Методический комментарий




Задание перед текстом о лирическом стихотворении. Выполнение такого рода заданий очень важно для коммуникативного развития школьника. Во-первых, у пятиклассников формируется целостное представление о курсе литературы: с окончанием темы, с завершением изучения конкретного произведения работа не прекращается, каждый текст является элемент в коммуникативном пространстве, воссозданном в учебнике, он связан тематически и ассоциативно с другими текстами. Выполняя это задание, школьник учится устанавливать эти связи. Во-вторых, задание мотивирует к самостоятельному поиску информации, отбору главного в ней. В-третьих, формируются рефлексивные умения: оценка возникших трудностей при выполнении задания. Очень важно организовать самостоятельную работу учащихся по выполнению этого задания.

Задание на стр. 36 Представь себе, что ты являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.

Задание 1 на стр. 40 предполагает обучение развернутому аргументированному ответу. Учитель может предложить выполнить это задание более подготовленным учащимся (работа может проводиться парой или группой). Хорошо, если учащиеся письменно подготовятся к ответу (помощь учителя обязательна).

Задания 3 и 4 на стр. 45 формируют важнейшие компетенции учащихся. Задание 3 содержит алгоритм сопоставительного анализа; умение сопоставлять произведение проверяется на экзамене по литературе и в 9, и в 11 классе. А задание 4 приучает делать выводы из наблюдений.

Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с. 45 является исследовательским. По-существу, ученику необходимо разобраться в приемах звукописи в лирике А.А. Фета. Хорошо, если учитель поможет прочитать и понять соответствующую литературоведческую литературу (энциклопедии, учебники литературы для старших классов и др.), а примеры пятиклассник подберёт абсолютно самостоятельно.

Задание 1 на стр. 51 – чтение с карандашом на уроке литературы должна стать обязательным.

Задание Сравни окончательный вариант стихотворения «Весенняя гроза» с первоначальным вариантом. является исследовательским. План исследования представлен в вопросах после текста первоначального варианта стихотворения.

Задание 3 на стр. 65 учит понимать природу тропа. Очень важно ответить на вопросы задания неформально. Именно осознание сути изобразительного средства, а не воспроизведение его определения, является основой читательской компетенции.

Задание 1 стр. 67, задание 1 стр.69. Большую сложность даже для учащихся старших классов вызывает необходимость передать настроение стихотворения «своими словами». Хорошо, если во время выполнения задания учащимися будет составлен (а в дальнейшем при изучении лирики пополнен) словарик, включающий слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Можно вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Словарик необходимо активно использовать при организации речевой деятельности школьников. Кроме того, важно сформировать у пятиклассников умение, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении.

 

Роман, повесть, рассказ

Задача темы «Роман, повесть, рассказ» -- подробнее познакомить учащихся с наиболее распространенными эпическими жанрами, выявить их особенности. Выбор произведений обусловлен внутренней логикой всего раздела авторской программы. Все названные произведения имеют некоторые общие черты, позволяющие говорить о единстве методической задачи. Проблемы, поднятые в этих произведениях, можно разделить на три основные группы:

· человек в необычной ситуации (Д.Дефо «Робинзон Крузо», А.С.Грин «Зеленая лампа», А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»);

· человек и природа (Д.Дефо «Робинзон Крузо», И.С.Тургенев «Бежин луг», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»);

· комическое в произведении (М.М.Зощенко Рассказы из цикла «Лелька и Минька»).

Кроме того, главными героями большинства названных произведений являются дети, что повышает непосредственный читательский интерес.

Знакомство с эпическими жанрами начинается с романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Следует отметить, что школьникам предлагаются лишь некоторые главы из большого произведения. Это облегчает задачу учителя. Понятие романа как «произведения большого объема» дается во вводной статье, а литературный материал дополняет представления об этом жанре. Школьники выясняют, что события романа могут разворачиваться в течение долгого времени, а предметом изображения становится жизнь человека во всех ее проявлениях. Образ Робинзона Крузо доступен и понятен пятиклассникам. Они легко выявляют положительные и отрицательные стороны его характера, с интересом следят за тем, как герой преодолевает трудности, выпавшие на его долю.

Проблема испытаний и преодоления их является ведущей в произведениях А.С.Грина «Зеленая лампа» и А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Сила духа, умение противостоять жизненным невзгодам, любовь к жизни – вот черты, которые объединяют героев этих произведений. Задача учителя - показать, как под влиянием чрезвычайных обстоятельств раскрываются их характеры. Следуя за сюжетом, школьники учатся анализировать проблематику произведения, отбирать материал для характеристики образов героев. Одновременно продолжается работа над своеобразием эпических жанров. Учащиеся находят различия между изученными произведениями и делают самостоятельные выводы о своеобразии жанров рассказа и повести.

Варианты уроков по произведениям И.С.Тургенева, Дж.Лондона и В.П.Астафьева широко представлены в методической литературе. Отметим только, что данная программа рекомендует сделать акцент на взаимоотношениях человека и природы. О роли пейзажа в художественном произведении подробно говорилось при изучении произведений Н.В.Гоголя и М.М.Пришвина, а также в разделе «Лирическое стихотворение».

Чувство природы пронизывает рассказы И.С.Тургенева «Бежин луг» и Ю.П.Казакова «Оленьи рога». В них пейзаж выступает как средство раскрытия внутреннего мира человека. Он не только подчеркивает сказочно-поэтическое восприятие мира главными героями, но и становится своего рода декорацией для событий, которые разворачиваются по ходу действия. В контексте изучения этих произведений возможно возвращение к проблеме переплетения реальности и вымысла, которая была центром авторской концепции в первом разделе программы. Кроме того, расширяются представления учащихся о жанровом разнообразии рассказа. Например, «Оленьи рога» характеризуются как рассказ-фантазия. С особенностями этого жанра пятиклассники знакомились в процессе работы над сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было». Таким образом, происходит актуализация знаний, что помогает развивать у учащихся умения самостоятельно анализировать художественный текст.

Следующая группа произведений по-иному раскрывает тему «Человек и природа».

Действия повести Дж.Лондона «Сказание о Кише» и рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» разворачиваются на фоне суровой северной природы. Непростые жизненные условия формируют такие человеческие качества, как сила воли, решительность, находчивость. Приключения главных героев вызывают неизменный интерес у пятиклассников.

Работу над художественными текстами, несомненно, следует вести с учетом жанровых особенностей. «Сказание о Кише» корнями уходит в традиции устного народного творчества. Образ легендарного героя уже рассматривался в теме «Легенда». Почему Киш стал героем народных преданий? Что сделал он для своих соплеменников? Что общего между ним и другими известными легендарными героями? – вот небольшой перечень вопросов, которые могут использоваться в процессе анализа повести Дж.Лондона. Почему это небольшое по объему произведение относится к жанру повести, объясняется в статье «Роман, повесть, рассказ» (с. 76-77).

Также материал учебника предлагает сравнить жанр «Васюткина озера» В.П.Астафьева с жанром «Кладовой солнца» М.М.Пришвина (задание с.225). Особенностью рассказа В.П.Астафьева является то, что в основу произведения положены реальные события из жизни писателя. На уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием «автобиографичность прозы».

В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам составить небольшой приключенческий рассказ на основе своих жизненных впечатлений (задание с. 225).

Произведения М.М.Зощенко относятся к жанру юмористического рассказа. Поэтому программа рекомендует подробнее остановиться на понятии «комическое». Учащиеся уже имеют представление о двух видах смеха: осуждающий, язвительный – сатирический и мягкий, добродушный – юмористический. Кроме того, знают о том, какую роль играет смех в художественной литературе (см. тему «Басня»).

Расширить имеющиеся знания позволяют рассказы из цикла «Лелька и Минька» М.М.Зощенко. В процессе работы над этими произведениями учащиеся знакомятся со способами создания комического. Перед ребятами можно поставить задачу найти в тексте примеры смешного и постараться аргументировать свой выбор. Таким образом, создается основа для анализа произведений (рассматриваются особенности речи, характеры и поступки героев, комизм ситуаций, смешение веселого и грустного). Завершить работу можно инсценировкой одного из рассказов М.М.Зощенко (задание с.245). В помощь учащимся даны авторские рекомендации. Пятиклассники на своем опыте смогут понять, как тяжело создать по-настоящему смешное произведение.

В качестве письменной работы, завершающей изучение раздела, можно порекомендовать следующее задания: сопоставить рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (задание на с. 161);

 

 


[1] Эта проблематика присутствует в балладе Ф.Шиллера «Перчатка» в 6 классе. Там целесообразно вспомнить «Ночь перед Рождеством».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: