Методический комментарий




При чтении текста «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Подчеркнем, что это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. Это будет прообразом проектной деятельности.

Е.Л.Шварц.Сказка «Два клена» (3 часа)

Краткая биография Шварца.

Задачи: пьеса выбрана для того, чтобы дать учащимся представление о драме как роде литературы. Понятие о родах литературы очень важно для 5 класса, чтобы дальше это было в порядке вещей. В тексте «Что такое драма» слово «род» вводится. Учитель может в самых общих чертах (на этапе 6-7 классов об этом будет говориться подробнее) дать определение «род литературы» следующим образом: «Это способ, при помощи которого автор…», - и предложить (например, написать на доске) учащимся выбрать из 3 вариантов продолжения: «отражает», «отображает» или «порождает» «действительность». Ответы могут быть разными, наша же цель – привлечь внимание к тому, что «род» и «порождать» - однокоренные слова. Таким образом, мы намекаем, что форма зависит от идеи.

Необходимо обратить внимание учащихся на особенность поэтики Шварца: в своих произведениях автор опирается на героев известных сказок, прежде всего, Г.Х.Андерсона. Например, «Снежная королева», «Голый король».

Образы героев. Черты сказки: волшебные герои, ситуация путешествия и испытания главных героев. Черты реальности: отражение событий недавней войны: муж Василисы погиб в бою со Змеем-Горынычем. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. Рассмотреть подробнее образ Бабы-Яги (ее речевые характеристики), характеристика персонажа.

Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Структура драматургического произведения: разделенность на действия (акты, явления), авторские ремарки, реплики героев. Каждое действие организовано вокруг ключевого эпизода.

«Два клена» – одна из наиболее популярных детских пьес. По возможности отвести детей посмотреть спектакль в театр. Можно сделать постановку.

Методический комментарий

Задание Проверь себя (стр. 62). Уделим особое внимание работе с терминами. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен. Без включения этих понятий в активный словарь школьников невозможно дальнейшее изучение драмы на уроках литературы. Например, можно на уроке предложить ребятам разгадать чайнворд:

1, 7. Большая часть драматического произведения.

2. Речь героя драматического произведения.

3, 5, 6. Более мелкие части драматического произведения.

4. Короткие замечания автора пьесы.

 

      1.            
      ìд            
    êр е п л и ìк а  
      й       а    
      с       р    
      т   ìр   т    
    êя в л е н и е  
      и   м   н    
  êс ц е н а   êа к т
          р        
          к        
          А        
                 

 

      1.            
      ìд            
    êр е п Л и ìк а  
      й       а    
      с       р    
      т   ìр   т    
    êя в л Е н и е  
      и   М   н    
  êс ц е н А   êа к т
          Р        
          К        
          А        

Э.Т.А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» (2 часа)

Краткая биография писателя. Обратить внимание на разностороннюю одаренность Гофмана.

Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Обучение сопоставительному анализу эпизодов: Вставной элемент структуры сказки – «Сказка о твердом орехе». Сравнить со сказкой о Лутонюшке из «Двух кленов»: кто и зачем рассказывает (сюжетная мотивировка), на каком этапе произведения рассказаны, роль сказок в произведениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: