Динамические социально-психологические явления в среде осужденных




Социально-психологические явления – это явления, которые возникают в результате взаимодействия, отражают в различных формах действительность, выражают отношение к ней, побуждают к действию, регулируют поведение и т.д.

Существуют различные способы психологического влияния группы на осужденного: психическое заражение, внушение, подражание, конформизм, состязательность (соперничество).

Психическое заражение носит стихийный характер и объясняется восприимчивостью индивидов к определенным эмоциональным состояниям других индивидов и особенно групп. Его эффект зависит от силы эмоционального воздействия на личность извне, степени непосредственного контакта между общающимися людьми, величины аудитории и психического состояния воздействующего лица или группы.

Яркими примерами механизма заражения при взаимодействии людей могут служить спортивный азарт болельщиков на стадионе, религиозный экстаз. Его нередко используют лидеры преступных групп при организации групповых неповиновений, массовых беспорядков, массового разжигания ненависти у осужденных к активу, положительно настроенным осужденным, администрации. Знание механизма психического заражения поможет сотрудникам вызвать энтузиазм при решении различных задач, усилить групповую и коллективную сплоченность.

Внушение существенно отличается от психического заражения:

– заражение – это сопереживание общего психического состояния осужденных, а внушение – это одностороннее заражение;

– психическое заражение носит стихийный характер тонизации психического состояния группы или массы осужденных, а внушение – сознательное, активное воздействие внушающего на конкретного осужденного или группу осужденных;

– психическое заражение носит неперсонифицированный характер, то есть не рассчитано на конкретную личность, а внушение – всегда персонифицированное воздействие;

– психическое заражение имеет невербальный характер, а внушение – вербальный (речевой). Внушение представляет собой фактор групповой жизни осужденных в местах лишения свободы и проявляется во всех сферах взаимоотношений. Оно применяется для активизации различных видов жизнедеятельности бригады, отряда (труд, учеба) как фактор групповой психотерапии. Однако нередко внушение используют и уголовные «авторитеты» с целью подчинения осужденных своему влиянию [9].

Подражание может выступать в форме сознательного или слепого копирования образца поведения, принятого в тюремном сообществе. В то же время его нельзя рассматривать как самодовлеющий фактор. Такие способы воздействия на личность, как подражание и психическое заражение, сами по себе нейтральны. Все зависит от образцов для подражания, формируемых сообществом, определенными группами в соответствии со своими нравственными, экономическими и социальными потребностями, а также от морально-психологической атмосферы в общности.

В условиях исправительного учреждения активность осужденных может иметь как положительную, так и отрицательную направленность (азартные игры, групповые неповиновения, массовые беспорядки, захваты заложников). Повышенная эмоциональная возбудимость осужденных, обусловленная лишением свободы, ограничением внешних контактов и возрастанием роли внутри колонийских связей в местах лишения свободы, приводит к тому, что здесь быстрее, чем где бы то ни было, настроение одного человека передается другим.

Именно поэтому в среде осужденных остро стоит проблема психологической защищенности личности. Психологическая надломленность осужденных, с одной стороны, и повышенная нервозность как результат незащищенности вплоть до потери самообладания – с другой, непосредственно влияют на возможности их ресоциализации.

Формирование организованных общностей осужденных связано с воспитанием ответственности, самостоятельности, что предполагает преодоление «целесообразного» и «подлинного» конформизма.

«Целесообразный» конформизм – это внешнее согласие осужденного с нормами и правилами поведения, вытекающими из тюремного закона, при внутреннем отрицании его требований.

«Подлинный» конформизм – бесконфликтное внешнее и внутреннее согласие с принятыми нормами, правилами, ценностными ориентациями, обычаями и традициями как результат действия механизма психической заразительности и повышенной внушаемости[10].

В связи с этим в местах лишения свободы общение порой принимает самые дикие и уродливые формы, характерные для тюремного сообщества. Наиболее действенными стимуляторами активности личности являются состязательность и соперничество. Однако в среде осужденных они нередко возникают на нездоровой основе, имеют асоциальную направленность и протекают в нравственно неприемлемых формах

Отметим, что существенное влияние на установление и поддержание взаимоотношений в общностях осужденных оказывает групповая совместимость, под которой понимается оптимальное сочетание индивидуально-личностных качеств членов группы, обеспечивающее их бесконфликтное общение. В отличие от нее групповая несовместимость может быть одной из причин конфликтов, драк. Несовместимость бывает физиологической (различие физических качеств) и психологической (несходство интересов, увлечений, привычек, черт характера) [3].

 

Таким образом, в условиях исправительного учреждения люди с разными привычками, характерами, увлечениями принудительно помещаются в закрытое сообщество, поэтому создается почва для возникновения взаимного недовольства, неприязни.

Нахождение в пенитенциарном социуме не проходит бесследно для психики человека. Лишение человека культурных и социальных норм приводит к серьезным изменениям в психике. Когнитивные, эмоциональные и коммуникативные свойства психики изменяются и приобретают специфические (зачастую негативные) черты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: