Практика цалунг с девятью пранами 5 глава




Как выполнять данную практику В каждом упражнении трюлкхор практикующий:

1) принимает определенную позу, описанную ниже;

2) делает вдох и задерживает дыхание, оставаясь в глубоко расслабленном состоянии, без напряжения или сжатия;

3) делает семь повторов физического движения, продолжая задерживать дыхание;

4) встает, встряхивает руки и ноги и, резко выдыхая через

нос и освобождаясь от застоявшегося воздуха, произносит: «ХА...ПХЕТ!»

 

* Англ. Quintessential Instructions of the Oral Wisdom of Magical Movements, тиб.‘РЬги1 ‘khor zhal shes man ngag. — Прим. ред.

 

Благодаря этой комбинации позы, сосредоточенной задержки дыхания, физического движения и энергичного выдоха каждое упражнение трюлкхор ослабляет и устраняет физические, энергетические, эмоциональные и психические блоки в тех или иных областях тела. Этот процесс можно сравнить с очищением гибкого шланга, забитого льдом. Как бы сильно вы ни старались дуть в шланг, вы не сможете удалить твердую пробку, но если вы сначала согнете и скрутите шланг, то лед распадется на мелкие осколки, которые вы сможете затем вытолкнуть из шланга, сильно подув в него. Разные упражнения трюлкхор оказывают похожее воздействие — размягчают блоки, чтобы их можно было полностью удалить с помощью дыхания.

Выполняя движения, вам следует направлять внимание в области тела, которые задействованы на физическом уровне, а также на отдельные эмоции, связанные с этими областями (см. приведенные ниже специальные инструкции). Выдыхая, старайтесь почувствовать эмоцию, выпускаемую вместе с дыханием и растворяемую в пространстве. В это же самое время ощутите физическое и энергетическое раскрытие в задействованных областях. Погружаясь в это чувство открытости и освобождения, позвольте ему привести вас к еще большей открытости, ощущаемой в центре вашего существа. Внутри этой более значительной открытости вы обретете великую возможность — прстичь на опыте такие качества, как любовь, мудрость, спокойствие и щедрость, и в результате сможете соединиться с наиболее глубокими аспектами своего ума, сознания и сущности.

Выполняя физические упражнения, старайтесь растягивать задействованные суставы и области тела настолько, насколько вы можете делать это, ощущая при этом комфорт и не прилагая усилий. Например, если в инструкции сказано: «постарайтесь коснуться своими локтями колен», то подтяните ваши локти к коленям как можно ближе, растягивая суставы и мышцы до тех пор, пока вы чувствуете себя комфортно. Если вам трудно удерживать дыхание в продолжение всех семи повторений, то сначала вы можете делать меньшее число повторений и со временем довести их количество до семи.

Произнося вместе с выдохом звук ХА, представьте и почувствуйте, как освобождаетесь от болезни, боли, эмоций, энергетических нарушений и умственных омрачений. Произнося звук ПХЕТ, вообразите и ощутите, что отсекаете источник препятствий и омрачений и поэтому они больше не смогут вернуться назад.

Инструкции по выполнению шести движений

Ниже представлены инструкции для каждого из шести движений:

1. Молот атлета, разбивающий гнев

Опуститесь на колени, поставьте их на ширину плеч, лодыжки скрещены. Почувствуйте свой вес в коленях.

Удерживая позвоночник в прямом положении, соедините кисти рук позади шеи и слегка наклоните голову назад. Расправьте грудную клетку, разведите локти в стороны, направьте несфокусированный, спокойный взгляд немного вверх.

Сделайте вдох и задержите дыхание. Продолжайте удерживать дыхание во время повторов движений до тех пор, пока чувствуете себя комфортно.

Наклоните торс вперед, одновременно направляя локти внутрь. Постарайтесь коснуться своими локтями колен или подтянуть их к коленям как можно ближе. Вернитесь в исходное положение (позвоночник прямой, локти разведены в стороны).

 

 

 
 

Повторите это движение семь раз.

Встаньте прямо; подпрыгните и встряхните руки и ноги; затем резко выдохните через нос и рот, произнося ХА ПХЕТ в конце выдоха. Направьте несфокусированный, спокойный взгляд немного вверх.

Польза: это движение удаляет гнев и связано с элементом Пространства. Оно помогает вам раскрыться и предоставляет возможность пережить спонтанное проявление любви. В начале этого упражнения соединитесь с чувством открытости; по мере сгибания торса, ощутите, что закрываетесь. С выдохом почувствуйте освобождение от гнева и раскрытие в области груди и сердца. Соединитесь с чистым элементом Пространства. Оставайтесь в этом безграничном переживании открытости и любви.

2. Окно мудрости, преодолевающее неведение

Сядьте на пол, скрестив ноги и уперев руки в бока, большие пальцы поместите на тазовые кости, а осталь

ные — на живот, разведя локти в стороны. Нагнитесь вперед и подтяните локти к коленям.

Сделайте вдох и задержите дыхание. Продолжайте удерживать дыхание во время повторов движений до тех пор, пока чувствуете себя комфортно.

Наклонитесь вперед, стараясь достать лбом до пола. Затем перекатитесь назад, чтобы ваша шея коснулась пола. Во время перекатывания прижимайте локти к коленям как можно сильнее и держите ноги скрещенными. Если локти оторвутся от коленей, верните их в прежнее положение во время перекатывания вперед.

Повторите эти перекатывания вперед и назад семь раз.

Встаньте прямо; подпрыгните и встряхните руки и ноги; затем резко выдохните через нос и рот, произнося ХА ПХЕТ в конце выдоха. Направьте несфокусированный, спокойный взгляд немного вверх.


 

Примечание: пространство, сформированное в треугольнике между телом и локтями, называется окном мудрости, дающим доступ к вашей более глубокой природе.

Польза: это движение удаляет неведение и связано с элементом Земли. Оно помогает вам раскрыться и предоставляет возможность пережить спонтанное проявление мудрости. В конце повторов постарайтесь вместе с выдохом освободиться от всех сомнений. Ощутите открытость и соединитесь с силой, стабильностью и уравновешенным качеством элемента Земли. Оставайтесь в этом состоянии вне сомнений.

2. Вращение четырех конечностей — колесо, преодолевающее гордость

Сядьте на пол, скрестив ноги и обхватив руками пальцы противоположных ног (ваши руки не скрещены).

Сделайте вдох и задержите дыхание. Продолжая удерживать дыхание, сохраняйте ноги в скрещенном положении, пальцами рук обхватив пальцы ног.

Перекатитесь назад, чтобы ваша шея коснулась пола. (Ваши колени не должны касаться пола позади вас.) Затем перекатитесь вперед, встав на колени и распрямив тело выше пояса.

Повторите эти перекатывания вперед и назад семь раз.

Встаньте прямо; подпрыгните и встряхните руки и ноги; затем резко выдохните через нос и рот, произнося ХА ПХЕТ ъ конце выдоха. Направьте несфокусированный, спокойный взгляд немного вверх.

Примечание: вытягивание грудной клетки вверх во время перекатывания вперед придаст вам импульс для того, чтобы встать на колени. Во избежание травмы шеи, не перенапрягайтесь, выполняя это упражнение.

Польза: это движение удаляет гордость и связано с элементом Воздуха. По мере исчезновения гордости вы получаете возможность пережить чувство спокойствия. Освобождаясь с выдохом от гордости, вы ощутите открытость во всех задействованных в этом упражнении областях тела. Оставайтесь в этом состоянии в течение одной-двух минут, соединившись с этой открытостью и простором. Почувствуйте спокойствие внутри этого Пространства, ощутите гибкость и коммуникативные качества элемента Воздуха.

 

 

6. Развязывание узла для преодоления желания

Сядьте на пол, скрестив ноги. Поместив большие пальцы рук в подмышечные ямки, остальные пальцы рук направьте в сторону сердца, локти полностью разведите в стороны. Расправьте грудную клетку, позвоночник держите прямо.

Сделайте вдох и задержите дыхание. Продолжайте удерживать дыхание во время повторов движений до тех пор, пока чувствуете себя комфортно.

Постарайтесь коснуться правым локтем левого колена, скручивая туловище, затем постарайтесь коснуться левым локтем правого колена (или максимально к нему приблизьтесь).

Повторите семь раз.

Встаньте прямо; подпрыгните и встряхните руки и ноги; затем резко выдохните через нос и рот, произнося ХА ПХЕТ в конце выдоха. Направьте несфокусированный, спокойный взгляд немного вверх.

Примечание: во время скручивания туловища держите грудь расправленной. Почувствуйте растяжение в мышцах живота, верхней части спины и по бокам туловища.'


 

Польза: это движение удаляет привязанность и желание и связано с элементом Огня. По мере исчезновения привязанности вы получаете возможность пережить спонтанное проявление щедрости. Освобождаясь с выдохом от всех чувств привязанности, ощутите открытость. Почувствуйте творческую, радостную энергию элемента Огня. Наслаждайтесь этим ощущением открытой щедрости.

7. Размахивание шелковой кисточкой в поднятой руке для преодоления ревности

Обопритесь о пол левой кистью руки и левой подошвой ступни. (Если вы не можете удерживать равновесие, выполняя движения, постарайтесь поддерживать себя боковой поверхностью ступни, а не подошвой.)

 


 

Сделайте вдох и задержите дыхание. Продолжайте удерживать дыхание во время повторов движений до тех пор, пока чувствуете себя комфортно.

Вытяните правую ногу и правую руку и совершите ими семь взмахов в направлении неба, имитируя движения

трепещущего на легком ветру флага. Теперь обопритесь о пол правой кистью руки и правой подошвой ступни и совершите семь взмахов левой рукой и левой ногой.

Встаньте прямо; подпрыгните и встряхните руки и ноги; затем резко выдохните через нос и рот, произнося ХА ПХЕТ в конце выдоха. Направьте несфокусированный, спокойный взгляд немного вверх.

Польза: это движение удаляет ревность и связано с элементом Воды. По мере исчезновения ревности вы получаете возможность пережить спонтанное проявление открытости. Освобождаясь от чувства ревности с выдохом в конце упражнения, вы ощутите бблыиую открытость и соединитесь с глубоким чувством комфорта, легкости и плавности чистого элемента Воды. Покойтесь в этом переживании открытости, комфорта и плавности.

3. Прыжок тигрицы, преодолевающий сонливость и беспокойство

Встаньте, расставив ноги на ширину плеч.

Сделайте вдох и задержите дыхание. Продолжайте удерживать дыхание во время повторов движений до тех пор, пока чувствуете себя комфортно.

Наклонитесь вниз таким образом, чтобы ваша голова оказалась между коленями. Заведите руки с тыльной стороны коленей и просуньте их вперед между коленями, коснитесь пальцами ушей или легко возьмитесь ими за уши, если это возможно.

Совершите семь прыжков вперед, сохраняя это положение тела, затем семь прыжков назад.

Встаньте прямо; подпрыгните и встряхните руки и ноги; затем резко выдохните через нос и рот, произнося ХА ПХЕТ в конце выдоха. Направьте несфокусированный, спокойный взгляд немного вверх.

 

 
 

 

Польза: это движение удаляет сонливость, притупленность сознания и беспокойство, которые являются препятствиями в медитации. Освободившись от притуп

ленности сознания и беспокойства с выдохом в конце упражнения, останьтесь на несколько минут в этом опыте открытой невозмутимости, которая уравновешивает ясность и пустоту.

Когда я был юношей и жил в монастыре, мы всегда совершали простирания перед началом учебных занятий. Обычно делают по три простирания перед получением наставлений, перед началом медитации и при встрече с ламой после долгого перерыва.

Простирания — неотъемлемая часть духовных традиций Тибета, а также многих других культур. Несмотря на то что некоторые тибетские мастера не учат простираниям своих западных учеников, я считаю, что выполнение их важно в практике дхармы. Все наши стремления к духовному развитию должны неизбежно включать в себя желание укротить эго; только доведя до минимума и окончательно преодолев эго, мы сможем достичь освобождения. Совершение простираний — полезный способ культивировать смирение и минимизировать агрессивность и высокомерие.

Невозможно совершить физическое действие поклона или простирания, не испытывая при этом уважения и смирения, не сведя к минимуму свое эго. Само простирание неотделимо от этих качеств. Если вы способны сделать простирание, значит, вы уже обладаете этими качествами. Если вы неспособны сделать простирание — если это движение кажется вам слишком неуместным, не соответствующим вашему характеру или просто неправильным, — тогда очевидно, что вы неспособны соединиться с настоящим чувством уважения и смирения.

Выполнение простираний знаменует собой наше вступление в важный этап духовного процесса. Я помню, как один мой ученик достиг этого этапа. Он был человеком, который всегда делал в жизни то, что хотел, обладая при этом очень сильным эго и упрямством. В конце концов, в результате получения наставлений и занятий практикой, он устал от своего привычного образа мыслей. Однажды он пришел ко мне и сказал: «Я собираюсь работать над этой частью себя. Теперь я готов кого-нибудь слушать. Буду скромен и буду следовать чьим-либо советам. Я хочу свести к минимуму свои сомнения и эгоистические дискуссии, хочу развивать открытость, доверие и уважение». Простирания выражают это же самое намерение и настрой. Это такое же искреннее признание и такая же просьба о помощи для очищения от эго и закрытия дверей негативных эмоций.

Аругие полезные свойства

У простираний много дополнительных полезных свойств: они тренируют ум, рождают преданность, культивируют чувство прибежища, накапливают заслуги и очищают от негативной кармы тело, речь и ум. По этой причине многие люди делают простирания как минимум три раза в день как часть своей регулярной практики. Существуют люди, принимающие обязательства совершать сто или более простираний каждый день, а ученики с серьезными намерениями, занимающиеся основополагающими практиками нгёндро, стремятся выполнить сто тысяч простираний за период от нескольких месяцев до нескольких лет.

Простирания оказывают благотворное воздействие на тело. В тибетской медицине физическое и эмоциональное здоровье неотделимо от духовного здоровья, а некоторые физические и эмоциональные проблемы, такие как, например, хронические или повторяющиеся инфекционные заболевания, могут рассматриваться как проявления накопленной негативной кармы. Тибетские доктора достаточно часто предписывают простирания, поскольку они сжигают негативные энергии и карму, которые вызывают болезни и негативные мысли.

Перед кем мы простираемся

Буддисты, совершая простирания, поклоняются Трем Драгоценностям — Будде, Дхарме и Сангхе. Последователи тибетских духовных традиций иногда поклоняются и Четвертой Драгоценности — Ламе.

Лама — это учитель: тот, кто учит нас и передает нам слова Будды.

Будда — это и исторический Будда, и все другие существа, мужского и женского пола, достигшие полного просветления. В конечном счете, простираясь перед Буддой, мы простираемся перед самим состоянием просветления.

Дхарма — это знание, то есть наше средство достижения освобождения, знание, которое мы получаем из священных текстов и слов учителя. Мы очень высоко ценим это знание и эти тексты, потому что без них у нас не было бы возможности достичь просветления.

К Сангхе относятся бодхисаттвы — те, кто достиг бод- хичитты, чье сострадание созрело, кто предан достижению освобождения ради блага всех живых существ’.

Всегда визуализируйте Драгоценности выше себя — перед собой и над собой. Из тех же соображений ваш домашний алтарь или лама, с которым вы встречаетесь, должны быть выше вас, когда вы сидите. Это знак уважения.

Как совершать простирания

Существует две формы простираний — короткая и длинная. Длинная форма подразумевает вытягивание на земле во весь рост, и о ней мы здесь говорить не будем. Здесь приводится описание коротких простираний, которые выполняются в традиции бон. Совершайте непрерывные, плавные движения в продолжение всего простирания. Поднимите руки высоко вверх перед собой, ладонями вверх. Делая это, визуализируйте и почувствуйте, что вы предлагаете мастеру или Трем или Четырем Драгоценностям все: всю чистоту и красоту вселенной, все, что вы любите и о чем заботитесь, даже те вещи, идеи и

* В более привычном употреблении слово сангха может относиться к монастырскому сообществу или (как правило, на Западе) к более широкому сообществу практикующих медитацию.

ощущения, к которым очень привязаны. Вы можете предложить прекрасные цветы, любимую еду или любимые предметы. Подношение создает заслугу и также способствует избавлению от привязанности.

Передайте подношение. Когда вы начнете опускать руки и они окажутся на уровне лба, сложите их в молитвенном жесте и коснитесь ими своего лба (посвящение тела), своего горла (посвящение речи) и своего сердца (посвящение ума). Визуализируйте и почувствуйте, что получаете эти посвящения в форме света от просветленных существ.

Опускайте ладони дальше вдоль бедер, визуализируя, будто смахиваете прочь всю негативную карму тела, речи и ума.


 

Сохраняя плавность движений, опустите вниз руки и сами опуститесь на колени, дотронувшись лбом до пола.

Момент, когда все пять точек тела — лоб, обе руки и обе ноги — касаются земли, запечатывает врата для пяти негативных эмоций: неведения, привязанности, ненависти, ревности и гордости.

Встаньте и руками, сложенными в молитвенном жесте, коснитесь своего сердца. Смотрите на свое окружение как на выражение спокойных, чистых и просветленных качеств и замечайте такие же позитивные качества в людях вокруг вас.

Часть вторая

НЕПРЕРЫВНАЯ РЕЧЬ

 

3. ЗНАКОМСТВО С РЕЧЬЮ

Из неделимого состояния пространства и света естественным образом возникает бесконечное сочувствие семенных слогов.

«Нерожденная сфера света», глава из «Ма Гыо» («Материнской Тантры» традиции бон)

Однажды, когда я был молодым монахом в Индии, со мной произошел интересный случай. Ночью, после того как я лег в постель, я начал слышать постоянные громкие удары. Моя спальня располагалась на верхнем этаже монастыря — просторная, со стеклянными стенами комната, которая использовалась для выращивания грибов. Удары отражались эхом от стеклянных стен, и вскоре я был убежден, что кто-то пытается выломать мою дверь. Только после того, как я открыл окно и собрал своим криком всех лам и монахов, прибежавших ко мне на помощь, я узнал, что какой-то человек рубил деревья внизу у реки, — все стали шутить, что мои крики были гораздо громче, чем звуки ударов топором по дереву.

Так это происходит: каждый слышимый вами звук есть чистый звук, но каким-то непостижимым образом он сразу же превращается во что-то еще. Вы воспринимаете его как угрозу или нечто, призывающее вас, приглашающее вас. Ваш концептуальный ум переносит звук в любое тонкое или грубое эмоциональное состояние, в котором вы находитесь, и вы вовлекаетесь в опыт речи боли. Только удалив все фильтры и освободившись от своего концептуального ума, вы сможете соединиться с энергией звука на более чистом уровне.

Звук возникает в пространстве и передается через пространство с помощью формы. Когда звук связан с концептуальным мышлением и беспокойными эмоциями, он приводит вас к неведению и боли. Когда звук непосредственно связан с первоисточником, пустотой, он становится вратами в божественное. В своем чистейшем аспекте звук един с пространством.

Когда мы смещаем фокус от тела к речи, то перед нами раскрывается совершенно новый ряд врат к просветлению в форме связанных со звуком практик тибетских духовных традиций. Речь как врата имеет отношение не только к речи как таковой, но и ко всем формам звука. В своем чистейшем аспекте речь относится к энергии и вибрации, или пране. Прана — это не только мистическая исцеляющая энергия, связанная с такими восточными дисциплинами, как акупунктура, тайцзи или йога; это фундаментальная энергия основы всего мироздания — энергия, из которой рождаются все события и ощущения.

Фрагменты мозаики древнего знания о звуке могут быть обнаружены во всех учениях традиции бон: в тантре, дзогчен и даже в тибетской медицине. В этой части книги собраны вместе и объединены основные элементы этих практик звука, чтобы помочь вам понять и освоить на более глубоком уровне приемы и техники практики звука. Это также позволит вам исследовать те практики, которые будут наиболее интересны и полезны именно для вас. Здесь вы найдете инструкции для всего: от произнесения семенных слогов и исцеления от головной боли до использования внутреннего звука для соединения на глубоком уровне с чистым и блаженным опытом природы ума.

Если тело изначально рассматривается как врата физического проявления, то речь и звук — это врата энергетического, измерения. Звуковая вибрация, синхронизированная с умом, обладает способностью исцелять все аспекты тела, энергии и ума. Исцеление, предлагаемое звуком, может стать основой вашего счастья и жизнестойкости. Оно может обогатить вашу жизнь, наполнить вас энергией и светом, а эти качества, в свою очередь, способствуют вашему духовному развитию.

Услышать чистый звук

Речь, в своем высшем аспекте, является непрерывной речью. Чтобы лучше понять значение прилагательного непрерывная, подумайте о противоположном — о ноющем чувстве, возникающем в связи с тем, что наша собственность, наши отношения или другие важные аспекты нашей жизни когда-нибудь истощатся или что они никогда не были совершенны, с самого начала. Обычно нас все время преследует чувство, что мы что-то упустили в своей жизни, что нам нужно больше.

Прилагательное непрерывная относится к истине, в том смысле, что все качества, к которым вы стремитесь больше всего и в которых так сильно нуждаетесь, чтобы почувствовать собственное совершенство и удовлетворение, существуют вечно и присутствуют всегда. Любовь, сочувствие, радость, равностность — все качества неизмеримой мудрости всегда были в вас, непрерывно, в их совершенном состоянии. Соединяясь с этой истиной на глубоком уровне, вы приобретаете бесконечный потенциал для проявления этих качеств, какими бы ни были внешние обстоятельства. Когда мы говорим непрерывная, это означает, что, если обстоятельства требуют радости, радость приходит. Когда необходимы любовь, сочувствие или непоколебимое спокойствие, эти качества возникают самопроизвольно. Эти качества, как и энергия, неисчерпаемы. Это самбхогакайя — аспект полноты, совершенства и непрерывности естественного состояния ума.

На Западе мы часто говорим о связи между умом и телом или между умом, телом и духом, а о речи упоминаем редко. Но если вы вслушаетесь в тишину, то есть основу всей речи, вы сможете открыть для себя потенциальные возможности, свет и осознанность естественного состояния ума. Постоянно пребывая в тишине и просто вслушиваясь в нее — внутреннюю тишину, внешнюю тишину, подобную спокойной, тихой глади озера, — вы постигаете ее красоту. В этой тишине есть ЖИЗНЬ И ЖИВОСТЬ, И ОСОзнание этого приносит нам то, чего мы лишены. Из этой тишины рождается вся просветленная речь. Вся ясная и сердечная, искренняя речь рождается именно здесь.

Конечно, не все мы постигаем этот непрерывный аспект с помощью слышимых нами звуков. То, как вы воспринимаете звук — кажется ли он вам неприятным и раздражающим или непрерывным и совершенным, — зависит от состояния вашего ума. Если, слушая звук, вы испытываете страх, то услышите в нем угрозу. Если вы слушаете, пребывая в ясной и открытой осознанности, то в этом же звуке услышите его ясную и чистую природу.

Соединение с источником

Где возникает чистый звук? В качестве эпиграфа к настоящей главе мною процитировано высшее тантрическое объяснение, которое отвечает на этот вопрос. Согласно «Материнской Тантре» традиции бон, когда человек достигает неделимого состояния пространства и света, или пустоты и ясности, из этого состояния спонтанно возникает семенной слог, — например, один из пяти семенных слогов-воинов А, ОМ, ХУНГ, РАМ и ДЗА. Это тонкое семя мудрости проявляется как энергия или как физический звук.

Точно так же как семенной слог, возникающий в чистом пространстве и свете, изначально чист, озвучивание семенного слога — это способ соединиться со своим источником. Семенной слог не есть буква тибетского алфавита, и это также не грубый звук, который вы слышите как слог, произносимый в практике медитации. Это тонкая, неслышная вибрация, постигаемая с помощью ума. Однако визуальный образ буквы тибетского алфавита, звук и вибрация голоса представляют эту тонкую вибрацию. Фокусирование на образе или звуке помогает синхронизировать ваш ум с этой тонкой вибрацией и с глубоким, чистым качеством, связанным с ней. Когда слог синхронизирован с умом, он воздействует на ум.

Все слоги тибетского алфавита священны, поэтому тибетцы относятся к нему с большим почтением. Многие даже стараются не выбрасывать письма и печатные материалы в мусор, а сжигать их, используя чистый элемент Огня для «растворения» текстов. Настоящий тибетец никогда не бросит газету на землю и не переступит через книгу. Но некоторым западным ученикам даже сама идея произнесения тибетского семенного слога в практике медитации может казаться чуждой и нелепой. Применение ОМ и других семенных слогов восходит к древним учениям просветленных существ, которые пробудились с помощью этих звуков, осознали их могущество и увидели, как их могут использовать другие люди в качестве истинных врат к просветлению.

Когда слоги тибетского алфавита произносятся как мантры, они способны исцелить наши физические, энергетические и психические нарушения. Они помогают нам визуализировать превращение в просветленных тантрических божеств, соединиться с качествами природных элементов или достичь состояния ригпа. Повторение мантры, состоящей из всех гласных и согласных букв алфавита, — это способ очищения речи боли. Произнесение отдельных слогов оказывает влияние на определенные органы и чакры тела.

Некоторые ученики очень быстро и положительно реагируют на способность звука помочь им достичь более глубоких результатов в практике медитации. Не каждый способен просто сидеть, не фокусируя взгляд и отпустив все свои мысли, и пребывать в спокойном и открытом осознании природы ума. Люди более привычны к активным действиям — прикосновению, осматриванию, слушанию или анализу. Даже опытным практикующим время от времени нужна поддержка для сосредоточенного осознания, особенно когда они подвержены таким нарушающим ход медитации явлениям, как беспокойство или притупленность сознания.

Некоторые люди обретают равновесие благодаря визуальной поддержке, такой как фокусирование на внешнем образе тибетской буквы А. Другим идет на пользу звук. Звук помогает практике медитации на очень глубоком уровне, поскольку он тесно связан с вашим дыханием (праной), вашим умом и вашей истинной сущностью.

Звук и образ контактируют с концептуальным умом, помогая развитию осознанности. Поэтому высшие уровни свободного от мыслей созерцания в медитации дзогчен более легко достигаются благодаря практике с использованием самопроизвольно возникающего звука — звука, спонтанно рождающегося в вашей собственной природе, как это описывается ниже. Благодаря соединению с самопроизвольно возникающим звуком вы постигаете природу ума в ее обнаженности.

Чистота через добродетель

Каждый звук возникает самопроизвольно и является вратами к просветлению. Каждый звук в основе своей чист. Но не всякая речь и не всякий звук воспринимаются как чистые. Как мы видели ранее, звук рубки деревьев может быть воспринят как попытки безумца выломать дверь. Самое безобидное замечание незнакомца может вызвать у кого-нибудь сильный гнев. И только когда речь связана с осознанием, она становится осознанной речью. Осознанность неразрывно связана с чистотой звука. Это ключевой принцип использования звука в качестве врат.

Отказ от недобродетели

Определенные формы речи безусловно поддерживают высшие уровни осознанности и поэтому воспринимаются как более чистые. Например, легче сохранять открытую осознанность, поддерживая кого-то с помощью слов добрых и полных любви, чем говоря нечто недоброжелательное. Поэтому можно положить начало очищению вашей речи, осознавая результаты воздействия своего выбора языковых средств. Используя подход сутры, вы можете выбрать благотворную или нейтральную речь, отказавшись от речи недобродетельной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: