Глава I. Взаимодействие итальянских и неитальянских влияний в турнирной культуре Италии




Введение

 

Актуальность данной темы. Широкое распространение турнирной культуры в Европе Средних веков и в период Ренессанса позволяет говорить о важном месте, которое данные мероприятия занимали в жизни человека тех времен. Раскрытие сущности турниров, а также рассмотрение эволюции связанных с ними элементов материальной культуры дает представление об эволюции взглядов всего европейского рыцарства, без чего социальная картина двух обозначенных эпох не может являться полной.

Посредством этого дается возможность понять, какую роль элементы турнирной культуры играли и в аристократической среде дальнейшего времени, в том числе – в среде российского дворянства. Важность данной темы сохраняется в силу постоянного переосмысления роли Средних веков и их влияния на Возрождение, центром которого, конечно же, была Италия, а также в силу необходимости сохранения материального достояния обозначенных эпох.

Степень разработанности проблемы. Турнирная культура имеет непосредственную связь с жизнью европейского рыцарства и потому ее изучение, как одного из элементов, нередко включалось в изучение рыцарской культуры вообще. По объективным причинам, наиболее обширная историография по данной теме принадлежит западным исследователям, но существует и ряд отечественных работ, которые следовало бы отметить..

Первые описательные работы, в которых она рассматривается, относятся еще к XVII в. – это «Записки о древнем рыцарстве» Л. де Сент-Палея [23] и «История французского рыцарства» Д. Готье [22]. В первой половине XIX в. появляется работа Ж. Ж. Руа «История рыцарства» [14], представляющая собой романтическую идеализацию, восходящую к рыцарским романам. В ней средневековые войны рассматриваются как логическое продолжение турниров.

Похожего, но, в некотором смысле, обратного мнения – что турнир есть уменьшенная копия войны – придерживается историк второй половины XIX в. А. Люшер в книге «Французское общество времен Филиппа-Августа» [11]. Не раз упоминающиеся в ней турниры представлены как естественная часть средневековой жизни в мирное время. В противовес работе Руа, эта книга является примером использования метода исторического позитивизма и не содержит в себе каких-либо романтических коннотаций.

Особое внимание развитию турнирной культуры в период Средневековья уделил в третьем томе своей классической работы «История военного искусства» Х. Дельбрюк [5]. В ней рассмотрение турниров проходит в контексте истории военного дела, производится анализ рыцарского вооружения.

В книгах «Осень Средневековья» [20] и "Homo Ludens - Человек играющий" [21], знаменитый исследователь первой половины XX в. Й. Хейзинга прослеживает развитие рыцарского мировоззрения и отмечает роль, которую в нем играли турнирные поединки. Исследователь проводит некоторые параллели между элементами турнирной культуры с одной стороны и индийского эпоса – с другой, подчеркивает ее игровой характер, уделяет внимание тому, какое значение она имела для развития аристократической культуры дальнейшего времени.

Позднее, роль и специфика турниров рассматриваются в работах историка школы «Анналов» Ж. Дюби, придерживающегося схожих с Хейзинга взглядов. Его книга «История Франции. Средние века» [6] представляет их, как неотъемлемое следствие развития рыцарской культуры, и подчеркивает ее влияние на общество, политику и культуру Средневековья в целом.

Книга М. Стриклэнда «Война и рыцарство в средние века» [24], наоборот, стремится к большей конкретике. Рассмотрение всех возможных видов средневековых конфликтов ведется с использованием конкретных примеров. Не исключением являются и турниры.

Во второй половине XX в. появляется множество работ, посвященных тем или иным сторонам рыцарской жизни. Из них можно выделить статью «Турнир в романах Кретьена де Труа и Истории Гильома ле Марешаля» [25], в которой ее автор Л. Д. Бенсон прослеживает превращение турниров из военных предприятий в зрелища куртуазной эпохи. В то же время, С. Махлберджер в статье «Борьба или Забава? Чем были опасны формальные Подвиги Оружия 14-ого столетия?» [26] фокусирует свое внимание на так называемых «военных турнирах». Это делается в попытке уяснить, насколько существенно было различие между турниром и реальной войной.

Знаменитый исследователь геральдики Мишель Пастуро в статье «Рождение гербов» [13] последовательно раскрывает сущность геральдической символики и прослеживает историю ее становления, как неотъемлемой части турнирной культуры.

Из отечественной историографии наиболее полноценный обзор темы дает книга К. С. Носова «Рыцарские турниры» [12].

Отдельные аспекты турнирной культуры рассмотрены в целом ряде статей. Среди них можно выделить статью Д. С. Рыжовой «Влияние церковного запрета турниров на развитие геральдики в XII-XIII веках» [15], в которой внимание уделяется влиянию на турниры аспектов светской и церковной культуры и взаимодействию соответствующих типов власти на данной почве. А. С. Третьякова в статье «Венгерские рыцарские турниры эпохи Ренессанса» [18] описывает второй, наряду с Италией, центр развития турнирной культуры в эпоху Возрождения. Статья Е. А. Скопцовой «К вопросу о развлекательной культуре российского дворянского общества конца XVIII – начала XIX века: рыцарские карусели» [17], как и статья Н. В. Сидорова «Причины зарождения и ход развития рыцарских поединков в Италии периода Нового времени» [16] касаются темы влиянию турнирной этики на последующие формы поединка. В. С. Калмыкова в статье «Рыцарский идеал войны и военное искусство Западной Европы XIV-XV вв.» [9] показывает, как происходил отказ от турнирных форм поединка и турнирного этикета в условиях Столетней войны, а А. Куркин в статье «Закат европейского рыцарства» [10] рассматривает причины и последствия распада рыцарства в этот же период.

Особой ценностью для рассмотрения указанной в заглавии темы обладает статья М. А. Гуковского «Турниры в Италии на исходе средних веков» [4].

Тема изменения рыцарского снаряжения с течением времени занимает отдельное место в данной работе, а потому следует упомянуть те труды, которые уделяют особое внимание материальной стороне турнирной культуры. Одними из наиболее полных зарубежных работ можно назвать «Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций» К. Блэра [3] и «Энциклопедия оружия» В. Бехайма [2].

Хрестоматийной является книга известного российского исследователя П. фон Винклера «Оружие» [19], впрочем, касающаяся не только рассматриваемых периодов. Хорошей обзорной работой по данной теме также служит книга К. А. Жукова и Д. С. Коровкина «Западноевропейский доспех раннего Ренессанса» [8].

Особого внимания достойна диссертации М. А. Анипченко «Символика и иконография декора доспеха XVI века итальянской и немецкой оружейных школ» [1], где внимание целиком и полностью уделено образности, символике и декоративным мотивам доспеха эпохи Возрождения.

Наконец, в деле исследования отдельных экспонатов по теме полезна будет книга Ю. Г. Ефимова «Рыцарский зал» [7], дающая обзор основных изменений в экипировке на примере музейной коллекции Рыцарского зала Государственного Эрмитажа.

Цель данного исследования состоит в рассмотрении основных этапов формирования турнирной культуры на примере Италии.

Задачи данного исследования:

1. Определить хронологию и характер развития турнирной культуры,

2. Проанализировать те изменения, которые претерпела турнирная культура Италии.

3. Рассмотреть специфические формы итальянских турнирных мероприятий

4. Показать, как отразились изменения в турнирной культуре Италии и Европы на развитии сопутствующих форм материальной культуры.

Базой исследования являются коллекции турнирного и боевого оружия и доспехов из музея Государственного Эрмитажа, музея Метрополитен, Британского музея в Лондоне, Ватиканских музеев, Национального музея в Нюрнберге и Художественного музея Кливленда.

Структура данного исследования делится на две основных главы и заключение. Первая глава «Взаимодействие итальянских и неитальянских влияний в турнирной культуре Италии» делится на две части. «Характер и динамика развития турнирных мероприятий на территории Италии» дает обозрение основных периодов в развитии турниров на основе исторических свидетельств. Особое внимание, конечно же, здесь уделено Италии. «Итальянские формы организации и проведения рыцарских поединков» поясняет, какими принципами руководствовался итальянский рыцарский поединок и какие организационные формы он принимал под влиянием извне.

Вторая глава «Оружейное ремесло и его итальянская специфика» делится на две части. В первой части «Место итальянской школы в эволюции оружейных форм» рассматривается развитие сопутствующих турнирной культуре форм материальной культуры на примере рыцарского вооружения XI-XIII вв., а после – XIV в. Там же обозначается особое место итальянской школы оружейного ремесла в контексте данного развития. Во второй части «Расцвет парадной образности как новый этап эволюции формы» внимание переводится на соответствующие образцы материальной культуры более позднего периода – XV-XVI вв. Раскрывается позднейшее значение обозначенных в предыдущей части главы культурных тенденций, а также некоторые их новые черты. В заключении делается общий вывод о всей проделанной работе. Наконец, в приложениях находится материал, иллюстрирующий основные экспонаты, о которых идет речь.

 


 

Глава I. Взаимодействие итальянских и неитальянских влияний в турнирной культуре Италии

 

Поскольку история турнирной культуры связана не только с Италией, необходимым представляется рассмотрение того, что же в итальянских формах данной культуры привнесено извне, а что является собственно итальянским нововведением. Это даст возможность понять не только характер этих нововведений, но и характер заимствований.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: