Достоинства нейролингвистического программирования




Важнейшее из них состоит в возможности по-новому взглянуть на процесс обучения. «В сущности, мы просто ищем способы научить людей пользоваться собственными мозгами, — заявляет в одной из работ Ричард Бэндлер. — Люди поразительно способны к учению. Я убежден... что все мы — машины для учения. Хорошая сторона в том, что вы можете быстро и легко усваивать самые разные вещи. Плохая в том, что всякий хлам вы можете усвоить так же легко, как и полезные вещи».

Преимущество НЛП перед большинством других психологических подходов заключается в том, что здесь в центре внимания оказываются формальные особенности внутренних процессов познавания и чувствования, а не содержание переживаний человека.

Механизмы нейролингвистического программирования

Человек, для которого общение с людьми составляет суть профессиональной деятельности, может легко разли-181

чить этапы внутреннего процесса, вызывающие в его собеседнике отрицательную реакцию. Достаточно заменить один элемент последовательности другим, чтобы разрушить стереотип внутреннего поведения. Изменение формы процесса неизбежно влияет на его содержание.

Другая особенность НЛП — стремление не уничтожать, а порождать; не устранять нежелательные формы поведения, а мобилизовать бессознательные ресурсы и создавать новые, более действенные способы поведения, ибо любой из них эффективен, но в свое время и на своем месте.

Ожидаемый эффект от использования

По мнению специалистов Исследовательского института проблем административного работника США, НЛП представляет собой наиболее продуктивный из существующих ныне способов изменения поведения человека. Специальный американский журнал «Психология сегодня» отмечает: «НЛП дает формулы того, как человек вбирает в себя чувственные впечатления, организует их внутри в такие познавательные процессы, как память и принятие решений, а затем преобразует эту последовательность во внешнее поведение».

Технология НЛП позволяет: решать многочисленные задачи: в медицине — избавить пациентов от серьезных психологических проблем — депрессий, фобий и т.д. в течение часа; в обучении — успешно освоить правописание, чтение, математику; в области управления, рекламы, спорта — приобрести профессиональные навыки в самых различных областях: от пилотирования самолета до стрельбы из пистолета. С помощью НЛП можно значительно расширить возможности поведения в изменяющихся обстоятельствах. Оно позволяет менять и дополнять программы, заложенные в нас предыдущим жизненным опытом, делая наше поведение более гибким и предоставляя нам дополнительные возможности для полного раскрытия и использования своих неосознаваемых ресурсов.

Термины и определения

Нейролингвистическое программирование работает с внутренними психическими процессами, выявляя их структуру и внося в них изменения. Для описания этих процессов в НЛП применяются понятия ведущей, репрезентативной и референтной систем. Когда вы что-то спраши-182

ваете у своего собеседника, он, прежде чем ответить, должен «переварить» полученные данные, и при этом в нем происходят события, о которых можно судить по внешним особенностям его поведения. Одно из таких событий — извлечение информации для ответа, выраженное в форме визуальных (зрительных), аудиальных (слуховых) и кинестетических (связанных с внутренними ощущениями и чувствами) образов.

Система, ответственная за извлечение информации, называется ведущей. Затем извлеченная информация должна быть как-то представлена сознанию. Э т о дело репрезентативной системы. Информация здесь также может быть выражена визуально, аудиально или кинестетически.

Однако если ведущая система выполняет свои функции ниже уровня осознания, то репрезентативная система осознается.

В одних случаях модальности ведущей и репрезентативной систем могут совпадать (когда в обеих системах обрабатывается визуальная, аудиальная либо кинестетическая информация), в других этого совпадения может и не быть.

На завершающем этапе в процесс включается референтная система, сверяющая полученный результат с искомым. Это обязательный этап в любой стратегии принятия решений. Если кто-то заявляет: «Я сам не знаю, чего хочу», — это значит, что у него референтная система отсутствует. В табл. 8.1 представлены характеристики трех рассмотренных информационных систем человека и формы образов, используемых при их реализации.

Таблица 8.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: