I. II. Итальянские формы организации и проведения рыцарских поединков




 

Турниры XII-XIII вв. были опасными мероприятиями [12,9]. Приглашения рассылались заранее, за несколько недель или за месяц до начала. Длились они один день или больше, с самого утра и до наступления темноты. Призванные воины в полном боевом снаряжении собирались в две группы, после чего начиналось групповое сражение. Обычно деление участников происходило в соответствии с их национальной принадлежностью или по территориальному признаку. По окончании турнира пировали.

Для проведения турниров использовалась специально выровненная площадка – «ристалище». Его размер обыкновенно зависел от размеров самого турнира. Вокруг положенного места возводились насыпь и ров, за ними ристалище окружало два барьера. За вторым – более высоким – располагались зрители. Между барьеров находились воины, охранявшие сражающихся, и слуги, помогающие своим господам в случае падения с коня. Поверхность ристалища смачивалась водой, дабы зрители и судьи не задохнулись от поднимающейся пыли. Места для судей и знати располагались высоко (для судей – на самой большой высоте) и были сидячими.

В XII-XIII вв. поединок один-на-один еще не вошел в моду, хотя именно его прообразом – копейной сшибкой – нередко начинались групповые бои [12,10]. Целей такой бой имел две: либо выбить врага из седла, либо преломить свое копье о его щит. Бывали и случаи, когда преломлялись оба копья. В связи с этим начал использоваться другой способ их удержания – подмышкой – многократно увеличивающий силу удара.

Такой метод удержания можно увидеть на знаменитом ковре из Байё (1077-1085 гг.). Впрочем, надо отметить, что ковер не раз подвергался сомнительным реставрациям [3, 11]. Делалось все это ради дорогостоящей награды, включавшей целый доспех противника, впоследствии замененный только на его часть. Также победитель получал возможность пленить побежденного.

О последующем широком распространении турниров свидетельствует, в первую очередь, появление целого ряда терминов, соответствующих разным видам данного мероприятия.

Одним из таких стало возникшее в середине XII в. немецкое слово «бугурт» и последовавшее за ним итальянское выражение «оружейная игра», означавшее совершенно особую разновидность этого состязания. Не всегда ясно, к турнирам вообще ли оно относилось или к какому-то специфическому их виду, но впоследствии стало использоваться именно в значении маневрирования в легких доспехах с оружием в руках. Его последующая эволюция на итальянской почве привела к серьезным изменениям. Теперь рыцарь должен был на полном скаку обломить копье без наконечника о попавшийся ему на пути предмет или даже об землю, а иногда – об окно своей возлюбленной [4].

Можно также назвать разновидностями позднего «багордо» «квинтану» и игру в кольцо. В первом случае попасть копьем следовало по чучелу война, во втором – в кольцо.

Другой важный термин возник во Франции. Это само слово «турнир», относившееся преимущественно к конным групповым состязаниям, напоминавшим одиночные состязания большего размаха [4]. В них участвовали группы рыцарей под командованием своих капитанов. Одна за другой происходил ряд стычек, в которых пользовались затупленными мечами и деревянными палицами. Английским словом «меле» обозначали схожий тип схватки. В хрониках Англии и Франции XII в. и последующих двух веков встречается также слово «хейстильюд», относившееся конкретно к состязаниям с копьем.

«Турниры» за пределами Италии были широко распространены, но в мероприятиях, происходивших на ее территории, особое место занимали не они, а ранее обозначенные конные сшибки, известные как «джостра». Популярность одиночных состязаний, по всей видимости, была связана с раздробленностью страны, а значит – невозможностью собрать на мероприятии рыцарей со всей Италии. В остальных странах ими обыкновенно только начиналось и заканчивалось основное действо.

Особой чертой итальянских турнирных мероприятий являлось и то, что происходили они на городских площадях. Принимать в них участие могли как знатные горожане, так и купцы с ремесленниками. Единственным условием была возможность купить себе соответствующее снаряжение.

Популярность турниров хотя бы отчасти можно связать и с тем, что они сопровождали многие важные события – от свадеб до излишне затянувшихся осад. Так, в Италии XIII-XIV вв. любое сколько-то важное общественное событие сопровождала «джостра» [4]. «Турнир по французскому обычаю», как его называли, распространился там позже и не настолько широко.

По-видимому, итальянский барьер применялся уже тогда, потому что самое ранее упоминание о нем относится к одной из хроник Ангеррана Монстреле, датируемой 1429 г. (3, 175), что означает, что в Италии он должен был существовать на порядок раньше.

Как бы там ни было, начиная с XIV в. турниры приобретают различные элементы театрализации [12,17]: их покровительницами становятся дамы, на них присутствуют музыканты, сами бойцы порой наряжаются как театральные персонажи… и правила, в соответствии с этим, ужесточаются.

Бои теперь становятся одиночными и идут до трех-пяти ударов. Они имеют две фазы – конную и пешую. Конная представляет собой все ту же копейную сшибку, в некоторых случаях – бой на мечах или на булавах. Пешая проводится на кинжалах, мечах или топорах.

Обилие разновидностей копейного поединка можно свести к двум основным типам – гещтех и реннен. Отличаются они соответственно наличием или отсутствием паузы между конными заездами. После каждого из них рыцарь должен поправить на себе снаряжение и сменить копье, в реннене это делается на скаку.

Заранее оговаривается как количество ударов, так и то, какие из них будут засчитывать – только те, что достигли цели, или вообще все.

Предварительной договоренностью решается и вопрос применения боевого оружия. Дополнительные удары разрешены, если в результате боя противник так и не был установлен, что должны определить судьи.

По обыкновению сначала проводятся бои между оруженосцами, затем – между малоопытными рыцарями, и наконец – между опытными.

Рыцарь должен носить цвета своей дамы. Если он побеждает, она становится королевой турнира, и он может требовать от нее подарок или поцелуй. Помимо подарков рыцарь сначала получал от нее пояс верности, а позднее – к концу XIV в. – подвязку с надписью, символизировавшей ее любовь. Иногда именно даме отводилось право назвать победителя.

В XV в. типичные рыцарские копейные сшибки начинают проводить с барьером или без него. В случае, когда рыцарей разделяет барьер, изначально тряпичный, а позднее – деревянный, такой тип проведения боя называется по месту своего происхождения «итальянским» [3, 174-175]. Он практически исключает удары с незащищенной стороны, что делает рыцарские состязания еще более безопасными.

Как не исключили поединки с барьером безбарьерные, так и одиночные схватки не вытеснили полностью групповые. Можно даже отметить появление в XIV в. общеевропейского вида групповых сражений – потешных осад, называемых еще «шармютцель»[12, 19]. Специально для таких целей выстраивалась деревянная крепость. Рыцари делились на тех, кто ее защищал, и на тех, кто проводил осаду. Если в осадах участвовали дамы, они представляли сторону защитников крепости и забрасывали осаждающих цветами. Потешные осады отличались пышностью и могли длиться множество дней, в некоторых случаях – до месяца.

С XV в. распространение получил «па д’арм» – тип театрализованных турниров [12, 24]. Один или несколько воинов защищали определенную позицию, которой, в свою очередь, пытались овладеть противники. Такой тип сражений отсылает к средневековым представлениям о рыцаре, сторожащем мост или перекресток дорог и требующем поединок за право свободного прохода. Место для сражений специально огораживали. В качестве оружия использовались копья, мечи или булавы. Декорации и условия могли быть самые разнообразные, что еще раз подчеркивало театральность всегда действа.


 

Вывод

 

Несмотря на то, что Италия долгое время находилась в раздробленном состоянии и не всегда отличалась размахом своих турнирных мероприятий, ее влияние на рыцарскую и турнирную культуру несомненно. Вполне возможно, что именно выведение на передний план одиночного поединка способствовало определенной романтизации последнего в умах поколений и даже затмению изначального значения слова «турнир». Наряду с целым рядом заимствований, итальянская турнирная культура представила Европе и собственную их трактовку, имеющую, если можно так выразиться, уже более развлекательное значение, не завязанное столь крепко на вековых традициях и аллюзиях войны. Соединение с итальянской культурой придало турнирам определенный шарм городского увеселения, что, с одной стороны, способствовало упадку рыцарства, но, с другой, повлияло на дальнейшую культуру одиночного поединка, выразившуюся в дуэли.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: