, труд), О и соц. свойства.

Потребности – это объективные свойства, не определяющиеся сознанием. Физиологические и духовные. Нельзя освободить от потребности есть или думать. Это нужда, даже если не хочешь, то должен. Нельзя отказаться (дом).

Способности – это объективные свойства, они предметны. Это силы природы, которые Ч освоил. В освоении природы Ч идет по этапам от простого к сложному (механика – расщепление атома). Не зависит от воли, т.к. есть этапы.

2) Труд

Это процесс взаимодействия Ч с веществом природы. Оно О. Прежде образа и схемы должно быть практическое взаимодействие, материальное действие (камень навязывает образ своими свойствами).

3) ПО (отношения, в которые люди вступают при производстве продукта, распределении, обмене и потреблении; ядро – отношения собственности). О, т.к. это не определяется волей, сознанием, а ТРУДОМ.

Ч должен быть элементарно живым, прежде чем творить историю, значит, нужно удовлетворять свои потребности, значит, должен произвести условия, задействуя способности.

Ч начинает творить историю, исходя из себя, больше не из чего. ПО объективны, т.к. это отношения между людьми как соц.-мат. существами.

 

2. Экономический строй – совокупность производственных отношения. Доказывается через 1. Труд через ПО определяет и все другие (соц., полит., нравственные…).

 

3. Решающая роль масс производна от решающей роли труда. Если в труде находятся источники развития общества, то массы, задействованные в нем, готовят изменения, которые произойдут.

 

ЕЗИП

Проблема единства: т.з. только на современное этапе есть единство, проявляющееся в глобализации: экономическое, духовное, политическое пространство. До этого – только биология, географический фактор (внешние). Но есть и глубинное социально единство изначально:

- единство соц. сущности, природы,

- единство законов развития,

- единство ступеней развития.

Формулировались индивиды с одними способностями и потребностями везде (все начали с дерева и камня) – закон соответствия ПО характеру и уровню производительных сил.

Мы не свободны в выборе ступени, т.к. это зависит от сущности.

В истории были антагонистические (одни засчет других – Р, Ф, Кап.) и неантагонистические (каждый имеет равные возможности развития – П, Ком.) общественно-экономические формации, вытекающие из сущности человека.

Неодинаково относятся к сущности Ч: соответствуют сущности наиболее – неант., ант. – расщепление Ч сущности, мат. и дух. закреплены за разными классами.

Слишком низкий уровень ПС – нет возможности сделать равные условия. Меньшая – дух., большая – условия, матер.

 

1. Закон возрастания способностей

2. Закон возрастания потребностей.

3. Закон преобладания способностей над потребностями (спорно).

4. Закон соответствия ПО характеру и уровню развития ПС (корни – в способностях и потребностях).

5. Закон стоимости. Эквивалентный обмен затратами.

 

Объективность законов истории.

В природе – законы-предписания. ЗЧИ – законы-тенденции. Не заставляют действовать железно, Ч может их не учитывать и нарушать. Это законы-ограничители, т.к. не до бесконечности можно их игнорировать.

Ч творит историю при определенных обстоятельствах. История будет наказывать неподчиняющееся общество.

Объективны: исходя из самого себя. Не зависят от Ч сознания, но прокладывают путь через сознательную деятельность. Все в деятельности, труде.

 

 

  1. В материалистическом понимания истории производительные силы и производственные отношения. Их структура, источники развития.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: