Методы осуществления функций государства.




1. Убеждение – основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

2. Поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулирование социально полезной деятельности.

3. Государственно - правовое принуждение – склонение людей к определённой деятельности посредством силового давления (меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.).

 

14. Механизм государства: понятие и структура.

 

Механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государств.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения – это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения реализуют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы, оказывают услуги для удовлетворения потребности частных лиц.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, культурного, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования, появления новых органов.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («блоками») органов:
А) органы законодательной власти - т.е органы государственной власти в собственном смысле слова, основа для иных органов;

Б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

В) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включаю организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

 

15. Понятие и виды государственных органов.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство, как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих.

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, представляется логичным начать его рассмотрение с характеристики органов государства.

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.

1. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности органов, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитании, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями – важнейший признак государственного органа.

2. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

4. Для осуществления функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф.Энгельса, «вещественными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

5. Представление о государственном органе было бы не полным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что когда речь идёт о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.3 п.1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими РФ (ст.3, п.2).

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение.

Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма обуславливает значительное число его органов. По различно научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

А) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства, суды, прокуратура). Такие органы именуют первичными.

Б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Такие органы именуют вторичными.

На основе принципа разделения властей государственные органы разделяют на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подразделяют на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов РФ и ее субъектов действуют на постоянной основе. Вместе с тем, могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с ведением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своим родом обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной связи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

16. Форма (устройство) государства: понятие и ее элементы.

 

Под формой государства в науке понимается совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Элементы формы государства:

 

1. Форма правления

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. В настоящее время наука разделила формы правления на два основных ее вида: монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается по наследству.

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

2. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей (военных, политических, социальных и др.). Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

3. Политический режим

Политико-правовой режим – это метод и способ осуществления политической власти, выражающих содержание и характер государства. Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические (тоталитарные, авторитарные и военные)

 

 

17. Форма государственного правления: понятие, основные виды.

Форма правления государства является одним из составляющих элементов общей формы государства. Форма правления государства определяет организацию власти, т.е. источник власти и его принадлежность.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

В настоящее время наука разделила формы правления на два основных ее вида: монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- Существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью (царь, король, император, фараон);

- Наследственный порядок преемственности верховной власти;

- Представительство государства монархом по своему усмотрению;

- Юридическая безответственность и независимость монарха. Юридическую безответственность монарха подчеркивает институт контрасигнатуры – порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже – одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.

- Монарх не избирается народом;

- Монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота).

Виды монархий:

Абсолютная монархия – такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

Ограниченная (конституционная) монархия – форма монархии, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами.

Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентарная (конституционная) монархия и дуалистическая.

Дуалистическая монархия – переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.

Это промежуточный, переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство.

В дуалистической власти монарх лишен только законодательной власти. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»).

Парламентарная (конституционная) монархия – форма монархии, при которой власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством (монарх царствует, но не управляет).

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю (Испания, 1981 г.). Эта форма монархии также называется конституционной, потому что власть монарха может быть ограничена конституцией. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).

Особо следует отметить теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. По Конституции США 1787 года (ст.2 р.1 п.4) президентом не может быть «ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных штатов во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет в пределах Соединенных Штатов». По Конституции Республики Казахстана (ст.41) президентом может быть избран «гражданин Республики по рождению, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет». Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странах президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

- Источником власти признается народ;

- Существует единоличный или коллегиальный глава государства;

- Все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

- Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- Глава государства и органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

- Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

- Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности);

- Преимущественная защита интересов граждан государства.

Виды республик:

Президентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

В республике этого вида государства управление строится по принципу жесткого разделения власти. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное голосование) и формирования правительства, отсутствия ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое «оружие» против правительства, он может наложить вето на законы, принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы государства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных в Конституции, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта Конституции.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является более гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящее время к президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие государства.

Парламентарная республика – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство, т.е. исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящее от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но существует в следующих государствах – Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция.

Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.

Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. По инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.

В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак мы могли наблюдать, когда президент Б.Н. Ельцин периодически отправлял в отставку премьер-министров.

Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других государствах.

 

 

18. Форма государственного (территориального) устройства: понятие, разновидности.

 

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Термин «унитарное государство» происходит от латинского слова «unus», что означает – одно единение. Унитарное государство это единое государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (районов, губерний, областей, провинций и т.д.). лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне, Монако в Европе). Унитарное государство более централизованная форма государственного устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладаю и ее субъекты.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковых юридический статус и равное положение по отношению к центральны органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории.

Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех нормами права. Судебные органы и иные правоохранительные органы представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а от туда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами в регионах.

Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Слово «федерация» происходит от латинского foederatio, что означает объединение, союз. В современном мире существует 25 федераций, их число выросло после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Любая федерация это сложное образование, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями (исключение, Китай). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, кантоны и т.д. иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия (республики, края, области, округа и т.д. в России).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства.

К ним относятся:

- Существует два уровня государственного аппарата: федеративный (союзный) и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративных характер государства выражается в создании двух палатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

- Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств.

- Функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции.

- Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат общефедеральным органам – федеральному президенту, правительству, парламенту, судам.

- Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации.

- Используется двухканальная система налогов: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам.

- Наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Так вот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном устройстве субъекты федерации могли быть обладателями суверенитета, но при ограничении федеральных органов.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Однако формально она не является государством.

Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей (военных, политических, социальных и др.). Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Для достижения этих целей в конфедерации создаются органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в не государствами основан на принципе добровольности и согласии всех членов. Выход их конфедерации носит более простой характер, нежели выход их федерации. Он может производится и на основе одностороннего волеизъявления.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные государства имеют не стойкий характер. Конфедерация распадается весьма быстро, либо преобразовывается в федерацию. Например, штаты в Северной Америке с 1776 г. по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала США. А созданная в 1952г. конференция Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась. Все это происходит потому, что у субъектов конфедерации существует право сецесии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. В современном мире конфедераций не существует, последней была Сенегамбия в 1981-1988 годах.

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др. к их числу относятся Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло СНГ. Сегодня в Содружество Независимых Государств входит 12 членов – бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

 

19. Политико-правовой режим: понятие, виды и их характеристики.

Политико-правовой режим – это метод и способ осуществления политической власти, выражающих содержание и характер государства. Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические. Критерий, который положен в основу такой классификации режимов, есть степень политической свободы личности и соблюдения государством прав и свобод личности.

Демократический правовой режим. Термин «демократия» греческого происхождения, который означает «власть народа». Первые же демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: ученые говорят о существовании первобытной, или общиной, демократии в ранний период истории человека. Демократия была хорошо известна в Антично



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: