Практика цалунг с девятью пранами 10 глава




Применяя эти пять наставлений как практику ума, вы сможете один за другим постичь каждый из пяти принципов.

Видение есть ум

Каким образом мы можем следовать первому наставлению Дава Гьелцена — «видение есть ум»7. Видение включает все, что мы воспринимаем, но для входа в данный опыт я рекомендую припомнить видение, которое вас беспокоит. Вы можете начать со своего раздражителя', которого также называют «кармическим другом» или «кармическим гостем», — человека, будто посланного на землю с единственной целью — создавать вам проблемы. Раздражитель имеется в жизни практически каждого из нас.

Сидя в медитации, пригласите этого человека в ваше, осознание. Сосредоточенно рассмотрите свой опыт на глубоком уровне: из чего именно состоит ваш раздра-

* См. с. 27.— Прим. ред.

житель? Всмотритесь непосредственно в характер этого человека, в его энергетическое или эмоциональное присутствие. Примите во внимание тот факт, что в момент рождения этого человека он не был таким, каким вы видите его сейчас. Учтите также, что многие люди, знакомые с вашим раздражителем, не разделяют ваш взгляд на него, поскольку на самом деле этот конкретный образ создало именно ваше чувство самоидентичности.

Теперь вместо фокусирования на данном образе как на реальном существе, то есть явно отделенном от вас и внешнем по отношению к вам, закройте глаза, погрузитесь в себя и позвольте этому мысленному образу войти в ваш внутренний мир. Поразмышляйте об этом образе и о своем опыте.

Этот образ и есть ваше видение. Оно свойственно именно вам, вашему уму. Вероятно, в присутствии своего раздражителя вы склонны к самозащите, испытываете напряженность или беспокойство. Постарайтесь ощутить всю гамму этих чувств, а не просто умозрительно представить их себе. Оставайтесь с образом своего раздражителя и чувствами и ощущениями, которые этот образ вызывает у вас, до тех пор, пока не осознаете, что данный опыт находится внутри вас, и не познаете, что видение есть ум.

Ум есть пустота

Теперь перейдем к следующему вопросу: что такое ум? Поищите свой ум. Взгляните на себя — от макушки головы до подошв стоп. Вы можете найти нечто прочное? Можете найти некий постоянный цвет, очертания или форму, которые могли бы назвать своим умом? Если ваше видение чисто и непосредственно, вы осознаёте, что ум есть пустота. Некоторые люди приходят к этому заключению достаточно быстро; другим требуется провести обширное исследование, чтобы достичь этого спонтанного осознания. Но ум именно таков. Ясность вашего понима-

ния может омрачаться, и происходить это может в любой момент, но, продолжая непосредственное наблюдение, вы можете понять, что ум сам по себе ясен и открыт. То, что начиналось как грубая реальность вашего раздражителя, теперь стало ясным и открытым. Если это не соответствует вашим ощущениям, то вы в какой-то степени все еще цепляетесь за тот образ и свой прошлый опыт.

Просто будьте. Отпустите всякое напряжение в этом опыте. Каким бы ни было появляющееся видение, оно всегда пусто. Как океанские волны, будь то спокойные или штормовые, всегда обладают природой воды, так видение всегда имеет природу пустоты. Истинная сущность всегда здесь. Достигнув осознания пустоты и безграничности посредством врат раздражителя, вы сможете пережить достаточно сильный опыт пустоты.

Пустота есть ясный свет

Теперь мы спросим себя: что такое пустота? Встреча с небытием, отсутствием «Я», может вызвать такой ужас, что некоторые люди предпочтут своего раздражителя пустоте. Но опыт открытого пространства необходим, поскольку, чтобы избавиться от препятствия на своем пути, вам нужно очистить идентичность, которая и создает это препятствие. Существует выражение: «Меч мудрости обоюдоостр». Оно означает, что мудрость пустоты отсекает не только воспринимаемое, но и воспринимающего. Постарайтесь не пугаться пустоты. Вместо этого вспомните, что пустота — это ясный свет. Пустота обладает светом — светом самоосознания. И в отсутствие всех явлений вы можете почувствовать этот свет.

Мы склонны накапливать множество «вещей» в своей жизни: машины, мебель, бытовые приборы, книги, безделушки, домашних питомцев и друзей. Мы также собираем мнения, эмоции и опыты. Время от времени во дворе своего дома мы устраиваем распродажу, чтобы избавиться от старых вещей. Когда мы делаем это, мы часто

чувствуем облегчение, освобождаясь от всего ненужного. Но вскоре мы начинаем испытывать возбуждение от одной мысли о всех тех новых вещах, которые мы сможем приобрести, чтобы отремонтировать дом и заполнить образовавшееся свободное пространство. Во время медитации, очистив свое сознание, постарайтесь оставаться в этой открытости. Не фокусируйтесь на отсутствии вещей, но откройте присутствие света в этом пространстве, ибо свет уже здесь.

Я не говорю, что постичь этот свет и соединиться с ним легко; ваша способность будет зависеть от того, насколько вы поглощены внешними явлениями, в том числе образом своего раздражителя. Если вы обладаете достаточной гибкостью, то, рассматривая раздражителя и осознавая, что это ум, вы сможете постичь, что ум есть пустота. И в тот момент, когда вы осознаете это пространство, вы отчетливо увидите ясный свет.

Когда вы ищете ум и ничего не находите, дзогчен предписывает «пребывать, не отвлекаясь, в том, что не было создано». То, «что не было создано», — это открытое пространство. Пребывайте в нем. Не делайте ничего, не изменяйте ничего, просто позвольте себе быть в нем. Когда вы пребываете в этом бесконечном пространстве, ничего не изменяя, ваше осознание пустоты становится ясным светом. Эпитет «ясный» соответствует пустому, пространственному аспекту ума, а «свет» — его качеству самоосознания, или ясности.

Единственная причина, почему в вашей жизни присутствует раздражитель, заключается в том, что вы считаете себя отделенным от чистого опыта бесконечного, открытого пространства. Не познакомившись с этим бесконечным пространством, не познав его, вы переживаете видения. Не распознав видения как ум, вы воспринимаете их как обособленные, отдельные от вас и внешние по отношению к вам, — они не только существуют «где-то там», во внешнем мире, но и создают трудности для вас, нарушая ваше душевное равновесие.

Кто-то может сказать: «У меня есть ясное представление о направлении в моей жизни». Здесь, в пустоте, также присутствует ясность, но это не «ясность о чем-то»; это ясность чувства бытия. Вы переживаете чистый опыт своей истинной сущности, своего существования, своего бытия. Это лучший вид ясности. Благодаря опыту этой ясности вы преодолеваете неуверенность в себе.

Ясный свет есть единство

Теперь, внутри этого опыта бесконечной пустоты, мы можем сказать себе: «Ясный свет есть единство». В восточных духовных традициях приводится много примеров неделимого единства двух элементов: инь и ян, мужское и женское, мудрость и сострадание, пустота и ясность. Если вы попытаетесь найти ясность, то не сможете найти ее — она превратится в пустоту. Если вы пребываете в пустоте, то она становится ясностью. Ясный свет — это единство в том смысле, что они неразделимы. Никто не может постичь ясность без познания пустоты, и никто не может постичь пустоту без познания ясности. Они неразделимы. Осознание этого факта и называется единством.

Именно из-за их нераздельности никакие чувства и ситуации не должны были бы влиять на нашу способность оставаться открытыми. Тем не менее все происходящее в нашей жизни, как правило, оказывает влияние на нашу связь с открытостью, поскольку каждый опыт вызывает у нас какое-то чувство: взволнованность, привязанность, беспокойство, неприязнь или возмущение. Когда открытость не зависит от видения, когда наш опыт спонтанно возникает и не омрачает нас, то он и есть единство: неделимое качество «ясного» и «света». Мы свободны, и мы соединены. Мы соединены и свободны. В глубокой медитации или в повседневной жизни это соединение достигается редко. Чаще ваша свобода означает обособленность. Если вы говорите, что во вторник будете свободны, это, вероятно, означает, что в тот день вы не будете работать, то есть не будете связаны с работой. Если вы работаете, то вы не свободны, вы связаны с работой. Чувство единства — способность видеть вещи, делать вещи, быть с людьми, ощущая при этом открытость и свободу, — очень важно. В этом и состоит смысл высказывания «ясный свет есть единство».

Единство есть великое блаженство

Если вы познаете на опыте это неделимое качество, то сможете пережить блаженство. Единство есть великое блаженство. Почему блаженство? Потому что теперь вы освободились от казавшегося серьезным препятствия или блока, которые мешали вам соединиться на глубоком уровне со своей истинной сущностью. Яркий опыт блаженства возникает спонтанно, поскольку ничто более не омрачает вас и не отделяет вас от вашей истинной сущности. Вы чувствуете, что все совершенно, такое как есть.

Вы начинаете с раздражителя и заканчиваете великим блаженством. О чем еще можно мечтать? В этих пяти коротких строках содержится основа всего взгляда дзогчен. Весь процесс может быть пережит мгновенно — в тот момент, когда вы увидите своего раздражителя, вы сможете почувствовать блаженство. Но иногда нам требуется пройти через все последовательные стадии процесса осознания. Сначала вам нужно понять, что раздражитель — это видение и что это видение, в свою очередь, есть ваш ум, а этот ум есть пустота. Затем пустота постигается как ясный свет, ясный свет — как единство, а единство — как великое блаженство. На достижение этого результата может уйти некоторое время.

Вам следует получить прямое введение в природу ума от обладающего нужными знаниями, опытного мастера дзогчен, который убережет вас от ошибочного взгляда. Пять наставлений Дава Гьелцена также предлагают точную карту и указывают верный путь.

Эти пять принципов, применяемые в качестве формальной ежедневной практики, могут служить вратами в природу ума, но к их помощи можно прибегнуть также, столкнувшись с затруднениями в жизни. Вы можете напомнить себе о них в любой ситуации, в любое время, и особенно тогда, когда раздражитель беспокоит вас. Несомненно, вы можете найти множество традиционных решений при возникновении проблем. Но посредством этой практики вы обретаете потенциал для достижения более глубоких и долговременных результатов.

Начните сеанс формальной практики с доверия к своему сердцу и молитвы о достижении глубокого опыта и блаженства без усилий. Возможно, вы неважно себя чувствуете, поскольку только что ваша коммерческая сделка не состоялась; теперь взгляните на это чувство утраты — это видение. На чем бы ни было основано ваше видение утраты, на страхе или жадности, вы можете «смотреть» на свое состояние и «быть с ним». Вы можете осознать, что ваше видение есть ум; затем, присмотревшись к уму, открыть, что ум есть пустота. Всегда существует потенциальная возможность для соединения с истинной природой ума, а не с его омрачающим аспектом.

Я предлагаю вам последовать сердечному совету Дава Гьелцена: непосредственно рассмотреть то, что беспокоит вас, и открыть природу своего ума. Во время повторения этой практики образ вашего раздражителя уже не будет волновать вас так сильно. Вы не только сможете исцелить свою повседневную жизнь и сделать ее более легкой и приятной, но благодаря глубокой простоте этих пяти строк вы сможете также познать свою сокровенную сущность и соединиться с ней — с природой вашего ума, с Буддой.

11. ВСТУПЛЕНИЕ В МАНДАЛУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МАНДАЛЫМАГЫО

Если вы понаблюдаете за тибетскими монахами, создающими песочную мандалу, вы сможете увидеть созданное из ярко окрашенных песчинок и детально разработанное изображение концентрических геометрических форм и сложных образов. Цель тантрической мандалы, нарисованной, написанной красками, созданной из песка или визуализированной в уме во время медитации, состоит в том, чтобы помочь ученику познакомиться и соединиться с определенной тантрой и ее главным божеством. Посредством вступления в мандалу ученик обретает способность непосредственно соединиться с умом или состоянием бытия этого божества.

Эта мандала заключает в себе всю Вселенную, а также полный цикл наставлений и практик для достижения просветления. Все элементы Ма Гью (Материнской Тантры традиции бон) — все практики и образы на тханках, вся мудрость наставлений по йоге сна и сновидений, по практикам чод, пхова и бардо, по работе с первоэлементами, переданных мною за прошлое десятилетие западным ученикам, — тесно связаны между собой и воплощены в мандале Ма Гью.

Люди часто говорят о мандале как о представляющей высшее, тайное учение: они обожают это понятие, поскольку оно обладает для них столь возвышенным смыслом, но не имеют представления о том, что на самом деле она значит для них, их практики и их жизней. Если структуру мандалы Ма Гью разложить на составные элементы, то она становится очень ясной. Мандала Ма Гью — врата к центру целостности, к центру своего бытия.

В поисках целостности

Когда мы думаем о том, что означает психологическое здоровье, мы представляем чувство целостности, полноты — то, что психиатр Карл Юнг назвал «индивидуаци- ей». В этом целостном состоянии нет недостатков. Мы чувствуем себя открытыми, свободными и ничем не обремененными. С другой стороны, мы все знаем, что такое эмоциональное и психическое страдание. Мы постоянно ощущаем, будто что-то идет неправильно, будто мы упускаем нечто существенное для нашего счастья и благосостояния. Причины своих несчастий мы обычно видим во внешних обстоятельствах, таких как не приносящая удовлетворения работа, большой финансовый долг, неуважение со стороны возлюбленного или неизлечимая болезнь. Как только мы получаем новую работу или наш возлюбленный приносит нам свои извинения, нам снова кажется, будто все в нашем мире приобрело верное направление. Но это чувство удовлетворения преходяще. Даже если мы выиграем большую сумму в лотерее, рано или поздно возникнут новые трудности и наш «хватающий» ум всегда найдет новые причины, чтобы почувствовать себя неудовлетворенным.

Но что на самом деле заставляет нас страдать? Не столько внешние события нашей жизни, сколько наше чувство закрытости и наш «хватающий» ум, привязанный к определенным блокам. Именно отсутствие открытости заставляет нас чувствовать себя несовершенными и уязвимыми.

Что может разорвать этот цикл страданий? По сути, чем большую открытость мы способны развить — на физическом, энергетическом, эмоциональном, концептуальном или психическом уровне, — тем более здоровыми и совершенными мы будем себя чувствовать, вне-- зависимости от возникающих трудностей. В частности, нам требуется усовершенствованное качество открытого осознания. Это осознание не является видом «осознания»

чего-то; оно не зависит от объекта и не обусловлено. Открытое осознание — ключ к развитию мудрости. Подлинное определение ригпа, нашей истинной природы, — это осознание открытости. Все методы, используемые людьми для самореализации, такие как психотерапия, йога и работа со сновидениями, представляют собой различные способы преодоления страха, укрепления надежды и порождения открытого осознания, помогающего человеку познать самого себя. Мандала Ма Гью также предлагает ценный метод достижения искомого нами чувства целостности.

Значение мандалы

Наставления Ма Гью — это седьмой из девяти путей традиции бон — «путь белого [слога] А» (тиб. А Кар Тхегпа). На рисунке 11.1 представлен вид сверху мандалы Ма Гью, а на рисунке 11.2 изображены божества, населяющие ман- далу. Каждый аспект этих образов имеет символическое значение, однако самое важное в божествах — не их цвет, не количество их рук, ног или лиц, не их одеяния, не ритуальные предметы, которые они держат в правой руке, — но сущностный смысл, который они представляют.

• Центральный йидам. В центре мандалы Ма Гью — и в сердцевине нашей истинной сущности — находится главный йидам Сангчо Гьелпо, Царь Величайшей Тайны, являющийся воплощением открытого осознания. Как и каждый йидам в тибетских традициях, Сангчо Гьелпо на самом деле представляет собой два просветленных существа в вечном союзе: мужское божество мудрости (Сангчо Гьелпо, воплощение чистого пространства и открытости) и его сострадательную супругу, или кхандро (Чема Оцо, воплощение чистой осознанности и света).

• Четыре окружающих йидама. Каждый из четырех йидамов, окружающих Сангчо Гьелпо, связан с одним из просветленных качеств — любовью, сочувствием, радостью и равностностью. Известные как «четыре неизмеримых», эти качества упоминаются в молитве, которую часто повторяют монахи в монастыре:

Да будут все существа наслаждаться счастьем и причинами счастья.

Да освободятся все существа от страданий и причин страданий.

Да не разлучатся все существа с великой радостью, свободной от страданий.

Да пребудут все существа в великой равност- ности, свободной от [привязанности к] страданию или счастью.

Согласно учениям, любящая доброта (тиб. чампа) — это пожелание каждому и всем существам обрести счастье и причины счастья. Сочувствие (тиб. ньингдже) — это сердечное желание, чтобы все существа освободились от страданий и причин страданий. Радость, или в данном случае радость сопереживания (тиб. гава), включает в себя радость за счастье других и их добродетельные поступки, которые являются причиной их будущего счастья. Рав- ностность (тиб. тангньом) — это просветленный взгляд, не связанный с дуалистическим мышлением и потому выходящий за пределы страдания и счастья. Более широкое определение четырех неизмеримых качеств может также включать в себя и наши традиционные чувства любви, сочувствия, радости и равностности.

В данной мандале положение этих четырех просветленных качеств вокруг центра открытого осознания раскрывает некоторые фундаментальные истины. Во- первых, опыт неделимого пространства и света, или открытого осознания, является главным для опыта любви, радости, равностности и сочувствия. Во-вторых, каждое из четырех безмерных качеств само по себе может служить вратами к опыту открытого осознания и совершен- ства. Таким образом, мандала, по сути, указывает нам на два основных пути к самореализации.

Если мы соединяемся сумом, свободньм от заблуждений, то неизмеримые качества возникают естественным образом

Если мы обретаем способность соединиться с пространством и светом центрального йидама, все качества совершенной мудрости могут проявиться спонтанно. Неделимое состояние открытого осознания порождает не только любовь, радость, равностность и сочувствие, но, на более глубоком уровне, оно создает всю мандалу, все во Вселенной и все бесконечные переживания в нашем уме.

Когда осознание открыто и чисто, свет любви излучается естественным образом. Обусловленная любовь основывается на нашем чувстве идентичности или других условиях, таких как материнская любовь к сыну или любовь гражданина к своей стране. Но когда вы соединяетесь с центром, безусловная любовь свободно проникает повсюду, потому что мудрость и осознанность также пронизывают все, а для причин ненависти — сомнения, страха и неуверенности — больше не остается места. И в тот момент, когда мы открываем мудрость внутри себя, мы познаем безусловную любовь.

Радость также естественным образом возникает из блаженного союза осознанности и открытости. Мы с радостью размышляем о покупке машины, которую всегда хотели иметь, или об уходе с работы, которую всегда ненавидели. Но безусловная радость, возникающая в открытости, — это не радость обладания или принадлежности. Это просто радость бытия.

Сочувствие также проявляется спонтанно, поскольку открытое осознание не оставляет нам выбора, кроме как почувствовать страдание другого как наше собственное. Многие из нас испытывают сочувствие только в том случае, если объект нашего сочувствия кажется нам заслуживающим этого, — например, если человек выглядит больным или достаточно голодным и не делает ничего раздражающего нас. Или иногда мы помогаем кому-то, потому что такое поведение кажется нам правильным или потому что мы знаем: другие люди заметят наше доброе дело. Но сочувствие, возникающее в нераздельности пространства и света, не обусловлено ни одним из подобных обстоятельств.

Равностность связана с равновесием. Когда человек сохраняет уравновешенность в пространстве, а не в формах и внешних проявлениях, он достигает абсолютного равновесия. Чувство равновесия в формах и внешних проявлениях на самом деле — ненадежное состояние. Если бы вы сказали Сангчо Гьелпо: «Я обладаю равностностью, потому что у меня есть надежная работа и безопасный дом», — он бы смеялся неделю. В любой момент времени поддерживающие нас люди, места, вещи и ситуации могут быть разрушены. Вспомните о Всемирном торговом центре — за несколько часов небоскребы-близнецы превратились в пространство. Многие тибетцы поколения моих родителей, сбежавшие в Индию после китайского вторжения в Тибет, утратили все, чем они владели, начиная с материального и заканчивая духовным. Они прибыли в страну, языка которой не знали, еда и климат которой не были для них родными. Даже высокоуважаемые учителя должны были работать на строительстве дорог. Поэтому внутренняя равностность является самой важной.

Источник безусловной любви, радости, сочувствия и равностности — это не внешние обстоятельства. Неделимое открытое осознание, наша истинная сущность, порождает эти четыре безмерных качества.

Как мы можем развить такое открытое осознание? В конечном счете цель всех наставлений и практик Ма Гью заключается в том, чтобы помочь нам соединиться с нераздельными пространством и светом в центре мандалы. Практика медитации требует приложения некоторых усилий, и достижение центра не всегда происходит легко. Мы можем погрузиться в глубокую медитацию, получить первое мимолетное впечатление о безграничном пространстве, и в этот момент возникнет страх — ужас от одной мысли о том, что эта бездонная пустота означает конец всего. Когда открытость безгранична, но омрачена сомнениями, может возникнуть множество опасений. Истина же состоит в том, что наша жизнь начинается лишь тогда, когда мы обретаем способность всецело соединиться с этой пустотой, ясностью вне сомнений.

Представьте, что вы полностью преобразились в йида- ма Сангчо Гьелпо. Вы — Царь Величайшей Тайны. В этот момент больше нет никаких тайн, вы знаете, кто вы такой. И у вас есть четыре проявления, каждое с прекрасной супругой: любовью, сочувствием, радостью и равностностью.

Культивируя одно из четырех неизмеримых качеств, мы можем получить представление об источнике

Но установить связь с таким простым и чистым опытом, как открытое осознание, может быть довольно трудно. Поэтому альтернативный путь к центру мандалы заключается в культивировании одного или более неизмеримых качеств. Развивая близкие отношения с одним из четырех божеств, воплощающих любовь, радость, рав- ностность и сочувствие, вы в некотором смысле открываете в этом божестве истинную сущность, Сангчо Гьелпо, и получаете возможность спонтанно познать ясное пространство и чистый свет.

Какие из четырех врат вы откроете сначала? Предлагаю начать с тех, которые более доступны для вас..Возможно, вы более знакомы с качеством любви или пережили много страданий в своей жизни и это поможет вам без труда испытывать сочувствие к другим. Другой способ выбора врат состоит в том, чтобы сначала заметить эмоции, послужившие причиной вашей разъединенности с истинным «Я», с вашим чувством совершенства. Например, если вы привязаны к чувству печали, разочарования или собственной бесполезности, радость может стать лучшим противоядием для этих эмоциональных блоков.

Вы можете соединиться с четырьмя безмерными качествами и овладеть ими с помощью специальных практик медитации вроде Практики пяти слогов-воинов (см. главу 8) или просто культивируя их в своей повседневной жизни. Например, чтобы развить радость, я могу регулярно напоминать себе о том, как благословенна моя жизнь, потому что у меня есть прекрасный партнер, крепкое здоровье и материальное благополучие; все, что я имею, я могу воспринимать как дар и чувствовать радость благодаря этому. Чем чаще я испытываю радость и культивирую ее, тем более тонким и всепроникающим становится это качество в моей жизни. И со временем оно будет в меньшей степени зависеть от того, чем я обладаю, и в большей степени — от того, кто я есть. Мой автомобиль может сломаться, я могу остаться без гроша, но я все равно буду чувствовать радость внутри. И эта радость поможет мне стать целостной личностью.

Когда мы естественны, свободны и открыты, мы ощущаем собственную целостность и испытываем прекрасные чувства. Радость — это цветок открытости, ее мелодия и ее колорит. Глубоко внутри вас присутствует радость, свет и пространство.

Как звук А является душой каждого согласного в тибетском алфавите, пространство является основой каждой формы, а осознание пребывает внутри каждого опыта ума, так и истинная сущность присутствует в каждом опыте открытой радости, любви, сочувствия и равност- ности. Каждое из этих четырех качеств важно для достижения великого чувства целостности.

Пять мудростей

Каждое из пяти центральных божеств мандалы может также выполнять роль врат, предоставляющих доступ к одному из очень тонких уровней осознанности, называемых в учении бон-буддизма «пятью мудростями»:

• Мудрость пустоты (ассоциируется с Сангчо Гьелпо) — это мудрость постижения того, что все явления лишены собственного, неотъемлемого существования. Как фокусник полностью знает все уловки, кроющиеся за его магическими трюками, так и мудрость пустоты распознаёт пустую, иллюзорную природу всех объектов и существ.

• Различающая мудрость (ассоциируется с супругой Сангчо Гьелпо, она же богиня Безмерной Радости) — это мудрость постижения каждого явления как чистого и отличного по своей сути. Несмотря на свою пустую природу, даже тончайший опыт ума воспринимается как ясный и отличный, не смешивающийся с другими. На житейском уровне можно сказать, что некоторая различающая мудрость необходима, например, судье. Судья всегда должен сохранять открытость и беспристрастие и в то же самое время должен обладать высочайшей степенью ясности во всех тонкостях закона, кроме того, он должен иметь точное представление о каждом сложном вопросе в отдельности.

• Всесовершающая мудрость (ассоциируется с богиней Безмерной Любви) — это мудрость, постигающая все явления как спонтанно, естественно и без усилий совершенные в основе самовозникающей мудрости. Опыт всесовершающей мудрости — это опыт полноты. Представьте, как бы вы себя чувствовали, выиграв много миллионов в лотерее и осознав, что вам больше не нужно ничего искать, не нужно ни к чему стремиться, поскольку вы наконец достигли всего, чего хотели. Когда у нас отсутствует этот вид мудрости, мы постоянно ищем во внешнем мире то, что поможет нам обрести чувство совершенства; мы полагаем, что необходимые нам любовь и радость находятся «где-то там», во внешнем мире, и что мы должны бороться, чтобы найти их.

Но если мы осознаем, что любовь и радость уже внутри нас, спонтанно совершенные в нашей пустой природе, тогда мы обретем всесовершающую мудрость.

• Зеркальная мудрость (ассоциируется с богиней Безмерного Сочувствия) — это мудрость, постигающая ясное, неомраченное и неизменное отражающее качество основы. Когда зеркальная мудрость отсутствует, то объект воздействует на субъект. На врача оказывают влияние его пациенты. На служащего воздействует его работа. На медитативное состояние практикующего оказывают влияние его мысли и эмоции. Когда мы соединяемся с этой мудростью, все явления постигаются как пребывающие в основе самовозникающей мудрости, подобно образам, отражающимся в совершенно чистом зеркале. Зеркальная мудрость, как и зеркало, не осуждает и не цепляется за то, что отражает: все видения самопроизвольно возникают, пребывают в себе и сами освобождаются, не оставляя следа.

• Мудрость равностности (ассоциируется с богиней Безмерной Равностности) — это мудрость осознания формы и пространства в равновесии. Не существует формы без пространства; не существует пространства вне формы. Каждое явление на своем месте уравновешено с пространством и неотделимо от пространства. Вне зависимости от того, каково это явление — хорошее оно или плохое, прекрасное или уродливое. Например, вы можете получить представление о мудрости равностности сразу же после сдачи последнего экзамена. Перед экзаменом вы мучились из-за боязни забыть некоторые ответы, но теперь вы знаете, что сдали экзамен, и риск забыть что-то вас больше не беспокоит. Он пуст в том смысле, что лишен значения и важности. Теперь вы достигли полного равновесия в опыте забывания.

Одна из этих мудростей постигает аспект пространства (открытость), другая — ясность, третья — спонтанное совершенство, четвертая — не привязывающееся ни к чему осознание, пятая — равновесие ясности и пустоты. Как пять наставлений Дава Гьелцена поэтапно представляют нам истину: видение есть ум; ум есть пустота; пустота есть ясный свет; ясный свет есть единство; единство есть великое блаженство — так эти пять мудростей можно рассматривать как этапы постижения. Это разделение на этапы полезно для постижения истины, но на самом деле не существует никаких этапов и никаких разделений. Все пять мудростей в конечном итоге описывают единственную мудрость, воплощенную в центральной фигуре мандалы, — Сангчо Гьелпо в союзе с Чемой Оцо.


 

Кто же тогда такой Сангчо Гьелпо, Царь Величайшей Тайны? Очевидно, что Царь Величайшей Тайны — это

вы. И вы — истина. Вы — Сангчо Гьелпо. Его называют величайшей тайной, потому что не каждый постигает эту истину; и его называют царем, потому что, познав себя, человек достигает центра силы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: