Благословения великого преданного




Когда Шаунака Риши и шестьдесят тысяч потомков династии Бхригу принялись слушать сладостное повествование «Бхагаватам» из уст великого преданного Уграшравы. Они пожелали выразить свою признательность и свое желание слушать еще. Мудрецы благословили его: «Живи вечно». От его рассказов их чувства преданности Кришне возросли настолько, что они пришли к пониманию ничтожности пути ритуальных действий. Риши произнесли:

карманй асминн анашвасе дхума-дхумратманам бхаван

апайайати говинда-пада-падмасавам мадху

«От этого жертвоприношения наши тела почернели от дыма, но мы были не уверены в его благотворности, потому что наши действия грешат несовершенствами. Но сейчас ты пришел сюда и вдохнул в нас жизнь, дав нам испить медовый нектар лотосных Стоп Говинды» («Бхагаватам», 1.18.12).

Чувствуя благодарность, они продолжали:

тулайама лавенапи на сваргам напунар-бхавам

бхагават-санги-сангасйа мартйанам ким уташишах

«Даже самое кратковременное общение со спутниками Господа не сравнится с раем или освобождением. Если это так, тогда как можем мы сравнивать это общение с мучительными благословениями, что обретают люди в результате мирских религиозных ритуальных действий?» («Бхагаватам», 1.18.13; «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.55).

Риши считают, что общение с преданными, соприкоснувшимися с Господом, ценнее и священнее общения с Самим Господом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в результате слушания о Кришне от чистого преданного все желания мирских наслаждений, освобождения или мистического могущества испаряются как туман. Такова слава достояний Кришны. Кришнадас Кавирадж прославляет общение с преданными:

садху санга садху санга сарва шастра кайа

лава-матра садху санге сарва сиддхи хайа

«Все писания вновь и вновь прославляют общение с преданными. Даже мгновение в общении с преданными дарует все совершенство» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.54).

Материалисты жаждут наслаждений для грубых материальных чувств в этой жизни и в следующей. Желая тонких наслаждений, они стремятся к освобождению, совершенствам в йоге и мистическим силам. Преданный, осознавший и испытавший славу преданности, не видит во всем этом ни ценности, ни пользы. Единственное, что имеет для него истинный смысл, — это глубокая и сильная любовь к Кришне. Такого человека по праву награждают титулом «махат ». Тот, кто не обрел прибежища у лотосных стоп такого преданного, не может даже освободиться от своей обусловленности, не говоря уже о том, чтобы достичь любви к Кришне.

махат-крипа вина коно карме бхакти найа

кришна-бхакти дуре раху, самсара нахе кшайа

«Без расположения великого преданного никакая деятельность не считается преданностью. Без этого невозможно не только обрести чистую преданность Кришне, но даже освободиться от оков материального существования» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.51).

Великий преданный Прахлада сказал нечто подобное Хираньякашипу:

наишам матис тавад урукрамангхрим спришатй апартхапагамо йад-артхах

махийасам пада-раджо-бхишекам нишкинчананам на вринита йават

«Сознание материалистичных людей никогда не приведет к стопам Великого Господа. Только привязанность к Его стопам может устранить все нежелательное из наших сердец. Такие люди никогда не смогут достичь такого сознания, если сначала не осыпят свои тела пылью с лотосных стоп вайшнава, всецело свободного от скверны материального бытия» («Бхагаватам», 7.5.32).

Прежде чем вручить царство своим сыновьям и принять уклад отречения, могущественный царь Ришабхадев рассказал им о том, кто такие махат:

махат-севам дварам ахур вимуктес тамо-дварам йошитам санги-сангам

махантас те сама-читтах прашанта виманйавах сухридах садхаво йе

«Говорится, что служение великим душам, махат, — это врата, ведущие к освобождению, тогда как общение с теми, кто слишком привязан к сексу, — это врата во тьму и невежество. Великие души — это святые люди, наделенные такими качествами, как уравновешенность, умиротворенность, отсутствие гордыни и гнева и дружеское расположение ко всем существам» («Бхагаватам», 5.5.2).

Мудрые делятся на два типа: те, кто поклоняются безличному Брахману; и те, кто поклоняются личности Бога. Благодаря служению великим душам, или махат, первые сливаются с Брахманом, а вторые достигают общения с Самим Господом в Его обители. И те, и другие признают, что общение с махат ведет к этим двум видам освобождения. В то же время общество любителей беспорядочных связей порабощает человека, уводя его в ад. Главное качество махат — преданность Верховному Господу; а уравновешенность, свобода от гнева, деятельность на благо всех существ и нежелание искать недостатки ни в ком относятся к второстепенным качествам:

йе ва майише крита-саухридартха джанешу дехамбхара-вартикешу

грихешу джайатмаджа-ратиматсу на прити-йукта йавад-артхаш ча локе

«Те, кто развил ко Мне, Верховному Господу, дружеские чувства, и считает Мою любовь самой важной в своей жизни; кто не видит ничего более важного; у кого нет желания общаться с людьми, которых интересует лишь поддержание собственных тел; кто сам не привязан к дому и жене; кто не стремится приобрести больше необходимого для жизни достойны называться “ махат” » («Бхагаватам», 5.5.3).

Эта бескорыстная любовь к Верховному Господу — единственная отличительная черта махат. Беспримесную преданность Господу можно обрести лишь по милости чистого преданного, наделенного качествами махат. Что представляет собой такая чистая преданность? Шрила Рупа Госвами дает определение чистой преданности в своей «Бхакти-расамрита-синдху»:

анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавритам

анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

«Преданность, или бхакти, высочайшего уровня определяется как культура служения Кришне в форме, наиболее приятной Ему; лишенная всех материальных желаний, таких, как желание недозволенного секса или других безнравственных действий и не разбавленная монистической философией или кармической деятельностью» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

В начале этого стиха приводятся второстепенные качества преданного служения, а именно: избегать всего, что мешает развитию любви к Кришне (например, гьяны и кармы). Гьяна — это приобретение знаний, ведущих к освобождению. К гьяне не относятся старания понять самбандха -, абхидхея - и прайоджана-таттвы. Аналогично к карме, которой следует избегать, относятся ритуалы и другие повседневные или периодические религиозные отправления, предписываемые в «Смрити», но не деятельность в преданном служении, такая, как поклонение Божеству Господа и служение гуру и вайшнавам. Слово «ади » относится к другой духовной деятельности, которая также не помогает в достижении сознания Кришны.

Лучший пример такой культуры — девять форм преданного служения, описанные в «Шримад-Бхагаватам». Такое преданное служение совершается исключительно для удовлетворения Кришны и приводит к божественной любви к Господу. Поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами пишет:

анйа ванчха анйа пуджа чхади джнана карма

анукулйе сарвендрийе кришнанушилана

еи шуддха бхакти иха хаите према хайа

панчаратре бхагавате еи лакшана кайа

«Панчаратра» и «Бхагаватам» описывают чистое преданное служение как занятие всех чувств деятельностью, угодной Кришне и развивающей сознание Кришны. Такая деятельность должна быть свободна от всех остальных желаний и объектов поклонения, от ритуалистических религиозных отправлений или философских рассуждений. Такая чистая преданность приводит к достижению премы » («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.168-169).

В «Шримад-Бхагаватам» содержатся следующие стихи:

салокйа-саршти-самипйа-сарупйаикатвам апй ута

дийаманам на грихнанти вина мат-севанам джанах

са эва бхакти-йогакхйа атйантика удахритах

йенативраджйа три-гунам мад-бхавайопападйате

«Господь может предлагать преданному различные виды освобождения: жизнь на одной планете с Господом; такие же богатства как у Господа; положение приближенного спутника Господа; облик, подобный облику Господа; или монистическое единство, — но чистый преданный никогда не согласится на это, если у него не будет возможности служить Кришне. Я описал высшую ступень, именуемую бхакти-йогой. Освоив эту науку, человек может победить три качества материальной природы и обрести истинные чувства (бхаву) ко Мне» («Бхагаватам», 3.29.12-13).

 

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет, что слово «бхава » (чувство) в данном стихе — это любовь к Кришне. Общение с преданными — источник любви к Кришне. Плохого общения следует избегать любой ценой. «Бхагаватам» призывает — «тато духсангам утсриджйа сатсу саджджета буддхиман » — разумный избегает общества порочных людей и остается в обществе святых. В поддержку этого принципа Рупа Госвами цитирует стих из «Катьяяна-самхиты», а также из «Вишну-рахасьи»:

варам хута-ваха-джвала-панджарантар-вйавастхитих

на шаури-чинта-вимукха-джана-самваса-ваишасам

«Лучше оставаться в клетке, окружённой горящими кострами, чем задыхаться в обществе тех, кому не нравится думать о Кришне» («Хари-бхакти-виласа», 10.295).

Джива Госвами указывает в своем комментарии «Дургама-сангамани», что слово «ваишасам » означает «великая опасность»:

алинганам варам манйе вйала-вйагхра-джалаукасам

на сангах шалйа-йуктанам нана-деваика-севинам

«Я убежден, что лучше обнять питона, тигра или крокодила, чем быть пронзенным дротиком общения с почитателями многочисленных полубогов» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.112, из «Вишну-рахасьи»).

Здесь Джива Госвами комментирует слово «шалья » (дротик или пика), сравнивая его с желанием служить полубогам — «тат-тад-деватантара-сева-васана »). Он сам использует это слово в своей «Гопала-чампу»:

нрипо на хари-севита вйайа-крити на харй-арпаках

кавир на хари-варнаках шрита-гурур на харй-ашритах

гуни на хари-тат-парах сарала-дхир на кришнашрайах

са на враджа-раманугах сва-хриди сапта шалйани ме

«Семь дротиков впиваются в моё сердце и причиняют невыносимую боль: царь, который не служит Кришне; человек, у которого есть деньги, но он ни гроша не дает Кришне; поэт, который не использует свой талант во славу Кришны; ученик, который получил посвящение у духовного учителя, но не нашел прибежища у Кришны; праведник, который не думает о Кришне; человек ясного разума, который не предался Кришне; и, наконец, тот, кто предался Кришне, но не следует по стопам гопи » («Гопала-пурва-чампу», 33.61).

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах

харав абхактасйа куто махад-гуна

мано-ратхенасати дхавато бахих

«Того, у кого есть преданность Верховному Господу, неомраченная желанием личной выгоды, полубоги наделяют всеми своими качествами, ради которых иным приходится исполнять религиозные обязанности, копить знания или отрекаться от мира. Какими же добродетелями обладает лишенный такой преданности человек? Снедаемый бесчисленными желаниями, увлеченный религиозными ритуалами и поиском эмпирических знаний, привязанный к дому и семье, он не имеет чистой преданности Кришне. Находясь на уровне ума, он, будучи вечным, устремляется за преходящим. Разве может такой человек быть поистине добродетельным?» («Бхагаватам», 5.18.12).

В итоге даже тот, кто украшен всеми хорошими качествами, должен со всей искренностью найти прибежище у чистого преданного и целиком посвятить себя служению духовному учителю, Кришне и вайшнавам. В противном случае все его достоинства утрачивают всякую ценность. Поэтому преданный молится:

садху-санге кришна-нама еи матра чаи

самсара джините ара коно васту наи

«Все, чего я хочу, — это петь святое имя в обществе святых вайшнавов. Я не знаю более верного способа пересечь океан материального существования» («Према-виварта», 6.13).

 

Уход Триданди Свами Шримад Бхакти Шаран Шанты Махараджа ки - джай!

……………………………

Компиляция материалов:

Ари Мардан д., Камала д.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: