Наименование | Назначение | Форма образов |
i. Ведущая | Отвечает за извлечение информации, процесс происходит ниже уровня сознания (бессознательный процесс) | !. Визуальные (зрительные) 2. Аудиальные (слуховые) 3. Кинестетические (моторно-двигательные ощущения) 4. Обонятельные 5. Вкусовые |
2. Репрезентативная | Представляет информацию сознанию (процесс осознается) | |
3. Референтная | Сверяет полученный результат с искомым |
Чтобы понять, какая часть переживаемого нами осознается, следует обращать внимание на то, какими словами мы описываем процессы, т.е. какие формы образов используем.
У одного человека в речи преобладают слова, характеризующие визуальную сторону переживаемого, у другого — аудиальную, у третьего — кинестетическую.
Для человека с основной визуальной модальностью наиболее адекватными словами и словосочетаниями окажутся такие:
видеть — видение — рассматривать — с моей точки зрения — под углом зрения — в фокусе — ярко — смутно — смутно вижу суть вопроса — перспективы — никаких перспектив.
В речи человека с основной аудиальной модальностью скорее всего будет присутствовать примерно следующий набор:
слышать — звучать — я вас слушаю — я прислушиваюсь — шумный — громко — мелодично — тихо.
Человек с основной кинестетической модальностью в разговоре будет употреблять описания сенсорных переживаний:
чувствую — ощущаю — схватываю — схватываю суть проблемы — зажатый — скованно — свободно — удобно — остро — остро ощущаю.
Итак, основная репрезентативная система — эта такая система, которой человек пользуется наиболее часто.
Кроме основной, существует ведущая репрезентативная система. Она отражает деятельность мозга в данный момент, в ситуации «здесь и сейчас». Для ее определения используются невербальные ключи доступа, представляющие собой наблюдения за движениями глаз, о чем будет рассказано ниже.
Таким образом, в зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трех основных категориях:
— визуальной (восприятие посредством зрительных образов);
— аудиальной (восприятие посредством слуховых впечатлений);
— кинестетической (восприятие посредством ощущений).
Каждый индивидуум, обладая всеми тремя модальностями, предпочитает чаще всего использовать лишь одну
из них. Значит, для одного мир — это, прежде всего, то, что можно увидеть, для второго — он наполнен звучанием, для третьего мир — это определенное эмоциональное настроение.
Реальности таких людей сильно отличаются, и если другие репрезентативные системы у них не развиты, общение между ними напоминает разговор на разных языках, о чем сами они и не подозревают.
К счастью, в жизни чистые случаи встречаются редко. Мы пересекаемся друг с другом хотя бы частью наших реальностей, и взаимопонимание возможно.
Для того чтобы взаимопонимание было еще и эффективным, вы должны научиться слышать предикаты* собеседника, т. е. слова — вербальные ключи доступа, описывающие процесс. Умение услышать предикаты собеседника и пользоваться всеми их модальностями поможет вам присоединиться к его реальности, войти в его мир (мир визуалиста, аудиалиста или кинестетика). Давайте посмотрим, вслушаемся, ощутим, осознаем еще раз, как могут выглядеть предикаты различных модальностей:
— визуальные: видеть, яркий, ясный, туманный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, мелькать, темный, пестрый, цветастый, ракурс, перспектива и т.д.;
— аудиальные: слушать, звучать, громкий, настраивать, звенеть, согласовывать, скрипеть, кричать, оглушать, скрежетать и т.п.;
— кинестетические: чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, шероховатый, твердый, тяжелый и др.;
— обонятельные и вкусовые: пахнуть, вкусный, пресный, соленый, острый, несвежий, сладкий, терпкий, кислый, горький, ароматный и прочие.
Кроме того, есть такие слова, по которым невозможно определить, в какой модальности человек осознает свои переживания. Например: думать, знать, понимать, воспринимать, изменяться, учитывать, помнить, верить, милый, уважаемый и т.д.
Если вам заявляют: «Я вас знаю», можно спросить: «Вы это видите, слышите или чувствуете?» Это позволит вам понять, как ваш собеседник воспринимает мир, что из этого мира осознается им и на каком уровне. И, исходя из этого, строить свое общение.
* Предикат (лат. praedicatum) — сказанное, отношение, т.е. свойство нескольких предметов.
В табл. 8.2, имеющей большое практическое значение, представлены в сжатой форме различные модальности и соответствующие им предикаты или, как говорят психологи, вербальные, т.е. словесные ключи доступа, иначе говоря, ключи, открывающие двери во внутренний мир нужного вам собеседника.
Например, вы стремитесь создать доверительные, близкие отношения. В этом случае вам следует применять предикаты той же модальности, что и ваш собеседник.
Если же, наоборот, вы предпочитаете держать его на дистанции, достаточно, чтобы в вашей речи преобладали предикаты иной, чем у вашего собеседника, модальности.
Таблица 8.2