Построение ООД для действий по оценке и самооценке




Шаг 1. Мотивационно-ориентирочный: выделить УУД, которое собираетесь целенаправленно формировать у обучающихся, рассмотреть его структуру и определить его значение в обучении, т.е. ответить на вопрос: «Зачем нужно формировать данное действие?» Ответом на данный вопрос может быть, во-первых, социальный заказ современного общества на модель выпускника, который должен не только обладать определенным набором знаний, умений, навыков, но и научиться самостоятельно учиться. Во-вторых, ФГОС требуют целенаправленного развития универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе действий по самооценке, которые входят в состав личностных УУД. В-третьих, наши собственные наблюдения.

Самооценка является составляющей «Я-концепции» и личного опыта человека (Л.И. Божович, М.С. Неймарк, С.Л. Рубинштейн). В.В. Давыдов и А.В. Захаров рассматривали ее как процесс оценивания, входящий в состав опыта учебной деятельности. В основе самооценки лежит процесс оценивания индивидом качеств своей личности, которые необходимы в успешном осуществлении учебной деятельности, степени своей включенности в учебный процесс, своей познавательной активности и другого, а также оценивание продуктов своей учебной деятельности. Сущностью процесса оценивания является механизм сравнения, сопоставления объекта с выбранным правилом, эталоном, нормой, моралью, идеалом, образом, ценностью и т.д. В состав структуры акта оценивания входят: 1. объект оценки, воспринимаемый непосредственно или «извлекаемый» из памяти; 2. Некое образование («эталон», «стандарт», «критерий», «личная шкала», «норматив» и т.д.) для обозначения которого можно предложить обобщающий термин «оценочное основание» или просто «основание»; 3. Процесс сравнения объекта оценки и оценочного основания; 4. Отображение в какой-либо форме результата оценивания в оценке-результате.

Шаг 2. Выделить структуру действия: действие – умение – операция. Необходимо определить, какие умения входят в состав выбранного действия. Например, в состав действия по самооценке входят следующие базовые умения:

- выделять критерии оценки того или иного объекта (познавательные, эстетические, моральные, материальные и др.);

- сравнивать и сопоставлять оцениваемые объекты с критериями оценок или с целостным эталоном;

- фиксировать субъектом обучения собственные мысли, поступки, действия, ощущения в процессе той или иной деятельности;

- придавать оценке определенную форму, т.е. умение грамотно формулировать оценочное суждение;

- отличать оценочное суждение от познавательного;

- видеть свое продвижение в учебном процессе.

Шаг 3. Выделить центральное умение и разделить его на ряд операций, с помощью которых возможно это умение осуществить.

Шаг 4. Составить ориентировочную основу формирования выделенного нами умения. ООД для умения оценивать состоит из следующих операций:

1. зафиксировать объект, который будет подвержен оценке (данный объект может задаваться учителем или выбираться самим учащимся);

2. выделить критерии оценки заданного объекта или целостного эталона (могут быть заранее предоставляться учителем);

3. сопоставить и противопоставить оцениваемый объект с критериями оценки;

4. установить черты сходства и различия между оцениваемым объектом и критериями оценки;

5. отобразить результат оценки в виде познавательного или оценочного суждения.

Шаг 5. Конструирование учебных заданий для включения ориентировочной основы формирования УУД в учебный процесс.

Примером учебного задания по формированию УУД по оцениванию может быть задание: «Оцените устный ответ одноклассника у доски». Для того, чтобы оценить ответ, нужно выделить элементы содержания, которые обязательно должны прозвучать в ответе на вопрос учителя. Их можно на первых этапах обсуждать всем классом. Рассмотрим вопрос учителя и перечень элементов содержания, наличие которых в ответе будут критериями правильности ответа на него. Содержание вопроса: «Известно, что в экосистеме тундры, где основным видом растительности являются различные виды лишайников, очень хрупкая эксистема и ее очень легко разрушить. Подумайте, как повредит эксистеме тундры тяжелая техника? Как сказывается чрезмерный выпас домашних оленей на одних и тех же территориях? Почему на восстановление экосистемы тундры уходит до 30-50 лет и более?»

Перечень критериев включает: определение понятия экосистема, особенности строения лишайников как симбиотических организмов, способы размножения лишайников, особенности экологических условий нормального существования лишайников, способы питания лишайников, особенности роста лишайников, примеры лишайников.

Приводим примеры шаблонов для формулирования выступлений обучающихся с самооценкой устных ответов, которые могут быть им предложены:

- Цель моего выступления заключалась в …

- Я считаю, что цель мною … (достигнута цель или нет, и в каком объеме)

- На мой взгляд лучше всего мне удалось сегодня …

- Однако вопросы, связанные с … мне не удалось раскрыть в полном объеме

- Я назвал, перечислил … Однако при ответе я допустил незначительные ошибки (неточности) в …

- Сегодня я уверенно (не уверенно) отвечал на дополнительные вопросы учителя и одноклассников

- По сравнению с моим предыдущим ответом, я чувствовал себя … (более уверенно, менее уверенно, скованно, свободно и так далее), т.к. я (лучше подготовился, поработал над собой, мне не хватило времени на подготовку, я переживал, другое)

- В процессе подготовки я приобрел … знания, научился …, приобрел опыт …, который мне пригодится (я смогу его использовать) при … Однако я все еще испытываю затруднения в … и мне необходимо поработать над …

- По десятибалльной шкале я бы оценил свой ответ на … баллов.

Шаг 6. Проанализировать тематическое планирование и найти место для того, чтобы включать в уроки учебные задания, направленные на формирование ориентировочной основы универсального учебного действия.

Шаг 7. Подобрать пакет инструментария для отслеживания уровня сформированности универсального учебного действия.

Критериями эффективности комплекса учебных заданий по формированию умений самооценки школьников являются следующие: знаниевый, деятельностный, качественный. Показателями знаниевого критерия являются: знание таких понятий как «оценка», «самооценка», «сравнение», «оценочное суждение», понимание сущности хода оценивания, знание характеристик оценочного и познавательного суждений,

наличие представлений о формулировании оценочного суждения. Показатели деятельностного критерия: наличие умений самооценки, которыми овладели школьники, уровень сформированности умений самооценки.

Показатели качественного критерия: потребность включаться в самооценку своей учебной деятельности, степень самостоятельности при самооценке своей учебной деятельности, содержательность самооценки при обосновании своих возможностей перед выполнением учебных заданий, а также результатов своей учебной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: