Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 4 глава




12 января. С. присутствовал на концерте Г. А. Пахульского в зале Городского кредитного общества. Возвращался с концерта с С. И. Танеевым (Дневники Танеева, I, с. 57, 287).

2 февраля. С. пишет М. П. Беляеву: «До сих пор не могу назна­чить дня моего петербургского концерта. Мне бы хотелось на 2-й неделе поста; ранее мне будет трудно. Этюды я сам привезу Вам» (Письма, с. 88).

4/18 февраля. Вышла в свет в издательстве М. П. Беляева в Лейпциге 1-я соната ор. 6 С. (коммент. В. М. Беляева. — Пе­реписка, с. 14).

6/20 февраля. Вышли в свет в издательстве М. П. Беляева Два экспромта ор. 10 (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 13).

6 февраля. С. исполнил в музыкальном вечере этюд es-moll, ноктюрн f-moll и экспромт A-dur (программа. — Скрябин, с. 57).

12 февраля. Из рец. на концерт 8 дек. 1894 г.: «Нельзя не от­метить удивительно остроумно написанного и превосходно испол­ненного на bis г. Скрябиным этюда собственного сочинения для одной левой руки. Талантливый молодой композитор имел боль­шой успех». (Г. [Губерт Н. А.] Концерт г. Авьерино. — Моск. ведомости, 1895, 12 февр., № 342).

Очевидно, имеется в виду прелюдия или ноктюрн ор. 9.

До 26 февраля. С. принял приглашение М. П. Беляева остано­виться у него в доме и сообщает ему: «Я выеду в Петербург со-скорым в субботу... Я приеду с поезда прямо к Вам, хотя мне страшно совестно злоупотреблять Вашей добротой» (Письма,, с. 90).

Петербург. 26 февраля. Н. Ф. Финдейзен записал в дневнике: «Утром был в редакции [РМГ] Стасов... рассказывал о новой вос­ходящей звезде — пианисте и композиторе Скрябине, который в пятницу и в субботу (днем после репетиции) играл у Беляева, у которого он и поселился. Все от него вповалку — и Римскип-Кор-саков, и Лядов, и Блуменфельд с Лавровым, и Беляев (и, конечно, Стасов)» (Финдейзен, л. 43 — 43 об.).

28 февраля. Вечером С. играл в доме у Н. А. Римского-Корса-кова. «...Пришел Скрябин, сопутствуемый Лядовым <...> До чая Скрябин сыграл в числе прочих своих сочинений dis-тоП'ный и Gis(As)-dur'Hbm этюды. Оба произведения очень энергичны и


Летопись жизни и творчества


1895


 


красивы, причем первый из них отличался своей порывистостью (Стасов в восторге), а второй громовыми басами» (Ястребцев, I, •с. 269).

2 марта. С. принял участие в концерте 6-го собрания С.-Петер­бургского общества любителей камерной музыки, который состоял­ся в зале музыкальной школы. Участвовали также А. Бродский, Гилле, Ф. Н. Гильдебранд, А. В. Вержбилович (Письма, с. 90; Но­вое время, 1895, 1 марта, № 6826).

С. исполнил этюд ор. 8 dis-moll, ноктюрн ор. 9, экспромт ор. 10 A-dur (Отчет Совета С.-Петербургского общества камерной музы-жи за 1894/95 г., с. 5).

4 марта. Рецензент «Петербургского листка» отметил «еще не­устоявшийся, мы бы сказали, даже несколько болезненный, но бес-•спорный и симпатичный талант» С. (Пб. листок, 1895, 4 марта,.№ 61).

7 марта. Сольный концерт С. в зале Петровского коммерческо­го училища на Фонтанке (объявл. — Спб. ведомости, 1895, 1 мар­та, № 58; Новое время, 1895, 2 марта, № 6827; Биржевые ведомо­сти, 1895, 3 марта, № 61).

Программа: I отд. — экспромты ор. 10 № 1 fis-moll и ор. 10.№ 2 A-dur, прелюдии cis-moll, H-dur, Allegro appassionato op. 4. II отд. — этюды op. 8 fis-moll, H-dur, b-moll, dis-mol'l, As-dur, gis-moll. Ill отд. Presto [из сонаты-фантазии № 2] gis-moll, ноктюрн, мазурки ор. 3 gis-moll, E-dur (программа. — ИРЛИ, ф. 294, on. 4, >ед. хр. 557, л. 138).

9 марта. Опубликована рец. на концерт 7 марта (Пб. листок,
1895, 9 марта, № 66).

10 марта. Из рец. на концерт 7 марта: «Примыкая по своему
направлению, очевидно, к композиторам так называемой,,новой
русской школы", г. Скрябин не отличается ни мелодической изо­
бретательностью, ни особой склонностью к законченным формам
сочинения <...> Малочисленная публика весьма поощрительно
отнеслась к концертанту и наградила его, по окончании концерта,
лавровым венком весьма солидных размеров» (Биржевые ведо­
мости, 1985, 10 марта, № 68).

См. также рец.: РМГ, 1895, № 4, стб. 284—285.

Москва. 11 марта. Экстренное собрание РМО в зале Благород­ного собрания с участием К. Шейдемантеля, Ю. Э. Конюса и С. (объявл. — Рус. слово, 1895, 7 марта, № 64; Рус. ведомости, 1895, •8 марта, № 66; там же, 11 марта, № 69).

С. исполнил: ноктюрн Des-dur; прелюдии H-dur, cis-moll, экс-лромт A-dur; этюды b-moll, dis-moll. (объявл. с программой. — ЦГИА, ф. 1629, оп. 1, ед. хр. 393, л. 107).

По мнению С. И. Танеева, «Скрябин играл очень хорошо, его произведения говорят о таланте, но хаотичны, как-то беспорядоч­ны и плохо построены. Со своим талантом С. должен был бы при­обрести лучшую технику» (Дневники Танеева, I, с. 74).


 

12 марта. Опубликована рец. Ц. А. Кюи на концерт 7 марта,
в которой он отметил, что С. «заявил себя несомненным п
крупным композиторским талантом...» В исполненных им пьесах.
«много тонкого вкуса, изящества, красивости, выразительности,
душевности; в них проявляется глубина мысли и чувства, прояв­
ляется увлечение, страсть и сила. Его мелодические фразы привле­
кательны, выливаются легко и свободно; его гармония часто ори­
гинальна, не говоря о ее замечательной красивости <...> В твор­
честве г. Скрябина пока нет индивидуальности; ее невозможно и:
требовать от начинающего и такого молодого композитора. Он на­
сквозь проникнут духом Шопена. Это не заимствования, не подра­
жания Шопену; это именно шопеновский дух <...> Как пианист-
г. Скрябин значительно слабее композитора. Игра его нервная, не-
ритмичная, по временам не ясная <...> Несмотря на неудовлетво­
рительность исполнения, он имел значительный успех» (Кюи Ц. А.
Начинающий композитор. — Неделя, 1895, 12 марта, № 11).

13 марта. Н. Кашкин отметил в рец. на концерт 11 марта:.
«Г-н Скрябин обладает несомненным талантом и как пианист и:
как композитор. В его сочинениях привлекательна богатая и вме­
сте с тем тонкая гармония, искренность настроения; вместе с тем.
благородство фортепианного стиля, совершенно чуждого всех:
обычных, установившихся в подражание Листу приемов» (Каш­
кин Н. Д. Театр и музыка. — Рус. ведомости, 1895, 13 марта,.
№ 71).

Москва. До 16 марта. С. много работает над переделкой этюдов и не успевает в обещанный срок выслать их М. П. Беляеву. «Про­стите, если я еще на один, в крайнем же случае на 2 дня задержу их. Сегодня вечером я пойду к Василию Ильичу [Сафонову] и бу­ду с ним выставлять оттенки» (Письма, с. 91).

20 марта. «Работаю я теперь буквально целые дни... не выхожу даже погулять. Вы подумаете, что я пишу что-нибудь новое? Во­все нет: все этюды. Некоторых из них Вы и не узнаете, такой пе­ределке они подверглись <...> Выпускать же в неоконченном ви­де мне ничего не хотелось бы... Еще раз прошу Вас извинить меня-за невольно не сдержанное обещание [о присылке этюдов], а так­же принять мою благодарность за статью Кюи» (п. С. к М. П. Бе­ляеву.— Письма, с. 91—92).

В. И. Сафонов пишет М. П. Беляеву: «...Скрябин играл 11 мар­та 1895 г. свои сочинения с очень большим успехом <...> и поло­жительно обратил на себя внимание» (ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 344).

22 марта. М. П. Беляев описывает В. И. Сафонову свои впечат­ления от игры С: «...Он иногда так комкает свои сочинения, что-слушатель, не знакомый с ними, не может усвоить ни ритма, ни мелодии и, таким образом, часто исполнение его идет в ущерб со­чинению. <...> Ваши советы могли бы принести ему большую-пользу. В его сочинениях и так уже есть много чувства, а способ их изложения иногда придает им вычурность, им не присущую ш



Летопись жизни и творчества


1895


 


нежелательную. <...> Мне бы хотелось, чтобы он исполнял свои сочинения так превосходно, что исполнение его служило бы осно­ванием будущих традиций» (Письма, с. 94).

29 марта. С. просит М. П. Беляева не торопиться с публикаци­ей. «Этюды Вы, вероятно, уже получили; Вы найдете между ними 2-ю редакцию dis-тоИ'ного, которую мне бы не хотелось печатать теперь же. <...> Что-то меня в ней не удовлетворяет» (Письма, ■с. 93—94).

До 3 апреля. С. пишет М. П. Беляеву о своем состоянии: «...Всё •крайние настроения: то вдруг покажется, что сил бездна, все по­беждено, все мое; то вдруг сознание полного бессилия, какая-то усталость и апатия, равновесия никогда не бывает... У меня серд­це относится к разуму, как благоразумный артист к критику: он:выслушивает его, а сам продолжает идти по раз избранному пути» (Письма, с. 95).

6 апреля. С. огорчен ошибками, допущенными в посланных Ш. П. Беляеву этюдах ор. 8: «Вы меня очень удивили сообщением ■об ошибках в этюдах: их просматривал очень внимательно Розе-нов и не нашел ничего <...> За это время написал маленькую пре­людию; а теперь работаю над 1-й частью gis-тоИ'ной сонаты (с Presto)...» (Письма, с. 96).

До 14 апреля. Отъезд из Москвы в Петербург перед началом заграничного путешествия (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 96—97).

Петербург. 14 апреля. С. остановился на квартире М. П. Бе-.ляева. «...Я остаюсь в Петербурге всего несколько дней, затем пускаюсь в дальний путь <...> В соседней комнате Лядов и Соко-.лов играют в 4 руки Вагнера...» (п. С. к Н. В. Секериной. — Пись­ма, с. 96—97).

Апрель. В Петербурге С. сочинил прелюдию g-moll, вошедшую в ор. 17 под № 7 (автограф. —ГПБ, ф. 700, оп. 1, ед. хр. 8).

После 15 апреля. Отъезд из Петербурга в заграничное путе­шествие (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 97).

Берлин. До 20 апреля/2 мая. С. приехал в Берлин и остановил­ся в отеле «Бристоль». «Два дня думаю посвятить осмотру Бер­лина, между прочим, побываю у Мендельсона, родственника ком­позитора, который обладает большой редкостью, а именно авто­графом 5-й симфонии Бетховена. Затем отправлюсь в Дрезден, где пробуду около недели» (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 97).

Дрезден. 22 апреля/4 мая. С. приехал в Дрезден и остановился в отеле «Europaeischer Hof». «Мне предстоит много работы: •прежде всего визиты (в том числе к Шейдемантелю, Зауэру), за­тем картинная галерея <...> и, наконец, поездка в Bastei. Думаю отправиться туда на пароходе...» (п. С. к Н. В. Секериной. — Пись­ма, с. 98).

Бастай — живописное место под Дрезденом на берегу Эльбы, активно посе­щаемое туристами.


Между 23 апреля/5 мая и 4/16 мая. «Вторичная поездка в Bastei мне доставила еще больше удовольствия, и я знаю теперь там, кажется, каждый камень. Я <...> взял с собой работу и сде­лал массу эскизов, которые заняли целую тетрадь и 6 листов бу­маги» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 101).

Для свидания с С. в Дрезден приехал его отец, Н. А. Скрябин (Письма, с. 107).

«...Мы [с отцом], слава богу, уже вместе и на целую неделю. Сегодня в 7 часов отправляемся в Гейдельберг, оттуда в Триест, где и расстанемся, так как я, по всей вероятности, проеду в Рим, а папа в Янину» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 102).

Б. м. Б. д. Л. А. Скрябина вспоминает, что С, «делаясь старше, все ближе сходился с отцом; позднее они сделались большими друзьями, хотя были совсем разные люди, и иногда целые часы проводили в спорах, которые все же оканчивались дружески <...> Отец умел заинтересовать его своей беседой...» (Скря­бина Л. А., с. 20).

Апрель—май. В Дрездене С. сочинил прелюдию ор. 11 № 14 es-moll (автограф. — ГПБ, ф. 700, оп. 1, ед. хр. 4).

Гейдельберг. 4/16 мая. Приезд в Гейдельберг. «Только что рас­стался с папой. Думал пробыть с ним целую неделю, но <...> по­сле 4-х дней мы разъехались, так как пришла телеграмма из Яни­ны, требующая немедленного его возвращения <...> В Гейдель-берге я пробуду еще около недели» (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 103).

С. был на приеме у профессора В. Эрба, который «дал общее предписание, а именно: гидротерап [евтический] курс в Шёнеке на Фирвальдштетском озере (4 недели), а затем путешествие по Швейцарии и, наконец, морское купанье (в Италии)» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 102).

12/24 мая. С. обрадован известием о намерении М. П. Беляева отправиться за границу. «Вы и представить не можете, какой это для меня подарок и с каким нетерпением я буду ожидать Вашего приезда. <...> Только теперь я начинаю понимать, что значит сло­во „один". <...> Иногда бывает ужасно, ужасно тяжело. Главное, эти дни, не знаю почему, болит голова; я наконец так испугался, что пошел остриг совершенно голову и хожу теперь с голым чере­пом <...> Я отпустил усы и бороду, которые обещают быть вну­шительных размеров <...> Я не ленюсь и времени даром не теряю. Только бы эти ужасные головные боли оставили меня» (Письма, с. 105—106).

4/1617/29. мая. В Гейдельберге С. сочинены произведения: экспромт ор. 12 № 2 b-moll, прелюдия ор. 11 № 3 G-dur, № 19 Es-dur, № 24 d-moll; op. 15 № 5 cis-moll; op. 17 № 5 f-moll (авто­графы.— ГПБ, ф. 700, on. 1, ед. хр. 4, 6, 8, 9).

Около 16/28 мая. «...В Швейцарии мне... не придется долго быть одному, так как, во 1-х, приедет Беляев, а во 2-х, еще неко-


Летопись жизни и творчества


1895


 


торые знакомые из Москвы и Петербурга, в том числе Плеске.. <...> Я все-таки должен сказать, что как ни хороша Европа, а русскому человеку русскую деревню ничто не может заменить; есть какая-то особенная, необъяснимая прелесть, в основе которой лежит ширина и полет <...> Мы так свыклись с прелестью наших равнин, что и не замечаем ее <...> Поэтому-то... я так люблю море и так стремлюсь к нему. Вот где простор и не говоря уже о беско­нечности красок и форм» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 107).

Шёнеке. До 18/30 мая. Приезд в Шёнеке (п. С. к Н. В. Секери­ной.— Письма, с. 108).

Вицнау. 21 мая/2 июня. С. сообщает Н. В. Секериной: «Вот уже пять дней я странствую по Швейцарии; живу уже в третьем месте»-(Письма, с. 108).

23 мая/4 июня. С. пишет М. П. Беляеву о причинах переезда-из Шёнеке в Вицнау. «Жить в Шёнеке оказалось невозможным <...> Там исключительно нервнобольные <...>, я не мог там ос­таваться более 2-х дней <...> Здесь же, в Hotel du Pare, обста­новка попроще, но стол недурной, а главное — хозяин душа-чело­век. Я встретил в Швейцарии своих московских знакомых, с кото­рыми чрезвычайно весело провел 5 дней <...> С каким нетерпе­нием я жду 25 июня...» (Письма, с. 109).

25 июня — день предполагаемого приезда М. П. Беляева.

25 мая/6 июня. С. пишет Н. В. Секериной: «О людях... скажу, что здесь они, кажется, совершенно утонули в своей практичности и довольно скучны, за немногими исключениями. К таковым при­надлежат, между прочим, два семейства, Гомель и Тюсгауз <...> К М-me Гомель у меня есть причина быть пристрастным. Дело в том, что она знала мою маму, слушала ее много раз в концертах и много мне про нее рассказывала <...> Я хочу послать... [Вам] мои этюды, которые выйдут через 2—3 недели...» (Письма, с. ПО).

31 мая/12 июня. Ф. Ф. Кенеман (ученик В. И. Сафонова) ис­полнил на торжественном выпускном концерте в Московской кон­серватории 1-ю сонату ор. 6 С. (Моск. новости, 1895, 31 мая, № 147).

До 6/18 июня. С. сообщает М. П. Беляеву о своем самочувст­вии: «...Физически я, кажется, ни на что на смею жаловаться. Только настроение у меня какое-то особенное, нехорошее... Какое-то беспокойство, ожидание чего-то нехорошего живет во мне и му­чает меня непрестанно. Хочется мне забыться, пожить простой жизнью и не могу. <...> Не думайте, что у меня есть какое-ни­будь несчастье; <...> тут причина вся во мне <...> На Ваше предложение относительно обозначения opus'oB [сочиненных пре­людий] я, конечно, согласен <!...> Корректуры я постараюсь не задержать долго; относительно же прежних сочинений скажу, что мне очень трудно будет привести их теперь в порядок, так как я занят новыми, которых будет достаточно» (Письма, с. 111).


5/17 июня. С. отослал в Лейпциг корректуры этюдов ор. 8, «по­ставил целую массу оттенков» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 112).

6/18 июня. «...На Ваше замечание относительно зарытия талан­та скажу, <;...> что все, что только я имею в себе, я постараюсь извлечь...» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 112).

14/26 июня. К. Н. Игумнов сообщает Н. В. Секериной: «М-те Пабст, совсем было отчаявшаяся получить известие от „милейше­го" (так она постоянно называет Александра] Николаевича]), наконец получила от него довольно миниатюрное письмо, что за­ставило ее радушно улыбаться по меньшей мере 3 суток» (ЦГИАЛ, ф. 1629, оп. 1, ед. хр. 386, л. 6 об.).

До 20 июня/2 июля. С. поздравляет М. П. Беляева с 10-летием основания его издательства. «С ужасным нетерпением жду свида­ния с Вами...» (Письма, с. 113—114).

21 мая/2 июня—25 июня/7 июля. В Вицнау С. сочинил: прелю­дии ор. 11 № 12 gis-moll, № 17 As-dur, № 18 f-moll, № 23 F-dur; экспромты op. 12 № 1 Fis-dur, op. 14 № 2 fis-moll; прелюдию •op. 16 № 2 gis-moll (автографы. — ГПБ, ф. 700, on. 1, ед. хр. 4, 7, 9, 10).

Швейцария. Около 25 июня/7 июля. Встреча С. с М. П. Беляе­вым (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 114).

Генуя. После 25 июня/7 июля. С. из Генуи сообщает Н. В. Се-кериной о маршруте своего дальнейшего путешествия: «Думаем;[с М. П. Беляевым] направиться в Ниццу, затем в Женеву, Ба­зель, Мангейм, Гейдельберг, Франкфурт, Льеж, Брюссель, потом в Ахен, где пробудем несколько дней» (Письма, с. 114).

6/18 июля. Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева Две­надцать этюдов ор. 8 С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 15).

Берлин. Начало августа. С. и М. П. Беляев присутствовали на конкурсе пианистов и композиторов им. А. Г. Рубинштейна, в ко­тором принимали участие И. А. Левин, К- Н. Игумнов и Ф. Ф. Ке­неман. «Александра Николаевича я встретил в Берлине, — он что-то обретается совсем в растрепанных чувствах» (п. К- Н. Игум­нова к Н. В. Секериной.— ЦГАЛИ, ф. 1629, оп. 1, ед. хр. 396, л 19).

17/29 августа. Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева прелюдия и ноктюрн для левой руки ор. 9. (коммент. В. М. Беляе­ва.— Переписка, с. 50).

Петербург. 23 августа. С. пишет О. В. Секериной, что «чрезвы­чайно доволен был вернуться в Россию. Мы сделали громадное путешествие, останавливались почти во всех больших городах и в конце концов попали на берлинский конкурс, где Игумнов играл великолепно» (Письма, с. 115).

12 сентября. С. сочинил экспромт ор. 14 № 1 H-dur (автограф.— ГПБ, ф. 700, оп. 1,ед. хр. 10).


56


Летопись жизни и творчества


1895


 


До 20 сентября. В. В. Стасов сообщает С. Н. Кругликову: «...Мы слышали опять Скрябина после его путешествия в Швейцарию. Его разные новые вещи для фортепиано — превосходны. Постарай­тесь с ним познакомиться. Он теперь в Москве...» (Сов. музыка* 1949, № 12, с. 94).

Москва. До 23 сентября. С. вернулся в Москву. Его семья пе­реехала на другую квартиру. «Адрес во вкусе Анатолия Констан­тиновича: 1-ая Мещанская, против церкви „Троица на капельках", дом Соболева. <...> Завтра будем переезжать...» (п. С. к М. П. Бе­ляеву. — Письма, с. 117— 118).

Осень—зима. По воспоминаниям Л. А. Скрябиной, «жизнь А. Н. теперь несколько изменилась. Работал он, конечно, по-преж­нему много, но товарищи посещали его реже <...> Но зато часто бывали у него Сафонов, Танеев и кн. Трубецкой. <...> Иногда также навещали нас профессор Шлецер с сестрой и Верой Иванов­ной Исакович...» (Скрябина Л. А., с. 20).

Л. Сабанеев писал об этом времени: «В доме Шлецера, жив­шего в Гнездниковском тупике, я впервые познакомился с моло­дой барышней, Верой Ивановной Исакович, которой было сужде­но вскоре стать женой Скрябина; в эти же годы как-то мельком я видал в его доме маленькую востроглазую девочку, которая бы­ла не кто иная, как Татьяна Федоровна Шлецер, племянница мо­его маэстро, Павла Юльевича, та самая, которой суждено было впоследствии сыграть такую видную роль в судьбе гения русской музыки» (Сабанеев, с. 10).

До 29 сентября. В. И. Сафонов в связи с гастрольной поездкой С. за границу пишет рекомендательные письма фирме Эрар. Он обсуждает со С. вопрос об исполнении его произведений в одном из Русских симфонических концертов: С. вначале просил Игумно­ва заменить его, но потом решил выступить сам (п. С. к М. П. Бе­ляеву.— Письма, с. 118—119).

До 4 октября. С. получил в подарок от М. П. Беляева рояль Беккера (Письма, с. 119).

До 11 октября. С. пишет М. П. Беляеву: «...Мне все больше и больше хочется играть в Париже. Руки, слава богу, меньше меня беспокоят. Всю эту неделю работал над gis-тоП'ной сонатой...» (Письма, с. 120).

10 октября. «С учениками я начал понемногу заниматься. Вооб­ще теперь работаю много....Ложусь поздно, иногда в 4; встаю большею частью с тяжелой головой, немного нервничаю...» (п. С. |к М. П. Беляеву. — Письма, с. 121).

21 октября. Опубликовано объявление издательства П. Юрген-сона о выходе в свет за период с 1 ноября 1894 г. по 1 октября 1895 г. прелюдии ор. 2 № 2 [H-dur] и экспромта в форме мазурки [ор. 2 № 3 C-dur] (Рус. ведомости, 1895, 21 окт., № 291).

3 ноября. С. продолжает «много работать» (п. С. к М. П. Бе­ляеву.— Письма, с. 123).


14 ноября. «Я теперь немного нездоров, не выхожу и очень мно­го занимаюсь. Готовлюсь к концерту» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 124).

23 ноября. П. А. Пабст исполнил в сольном концерте мазурку ор. 3 и этюд ор. 2 С. (объявл. — Рус. ведомости, 1895, 12 нояб.,

№ 313).

Ноябрь. С. сочинены прелюдии ор. 11 № 1 C-dur, № 2 a-moll, № 9 E-dur, № 11 H-dur; op. 13 № 1 C-dur, № 3 G-dur, № 4 e-moll; op. 15 № 3 E-dur, op. 17 № 4 b-moll (автографы. — ГПБ, ф. 700, on. 1, ед. хр. 4, 5, 6, 8).

8 декабря. В зале Кредитного общества состоялся концерт скрипача Н. К- Авьерино, в котором принял участие С, исполнив­ший прелюдии E-dur и cis-moll, экспромт в форме мазурки, пре­людию b-moll, этюд dis-moll и на бис — ноктюрн для левой руки (объявл. — Рус. ведомости, 1895, 2 дек., № 333).

10 декабря. Опубликована рец. на концерт 8 дек. С. «сыграл целый ряд мелких своих вещиц, по форме миниатюрных, но цен­ных, как красивая музыка, чуждая придуманности и оригиналь­ничанья, исполненная тонкого вкуса, легкого и разнообразного тематического изображения, выдающегося гармонического инте­реса» (К [р у г л и к] о в С. Н. Концерт г. Авьерино. — Новости дня, 1895, 10 дек., № 4492).

13 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «Со дня на день жду Игумнова, который не является. <...> Верно, мне самому придет­ся играть <...> Я выеду в Петербург в воскресенье [17 декабря] на одном поезде с Василием Ильичом» (Письма, с. 126).

15 декабря. В «Русских ведомостях» напечатана рец. на кон­церт 8 дек. (Рус. ведомости, 1895, 15 дек., № 346).

До 17 декабря. С. сочинил прелюдии ор. 11 № 7 A-dur, № 13 Ges-dur, № 15 Des-dur, № 16 b-moll, № 20 c-moll, № 21 B-dur; op. 13 M> 2 a-moll, № 5 D-dur, № 6 h-moll; op. 15 № 1 A-dur, № 2 fis-moll; op. 16 № 5 Fis-dur; op. 17 № 6 B-dur (автографы. — ГПБ, ф. 700, on. 1, ед. хр. 4—8).

17 декабря. Отъезд С. в Петербург (Письма, с. 126).

Петербург. До 20 декабря. «Я должен пробыть еще несколько дней в Петербурге, так как 20-го декабря мы [с М. П. Беляевым], вероятно, выезжаем в Париж» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма,

с. 127).

Около 20 декабря. Отъезд С. вместе с М. П. Беляевым в загра­ничную концертную поездку (Письма, с. 127). Перед отъездом С. отправил Н. В. Секериной прощальное поздравительное письмо с пожеланием «всего, что только может послужить Вашему счастью и благополучию» — вероятно, последнее в их переписке (там же).

Б. м. Б. д. С. сочинял «готическую» сонату gis-moll. «Скрябин играл тогда эту сонату Э. К. Розенову почти в готовом виде <...> Розенов говорит, что это было превосходное сочинение» (Энгель, с. 40).



Летопись жизни и творчества


1896


 


1896

Париж. 31 декабря/12 января. Объявлено о предстоящем кон­церте С. 15 янв. 1896 г. (Le guide musical, № 2, p. 29).

3/15 января. Сольный концерт С. в зале Эрара. Программа: I отд. — два экспромта ор. 10 fis-moll и A-dur, ноктюрн f-moll, два экспромта в форме мазурки ор. 7 Fis-dur и gis-moll., Al­legro de concert op. 18 b-moll. II отд. — двенадцать прелюдий — op. 11 E-dur, cis-moll, H-dur, h-moll, A-dur, fis-moll, Ges-dur, es-moll, b-moll, op. 16 Fis-dur, op. 13 e-moll, op. 17 f-moll; этюды op. 8 fis-moll, As-dur, H-dur, dis-moll. Ill отд. — три мазурки ор. 3, Presto из 2-й сонаты (ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 540).

Брюссель. 6/18 января. Сольный концерт С. в зале Эрара на улице Латераль. Повторение программы парижского концерта 15 янв. (объявл. — Le guide musical, № 2, p. 33).

Берлин.13/25 января. Сольный концерт С. Повторение про­граммы концерта 3/15 янв. (программа.— ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 543; сообщение о концерте. — Рус. ведомости, 1896, 17 янв., № 17).

13/25 января. Опубликована рец. на концерт С, состоявшийся 3/15 янв. (Le monde illustre, 1896, 25 Janvier, — ГМС, инв. № 1570).

1-я половина января. М. П. Беляев сопровождал С. в начале гастрольной поездки, «не покидая даже на эстраде. Огромная, тя­желая фигура Беляева рядом с небольшой стройной фигурой Скря­бина, по рассказам лиц, помнящих эти концерты, производила впечатление громоздкого футляра рядом с вынутым из него инст­рументом» (Энгель, с. 37).

«К этому времени относится уже другое серьезное увлечение Скрябина. В Париже он познакомился с некоей М. К. Ф., жившей там у своих родных. Это была блестящая по внешности, очень интересная и образованная девушка (русская). Она сделалась не­вестой Скрябина, но вскоре они разошлись...» (Энгель, с. 40).

Середина января. М. П. Беляев возвратился в Россию (ком-мент. А. В. Кашперова. — Письма, с. 121).

Гаага. Между 13/25 января и 22 января/3 февраля. С. пишет М. П. Беляеву: «Я играл в Гааге в артистическом кружке на му­зыкальном утре, причем успех (конечно, у немногочисленной пуб­лики) был необыкновенно большой» (Письма, с. 128).

Амстердам. Между 13/25 января и 22 января/3 февраля. «Мое пребывание в Амстердаме было мне очень полезно только в музы­кальном отношении и очень вредно для кармана <...> Меня про­сто замучили своими любезностями: сегодня в театр, завтра — в концерт — просто беда! Зато теперь совершенно один и могу со­средоточиться и заняться серьезно» (п. С. к М. П. Беляеву. — Пись­ма, с. 128).

С. пишет М. П. Беляеву о своей знакомой (М. К. Ф.): «В Ам­стердаме [ее] не оказалось: вернулась в Дюссельдорф <•••> На-


писать тому лицу прямо немыслимо, ибо перехватывают и чита­ют» (там же, с. 130).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: