Покажем формирование ориентировочной основы действия сравнения на примере урока «Строение семян однодольных и двудольных растений».




Методические рекомендации по формированию ориентировочной основы универсальных учебных действий в преподавании естественных предметов

Богданова А.О., учитель биологии МБОУ «СОШ №1»

Тихонова Н.П., методист ГИМЦ

 

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий. Для того, чтобы УУД не формировались стихийно, необходимо организовать работу по разработке шагов работы над ними.

В структуре действия можно выделить: цель действия, мотив действия, ориентировочную основу действия (ООД) и систему умений и операций, с помощью которых данное действие выполняется. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина определяют ориентировочную основу действия как систему шагов, ориентиров и указаний, пользуясь которыми человек выполняет данное действие.

Селиверстова Е.Н., выделяет следующие способы формирования ООД.

ООД первого типа: не предполагает никаких указаний, обучающиеся действуют вслепую путем проб и ошибок. Такое действие останется неосознанным и не будет воспроизводиться в незнакомых условиях. Поэтому процесс формирования УУД для такой ООД идет медленно и с большим количеством ошибок.

ООД второго типа: учитель представляет обучающимся готовую схему, с помощью которой можно осуществить то или иное действие. В этом случае действие формируется быстро и безошибочно, а также хорошо переносится на новые задания. Но перенос ограничен сходством условий выполнения действий с теми, в которых шло овладение действием.

ООД третьего типа: учитель совместно с обучающимися составляет ООД в обобщенном виде. В этом случае действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая обобщенность, т.е. большая широта переноса, чем при втором типе ориентировки.

Рассмотрим формирование ООД на примере действия сравнение. Сравнение – это процесс сопоставления объектов с целью нахождения сходств и отличий. Для того, чтобы сравнить необходимо выделить оценочные основания (признаки для сравнения). Для того, чтобы выделить признаки для сравнения (оценочные основания), необходимо выделить свойства, признаки объектов. С помощью выделенных признаков необходимо сопоставить объекты и установить сходство и различие. Таким образом, ориентировочная основа действия сравнения будет состоять из следующих шагов: дать определение понятию сравнение, проанализировать объекты и выделить существенные признаки и свойства, выделить оценочные основания (признаки для сравнения), сопоставить по выделенным основаниям объекты для сравнения и выделить сходство и различие. Педагог начинает работу с мотивации обучающихся, составляет совместно с обучающимися ООД, затем организует выполнение реальных действий с ее использованием с проговариванием вслух описаний того действия, которое совершается, на следующих этапах формирования ООД действие сопровождается проговариванием «про себя», формированием умственного действия в свернутом виде.

Покажем формирование ориентировочной основы действия сравнения на примере урока «Строение семян однодольных и двудольных растений».

Составляются таблицы: «Сравнительная характеристика внешнего строения семени фасоли и кукурузы»

Параметры сравнения Семя фасоли Семя кукурузы
Наличие семенной кужуры есть есть
Цвет семенной кужуры коричневый желтый
Форма семян Овальная, вытянутая Округлая, сплюснутая
Наличие рубчика есть есть
Наличие семявхода есть есть

 

«Сравнительная характеристика внутреннего строения семени фасоли и кукурузы»

Параметры сравнения Семя фасоли Семя кукурузы
Количество семядолей две одна
Наличие эндосперма нет есть
Наличие зародыша есть есть
Наличие зародышевого корешка есть есть
Наличие зародышевого стебелька есть есть
Наличие зародышевой верхушечной почечки есть есть
Наличие зародышевых листочков есть есть

 

Их анализ позволяет выделить существенные признаки во внешнем и внутреннем строении рассматриваемых семян, выделить оценочные основания (признаки для сравнения), сопоставить по выделенным основаниям объекты для сравнения и выделить сходство и различие.

Для того, чтобы эффективно работать по формированию ориентировочной основы универсальных учебных действий, педагог должен продумать последовательность своих шагов, которые составляют деятельность учителя и создают условия для формирования универсальных учебных действий у обучающихся.

Шаг 1. Мотивационно-ориентировочный: выделить УУД, которое педагог собирается целенаправленно формировать у обучающихся, рассмотреть его структуру и определить его значение в обучении, т.е. ответить на вопрос «Зачем нужно формировать данное действие?» Рассмотрим этот шаг на примере действия по смыслообразованию. Смыслообразование – это процесс установления школьниками связи между учебной целью и мотивом ее достижения, это процесс раскрытия школьниками значимости для них учебного процесса, поиск ответов на вопросы: «Зачем я это учу? Делаю? Для чего мне это надо? Где мне это пригодится?» Смыслы могут быть обобщенные (социальные): быть образованным, интересным человеком, способным к продолжению образования, достойным членом общества, личностью и личностные. Потеря жизненных смыслов ведет к распаду личности. Потеря учебных (познавательных) смыслов ведет к распаду личности ученика.

Шаг 2. Выделить структуру действия. Нужно проследить цепочку: действие- умение – операция. Необходимо определить, какие умения входят в состав выбранного действия.

Например, для действия по целеполаганию необходимы следующие умения: - видеть цель, создавать образ цели;

- окрашивать и наделять цель смыслом, значимостью, ценностью, позитивом, т.е. мотивировать свою цель;

- формулировать цель;

- делить крупные цели на меньшие;

- выстраивать иерархию целей в каждый конкретный отрезок времени.

Шаг 3. Каждое выделенное умение разбить на ряд операций, с помощью которых возможно это умение осуществить. Такими операциями являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выделение главного.

Шаг 4. Составить ориентировочную основу формирования универсального учебного действия к каждому из выделенных нами умений.

Например, умения «Делить крупные цели на меньшие» и «Выстраивать иерархию целей в каждый конкретный отрезок времени» состоят из следующих операций: проанализировать поставленную цель и разбить на несколько мелких предложений, имеющих законченную мысль, проанализировать выстроенные предложения и выстроить их в порядке значимости, проанализировать возможность реализации всех полученных целей на одном уроке, исходя из темы урока выбрать те цели, которые возможно реализовать на сегодняшнем уроке, запланировать время реализации оставшихся целей.

Шаг 5. Конструирование учебных заданий для включения ориентировочной основы формирования УУД в учебный процесс.

Например, на уроке биологии по теме «Строение и значение цветка в жизни растений» обучающимся предложено выбрать те задачи, которые можно решить в ходе данного урока:

- познакомиться со строением цветка;

- раскрыть биологическое значение частей цветка;

- (сформировать) получить представление о соцветиях, как группе цветков;

- (дать) получить представление об однополых и обоеполых цветках;

- (раскрыть) узнать значение опыления для образования семян;

- доказать, что цветок является видоизмененным побегом;

- (дать представление) узнать о различных видах опыления и приспособлениях к ним.

На уроке биологии по теме «Общая характеристика и многообразие шляпочных грибов» обучающимся предлагается разбить большую цель урока на более мелкие задачи. Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности грибов, сравнить грибы с представителями царства растений и животных, познакомиться с характерными представителями царства грибов, раскрыть значение грибов в природе и жизни человека»

Примерные задачи урока: 1. Изучить особенности строения грибов. 2. Найти черты сходства и различия между грибами, растениями и животными. 3. Изучить способы питания, размножения грибов. 4. Изучить способы классификации грибов. 5. Познакомиться с ядовитыми грибами, растущими в нашей местности.

Шаг 6. Проанализировать тематическое планирование и найти место для того, чтобы включать в уроки учебные задания, направленные на формирование ориентировочной основы универсального учебного действия.

Шаг 7. Подобрать пакет инструментария для отслеживания уровня сформированности универсального учебного действия.

Шаг 8. Включать в урок учебные задания по формированию ориентировочной основы универсальных учебных действий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: