Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 5 глава




Б. м. Январь. С. сочинил прелюдию ор. 11 № 5 D-dur (авто­граф. — ГПБ, ф. 700, ор. 1, ед. хр. 4).

Париж. 14/26 января. Из рец па концерт 3/15 янв.: «Артист, совсем молодой человек, нас поразил и как виртуоз и как ком­позитор. В течение часа он очаровывал аудиторию, исполняя це­лую серию пьес — очень трудных, очень изысканных, элегантной и сжатой формы и гармонически совершенных. <...> Он может счи­таться одним из лучших фортепианных композиторов нынешней русской школы...» (L'echo musical, 1896, 26 Janvier.—-Письма, с. 129).

«Мы встретились с исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и фило­софом; он — весь порыв и священное пламя...» (La Hbre critique, 1896, 26 Janvier.— Письма, с. 129).

Из рецензии на концерт в Брюсселе 6/18 января: С. «в те­чение двух часов держал слушавшую его избранную публику.под очарованием строгой, отчетливой, нервной и богатой краска­ми игры <...> Г. Скрябин является музыкантом тонкой души, на­магниченной соприкосновением с Шопеном и Шуманом...» Испол­ненные им произведения — это в большинстве своем «странички из альбома» в рапсодийном стиле, тонко гармонизованные изящ­ные импровизации, свидетельствующие о вкусе и чувствах. <...> Г. Скрябин имел очень большой успех» (L'art moderne, 1896, 26 Janvier. — Письма, с. 129).

Кельн. Конец января — начало февраля. С. приехал в Кельн и ■остановился в Hotel Ernst Bes. F. A. Kracht (п. С. к М. П. Беляе­ву.— Письма, с. 128).

До 5/17 февраля. С. сообщает М. П. Беляеву, что уже три дня работает «не вставая» и «прелюдии очень продвинулись» (Пись­ма, с. 130).

Париж. Около 24 января/5 февраля. С. приехал в Париж и ос­тановился на Елисейских полях, rue Chateaubriand, 18, в Pension Devies. H. Blanchonnet (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 131).

После 24 января/5 февраля. С. пишет М. П. Беляеву: «Бывал я в концертах в зале Эрара и теперь убедился, что мой успех [3/15 января] был действительно необычайный. <...> Познако­мился с Ламуре, у которого Левин играл концерт Рубин [штейна] и, между прочим, мои три этюда очень хорошо. Из Голландии по­дучил письмо от одного пьяниста, который просит устроить его играть мои сочинения в Вашем концерте» (Письма, с. 131).

17/29 февраля. В Петербурге К- Н. Игумнов исполнил во II РСК, состоявшемся в зале Дворянского собрания, этюды ор. 8 E-dur и dis-moll С. (Программы русских симфонических концер­тов и квартетных вечеров за 15 лет (1885—1900). Спб., 1900, с. 31).

До 25 февраля/8 марта. С. пишет М. П. Беляеву о своей заня-



Летопись жизни и творчества


1896


 


тости: «В продолжение целой недели я не имел буквально ни од­ной свободной минутки... По утрам ко мне приходили разные лица или я должен был отдавать сам визиты; удовольствия, конечно, в этом мало, но что же делать. По вечерам я также не сидел до­ма. <...> Несмотря на это очень много занимался и через 2 дня! надеюсь кончить' прелюдии. Делал я это по ночам, по возвраще­нии от знакомых. 16 [-го] я играю в Париже в концерте, кроме то­го, меня просят дать еще собственный <...> Откровенно говоря, я бы хотел месяц-другой совершенно отдохнуть, ибо чувствую се­бя немного утомленным» (Письма, с. 131 —132).

25 февраля/8 марта. С. сообщает М. П. Беляеву о завершении прелюдий, в которых «остается только... кое-что поправить. <...> Прелюдий пока будет всего 48, причем 3 в Fis и 3 в E-dur, а в F-dur и c-moll по одной» (Письма, с. 132—133).

Февраль. В Париже С. сочинены прелюдии ор. 17 № 1 d-moll и № 3 Des-dur (автографы. — ГПБ, ф. 700, оп. 1, ед. хр. 6).

4/16 марта. В концерте, организованном Обществом любителей хорового пения «Евтерпа», С. исполнил ноктюрн для левой руки ор. 9 и Allegro appassionato op. 4 (рец. — Le guide musical, 22 mars, № 12, p. 233).

«Концерт 16 марта прошел великолепно, а ноктюрн для левой руки произвел большой эффект» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 141).

11/23 марта. С. пишет М. П. Беляеву: «Вы упрекаете меня в ле­ни теперь, когда я менее чем когда-либо этого достоин. Да я и во­обще в композиции не ленив и делаю все, что могу. <...> Вы увидите несколько прелюдий, сочиненных здесь, в Париже; ими я заменил прелюдии в одноименных тональностях, не удовлетворяв­шие меня (некоторые написаны). Другие мне не удалось заменить, а печатать вещи, которыми я сам не доволен, я не могу... По­тому в этой серии будет 46 прелюдий, расположенных так, что все они могут быть исполнены по две смежных, различных по харак­теру. <...>

Пребывание в Париже действительно во многих отношениях полезно. <...> Я играл во многих парижских салонах и приобрел много, много музыкальных друзей» (Письма, с. 133—134).

11/23 марта. С. сообщает М. П. Беляеву об отправке ему пре­людий и обещает через некоторое время выслать два экспромта и еще две прелюдии. «Вообще же теперь от композиции хочу отдох­нуть. Последнее время я ночей 6 не спал и ослаб ужасно. <...> Жизнь же в Париже мне обходится 360 франков (все), то есть 135—140 рублей. Я, конечно, делаю все возможное, чтобы тратить как можно меньше, но всегда является масса непредвиденных мел­ких расходов» (Письма, с. 135).

17/29 марта. «...8 недостающих прелюдий я надеюсь сочинить в продолжение этого года. (Две уже набросаны, в h-moll и cis-moll...) Весну мне хотелось бы провести в Париже <...> Сегодня


я получил подарок — лиру с часами, очень хорошенькая вещь. Эти от М-те Самариной, у которой я играл несколько раз» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 136).

18/30 марта. С. испытывает материальные затруднения. Он пи­шет М. П. Беляеву: «Как ни неприятно начинать прямо о деньгах, а приходится <...> На дворе жара: я хожу в шубе и, должно быть, возбуждаю смех, уже не говоря о том, что я уже лежал в по­стели в лихорадке благодаря тому, что однажды вышел совсем без пальто. <...> Верите ли — ни гроша! Хотя бы Вы немного вы­слали, дорогой Митрофан Петрович <...> Если и больше вышле­те, ведь не прокучу же я в самом деле. Как я боюсь очутиться в унизительном положении» (Письма, с. 137—138).

25 марта/6 апреля. «Impromtus отошлю завтра же... у меня не хватило для отправления их нескольких франков <...> Вчера ездил за город на пароходе; был чудный день» (п. С. к М. П. Бе­ляеву.— Письма, с. 139).

С. описывает особенности своего творческого процесса: «Если у меня сочинение совершенно выяснилось, то я не могу остановить­ся, пока не допишу его до конца, если же есть какие-либо сомне­ния, то я не могу писать далее сочиненное, так как все последую­щее зависит от предыдущего. Конечно, насиловать себя можно, но это дурно. Я написал всю gis-тоП'ную сонату, и теперь мне нуж­но всю ее опять переписывать. <...>

Относительно прелюдий скажу, что мое желание, конечно, что­бы они были как можно скорее напечатаны. Я бы предложил <...> не печатать их полным сборником, а по 8, например <...> Каждая прелюдия — маленькое сочинение, которое может сущест­вовать самостоятельно <...> Я устал сочинять <...> мне нужно^ месяц-другой совсем не сочинять...» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 139—140).

31 марта/12 апреля. С. «пригласили участвовать еще в концер­тах на будущей неделе <...> Вчера ездил в Сен-Клу; какое вели­колепие; день был дивный...» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма,. с. 141 — 142).

20 апреля/2 мая. С. сообщает М. П. Беляеву о хлопотах по уст­ройству сольного концерта и просит его издать отдельными вы­пусками прелюдии: Fis-dur (op. 16), b-moll (op. 11 и ор. 17), es-moll (op. .11 и op. 16), A-dur (op. 11 и ор. 15), D-dur (op. И) и d-moll (op. 11). «...Я их много-много играл в Париже и на них постоянные требования. Они разойдутся в большом количестве, ибо имеют весьма большой успех <...> Меня приглашают в Лон­дон и гарантируют 2 концерта <...> Я спешу... к Боду, где меня: ждут.

<...> Мое пребывание здесь мне очень-очень полезно. И я сде­лал большие успехи как пьянист, ибо занимаюсь регулярно 11/2 ча­са в день» (Письма, с. 143—144).

До 22 апреля/4 мая. «Получил письмо из Лондона с извинени-


Летопись жизни и творчества


1896


 


ем о том, что концерты в этом сезоне состояться не могут, так как зал занят все время. Получил еще письмо от отца, в котором он приглашает меня повидаться с ним в Риме, куда он с женой приедет на 10 дней 13-го нашего мая <...> Намереваюсь двинуть­ся в Рим после 8—20-го <...> А какой красавец Париж стал — узнать нельзя <...> Почти каждый день отправляюсь за город, знаю все окрестности» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 144).

23 апреля/5 мая. Состоялся второй сольный концерт С. в Па­риже в зале Эрара. Программа: I отд. Прелюдия cis-moll; экс­промт A-dur, 2-я соната gis-moll. II отд. Прелюдии cis-moll, gis-moll, Des-dur, f-moll, D-dur, A-dur, Fis-dur; мазурка b-moll; прелю­дия E-dur; мазурка cis-moll; прелюдия e-moll; мазурка E-dur. Ill отд. Ноктюрн A-dur; этюды iis-moll, b-moll; Allegro appassiona­to es-moll (программа. — ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 542).

После 23 апреля/5 мая. С. сообщает М. П. Беляеву о результа­тах концерта. «Зал полный, а успех такой, что я когда-нибудь же­лал бы иметь подобный и в России. <...> У меня остается от кон­церта чистых 260 франков, ну разве плохо?

Сегодня получил еще письмо от Даниэля Мейера из Лондона, который гарантирует мне все расходы по концерту <...> Это фир­ма известная» (Письма, с. 145).

Рим. 2-я половина мая. С. приехал в Рим для свидания с от­цом и братьями; остановился в Hotel du Capitole на Place Venise, 15 (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 146).

23 мая/4 июня. «Я здесь очень много гуляю, смотрю редкости, иногда прихожу в восторг, иногда же меня посещают чувства ино­го порядка. В общем, очень доволен своей поездкой <...> Здесь •я пробуду до получения от Вас денег <...> Я понемногу работаю <...> Обещаю Вам, дорогой Митрофан Петрович, держать кор­ректуру с полным вниманием. Могу поручиться даже, что ошибок не будет и обозначений будет довольно, только согласитесь начать их [прелюдии] печатать. Сегодня вечером мой отец уезжает, и я остаюсь один, что меня немножко пугает» (п. С. к М. П. Беляе­ву.— Письма, с. 146—147).

31 мая/12 июня. С. написал Allegro для оркестра и занимается его инструментовкой. «Сонату хотя и кончил, но совершенно ей неудовлетворен, несмотря на 7 переделок» (п. С. к М. П. Беляе­ву.— Письма, с. 147).

Париж. Середина июня. С. вернулся в Париж и поселился на rue Vaneau, Pension de Famille (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 148).

8/20 июня. «...Мне хочется проехать на море (Дьепп), чтобы наконец отдохнуть <...> Симфоническое allegro я еще не высы­лаю Вам, так как остается много нерешенных вопросов, да и по­марок много, а мне хочется, чтобы было все хорошо написано, а потому придется все еще раз переписать» (п. С. к М. П. Беляе­ву.— Письма, с. 148).


12/24 июня. С. уверяет М. П. Беляева: «Что касается до бюл жета, то <...> делаю все возможное, чтобы тратить меньше <...> Если я и рассчитываю на Вашу любезность, то потому, что пока работаю и имею впереди, чем покрыть свой долг» (Письма,. с. 149—150).

19 июня/1 июля. Н. А. Скрябин написал благодарственное пись­
мо В. И. Сафонову за те «сердечные симпатии», которыми он ода­
рил его сына и способствовал его успеху в Париже (ГЦММК,
ф. 1, ед. хр. 64).

20 июня/2 июля. С. намерен снова переработать 2-ю сонату и
симфоническое Allegro. «Allegro меня не удовлетворяет; оно напи­
сано, как и соната, но оба сочинения подвергнутся большой пере­
делке. Симфоническое allegro я почти доинструментовал. Вообще'
за все примусь осенью, а уж этот месяц постараюсь отдохнуть и
провести спокойно, так как ослаб ужасно, иногда трудно бывает
ходить» (п. С. к М. П. Беляеву.-—Письма, с. 151).

Весна —лето. В Париже С. сочинил прелюдии ор. 11 № 8 fis— moll и 22 g-moll, op. 15 № 4 E-dur, op. 17 № 2 Es-dur (автогра­фы. — ГПБ, ф. 700, op. 1, ед. хр. 4, 6, 8).

Дьепп. Между 27 июня/9 июля и 2/14 июля. С. приехал в Дьепп и остановился в Hotel du Rhin et de Newhaven sur la Plage Diepp (Письма, с. 153).

2/14 июля. «Я пребываю все в Дьеппе; в море купаться не ре­шился еще, так как температура воды все время низкая; очень соскучился и хочу побывать поскорее у Вас в Петербурге» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 153).

Петербург. 16 сентября. С. остановился в Петербурге у М. П. Беляева.

Москва. До 28 сентября. С. возвратился в Москву и был про­писан в доме Соболева по Мещанской ул., д. 68.

Октябрьсередина ноября. С. намеревался выехать за грани­цу для встречи с неизвестной, о здоровье которой он беспокоится и от которой он ждет разрешения выехать. Только к середине но­ября он сообщает М. П. Беляеву, что поездка не состоится (Пись­ма, с. 153—158).

Осень. С. «часто стал бывать у профессора Шлецера, где со­биралось довольно большое общество, и играл там. У Шлецера жила его ученица В. И. Исакович.

Ида Юльевна, сестра Шлецера, довольно часто приходила к нам и всегда очень приглашала нас к себе. Любя Сашу и Веру Ивановну, она задалась мыслью устроить их брак. <...> Саша сказал мне, что Вера Ивановна ему очень нравится и что он, на­верно, будет с ней счастлив» (Скрябина Л. А., с. 22).

До 15 октября. С. начал работать над концертом для форте­пиано с оркестром (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 155).

От 12 октября до середины ноября. С. держал корректуры пре-



Летопись жизни и творчества


1896—1897


 


людпп ор. 11, 13, 15, 16, 17, экспромтов ар. 12 и 14 (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 157).

Между 15 октября и 12 ноября. С. принес свой фортепианный концерт С. И. Танееву на просмотр. «...Это были только две пер­вые части, финал еще не был написан. Скрябин сам играл форте­пианную партию Танееву <...> Танеев со свойственным ему серь­езным и деловитым видом указал Скрябину погрешности чисто технического свойства в изложении, в деталях, не касаясь сущест­ва <...> „Он очень, очень талантлив", — сказал мне Танеев по­сле его ухода...» (Сабанеев, с. 14—15).

12 ноября. «Концерт кончил; инструментую. Мы уже исполня­ли его весь на 2-х фортепиано у Василия Ильича» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 157).

14 ноября. «...Я корректуру [прелюдий] продержал тщатель­но, сделал все необходимые обозначения (лиги, темпы, паузы, знаки), так что 2-й корректуры и не нужно, если все будет вы­полнено. <...> Сейчас запечатываю корректуры» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 158).

Осень. Состоялась помолвка С. и В. И. Исакович (Энгель, с. 41).

«...Как-то вечером приехал к нам Шлецер и привез уже В. И. [Исакович] как невесту А. Н. <...> Начались ежедневные визи­ты Саши к Шлецерам. Он так боялся обидеть В. И., что иногда, с большим трудом отрываясь от своей работы, все же ехал к ней» (Скрябина Л. А., с. 22).

Петербург, 2-я половина ноября. С. присутствовал на именинах М. П. Беляева (23 ноября) и знакомил его с фортепианным кон­цертом (п. В. И. Исакович к С. от 22 и 23 нояб. — ГМС, инв. № 1401 и 1270).

25 ноября. В. И. Сафонов предложил включить концерт для 'фортепиано с оркестром в исполнении С. в программу своего вы­ступления в Праге в марте следующего года (п. Сафонова к Ш. Л амуре. — ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 76—77).

Москва. 1 декабря. С. вернулся в Москву из Петербурга «в пре­восходном настроении» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 159).

7 декабря. «Я, как и всегда, спешу, иногда беспокоюсь, иног­да бываю на верху блаженства, минутами впадаю в уныние, но, ■слава богу, ненадолго» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 159).

12 декабря. С. обращается к М. П. Беляеву с просьбой о при­
сылке денег. «Мне нужно к празднику подновить свое платье
<...> Если тебя не стеснит, будь так добр выслать мне на этот
экстренный расход кроме обычных 150 рублей» (Письма, с. 160).

13 декабря. С. извещает М. П. Беляева о получении 2-й кор­
ректуры прелюдий ор. 11, 13, 15, 16, 17 (Письма, с. 160).

17 декабря. «Вчера -сделал все корректуры. Ко мне заезжал Василий Ильич [Сафонов], и я его просил просмотреть наиболее ■сомнительные <...> О Концерте я еще не могу ничего сказать.—


Скептицизм мой уменьшается, настроение великолепное, и, если бы не маленькое нытье в руках, все было бы как нельзя лучше» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 161).

26 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «...Не откажи исполнить мою просьбу и побрани меня: я опять иногда бываю в очень дур­ном настроении,.и причин, собственно говоря, нет значительных...» (Письма, с. 162).

Л. А. Скрябина в ответ на письмо М. П. Беляева делится с ним своими тревогами. «Я даже не знаю, желать ли, чтобы он же­нился, или нет. Невеста его — девушка очень хорошая, симпатич­ная, очень любит его, а про него уж и говорить нечего (не знаю только, надолго ли). Кажется, при всем этом остается только жить спокойно и наслаждаться счастьем. И что же?...Он каждый день от нее возвращается в ужасном настроении <...> Иногда мне удается убедить его в неосновательности его тревог и вол­нений и он успокаивается <...> Но на другой же день проделы­вает все то же самое. Я с ужасом прихожу к такому заключению, что нигде и ни при каких условиях счастлив и спокоен он не бу­дет. <...> Он очень похудел, иногда у него такое страдание на лице, что я просто равнодушно не могу его видеть» (Переписка, с. 68).

Б. д. В. И. Сафонов сочинил акростих «Скрябин» (опубл.: Сабанеев, с. 18):

Силой творческого духа ' К небесам вздымая всех Радость взора, сладость уха Я для всех фонтан утех 5урной жизни треволненья Яспытав как человек Яапоследок без сомненья Ъ — омонахом кончу век.

Москва. 6 января. С. сообщает М. П. Беляеву: «...Было несколь­ко событий, мешавших мне быть вполне нормальным человеком: во-первых, болезнь Веры Ивановны, ео-вторых... во-вторых, не знаю, то есть боюсь сказать. Эти несколько дней мое небо без­облачно, и это, кажется, в первый раз. Настроение прекрасное, и я весь отдался ему <...> Я окончил вариации Концерта, может быть, скоро окончу и весь» (Письма, с. 162—163).

22 января. С. интенсивно работает над фортепианным концер­том. «...Концерт совсем окончен; остается лишь инструментовка. Другие же мои дела — по-прежнему хорошо. Не думай, пожалуй­ста, что они нарушают ход моих занятий — напротив. Вера Ива­новна сделала под моим руководством переложение Концерта для 2-х фортепиано в 4 руки (а не в 6, как у меня было), и мы уже

3 Зак. 1508



Летопись жизни и творчества


1897


 


пробовали его исполнять» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 163).

24 января. «Скрябин еще не кончил инструментовать свой за­
мечательный фортепианный концерт» (п. В. И. Сафонова к
•Ш. Л амуре.— ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 161).

25 января. Л. А. Скрябина пишет М. П. Беляеву: «...Очень до­
садно на Сашу, что он не хочет бывать в обществе. <...> Бы­
вает только там, куда он может ехать с Верой Ивановной. Так
все время у него и шло довольно регулярно, ложился во втором
часу, вставал в 11 и занимался вплоть до 6-ти, остальное время до
1-су ночи проводил у Шлецер. Но дней шесть тому назад, ночью,
с оним сделался нервный припадок. Это, я заметила, всегда у него
бывает перед появлением на свет новых музыкальных мыслей
<...> Сначала он совсем похолодел, <...> потом у него что-то
делалось с сердцем, а главное, с головой... говорит, что боли нет
никакой, а между тем только и успокаивался, когда я ему держала
голову крепко руками. Все это кончилось к утру горькими слеза­
ми... после чего он утих, но не заснул ни на одну секунду. И так
он пролежал до 4-х часов вечера в полном изнеможении <...>
Отправился к Шлецер. Там был Гофман. <...> Он [С] играл
весь вечер и, как говорят, давно так хорошо не играл, как в этот
раз <...> Гофман... на другой же день начал учить его две ма­
зурки и два этюда, чтобы сыграть их в Петербурге в концерте
<...> Только вернулся он в тот вечер от Шлецер, сейчас же усел­
ся за рояль <...> Я и сама заснула часа в 4-ре, а он все еще иг­
рал, и вот с тех пор пошло, сидит опять все ночи. Да и днем пере­
стал учить свой концерт, и все что-то играет с такою сияющею и
блаженною физиономиею, что я сегодня уже его спросила, не на­
родилось ли у него что-нибудь новенькое, он мне ответил утвер­
дительно <...> Концерт свой писать он совсем кончил, испра­
вил все, что хотел, но инструментовать, кажется, еще не кон­
чил и, как видно, тяжело ему за это приняться» (Переписка,
с. 74—76).

13/25 февраля. Вышли из печати в издательстве М. П. Беля­ева 24 прелюдии С. ор. 11 (коммент. В. М. Беляева. — Переписка. с. 26).

13 февраля. С. пишет М. П. Беляеву о своем образе жизни: «По-
утрам занимаюсь не всегда одинаково много, по вечерам иду обык­
новенно к невесте, иногда же в концерт. Немного утомился и
чувствую, что скоро нужен будет настоящий отдых» (Письма,
с. 164).

14 февраля. Из письма Л. А. Скрябиной М. П. Беляеву: «...Са­
ша сознает вполне, что губит себя своею безалаберною жизнью
<...> Несмотря на любовь к невесте, на ее просьбы вести более1
регулярную жизнь, у него хватает на это благоразумия только на
неделю или, самое большее, на две. Все это время опять не спит
совсем ночи, похудел, ослабел, сегодня прямо через силу отпра-


вился к Шлецер. <...> Никогда он не бывает спокоен и счастлив <...> Все душа его ищет чего-то неведомого и ни в чем не на ходит успокоения. <...> Я положительно поражаюсь, насколько он еще ребенок в жизни. <...> Теперь скажу несколько слов об семейной обстановке Веры Иванов [ны]. Матери она лишилась еще в детстве, отец ее присяжный поверенный в Нижнем Новго­роде. Говорят, имеет средства, но... скуп и деспотичен <...> Вера Иван [овна] не избалована ни ласкою родительскою, ни жизнью, и даже, чтобы прилично быть одетой, она сама зарабатывает на это, давая уроки музыки. <...> Саше тяжело будет жить с семь­ей на свой заработок <...> Может быть, женитьба даст ему ду­шевный мир, благодаря чему и здоровье его поправится, да еще с такою энергичною помощницею, как Вера Ивановна, и работа его пойдет быстрее» (Переписка, с. 77—78).

24 февраля. С. пишет М. П. Беляеву: «Прими мою благодар­
ность за прелюдии и письмо, которое (так же, как и деньги)
я получил вчера вечером <...> Ничего положительного еще не
могу сказать тебе о дне окончания Концерта» (Письма, с. 164—
165).

25 февраля. В. И. Исакович посылает С. записку с пригла­
шением: «...Привези инструментовку [концерт для фортепиано]
и позаймешься у нас, а мы посидим с тобой...» (ГМС, инв.
№ 1274).

3 марта. «Занимаюсь я каждый день понемногу. Вечера про­вожу с невестой. Как и всегда, накопилось несколько сочинений, которые в порядок приводить сейчас не могу, так как чувствую сильное утомление. До лета думаю окончить Концерт и Allegro [de concert] b-moll. Летом же хочется отдохнуть. <...> Только что принесли присланный тобою том [прелюдий ор. 11]. <...> Целую тебя крепко и благодарю без конца» (п. С. к М. П. Беляе­ву.— Письма, с. 165—166).

8 марта. Л. А. Скрябина просит М. П. Беляева вызвать С. к
себе в Петербург «хоть на недельку. Ведь я вижу, что ему необ­
ходимо освежиться, а главное, переменить обстановку и людей.
Это каждодневное хождение к Шлецер ему, видно, прямо бывает
невыносимо, а не пойти хоть один день не может, боится обидеть
Веру Ивановну <...> Каждый день занимается своим концер­
том, дня два тому назад кончил инструментовать 1-ю часть и те­
перь начал третью. <...> Я боюсь, что он только увлечен Верой
Ивановной <...> Если бы Вы побеседовали с Сашей, то живо ра­
зобрали бы в нем это чувство» (Переписка, с. 80—81).

9 марта. С. интересуется предстоящей премьерой 1-й симфонии
С. В. Рахманинова (15 марта) и просит М. П. Беляева написать,
какое впечатление она произведет. «Вчера был у Сергея Иванови­
ча [Танеева], который едет на днях в Петербург и, значит, услы­
шит ее» (Письма, с. 166).

18 марта. В Петербурге в концерте камерной музыки РМО

3*



Летопись жизни и творчества


/597


 


Ф. М. Блуменфельд исполнил прелюдии С. es-moll и D-dur (От­чет СпбО РМО за 1896/97 г., с. 154).

21 марта. В Киеве И. Гофман исполнил в своем концерте два этюда С. (РМГ, № 6/7, стб. 856).

26 марта. С. собирается приехать к М. П. Беляеву в Петер­бург. «Сделаю все возможное, чтобы быть к именинам Марии Андреевны [Беляевой]... Везу концерт, который совсем готов» (Письма, с. 167).

29 марта. С. и А. Б. Гольденвейзер играли у С. И. Танеева Концерт С. «Концерт очень хорош. Жаль только, что я аккомпа­нировал и потому мало слушал, а больше следил за тем, чтобы не наврать» (Гольденвейзер А. Б. Дневники. — В кн.: А. Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969, с. 161).

Петербург. 2 — 9 апреля. С. находился в гостях у М. П. Бе­ляева, знакомил его с фортепианным концертом (коммент. А. В. Кашперова.Письма, с. 168).

2 апреля. В. И. Исакович пишет С. (из Москвы), что ее отец на вопрос И. Ю. Шлецер о свадьбе отвечал: «Я сам знаю, когда об этом надо будет думать» (ГМС, инв. № 1275).

Москва. 10 апреля. С. намерен отправить партитуру концер­та М. П. Беляеву: «завтра будет готова 1-я часть» (Письма, с 168).

12 апреля. М. П. Беляев торопит С. с окончанием концерта; он договорился с Н. А. Римским-Корсаковым, что тот просмот­рит его оркестровку. «Насчет концерта скажу тебе, что жду его не только 1-ю, но вслед за нею и остальные части... во-1-х, на праздниках Н. А. [Римскому-Корсакову] удобнее им заняться, а во-2-х, надо иметь время... для переписки голосов, высылки их тебе и переписки в Москве струнных дубликатов. А все это должно быть кончено ранее 20-го мая, чтобы была хоть какая-либр воз­можность для Вас. Ил. [Сафонова] попробовать с учениками до распущения их на каникулы <...> Allegro de concert отправил на следующий же день в Лейпциг» (Переписка, с. 85).

15 апреля. С. вместе с К. Н. Игумновым и М. Н. Клементовой-Муромцевой принял участие в домашнем концерте у Л. Н. Тол­стого (Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. в 90-та т., т. 53. М., 1953, с. 402).

Середина апреля. Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов (в Петербурге) просматривали I часть партитуры фортепианного кон­церта. С. Римский-Корсаков, раздраженный небрежностью записи текста, пишет Лядову на оторванном титульном листе партитуры: «Милый Анатолий, просмотрите эту пакость; я просмотрел. Я ни­чего не понимаю, и вообще это свыше моих сил. <...> Пусть лучше автор издаст этот концерт в 2 фортепиано, а потом кто-нибудь ему наоркеструет <...> Скрябину я написал» (Римский-Корсаков, VI, с. 20).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: